Технологическая карта урока
Тип урока (мероприятия, занятия) Урок «открытия» нового знания
- рассмотреть состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания.
Задачи:
Образовательная:
- формировать умения распознавать правило и действовать в соответствии с графическими и символическими моделями;
- совершенствовать навыки устного счёта;
- формировать умения оценивать свою работу.
Развивающая:
- развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;
- развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
Воспитательная:
- воспитывать культуру общения, умение работать в парах, слушать друг друга;
- воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Предметные:
- Знание случаев сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд.
- Умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел через разряд, основанные на знании состава числа 13.
Личностные:
- Принимают и осваивают социальную роль обучающихся;
- Стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
- Проявляют самостоятельность, личностную ответственность.
Метапредметные: выявляют основные признаки понятий и оперируют ими.
УУД
- Личностные УУД:
-Способность к самооценке.
- Регулятивные УУД:
-формируют учебную задачу урока, соотнося то, что уже известно, и то, что неизвестно и предстоит узнать;
-прогнозируют результат деятельности, контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки, способны к саморегуляции.
- Коммуникативные УУД:
-знают правило ведения диалога, достаточно полно и точно выражают свои мысли, уважают в общении и сотрудничестве всех учеников образовательного процесса.
-аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
- Познавательные УУД:
-формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию;
-создают алгоритм деятельности, структурируют знания, анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, сравнивают их, устанавливают причинно- следственные связи.
Ход урока.
I. Организационный этап.Создание мотивации успеха.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем!
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Слайд
- Ребята, посмотрите, кто ещё пришёл к нам на урок?
- Какое настроение чаще всего бывает у вас осенью? Почему?
- С кем бы вы хотели подружиться на уроке, с солнышком или тучкой?
Так, давайте работать так, чтобы солнышко нам всем светило, улыбалось и согревало!
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Сегодня, ребята, у нас урок – открытия нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать?
Вот и начнём урок с повторения изученного.
Слайд
- Давайте поможем нашим друзьям спрятаться от холода в домики.
«Заселяют домики». Повторяют состав чисел 11-12. Работают с веером чисел.
III. Целеполагание и мотивация
- Итак, какую тему мы сейчас с вами повторили?
- Для чего нам необходимо знать состав числа?
- Решив правильно примеры, мы с вами узнаем, кого согреют листочки:
- Почему Белка осталась без листочка?
- А почему нет таких примеров?
- Кто определил тему сегодняшнего урока?
- Какую проблему будем решать?
- Эту проблему решим сами или обратимся за помощью?
- Какую цель поставим перед собой?
Состав чисел 11, 12.
Чтобы решать примеры на сложение и вычитание.
Находят верные ответы:
5+6=11 6+6=12
9+2=11 8+4=12
У Белки № 13.
Мы ещё не знаем, как получить число 13.
Состав числа 13.
Как получить число 13.
Попытаемся решить сами.
Запомнить состав числа.
Научиться решать примеры на сложение с ответом 13., на вычитание.
Открытие новых знаний
- Ну, что ж, за работу!
Гуляя по лесуЁжик собирал грибы. Вам интересно узнать, сколько грибов нашёл Ёжик?
Больше 12, но меньше 14. Сколько?
- Как вы думаете, что он сделает с этими грибами?
- Давайте ему поможем.
Работа в парах
- Возьмите карточку. На ней кружочками обозначили количество грибочков. Сколько кружочков на каждой полочке?
- Как можно разделить 13 кружочков на 2 группы используя однозначные числа? Начинайте с наибольшего. Проведите черту.
- А теперь угостите Зайчика и Белочку!
- Скажите, что мы сейчас получили?
- Решили мы проблему как получить число 13?
- Давайте ещё раз повторим состав числа 13.
Да.
Ёжик нашёл 13 грибов.
Угостит своих друзей: Белочку и Зайчика.
13 кружочков.
Делят на 9 и 4, 8 и 5, 7 и 6
Выходят к доске и выставляют грибочки с числами: 9 и 4, 8 и 5,
7 и 6.
Состав числа 13.
Решили.
Хором повторяют пары чисел.
Физминутка для глаз
(могут встать)
А сейчас отгадайте загадку:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
- У нас в классе сейчас тоже будет листопад, под который можно отдохнуть.
«Листья жёлтые» Слайд
Листопад.
V. Первичное закрепление изученного
- Сколько листочков вы видите на слайде?
- Сколько надо добавить, чтобы получилось 13?
- Опираясь на наш рисунок и состав числа 13, какое задание можно выполнить?
Запишите эти выражения в тетрадь.
- Обязательно нам надо заучивать все примеры?
- Запишите в таблицу «Состав чисел второго десятка» только те, которые будут являться вашими помощниками.
6 листочков.
6+7=13
Записывают на доске и в тетрадях с проговариванием:
9+4=13 13-9=4 13-4=9
8+5=13 13-8=5 13-5=8
7+6=13 13-7=6 13-6=7
Нет.
Заполняют таблицу.
VI.Закрепление изученного материала.
Работа на интерактивной доске
- Лена наблюдала за падающим листочком и сделала вот такой рисунок…(с.36 № 98, учебник)
А ещё записала выражение: 7+6. Что бы это значило?
- Какую геометрическую фигуру напомнил вам этот рисунок? (ломаная линия)
На доске ученица рисует путь, которым летел листочек.
7- коротенькие дорожки или горизонтальные.
6- длинные дорожки или вертикальные.
9- коротенькие, 4- длинные.
Физминутка
- Отгадайте:
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?Дождь.
- Ночь. Все детки спят. Они видят волшебные сны. Но вот, первые лучики солнца пробежались по лицам детей. Они проснулись. Встали. Сладко потянулись. Посмотрели в окно. А там… Первые капли дождя стучат по крышам домов. Капли стучат всё чаще и чаще. Громче и громче. И вот блеснула молния. Грянул гром. …И стало тихо….
Самостоятельная работа
- А в это время Ёжик для вас тоже приготовил подарки. Посмотрите, какие красивые яблоки он вам принёс: красные, жёлтые, зелёные. А на них – задание. Готовы выполнить?
Красные яблоки.
«Засели домики»
Состав числа 13
Жёлтые яблоки.
Какие числа надо вставить, чтобы получились верные равенства:
9+1+…= 13 7+3+…=13
8+2+. .= 13 6+4+…=13
Зелёные яблоки
Дорисуй яблочки до 13.
Работают самостоятельно по карточкам – яблочкам.
VII. Домашнее задание
Запомнить состав числа 13.
с.38 № 106
Работают по таблице «Состав чисел второго десятка»
Вставляют числа в окошки и записывают верные равенства.
VIII. Итог урока. Рефлексия
Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить «пять»?
Попрошу вас предлагать.
Давайте посмотрим, какое у нас получилось дерево успеха:
- Я теперь знаю состав числа 13 –
- Я не совсем понял, как получить число 13-
- Я ничего не понял на уроке -
Подводят итог своей работы.
Оценивают работу одноклассников.
Рисуют на яблочках улыбку, полуулыбку, грусть.
Дополнительная информация.
Ресурсы, оборудование и материалы
Компьютер, проектор,презентация, интерактивная доска, план-конспект урока
Список учебной и дополнительной литературы
1.Математика, 2 класс, Н.Б. Истомина, М.: Издательство «Ассоциация XXIвек»
2.Пособие для учителей «Методические рекомендации» Н.Б. Истомина, Е.С. Немкина, З.Б. Редько, Н.Б. Тихонова
- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
Для учащихся:
- учебник математики для 2 класса Н.Б.Истомина, 2011 , рабочая тетрадь;
- математический веер для устного счёта «Засели домики»;
- индивидуальные карточки- яблочки, индивидуальные таблицы «Состав чисел второго десятка».
Для учителя
- презентация к уроку;
- мультимедийная техника;
- наглядность: корзина с грибами, зайчик, белка, дерево успеха.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа и др.)
Словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог)
Методы контроля (устный, самоконтроль)
Наглядно-образные методы и приемы (мультимедийная презентация)
Метод конструирования понятий
Метод рефлексии (осознание деятельности)
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
Электронные физминутки для глаз. Автор Галкина Нина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамаского района, Нижегородская область.
http://www.it-n.ru/ -сеть творческих учителей
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/e/egik.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/z/zay.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/b/bel.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/klen.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/ja/jabl.html
http://stat21.privet.ru/lr/0c24f6436731f80d0faf889355d57c00
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/475/75475396_3019244_tuchka.png
http://s008.radikal.ru/i306/1208/ef/82184637f10f.jpg -солнышко