Конспект урока по математике
Тема: Последовательность чисел и выражений, составленных по определённому правилу.
Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий.
Цель: Формирование умения у обучающихся последовательно распределять выражения и числа, составленные по определённому порядку.
Задачи:
- Формировать умение складывать и вычитать круглые двузначные числа, находить последующее и предыдущее число при переходе через разряд. Учить детей выявлять закономерность в записи выражений и ряда чисел, преобразовывать предметную модель в символическую. Продолжать работу по формированию навыков устного счета.
- Развивать знаково-символические УУД, через замену действий с числовыми фигурами числовыми равенствами, преобразование предметной модели в символическую и логические (анализ и синтез) через выделение существенных признаков последовательности чисел.
- Воспитывать эмоционально-личностное отношение к предмету, уважение друг к другу и коммуникативные умения: обсуждать вежливо, говорить по очереди в процессе работы в парах.
Планируемый результат:
- У учащиеся формируется умение складывать и вычитать круглые двузначные числа, находить последующее и предыдущее число при переходе через разряд. Дети умеют выявлять закономерность в записи выражений и ряда чисел, преобразовывать предметную модель в символическую. Совершенствовать навыки сложения и вычитания однозначных и «круглых» двузначных чисел. Продолжается работа по формированию навыков и умений устного счета.
- Развиваются знаково-символические УУД посредством замены действий с числовыми равенствами, логические УУД через преобразование предметной модели в символическую.
- Проявляется эмоционально-личностное отношение к предмету, уважение друг к другу и коммуникативные умения: обсуждать вежливо, говорить по очереди в.
Ход урока.
Этапы урока. Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Мотивация к учебной деятельности.
Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
- Здравствуйте, ребята!
- Я рада вас видеть:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
-Садятся за парты
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: овладение базовыми понятиями.
- Ребята, начнём наш урок с устного счёта. Положите перед собой веер.
- Слушайте внимательно. Я говорю вам выражения, а вы находите его значение и показываете ответ на веерах.
- Первое слагаемое 6, второе слагаемое 3. Покажите значение суммы.
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Покажите значение разности.
-Я задумала число. В нём два десятка. Покажите это число. Хорошо, положите веер.
- Обратите внимание на карточки на доске. Найдите значение равенства, написанного на первой карточке: 30+20. Найдите значение равенства на второй карточке: 90-40.
-Вы слышите задание, грамотно стараетесь его выполнить.
- 9
- 4
- 20
30+20=50
90-40=50
3.Решение проблемы.
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи.
- Ребята, на каждой парте лежат числовые ряды: 10, 30, 20, 50, 40, 70, 60, 80, 90.
- Чем похожи эти числа?
- Что нарушено в этом ряду чисел?
- Ребята, сейчас с соседом по парте вам нужно будет восстановить последовательность, расставив числа по порядку.
-Кто будет готов, покажите посадкой.
-Итак, ребята, прочитайте числа по порядку, как вы составили.
- У кого также? Вы сделали верно.
- Ребята, что это такое получилось?
- Хорошо, я увидела, как вы умеете работать в парах: вы старались понять мнения других, обсуждая вежливо задание.
- Определите тему нашего урока.
-Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Последовательность выражений и чисел, составленных по определённому правилу».
-Чему мы будем учиться сегодня, как вы думаете?
-Да, ребята, мы будем выявлять закономерности в записи ряда чисел и выражений.
-это круглые десятки, двузначные числа.
-последовательность
-Читает одна пара.
-Отвечают
-Получился числовой ряд от 10 до 90, т. е. последовательность.
-Предположения детей.
-учиться последовательно писать числа.
4.Первичное закрепление.
Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Задание 123
-Ребята, откройте учебник. На стр.51. Задание 123. Прочитайте задание для себя.
-Что нужно сделать?
-Откройте тетради, найдите красную точку перед карточкой, запишите дату двадцать шестое февраля.
Найдите карточку.
-Дети первого ряда встаньте. Вы будете работать с первым столбиком. Присаживайтесь. Прослушайте задания для всех, затем приступайте к работе.
-Дети второго ряда встаньте. Вы работаете со вторым столбиком равенств.
-Встают дети третьего ряда. Вам предстоит работать с третьим столбиком равенств.
- С Первого ряда идёт работать один ученик, со второго ряда, с третьего ряда (на доске столбики). Вы будете работать отдельно, затем мы проверим, кто как справился.
-Кто быстро справиться с заданием, может перейти к другому варианту. Итак, кто закончит, покажите правильной посадкой.
-Ребята, начинаем проверять. Посмотрите, правильно ли выполнил первый ученик у доски? Оцените его работу смайликом.
-Верно ли выполнил второй ученик?
-Оцените работу третьего ученика.
-Итак, посмотрите ещё раз внимательно на данные столбики с равенствами. Может, кто-то заметил что-то интересное. (посмотрите на первое равенство:40+30=70. С какого числа начинается второе равенство? 70.)
-Ребята, запись каждого следующего равенства в данных выражениях начинается с того числа, которое было значением предыдущего. (Второе равенство начинается со значения суммы первого равенства)
-Запишите ниже в каждый столбик ещё по одному равенству. Каждый ряд работает со своим столбиком. (посадка) (фронтальная проверка).
-Какие равенства записали дети первого ряда, второго и третьего?
Задание 124
-Найдите номер 124. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать?
-Поставьте пальчик на первый ряд чисел, чтобы я видела.
-Проанализируйте первый ряд чисел, найдите закономерность.
- Какую закономерность нашли? Назовите первое число. Как получили второе число из первого? Как получилось третье число из второго?
Я у доски объясняю и показываю в это время, когда он отвечает, закономерность. Назовите следующее за 30 число. Чтобы назвать это число, что нужно сделать?
-Сейчас работаем таким образом, вторую строчку выполняет первый вариант.
- Встаньте первый вариант.
- Третью – второй. Встаньте, вы выполняете третью строчку.
- с первого варианта поработает у доски 1 ученик.
- Со второго варианта 1 ученик.
(заготовки на доске).
-Вам нужно понять закономерность и закончить строчки, записав ещё три числа.
-Выполняем. (слежу за посадкой)
- Заканчиваем. Кто закончит, показываем правильной посадкой.
-Какова же закономерность во второй строчке?
-Ребята, давайте оценим работу одноклассника, проверка смайликами. Правильно ли они выявили закономерность и продолжили ряд?
-Какова закономерность в третей строчке?
-Оцените одноклассника.
- Хорошо, присаживайтесь на места. Я вижу, что вы умеете выполнять такие задания. Молодцы.
- Закройте тетради
- Хорошо, теперь немного отдохнём.
Физминутка музыкальная
Задание 125
-Продолжаем работать. Откройте кассы цифр. Найдите в учебниках номер 125. Прочитайте задание для себя, приготовьтесь прочитать вслух.
- Прочитай вслух.
- Что вам нужно сделать?
- Как быстрее выполнить задание?
-Первый вариант в паре выполняет задание 1.
- Поднимите руки, кто сидит на втором варианте. Вы выполняете 2 задание.
- Постарайтесь сделать так, чтобы бы было не менее 2-х числовых равенств.
- Кто понял, что значит не менее?
- Выполняйте (посадка).
- Заканчиваем, сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и посмотрите, правильно ли он сделал, пообсуждайте вполголоса, что он сделал.
- Так. Поменяйтесь тетрадями обратно. Сейчас поднимите руки, у кого получилось два равенства?
-У кого три?
-У кого 4? (8)
- Поставьте руки на локоток, слушайте внимательно, если равенства верны то хлопок.
- Прочитайте свои равенства.
- Посмотрите сколько можно было составить (слайд). Допишите равенства.
-Хорошо, молодцы. Я увидела, как вы работаете.
-Вы умеете складывать и вычитать единицы и десятки. Десятки складываются как единицы.
Задание 127
Посмотрите на рисунки под цифрой 1. Обратите внимание на рисунок слева. Назовите число десятков, число единиц?
- Каким числом можно обозначить число единиц на первом рисунке?
-Посмотрите на рисунок справа. Сосчитайте сколько десятков, сколько единиц. Назовите число кругов.
Что изменилось на этом рисунке в отличие от первого?
-Сколько стало единиц?
-Составьте числовое равенство (устно).
-Какое число 40 для 39?
- Как получился рисунок слева из рисунка справа?
- Составьте равенство.
-Отвечает один: найти значение выражения.
-Открывают тетради, записывают
-Решение первого ряда:40+30=70,
70-10=60,
60+20= 80,
80-10= 70.
- Решение 2 ряда:
50+30=80,
80-20= 60,
60+10= 70,
70+40= 30.
-Решение третьего ряда:
70-20= 50,
50-30= 20,
20+50=70,
70+10= 80.
-Выполняют
-Оценивают
-запись каждого следующе-
го равенства в столбце начинается с того числа, которое было
значением предыдущего.
- Отвечают
-Найти правило, по которому изменяется в ряду каждое последующее число.
-Выполняют
-50 увеличиваем на 40, получаем 90. Затем 90 уменьшаем на 50, получаем 40. 40 увеличиваем на 40, получаем 80, затем 80 уменьшаем на 50.
2)30, 90, 20, 80, 10, 70, 0, 60.
3)20, 70, 30, 80, 40, 90, 50, 100
-Два человека, по одному с каждого варианта, работают у доски
-Оценивают.
-Второе число из первого получили так: к 30 прибавляем 60. Чтобы получить из второго числа третье нужно из 90-70.
- Чтобы получить второе число из первого нужно к 20+50=70. Чтобы из второго получить третье нужно из 70 вычесть 40, получим 30.
- Читает один
нужно составить верные числовые равенства, используя данные числа
-В парах.
1)3+5=8, 5+3=8, 8-5=3,
8-3=5,
5+4=9,4+5=9, 9-4=5, 9-5=4.
2)30+50=80, 50+30=80, 80-50=30, 80-30=50
50+40=90, 40+50=90,
90-50=40, 90-40=50
- Значит больше 2-х
-Читает ученик, у которого больше всех получилось равенств.
- 9 ед., 3 дес.
-39
-40
-Прибавили одну единицу
-40.Если к 39 прибавить 1 получится 40.
-Последующее
-из 10 ед. убрали 1
40-1=39
6.Рефлексия учебной деятельности.
Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что уже усвоено.
-Ребята, я сегодня увидела, кто как работал. Что вы скажите о своей работе? Покажите смайликами своё настроение на уроке, поднимите их вверх.