I этап. Мотивация к учебной деятельности Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. Учитель. Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Девизом нашего урока станет пословица «Терпение и труд всё перетрут». Слайд 2 Как вы её понимаете? Дети. Чтобы что-то получилось, надо потрудиться. Учитель: Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Счетный материал. Почему это важно? Дети: Чтобы на уроке работать чётко, не терять зря время. Учитель. Покажите, с каким настроением вы начинаете урок? | | Умеет слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Умеет находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
II этап. Актуализация знаний. Цель - включить учащихся в учебную деятельность. | Работать с информацией, представленной в форме загадок. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Создать у детей эмоциональный настрой на урок | II этап. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка. - Как называют сладости в обёртках? (конфеты) - Как называется геометрическая фигура без углов? (круг, овал) - Что вырастает весной, а опадает осенью? (листья) - Бабушкина дочь – это? (мама) - Название каких деревьев начинается с согласного звука? - Кто ответит, какое время года сейчас? (весна) -Назовите месяц? - Какой по счету в году месяц март? - А какой он по счету как весенний месяц? - Так как по календарю уже наступила весна, скоро она наступит и в природе. А что весной происходит в природе? Слайд 3 Дети. Распускаются листья на деревьях, прилетают птицы. Учитель. Сегодня на уроке мы постараемся почувствовать приближение весны. На нашем чудо-дереве уже набухли почки. А как быстро на нем распустятся листочки, будет зависеть от нашей с вами работы на уроке. За каждое правильно выполненное задание на деревце крепим листочек. Что потребуется от нас на уроке, чтобы листочков было много? | | Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД) |
III этап. Устный счет. Цель – закрепить счёт в пределах 10. | Работать с информацией, представленной в форме задач. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 10, показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего в обсуждение проблемных вопросов. Организует название шагов учебной деятельности. | III этап. Устный счёт 1.Витя сделал 3 желтых фонарика и 2 синих. Сколько всего фонариков сделал Витя? Дети. В задаче говорится о том, что Витя делал фонарики желтые и синие. Спрашивается, сколько всего фонариков сделал Витя? Задача решается сложением. К 3 прибавить 2 получаем 5. Ответ: 5 фонариков. Учитель: Запишите решение задачи в тетрадь. 2. В классе 8 мальчиков , а девочек на 3 меньше. Сколько девочек в классе? У. Известно, что мальчиков было 8, а девочек на 3 меньше, это значит – столько же, но без 3. Задача решается вычитанием. Из 8 вычесть 3, получаем 5. Ответ : 5 девочек в классе. 3. Посчитаем в прямой последовательности: 0,1,2,3,….. Посчитаем в обратной последовательности: 10, 9,8….. 4. Перед вами написана закономерность, подумайте в чем она? 2,3,4, 2,3,4,5… Чем она представлена? 5. Я задумала число, если к этому числу прибавить 7, то получится 9. Какое я задумала число? (2) Увеличьте это число на 3 (5). Что вы можете сказать о числе 5? Дети. 5-нечетное число, состоит из 5 единиц, соседние числа 4 и 6. 6. Составьте выражение суммы из чисел 6 и 2, найдите значение этого выражения и приготовьтесь отвечать с названием компонентов. Дети. Первое слагаемое 6, второе слагаемое- 2, сумма равна 8. Составьте выражение разности из чисел10 и 4, найдите значение этого выражения. Дети. Уменьшаемое 10, вычитаемое 4, разность рана 6. Самооценка. Учитель. – Кто желает проанализировать, как он сейчас поработал (по опоре) Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу? На доске находится алгоритм самооценки в помощь учащимся. Какое задание мне надо было выполнить и с какой целью? Удалось ли мне выполнить задание? Успешно или с ошибками? Как я выполнял задание: самостоятельно или с чьей-то помощью? | Знает название и последовательность чисел при счете Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно). | Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД) |
IV этап. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности Цель – планирование деятельности на уроке | Участвовать в работе по решению примеров Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение вопросов. | IV этап. Формулирование проблемы. Самоопределение к деятельности. На доске прикреплены таблички со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объем. - Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор. Весы длина Масса сантиметр Килограмм линейка Дети. Длина измеряется линейкой, единица измерения-сантиметр. - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм. Что такое масса и длина? Дети. Это величины. Учитель. Почему массу и длину мы можем назвать величиной? Дети. Потому что их можно сравнить и измерить. - Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе? Дети. Мы не знакомы с этим словом, не знаем что оно означает. Учитель.Как вы думаете,что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить? Дети. Что такое объем? Является ли объем величиной?. Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме? Что такое объем? Можно ли сравнить объем? Как измерить объем? Каковы единицы измерения объема? Что мы сейчас с вами сделали? Спланировали свою дальнейшую деятельность. - Для чего все это вам нужно знать? Где эти знания могут вам пригодится? -Когда надо что-то отмерить, молоко, воду. Физминутка (электронная) | Знает, называет и обозначает различные величины Выдвижение гипотез | Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД) Оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД) |
VI этап. Открытие нового знания. Цель – познакомить учащихся с понятием объем; - познакомить учащихся с единицей измерения объема – литр | Работать с информацией, представленной в виде проблемных вопросов. Осуществлять и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение вопросов. Организовать практическую деятельность учащихся | VI этап. Открытие нового знания. Учитель берёт в руки стакан с водой. - Что у меня в стакане? (вода) - Какая она?(жидкая) Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой? (Она растеклась, потому что жидкая.) - Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (Ёмкости) - Приведите примеры ёмкостей. (стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.) Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, бокал. Для чего мы используем эти предметы в жизни. Дети. Чтобы наливать в них разные жидкости – чай, молоко, воду. Учитель. Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? Дети. Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где больше всего воды, а где меньше? Учитель. Давайте проверим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? Дети. Переливанием.- Учитель. Возьмем стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельем в банку. Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке еще осталось место. Значит, можно сделать вывод: Дети. Что воды в стакане меньше, чем в банке. Учитель. Проверим, одинаковое ли количество воды помещается в стакане и в бокале. Перельем воду из стакана в бокал. Видим, что вода поместилась вся и ее ровно столько же, сколько в стакане. Можно сделать вывод: Дети. Что в стакане и в кружке помещается воды одинаково. Учитель. Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? Дети. Нет. Учитель.А их форма? Дети. Нет. Учитель. Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? Дети. Нет Учитель. А их масса? Дети. Нет. Учитель. А что же было для нас важным? Дети. Больше или меньше поместится в них воды. Учитель. По другому можно сказать, при решении данной задачи нас интересовала вместимость сосудов, или в математике говорят «объем». Над каким пунктом мы сейчас работали? - Что такое объём? Итак, мы сравнивали объемы сосудов: стакана, бокала, банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: , Стакан Стакан = кружке Раз мы сумели сравнить объемы сосудов и воспользовались знаками , =, значит можно сказать, что объем-это величина. На какой пункт мы сейчас дали ответ? - Можно ли сравнить объём? Учитель. Всегда ли можно измерить объем сосуда с помощью переливания? Дети. Нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один. Учитель. Итак, если сосуд один, то, как измерить, сколько жидкости в нем помещается? Дети. Надо выбрать какую-то мерку. Практическая работа. На столе у учителя банка, различные мерки и вода 1.- Давайте помощью бокала измерим, сколько жидкости помещается в этой банке Вывод: в этой банке помещается ….бокалов воды. Возьмем другую мерку – стаан и измерим, сколько в банку помещается воды из стакана. Вывод: в этой банке помещается … стаканов воды. - Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось …бокалов воды, когда взяли другую мерку-…стаканов воды? (мерки разные) - Как вы думаете, достаточно ли такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось …бокалов, а другой – получилось….банок воды. Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объема. Давайте прочитаем об этом на с. 44. Слово литр сокращенно пишут так: л (на доске карточка литр-л) Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? Дети. В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров. Учитель. Над каким пунктом плана мы сейчас работали? Как измерить объем и каковы единицы измерения объема | Умеет распознавать и исследовать исходные данные; Умеет сравнивать предметы по объему с помощью переливания; Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно); Правильно употребляет в речи математические понятия; Умеет правильно обозначать величину - литр. | Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД) |
VII. Применение нового знания. Работа с учебником. Цель – тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным ранее. | Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Включить учащихся в обсуждение вопросов. | VII. Применение нового знания. Работа с учебником Учитель. 1.Прочитайте задачу № 2 на с. 44. О чем говорится в задаче? Дети. О кастрюлях. Учитель. Что известно про первую кастрюлю? Дети. В оранжевой кастрюле было 5 литров воды. Учитель.Что говорится в задаче о второй кастрюле? Дети. Известно, что в синей кастрюле было на 3 литра больше воды. - На какой вопрос надо дать ответ? Д. Сколько литров воды налили в синюю кастрюлю. - Можем ли мы ответить на вопрос задачи? Д. Да, потому что на 3 литра больше это столько же, сколько и в оранжевой, да еще 3. Задача решается сложением. К 5 прибавить 3 получится 8. Ответ 8 литров воды в синей кастрюле. - Давайте сконструируем задачу. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (ответы детей: «Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Условие – это то, что нам известно из задачи; вопрос – что нужно узнать; решение – действие, с помощью которого находим результат – ответ.») Условие: В оранжевую кастрюлю налили 5 литров воды, а в синюю- на 3 литра больше. Вопрос: Сколько литров воды налили в синюю кастрюлю? Решение: 5+3 = 8 Ответ: 8 литров Запись на доске. Работа в тетради Откройте рабочие тетради на с. 52. Выполните вычисления. Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем руку, не согласны – руку не поднимаете. В эту банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости. Массу арбуза нельзя измерить в литрах. Объем жидкости измеряется в килограммах. Единица измерения объема жидкости называется литр. Самостоятельная работа. 5 + 2 = 6 7 8 6 – 4 = 2 3 4 8 – 5 = 4 3 2 7 + 3 = 8 9 10 2 + 6 = 7 8 9 9 – 4 = 4 5 6 Выберите правильный ответ. Проверка. Кто хочет оценить свою работу. | Умеет решать математические задачи Правильно употребляет в речи математические понятия. Умеет правильно называть единицу измерения объема - литр. Умеет правильно вычислять в пределах 10 | Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Отличает новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |