Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Последовательность чисел от 11 до 20"»
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Названия и последовательность чисел от 11 до 20»
Цель: Формирование понятия о десятке, как счетной единице.
Задачи: -познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и рассуждать вступать в коллективном обсуждении;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в учебнике;
- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- сравнивать предметы, объекты : находить общее и различия;
- группировать предметы и субъекты на основе существенных признаков;
- определять тему урока.
Личностные УУД:
- выполнять правила подготовки к уроку;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Форма проведения: урок - путешествие.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
УМК «Школа России».
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с числами первого десятка; карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Название чисел второго десятка.
Порядок следования при счёте второго десятка
Образование чисел второго десятка.
Сравнение чисел в пределах 20.
Чтение и запись чисел второго десятка.
Тезаурус
Десяток.
Единица.
Числа от 11 до 20.
Образование чисел второго десятка.
Однозначные числа.
Двузначные числа.
Ресурсы: для учителя: основные - рабочая программа; дополнительные - электронное приложение к учебнику М.И. Моро;
для учащихся - учебник «Математика» для 1 класса начальной школы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. часть 2, стр. 46- 47
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Организационный момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
(1 мин)
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке
Приветствие. Чтение стихотворения.
-Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь.
Наш весёлый первый класс Вам покажет все сейчас: То, чего достигли мы, Находясь уже в пути.
Путешествие зовёт,
Первоклашек на урок!
-Сегодня мы отправляемся в чудесное путешествие, в сказку. Сказка не простая, а математическая, и её герои любят выполнять разные математические задания.
Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя, садятся на свои места
Личностные: создание эмоционального настроя, формирование интереса (мотивации) к учению.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
II. Актуализация знаний (8 мин)
Цель: актуализация субъективного опыта учащихся
Игра «Отгадай слово».
-Чтобы узнать, кто главный герой этой сказки мы с вами должны выполнить задание.
-Для этого вам нужно расставить числа в правильном порядке.
4
7
5
1
2
6
3
о
к
б
к
о
о
л
-Сегодня главный герой нашей сказки - Колобок. (СЛАЙД 2)
-А кто хотел в сказке съесть колобка?
-Но мы сегодня с вами постараемся сделать такую добрую сказку, в которой не съедят нашего колобка, и он опять вернётся к бабушке и дедушке.
- Нам нужно будет помочь колобку справиться с заданиями и трудностями, которые встретятся ему на пути, а сможем мы это сделать только в том случаем, если будем очень внимательными.
Игра «Назови фигуры». Посмотрите на домик, из которого наш герой совершит математическое путешествие. Из каких фигур он состоит? (СЛАЙД 3)
-Итак, отправляемся с колобком по математическим дорожкам.
Игра «Набери число». В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8
6
3
2
6
7
1
3
5
2
4
2
4
« Вспоминаем состав числа 7 и 8»
Игра «Волшебный мешочек» (Внутри карточки с цифрами от 1 до 9)
- Ребята я вам буду показывать карточку с числом, а вы мне будете называть последующее число. Затем предыдущее.
Отгадаем загадки.
*Возле чума два щенка
Бегают, резвятся, К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? (5)
*Три гуся летят над нами, Три других за облаками. Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей? (8)
*Пошла уточка гулять, собрала своих утят. Семь бежали впереди, три остались позади. Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сколько было всего утят? (10)
Отгадывают слово «Колобок»
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные: формирование интереса к учебной деятельности.
Регулятивные: прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
Познавательные: обработка информации, установление аналогий; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулироватьсвои затруднения, осуществлять взаимный контроль; строить сообщения в устной форме
Коммуникативные: доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса;
-оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
III.Минутка чистописания (2 мин.)
Цель: формирование навыка
правильного написания
цифры 8
Пальчиковая гимнастика с карандашом- «Султанчиком»
(взяли карандаши).
Карандаш в руках держу,
Между пальчиков кручу.
Непременно, каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Сели все ровно и красиво, открыли тетради.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какое завтра будет число?
- Сколько дней осталось до пятницы?
- Запишите число, классная работа.
- Какие цифры используем для записи этого числа?
- Назовите сумму этих чисел?
- Назовите разность этих чисел?
Два кольца, но без конца,
Посередине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?
- Пропишите эти цифры в тетради.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Ответы детей.
Прописывают цифру 8 в тетради.
Регулятивные: волевая саморегуляция, Познавательные: знание техники и выполнение упражнений с предметом;
Личностные: вырабатывают каллиграфический почерк
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)
Цель: стимулирование познавательного интереса, принятие целей урока.
- Кого Колобок первым встретил на своём пути?
(СЛАЙД 4) Заяц нам предлагает посмотреть внимательно на эти числа. Какие числа вы видите? Назовите. Какое из них отличается от остальных? Почему вы назвали число 10? Давайте вспомним, что такое десяток. (Десять единиц составляют десяток). Послушайте стихотворение о числе ноль:
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки –
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим –
Он побольше станет весить,
Потому что будет десять.
- А как же будут называться числа после 10? (проблемная ситуация).
«Что такое? Почему? Ничего я не пойму? Вы, ребята, помогите, однозначные числа в двузначные превратите». - просит нас Заяц.
А теперь давайте попробуем в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой.
1
*
12 16 18 15 19 и т. д. Какие комбинации получились? Кто знает, как называются эти числа? Что мы узнаем на этом уроке?
Тема нашего урока: «Названия и последовательность чисел второго десятка».
- Зайца.
10 можно назвать лишним. Оно - двузначное, а остальные -однозначные. (Для его записи нужно две цифры - два знака).
Десять единиц составляют десяток.
Один, два, три, а за ними, посмотри –
Идут четыре, пять, и шесть – их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь. К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим – и десяток вмиг составим.
Получилось:
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.
Предметные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; сравнивать числа в пределах 20.
Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, формирование интереса к учебной деятельности и способам решения новой задачи.
Регулятивные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность; принимать и сохранять учебную задачу урока.
Познавательные: строить сообщения в устной форме
V. Практическая работа с опорой на материалы учебника (5 мин.)
Цель: обеспечение осмысленного усвоения знаний
VI. Физминутка (2 мин.)
РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«Колобок»
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Дети повторяют под музыку движения за учителем
Познавательные:
формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием и показателями основных физических качеств;
Регулятивные:
умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; осуществлять самоконтроль при выполнении ритмических движений; оценивать свои действия.
Личностные:
мотивация учебной деятельности; проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия; формирование установки на здоровый образ жизни.
Коммуникативные:
возможность сотрудничества;
умение видеть и понимать друг друга;
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
VIII. Самостоятельная работа ( 2 мин)
Цель: формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Работа в парах.
-Ребята, давайте вспомним, с кем ещё не встретился наш колобок?
-Ребята, для того чтобы лиса не съела колобка, вам нужно потрудиться и правильно выполнить задание.
-На ваших столах лежат карточки, вам нужно вставить пропущенные знаки, чтобы выражения получились верными.
-А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание. (СЛАЙД 11)
С Лисой.
Выполняют задание
Личностные: самоопределение , нравственно -этическая ориентация, формирование интереса к учебной деятельности.
Регулятивные: прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность.
Коммуникативные: формирование умения работать в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра.
Познавательные: сравнивать числа в пределах 20
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от урока, выполняют самооценку (рефлексию)
Познавательные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Коммуникативные: доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса; оформлять свою мысль в устной речи.