- познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
задачи урока:
1.Образовательные:
познакомить детей с числами второго десятка: особенности чтения, записи, десятичный состав каждого числа от 11 до 20;
повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.
2.Развивающие:
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.
3.Воспитательные:
воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
УУД:
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оборудование: интерактивная доска, тематическая презентация, индивидуальные компьютеры, вееры чисел (для устного счета).
Учебные пособия:
Математика, учебник для 1 класса начальной школы, М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, Просвещение, Москва, 2013.
Рабочие тетради.
Структура урока:
Организационный момент. 2 мин.
Устные упражнения. 14 мин.
Работа над новым материалом. 12 мин.
Первичное закрепление нового материала. 3 мин.
Физкультминутка. 1мин
Решение задачи. 5 мин.
Закрепление изученного материала. 3 мин.
Итог урока. 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня отправимся в Математическую страну. Там мы узнаем, как образуются числа второго десятка, познакомимся с их названиями и порядком следования при счёте. Житель этой страны приготовил для вас разные задания. Выполнив эти задания, вы раскроете тайну волшебного слова. Путешествие наше далёкое, трудное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных математиков.
2. Устные упражнения.
Учитель: Первая остановка называется «Десяток». Посмотрите, кто нас встречает? Наш друг Незнайка. Он приготовил для вас задания.
1. Игра «Набери число».
Учитель: В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8, 9, 10. Лишнее число зачеркните.
6
3
2
5
7
1
3
5
4
4
3
4
2.Работа с компьютером
Работа в программе «Мат-решка» тема 2 («пальто») «Сложение и вычитание в пределах 10.
3. Отгадаем загадки.
( Результаты сообщают учителю числовым веером.)
Два щенка-баловника Бегают, резвятся, К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? (5)
Три гуся летят над нами, Три других за облаками. Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей? (8)
Пошла курица гулять, Собрала своих цыплят. Семь бежали впереди, Три остались позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сколько было цыплят? (10)
Я нашёл в дупле у белки Пять лесных орешков мелких. Вот ещё один лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка. (6)
(на доске поочерёдно появляются числа 5 8 10 6)
3. Работа над новым материалом.
Учитель: Посмотрите на эти числа.
Какое из них отличается от остальных?
Дети: 10. Его можно назвать лишним.
Учитель: Почему вы назвали число 10?
Дети: Оно двузначное, а остальные однозначные.
Учитель: Давайте вспомним, что такое десяток?
Дети: Десять единиц составляют десяток.
Учитель:
Один, два, три,
А за ними, посмотри –
Идут четыре, пять, шесть –
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Мы один к нулю прибавим –
И десяток вмиг составим.
Учитель: Вот так мы добрались до остановки «Образование чисел».
Помните стишок про 0?
«Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки…»
А попробуйте слева от него поставить 1. Что получится? (10)
Раньше на Руси 10 называли ДЦАТЬ
А теперь посмотрите, что получится, если в числе 10 заменить цифру 0 любой другой цифрой.
1 вариант - запишите эти числа в порядке возрастания;
2 вариант - запишите эти числа в порядке убывания;
(проверка у доски)
Учитель: Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка (повторяют хором).
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
5. Физкультминутка .
-Выполнение зарядки с учителем
-А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
Работа в компьютере - тема 1 («лягушки»)программа «Мат-решка»
6. Работа в учебнике и тетради. Решение задачи.
Учитель: Незнайка не может решить задачу .
Давайте поможем ему.
Решение задачи №3, с.47.
Задача.
Дети посадили у школы 7 липок и 3 березки.
Можно ли считать это задачей? (Нет, это условие).
А теперь прочитайте, что написано под номером 1.
Что это? (Это вопрос).
А теперь прочитайте условие с 1 вопросом. Что получилось? (Задача)
Чтение задачи учащимся.
Можно ли данную схему считать схемой к данной задаче.
(дети проверяют соответствие схемы и задачи).
Анализ задачи по вопросам.
- Что известно?
- Что надо узнать?
-Можем ли сразу ответить на вопрос? (Да).
- Каков знак в решении задачи? (+)
-Что помогло определить знак действия? (Вопрос «Сколько всего?»)
- Как узнать, сколько дощечек выпилил Вася?
- Надо к 4 прибавить 2.
- Запишем решение.
- Ответили мы на вопрос задачи?
- Да.
- Запишем ответ.
- Какие ещё вопросы можно поставить к задаче?
- На сколько больше дощечек выпилил Вася, чем Ваня?
- Как этот сделать?
- 6 – 2 = 4(д.)
- Могли ли вы придумать продолжение этой задачи?
- Ваня выпилил 4 дощечки, а Вася – 6. Сколько дощечек они выпилили вместе?
- Как решить задачу?
- Нужно к 4 прибавить 6.
- Сколько получиться?
- Получиться 10.Пишем ответ.
7. Закрепление нового материала.
Учитель: - Кого мы опять повстречали на своём пути?
Дети: - Это Незнайка.
Учитель: Он приготовил для вас задание (слайд из презентации)
Нужно получить двузначные числа, записав их суммой двух слагаемых.
Например: Как можно получить 15 рублей ? 15=10 +5
8. Итог урока.
Учитель:
- Вот мы и закончили путешествие по математической стране.
-Что нового вы узнали из него?
-Что вам понравилось?
-Что вызвало трудности?
На этом урок закончен. Спасибо всем за внимание.
Дополнительный материал - игра «Собери цветок»
Самоанализ урока:
Данный тип урока предполагал формирование понятия о десятке, о «двузначных числах», о десятичном составе чисел.
Цель урока: познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Форму урока составляли традиционные структурные компоненты.
Организационный момент имел мобилизующий характер.
Устный счёт включал в себя задание на повторение состава числа, сложение в пределах 10. Был проведён в форме фронтального опроса.
Работа над новым материалом была проведена с помощью практического задания – составлением чисел от 11 до 19, затем была показана презентация «Второй десяток».
Первичное закрепление нового материала было проведено с помощью упражнения на развитие внимания (соедините точки в порядке возрастания). Данный тип урока предполагал формирование и закрепление умения решать задачу. Подробно была рассмотрена задача на увеличение числа на несколько единиц.
Закрепление пройденного материала было проведено в форме игры «Покорми рыбок». Игра была проведена в форме дифференцированной работы, в которую были включены задания на развитие мышления.
Закрепление нового материала было проведено с использованием слайдов. Цель: закрепить знания по образованию чисел второго десятка, развитие умения записывать эти чисел.
Все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные задачи достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке.