1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
- Здравствуйте! Всем доброго дня.
И вам, ребята, доброго дня и хорошего настроения.
Наш девиз: Хочу всё знать!
- Какими мы должны быть на уроке, чтобы много узнать? (внимательными, старательными, думающими, инициативными, самостоятельными, активными и т.д.)
Начинаем наш урок. Возьмите лист Самооценки, в левом верхнем углу отметьте свое настроение в начале урока. Презентуйте соседу. Отложите лист.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Продолжительность: 4-5 минут.
Методы:создание проблемной ситуации. (слайд1)
- У нас в гостях два гнома Весельчак и Ворчун. С самой осени они не разговаривают друг с другом. В чём же причина? Выяснилось, что осенью они вместе решили отправиться в лес за грибами. Они долго собирались и взяли с собой следующие предметы (корзина, ножик, резиновые сапоги, дождевик, книга). (слайд 2) И тут же завязался спор. Весельчак утверждал, что один предмет здесь точно лишний, но Ворчун разозлился и сказал, что всё пригодится в лесу. На этом они и разошлись в разные стороны, обиделись друг на друга.
- Ребята, поможем решить этот спор? Или лучше займемся своими не менее важными делами? (Если замечаешь несправедливость нужно вмешаться и справедливость восстановить. Нельзя быть безучастным к чужой проблеме)
- А как вы думаете, какие правила общения нарушили гномы?
(Весельчак не объяснил своё решение, не привёл доказательств. Ворчун не стал доказывать свою точку зрения, а сразу обиделся и перестал разговаривать - это не выход, только в беседе мы можем прийти к истине)
- Ведь очень плохо, когда кто-то не дружит. Мы обязательно помирим гномов.
-Запомните эти предметы. Кто сумеет назвать их по памяти? (3 слайд пустой)
-Какой предмет лишний и почему? Давайте не просто назовем его, а докажем Ворчуну, что он не прав и зря обиделся на Весельчака. (Книга. Если будешь читать, то грибов не соберёшь, в корзину могут попасть несъедобные грибы. Но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник )(4 слайд)
- А вдруг Ворчун сходил в библиотеку и библиотекарь ему предложил книгу, в которой рассказывается о грибах, съедобных и несъедобных. Он должен был объяснить это Весельчаку. Вот и всё, проблема решена? Что мы объяснили гномам? (Нужно уметь договариваться)
- Грибы всё-таки они собрали.
Весельчак собрал 5 грибов, а Ворчун – 4. Кто из них собрал больше грибов и на сколько? (на магнитной доске выкладываем 5 и 4 гриба)(слайд 5)
- Докажите, что 5 больше, чем 4. (Число 4 встречается раньше на числовом ряду, значит оно меньше. 5 это 4 и ещё 1, значит, 5 больше 4)
- Сколько всего грибов собрали гномы? (9)
Запишите на сигнальной доске. Как узнали?
3. Выявление места и причины затруднения.Фиксирование затруднения.
Весельчак и Ворчун опять устроили спор. Весельчак утверждает, что верное решение 5+4, а Ворчун, что – 4+5. Кто же прав?
- Сравните примеры.
- Что вы заметили? (Слагаемые одинаковые, но они поменялись местами)
- А можно ли так поступать в математике?
Проверим?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
-Вы догадались, какая тема нашего урока? (Перестановка слагаемых)
- Что мы хотим узнать? (Можно ли переставлять слагаемые местами?)
-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. А давайте, ребята, проведём исследование. Может кто-то из вас знает, что это такое?
-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением) Какую цель исследования поставили? (Доказать, можно ли переставлять местами слагаемые)
Работаем в парах
Каждая пара получает раздаточный материал 2 видов. Все пары получают план работы.
(Слайд 6 с планом действий)
Прочитайте план
План
1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.
2. Сравните результаты.
3. Сделайте вывод.
5. Реализация построенного проекта.
Дети работают в парах. Договорись с соседом, кто будет отвечать.
Один ученик отчитывается о работе пары по плану: (слайд 7)
1.У нас получились примеры….
2. Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….
- К какому выводу мы пришли? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Вывод: Значит, менять слагаемые местами можно?(да)
- Давайте проверим, правы ли вы. Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. Вот яблоко (учитель показывает), я разрезала его пополам. Соединяю половинки. Получим целое яблоко? Поменяю половинки местами. Это же яблоко?
- Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования. Проговорите это правило друг другу в парах.
-Откроем учебники на странице 14.
-Прочитаем задание, выполним.
- Найдите высказывание, на которое автор учебника обращает особое внимание (правило выделено жирным шрифтом) Это вывод, который сделали учёные математики.
- Совпадают ли наши выводы?
- Кто же из гномов прав? (оба)
- Докажите. (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Физминутка (слайд 8)
- Ребята, мы все знаем, чтобы собирать съедобные грибы, нужно быть очень внимательными. Давайте проверим, насколько вы внимательны.
- Посчитайте, сколько зайцев смотрит влево и сколько вправо?
- Почему было много разногласий (зеркальное отражение)
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись. Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок, А затем вприсядку, чтоб не мерзли пятки.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.
- Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.
Решаем примеры с комментированием из учебника стр.14, з.1
3+2 1+4 6+1
2+3 4+1 1+6
- Что помогло вам решить примеры? (правило)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в рабочей тетради
1.Рабочая тетрадь стр.8 з.1 (сам.работа)
Взаимопроверка по эталону (кто-то у доски).
Сравни с образцом. Оцени себя (смайлики на полях)
-У кого всё получилось?
2. стр.8 з.3 (1 столбик). Кто успеет, может выполнить и 2 столбик.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На столах карточки с примерами.
5+7 2+8
9+2 6+3
6+4 9+2
3+6 4+6
8+2 7+5
- Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их (проверка по эталону на экране)(слайд 9)
2. Решение примеров индивидуально (сильные дети)
- Где можно применить новое знание?
- Ребята, вернёмся к нашим корзинам с грибами и нашему исследованию.
Наши гномы помирились и решили переложить грибы в одну корзину. Как это сделать удобнее? (практическая работа).
- Какой способ решения удобней, рациональней? Почему?
Кто может сделать вывод?
- (Легче к большему числу прибавить меньшее) А об этом мы продолжим говорить на следующем уроке.
Резерв
Работа с разрезным материалом
- На ваших столах лежат картинки, на них изображены равенства с помощью рисунков. Но некоторые слагаемые в равенствах отсутствуют. Постарайтесь подобрать такие слагаемые, чтобы равенства были верными.
Проверяем.
Сравни с образцом. Оцени свою работу (смайлики). Молодцы!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Наш урок заканчивается.
Возьмите лист самооценки.
Какое у вас настроение? (тучка, солнышко)
У кого настроение улучшилось? Почему?
Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?
Обозначьте своё настроение.
Теперь оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Жёлтый – “Я – молодец, справился сам” Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился” Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”.
Спасибо за старание. Ведь главное – желание. А навыки и знание с годами к вам придут. Прозвенит звонок с урока – Отдохнуть придет пора. Что узнали на уроке, не забудьте никогда.