Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Дательный падеж"»
Открытый урок
на тему
«Дательный падеж»
Русский язык 4 класс
Тема: Дательный падеж
Цель: Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д.п.) имён существительных в тексте.
Задачи: 1)предметные: знакомство с дательным падежом, с предлогами, вспомогательным словом, вопросами данного падежа.
2) метапредметные: формирование следующих универсальных учебных действий:
А) регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Б) познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Ход урока.
Начинаем урок русского языка. Предлагаю работать под девизом «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».М.В.Ломоносова. Как понимаете эти слова?
Мы будем открывать тайны русского языка выполняя разные задания, результат отмечать в листе самоконтроля.
1.Актуализация знаний.
Откройте тетрадь. Запишите дату. Классная работа.
Какие орфограммы встретились? Декабря б\ гласная в корне слова проверочное слово- декабрь, непроверяемая безударная гласная е – словарное слово. Классная работа – удвоенная с, словарное слово – класс.
Чтобы определить тему урока проведем словарную работу.
С какой целью проводим словарную работу? Чтобы запомнить правильное написание слов .
Ребята шли тропе лесу. (к, по) слайд Запишите предложение 1ученик у доски.
Какие предлоги вставили? Дополните вашу таблицу предлогами. Запомните их.
Найдите и подчеркните главные члены, определите падеж имен существительных. 1 ученик у доски
Назовите имена существительные в форме Д.п. Поставьте вопросы : шли к чему? Куда? К лесу. Шли по чему? По тропинке. Выделите окончания. Какие окончания ПИШУТСЯ В ИМЕНАХ СУЩ В ФОРМЕ Д.П Ж.Р,ед.ч, у существ М.Р, ед числа? Запомните окончания
Чем являются в предложении ? (второстепенными членами).
Дополните таблицу
3. История названия «дательный» падеж.
Упр. 144.
– Просмотрите текст этого упражнения, не читая его.
– Какую информацию вы надеетесь получить из этого упражнения?
– Прочитайте текст более внимательно. Оправдались ли ваши
предположения? Что нового узнали из текста?
– С каким словом тесно связано название «дательный»?
– Вот как эту мысль проиллюстрировал поэт.
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным, давательным
Дательный назвал!
(Т. Рик)
Запишите в таблицу слова – помощники из стихотворения. ( слайд)
3. Работа с таблицей в учебнике.
а) Сравните составленную вами таблицу с таблицей в учебнике на
с. 127 после упр. 145.
– Есть ли отличия? Оцените свою работу в листе самооценки
– Может ли употребляться дательный падеж без предлога? Приведите пример. Подарить Маше книгу.
Физминутка
б) Упр. 146 – сравнение таблиц для В.п., Р.п. и Д.п.
– Вспомните предлоги, которые употреблялись с В.п. и Р.п. (см. с. 121, 124 и 127).
– Сравните предлоги, с которыми употребляются все три падежа. Повторяются ли предлоги?
– Какой вывод можно сделать? (Предлог нужен для определения падежа)
4.Развитие умений. Музыка «Времена года» ДЕКАБРЬ.(Слайд)
Природа Хабаровского края уникальна, прекрасна и неповторима. Природный мир родного края не сравним ни с одним регионом нашей большой необъятной Родины. Зима в крае холодная, снежная. Очень часто бывают метели. Это холодное время года труднее всего пережить животным и птицам. Ведь зимой очень трудно найти корм.
Давайте вспомним какой корм любят зимующие у нас птицы.
Игра-задание"Определите птиц на зимовку"
- Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, сало, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку птицы и прикрепите к картинке с кормом- составьте словосочетание с именем существительным в форме дательного падежа, единственного числа.(записывают в тетради и на доске, определяют падеж, род число, выделяют окончания)
Сало (кому?) синице Д.п, ж.р -е
Ягоды кому? снегирю,
Зёрна (кому) воробью
Семена подсолнечника (кому?) поползню
Хлебные крошки (кому?)
0рехи кому? кедровке
Вывод : КАКИЕ окончания пишутся у имен сущ. В форме д.п ед ч- Ж.Р-Е
Кто знает стихотворение – призыв помочь птицам зимой.
Молодцы. Вы были щедрыми.
Лев Успенский назвал главу о дательном падеже «Щедрый падеж». Посмотрите в толковом словаре значение слова щедрый.
Работа со словарем.
Какое название вы бы дали Д.п.? (отзывчивый, добрый, заботливый, внимательный, толерантный)
Есть приметы связанные с поведением птиц. Прочитайте приметы, Запишите понравившуюся примету в тетрадь. Определите падеж имён существительных.
В марте птички щебечут- к хорошей погоде.(лист самооценки)
Зарядка для глаз.
Работа в парах.
1 карточка. Ответь на вопрос. Запиши предложения , поставь существительное в скобках в д.п.
1. Кому она вчера звонила? (мама) 2. Кому он послал письмо? (мать и отец) 3. Кому она помогает? (дедушка и бабушка) 4. Кому очень грустно? (девочка) 5. Кому больно? (мальчик) 6. К кому мы идём в гости? (Наташа и Иван)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2 карточка.
Придумайте и напишите предложения со словосочетаниями.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3 карточка.
Поставьте вместо точек слова по смыслу.( сын, дочь ,ребёнок ,внук ,подруга родители ,учитель, ученик).
1.Отец подарил ... велосипед. 2. Маленькой ... он купил куклу. З. Мать поёт ... колыбельную песню. 4. Бабушка рассказывает ... сказку. 5. Я написал письмо ... . 6. Он послал ... телеграмму. 7. Ученик задал ... вопрос. 8. Учитель объяснил ... непонятное слово.
Проверка по слайду. Лист самооценки
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Игра «Мельница»
1 группа -называет падеж
2 группа- вопросы
3 группа - слово –помощник Вспомогательное
4 группа - предлоги
5.Рефлексия
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
Умение записывать словарные слова
Умение ставить вопросы к существительным и определять падеж
Умение работать в паре
Умение слушать и понимать других
Умение составлять план урока
Умение работать с таблицей
В завершении урока давайте подарим улыбки кому? Друг другу
Слова благодарности за урок кому? Учителю
Придя домой слова любви скажем кому? Маме, бабушке
Добрые слова кому? Братьям, друзьям
6.Итог урока
«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны». Открыли мы сегодня на уроке тайну?
Рассмотри лист самооценки, подумайте и скажите, что получилось хорошо, а в чём испытывали затруднения?
Какие задания были лёгкими? Трудными?
Домашнее задание Упр. 5, с. 135–136
Оцените урок. Скоро Новый год. Давайте украсим ёлочку. Если вам понравился урок- повесьте жёлтый шар, если вам было не интересно – синий шар