Математика
2 класс
Тема урока: Емкость. Литр.
Цель урока: актуализировать знания разных единиц измерения: массы, длины; ввести новую единицу измерения – литр.
Задачи:
учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение;
развивать математическую речь, мышление, вычислительный навык, умение решать задачи,
воспитывать ответственное отношение к учебе
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровые, литровая, пол-литровая банки, 1л сока, ведра с водой, презентация.
Тип урока: освоение нового материала.
Ход урока
1. Орг.момент. Эмоциональный настрой(слайд1)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Вижу, вы готовы к работе. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем исследователями и познакомимся с новой величиной.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Оформление тетрадей ( слайд2)
– Откройте тетради. (записать число, классная работа)
2. Минутка чистописания
– Давайте пропишем цифру два. Посмотрите на доску. В каком порядке будем писать цифру? (Одна, через клеточку – три подряд, через клеточку – одна, и т.д.)
3. Мотивация к учебной деятельности
– Как называется единицы измерения длины, с которыми мы уже знакомы? (Сантиметр, метр, дециметр)
– В каких единицах измеряют массу предметов? (Килограмм)
– Можно ли с помощью этих единиц измерить, сколько воды в нашем ведерке?
Учитель демонстрирует ведерко.
– Нам предстоит узнать, как называется единица измерения емкости.
Учитель открывает часть темы: “Емкость.”
– Решите примеры. (слайд№3)
(80-30)+6 94-(70+20) (76-6)+8 (54-4)+40
Найдите в таблице буквы, которые соответствуют ответам, составьте слово.
– Какое же слово у вас получилось? (Литр)
Полностью открывается название темы: “Емкость. Литр” (слайд№4)
– Прочитайте тему нашего урока хором.
4. Формирование новых понятий и способов действия
1) Фронтальная беседа с учащимися.
– Что у нас в ведерке? (Вода)
Какая она? (прозрачная, без цвета, без запаха, жидкая).
– Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)
– Почему? (Вода – это жидкость)
– Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)
– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)
Емкость – это предмет, в который помещена жидкость.(слайд №5) Посмотрите: кастрюля, ведро, лейка, бутылка – это все емкости. (слайд №5)
– Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля и т.д)
– Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)
– Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)
– Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.
К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой – 0,5л.
– Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).
– Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.
2) Выполнение практического задания по измерению емкости банок.
– Сколько банок насчитал первый вариант? (3 банки)
– Сколько банок насчитал второй вариант? (6 банок)
– Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)
Когда вы приходите в магазин, вы видите жидкости в различных коробках, банках, бутылках.
Как правило, на этих пакетах указанно, сколько жидкости в него помещено. Сокращенно литры записывают «л». (слайд №6)
1 Литр – 1л
На каждой банке, бутылке, пакете обозначается, сколько в нем помещается жидкости. Мы видим, что на рисунке ниже есть обозначения – 1 л. Это значит, что в пакете сока, например, помещен 1 литр сока.
Давайте возьмём пакет сока и посмотрим, сколько сока помещается в этом пакете.
На пакете мы видим обозначение 1л, значит в этом пакете 1 литр сока. Теперь давайте проверим, сколько жидкости поместится в эту банку. Для этого возьмем этот сок и перельем в банку. Итак, мы с вами увидели, что в банку мы вылили весь сок. Значит, в этой банке помещается также один литр.
Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку ? (3)
– Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки, 5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)
Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру? (слайд№7)
5.Динамическая пауза (слайд №8-9)
- На интерактивной доске вы увидите звездочки с разными единицами измерения, если число на звездочке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину – вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете.
6. Формирование умений и навыков
1. Найти значение выражений
– Откройте учебники на странице 78. №3 с комментированием
2. Решить задачу №5 (слайд №10)
1 доярка – 7л
2 доярка – 5 л
3 доярка _?л
7+5=12(л)
Ответ: 12 литров молока
3. Определить ёмкость стр. 79 №8(слайд№11)
7. Рефлексия (слайд №12)
- Я доволен собой. У меня все получилось
Хочу знать больше!
- У меня не все получилось, но я постараюсь
- Ничего не понял(а) на уроке
8. Разбор домашнего задания: стр. 79, № 6 (слайд№13)