kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Маленькие и большие секреты страны Литературии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы "Маленькие и большие секреты страны Литературии". УМК "Перспектива"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература Урок»

4


Урок литературы

Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

УМК «Перспектива» 3 класс


Тип: обобщение знаний.


Технологии: технология проблемного обучения, технология критического мышления.


Цели:

повторить и обобщить изученный материал;

знакомство с понятием «аннотация», выяснить, для чего она нужна и как ее составить;

развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях

и анали­зировать их;

определять тему, основную мысль текста, давать развернутый ответ на вопрос;

развивать творческие способности, речь, память, мышление.


Планируемые результаты:


предметные:

- продолжить работу по формированию читательских умений;

- работать с содержанием текста сказки;

- осмыслять особен­ности повествовательного текста, характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев;

- выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста;

- способствовать обогащению словаря учащихся;


метапредметные:

- находить необхо­димую информацию в соответствии с заданием,

- обобщать полученную информацию, делать выводы;

- работать в группах: слушать и уважать мнение каждого члена группы, уметь отстаивать свою точку зрения;


личностные:

- развивать познавательные процессы;

- формировать уверенность в себе;

- оценивать свою работу и работу группы.



Оборудование: учебник по литературному чтению, Толковый словарь русского языка, мультимедийное оборудование.






Ход урока


  1. Организационный момент (готовность к уроку).

Необходимо вспомнить

Правила работы в группе


  1. Актуализация знаний.


Логическая разминка.


Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, предлагаю вспомнить прочитанные произведения и ответить на вопросы викторины «ДаНетки».


Я читаю утверждение. Если вы с ним согласны ставите знак « +»,

если нет знак «-«.


  1. Верно ли, что Жучку, которая спасла девочку Снегурочку, старик со двора выгнал? (+)


  1. Я утверждаю, что Ленивица получила от Мороза Ивановича «брильянтик косыночку закалывать».(-)



  1. Верно ли, что Воробей Воробеич и Ерш Ершович жили в большой дружбе?(+)


  1. Верно ли, что шакал Табаки был лучшим другом Маугли? (-)



  1. Верно ли ,что старушка подарила барабанщику маленькое волшебство?(+)


  1. Верно ли, что Нечистый замуровал в березу деда? (-)


Ответы: (на доске)

  1. +

  2. +

  3. +


Проверка. Итог.

- О героях каких произведений наша викторина? (О сказочных)


- Где живут сказочные герои? (В сказках)

К какому жанру относятся данные произведения? (Сказка)


- Дайте определение сказки.


(Сказка — древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.)


- Чем отличается сказка от других жанров литературы? Докажите.

(В сказках всегда добро борется со злом,)


- под воздействием добра изменяются герои сказки,


- есть такие слова и выражения, которые обычно употребляются в сказках,


например:

идет путем-дорогою;

сослужи мне службу;

пригорюнился;

эка невидаль.


- На какие группы делятся сказки?

(Народные и литературные)


- Чем отличается народная сказка от литературной?


(У народных сказок нет автора.

У литературных сказках есть автор)


- На какие виды можно разделить и народные и литературные сказки?

(Бытовые, о животных, волшебные)


- Назовите признаки бытовых сказок. (Описывается жизнь простых людей).


- Назовите признаки сказок о животных.

( Животные могут говорить, ходить друг другу в гости).


- Назовите признаки волшебных сказок.

(Зачин, троекратный повтор, чудеса, волшебные предметы, концовка)




  1. Работа по теме урока

  2. - В викторине вы угадывали героев каких сказок народных или литературных?

  3. (Литературных)

  4. - Как выдумаете, какая тема нашего урока?

  5. - Сегодня мы не только обобщим наши знания о литературных(авторских) сказках, но и откроем еще один секрет страны Литературии.

  6. - Все вы любите читать сказки, но еще одно умение должно быть – пересказать сказку.

  7. - Вспомните, что такое пересказ?

  8. ( Изложение содержания чего-нибудь)

  9. - Послушаем пересказ сказки о серебряном соколе Ю. Коваля.

  10. (Пересказ сказки «цепочкой»).

  11. - Послушаем еще одно выступление. (Видео)

  12. В сказке известного детского писателя Юрия Коваля рассказывается о храбром солдате, который, несмотря на тяжелые испытания, победил нечистую силу и приобрел новых друзей.

  13. -Давайте сравним два выступления.

  14. - В чем сходство?

  15. (Передано содержание текста.)

  16. - В чем различие?

  17. (Ученики передали содержание сказки подробно, красочно, использовали «сказочные» слова и выражения,

  18. соблюдали линию сюжета,

  19. структуру текста: начало, основная часть, концовка.

  20. Учительница – сжато, кратко изложила содержание сказки)

  21. - Кто может сказать какой вид изложения текста я использовала?

  22. (Предположение детей).

  23. Физкультминутка

  24. Продолжение работы по теме урока

  25. Открываю секрет! Мы познакомимся с новым для нас видом изложением текста, который называется «аннотация» и будем учиться ее составлять.

  26. - Может быть, кто-то из вас знает, что такое аннотация? (Предположения детей)

  27. - Что поможет вам узнать? (Толковый словарь)

  28. - Откройте словари, которые лежат у вас на партах, найдите определение слова «аннотация».

  29. Прочитайте. (Аннотация - краткая характеристика книги; краткое изложение содержания книги, статьи).

  30. Запишите это определение в тетрадь по чтению.

  31. Работа в группе

  32. - В группе обсудите:

  33. 1. Что такое «аннотация»?

  34. 2. Для чего она нужна.

  35. (Высказывания детей)

  36. - Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки и рассказа (любого произведения). Этот текст из 2-3 предложений составлен так, чтобы заинтересовать читателя и помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать нужную книгу.

  37. Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

  38. Проверьте, есть ли аннотация в ваших учебниках по литературному чтению.

  39. (Работа в парах).

  40. -Где находится? Какую информацию узнаем, прочитав аннотацию в учебнике?

  41. Аннотация составляется по определенному плану (исходным данным).

  42. План.

  1. Автор.

  2. Название.

  3. Указываются основные пункты:

  1. - о чем говорится;

  2. - что описывается;

  3. - интонация незавершенности ( чтобы придать интригу)

  4. Работа с учебником.

  5. Попробуем составить аннотацию прочитанных сказок, придерживаясь плана.

  6. Открывайте учебники, вспомните содержание сказки, о чем рассказывается?

  7. 1 гр -. Составляет аннотацию к сказке В.И. Даля «Девочка Снегурочка»

  8. О несчастьях Девочки Снегурочки и испытаниях, которые ей пришлось выдержать, о верной Собачке Жучке.

  9. 2 гр. – к сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича

  10. В сказке рассказывается о большой дружбе воробья и ерша, неприятностях и трудностях друзей, хитрости справедливости.

  11. 3 гр. – к сказке Р .Киплинга « Братья Маугли»

  12. В сказке рассказывается о том, как человеческий детеныш попал в волчью стаю.

  13. О взаимоотношениях обитателей джунглей, верности, преданности, справедливости.

  14. 4 гр. – к сказке Дж. Родари «Волшебный барабан»

  15. О бедном барабанщике, получившим в дар маленькое волшебство. О добрых делах, справедливости, которые совершались с помощью барабана.

  16. 5 гр. – к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович»

  17. О том, что даром в жизни ничего не дается, о умной Рукодельнице, горемычной Ленивице, о наградах по заслугам.

  18. Самостоятельная работа учащихся.

  19. Проверка работ.

  20. Итог: с заданием справились.

  21. Вывод: Теперь вы можете узнать содержание книг по аннотации и самостоятельно ее составить.

  22. VII. Рефлексия

  23. Какие выводы вы для себя сделали?

  24. (Знания, полученные на уроке обязательно пригодятся в дальнейшем.

  25. В библиотеке, благодаря, аннотации можно выбрать ту книгу, которая вас заинтересовала)

  26. - Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока, как вы работали.

  27. - Оцените смайликом работу вашей группы.

  28. VIII. Подведение итогов урока

  29. - Какой секрет Литературии вы открыли? ( Что такое аннотация)

  30. - Что такое аннотация? (Краткое изложение содержания произведения)

  31. - С какой целью составляют аннотацию? (Чтобы понять о чем произведение)

  32. - Чему учились? (Учились составлять аннотацию)

  33. - Чем аннотация отличается от пересказа?

  34. - Какие выводы вы для себя сделали?

  35. (Знания, полученные на уроке обязательно пригодятся в дальнейшем.

  36. В библиотек, благодаря, аннотации можно выбрать ту книгу, которая вас заинтересовала)

  37. Домашнее задание

  38. Учебник, с.135 вопрос 7. Составить аннотация к одной из прочитанных авторских сказок.

  39. Урок 1 1 7. Проверочная работа

  40. Цель: проверить полученные при изучении раздела знания. Планируемые результаты: предметные: знать особенности сказок, характеризовать героя сказочного текста, сравнивать сказочные сюжеты и героев; метапредметные: находить необхо­димую информацию в соответствии с заданием, определять глав­ную мысль текста; личностные: соотносить пословицы с темой изучаемого раздела.

  41. Оборудование: выставка книг по разделу.

  42. Ход урока

  43. I. Работа по теме урока

  44. 1. Сказочная викторина

  45. • Самый лучший знаток и рассказчик сказок - это... (бабушки).

  46. • Чем все очень разные сказки похожи друг на друга?

  47. (В любой сказке обязательно побеждает добро.)

  48. • Назовите составителя известнейшего сборника «Народные русские сказки», разработавшего классификацию сказок, которая была принята учеными, стала международной и применяется до сих пор.

  49. (Александр Николаевич Афанась­ев. «Сказки Афанасьева» — так чаще всего называют этот сборник.)

  50. • У этой «народной» русской сказки автор все-таки есть — Владимир Иванович Даль.

  51. Что это за сказка, героиней ко­торой является домашняя птица? («Курочка Ряба».)

  52. • Кто написал книгу со сказками, на обложке которой красу­ется необычное имя автора - Казак Луганский? (Владимир Даль.)

  53. • Кто написал книгу «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея», в которой можно найти сказки «Мороз Ивано­вич», «Городок в табакерке», рассказы «Столяр», «Бедный Гнедко» и др.? (В.Ф. Одоевский. Дедушка Ириней — это его псевдоним.)

  54. • Что в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодель­ница уронила в колодец? (Ведро.)

  55. • Как называется русская сказка, написанная в XIX в. по мо­тивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто ее автор? (В.Ф. Одоевский «Морозко».)

  56. • Перу какого русского писателя принадлежат «Аленушкины сказки»?

  57. (Д.Н. Мамину-Сибиряку)

  58. • Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом? («Три толстяка».)

  59. • Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

  60. («Черная курица, или Подземные жители».)

  61. • Какой веселый и жизнерадостный детский писатель-ска­зочник родился в День смеха? (Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 г.)

  62. • Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? («Мойдодыр».)

  63. • Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтика и Шпунтика?

  64. (Н. Носов.)

  65. • Как звали сказочного кота-гипнотизера? (Баюн.)

  66. • Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)

  67. • Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано?

  68. (Лиса Патрикеевна. Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрик, коварного и хитрого, посеявшего

  69. • Какой сказочный головной уГЗорнелъзя нарисовать? ку-невидимку.)

  70. 2. Тест по теме «Литературные сказки»

  71. дГкТназывается сборник сказок Д. Мамина-Сибиряка?

  72. Алёнушкины сказки» 3) .Машенькины сказки»

  73. 1) «Аннушг»к1 п 41 «Марьины сказки»

  74. 2) «Аленушкины сказки» '

  75. А2 Узнайте название сказки по опорным словам. ^ заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная,

  76. грубая.

  77. 1) «Аленушкины сказки»

  78. 2) «Сказка про Воробья Воробеича...»

  79. 3) «Винни-Пух» \

  80. 4) «Мороз Иванович»

  81. АЗ Из какого произведения эти строки.

  82. Т^бочист развернул свой узелок, положил на камень кусок ржаного хлеба, из которого состоял весь его обед...

  83. 1) «Аленушкины сказки»

  84. 2) «Сказка про Воробья Воробеича...»

  85. 3) «Винни-Пух»

  86. 41 «Мороз Иванович»

  87. А4. Найдите лишнее в опршелении

  88. 1) Отзывчивая 4) Заботливая

  89. А52№ перечисленных героев найдите двух из одной сказки, «ц», ткачиха, солдат, трубочист, водки, Винни-Пух, барабан-

  90. щик, береза.

  91. 1) Ленивица и Маугли

  92. 2) Трубочист и барабанщик

  93. 3) Солдат и береза

  94. 4) Ткачиха и волки

  95. В1. Что произошло в ответ?

  96. Неожиданно без приглашения заявилась Свинья.

  97. - А где мое место? - прохрюкала она еще с порога.

  98. 1) Показали место в саду

  99. 2) Указали место за столом

  100. 3) Вежливо сказали: «До свидания»

  101. 4) Указали на дверь

  102. В2. Как зовут Одоевского?

  103. 1) Владимир Федорович 3) Всеволод Михайлович

  104. 2) Владимир Иванович 4) Владимир Михайлович

  105. ВЗ. Какую сказку написал Одоевский?

  106. 1) «Морозко» 3) «два Мороза»

  107. 2) «Мороз Иванович» 4) «Иван Морозович»

  108. В4. К какому произведению можно отнести пословицу? Упрямого ничем не убедишь.

  109. 1) «Сказка о серебряном соколе»

  110. 2) «Упрямый козленок»

  111. 3) «Мороз Иванович»

  112. 4) «Братья Маугли»

  113. С1. Найдите предложения о народной сказке.

  114. 1) Эти сказки появились давным-давно.

  115. 2) Долгое время их рассказывали устно и просто.

  116. 3) У нее нет автора.

  117. 4) Эти сказки всегда оригинальны, индивидуальны и не­обычны.

  118. С2. О ком из писателей идет речь в приведенном отрывке?

  119. Его отец умер, когда мальчику было только десять лет. Болезнен­ный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами. Он мечтал стать музыкантом или художником.

  120. После трех лет учебы в семинарии он получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сель­ских школ. Он очень дружил с ребятами и придумывал для них веселые игры, развивающие мышление и фантазию.

  121. 1) Д.Н. Мамин-Сибиряк 3) В.Ф. Одоевский

  122. 2) Дж. Родари 4) В. И. Даль

  123. Вариант 2

  124. А1. Кто написал «Аленушкины сказки»?

  125. 1) В.И. Даль У) Д.Н. Мамин-Сибиряк

  126. 2) Б. Заходер 4) в.ф. Одоевский

  127. А2. Найдите признаки литературной сказки.

  128. 1) Их создает народ

  129. 2) Их сочиняют авторы

  130. 3) В них нет героев-животных

  131. 4) Сказки только старинные

  132. АЗ. Из какой сказки приведенные строки?

  133. В лесу было темно, а скоро стало еще темнее. Макушки высоких со­сен гнулись от сильного ветра. И вдруг сверкнула ослепительная молния, а за ней грянул оглушительный гром. Не помня себя от страха, маленький козленок бросился наутек.

  134. 1) «Винни-Пух»

  135. 2) «Упрямый козленок»

  136. 3) «Мороз Иванович»

  137. 4) «Сказка про Воробья Воробеича...»

  138. А4. Узнайте произведение по опорным словам.

  139. Служивший, сообразительный, смелый, волшебный предмет, за­ступник слабых.

  140. 1) «Волшебный барабан»

  141. 2) «Братья Маугли»

  142. 3) «Мороз Иванович»

  143. 4) «Сказка про Воробья Воробеича...»

  144. А5. Найдите лишнее в определении Ленивицы.

  145. 1) Самонадеянная 3) Добрая

  146. 2) Равнодушная 4) Неблагодарная

  147. В1. Одна из авторских сказок очень похожа на русску^о народ­ную сказку. Найдите ее.

  148. 1) «Сказка о серебряном соколе»

  149. 2) «Мороз Иванович»

  150. 3) «Винни-Пух»

  151. 4) «Упрямый козленок»

  152. В2. Как зовут Мамина-Сибиряка?

  153. 1) Дмитрий Наркисович 3) Даниил Наркисович

  154. 2) Дмитрий Николаевич 4) Дмитрий Михайлович

  155. ВЗ. Рукодельница задала старику три вопроса. Найдите «лишнии».

  156. Г) Про зеленую травку

  157. 2) Про колодец

  158. 3) Про снежинки зимой

  159. 4) Про стук в окошки зимой

  160. В4. Об одном из героев прочитанных произведений можно сказать, что он упрямый, глупый, маленький.

  161. 1) Волк 3) Козленок

  162. 2) Мороз Иванович 4) Маугли

  163. С1. Вставьте в пословицу пропущенное слово.

  164. ...и железо рвет, и на лету птицу бьет.

  165. 1) Мороз... 3) Хищник...

  166. 2) Охотник... 4) Вьюга...

  167. С2. В приведенном отрывке говорится об одном из писателей. Узнайте его.

  168. К сказкам о природе примыкает целый цикл сказок этого писателя. Он написал их для своей тяжелобольной дочери. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их.

  169. 1 )Д.Н. Мамин-Сибиряк 3) В.Ф. Одоевский

  170. 2) Б. Заходер 4) В. Даль

  171. II. Проверка домашнего задания

  172. — Расскажите сказки, которые вы сочинили дома.

  173. III. Рефлексия

  174. (См. урок 6.)

  175. Домашнее задание

  176. Читать произведения о животных. Сочинить загадки о жи­вотных.

  177. КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

  178. Урок 118. Введение в содержание раздела

Цели: познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; учить анализировать лирический текст, опреде­лять его опорные слова, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений; работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: эмоционально откли­каться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока), планировать дейст­вия по выполнению задач урока, анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины природы, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: оперировать понятиями: си­стема нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну).

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с тек­стом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

"• ГЯ&минуты вам, чтоб всех расставить по местам! Прочитайте стихотворение.

Веселая путаница

Есть сладкое слово — ракета,

Есть быстрое слово - конфета,

Есть кислое слово - вагон,

Есть слово с окошком - лимон,

Есть слово колючее - дождик,

Есть слово промокшее - ежик.

Есть слово зеленое - цель,

Есть слово упрямое - ель,

Есть книжное слово - синица,

Есть слово лесное - страница.

Есть слово пушистое - смех,

Есть слово веселое - снег.

М. Пляцковский

I Гро^"ен„”— выразительно).

Ш-АТа"зделТы закончили изучать?

Книг на свете очень много. Удивительные приключения ' ^алнеь е их героями. Какие произведения .Д. больше

- Вк”г"х авторов вы прочими вне программы

- КжимГпрошюТнмми можно дополнить раздел «Лите- ратурная сказка»?

Сегодня мы откроем дверь в новый раздел.

"■ "и;”тоаз«есь написано. Читайте только буквы русской азбуки. {.Картиныродной лрярп*,..Д ЫРШООРШРЫОП ОЙЮДК5РО УХЫНЧИ20ТРРЬАР (Надо прочитать не только русские буквы, но и справа на-

ЛеВ°:) Если вы помните, мы уже изучали разделы с: таким назм нием. Как вы думаете, о чем будет этот раздел, изведения нам здесь встретятся?

Прочитайте диалог Ани и Вани на с. 138 учебника. Что вы из него узнали?

- Какие слова будут главными в теме урока? (Творчество, стихотворение,рассказ, настроение.)

- Определите тему и цели урока.

- Прочитайте еще раз название раздела. Подберите ассоциа­тивный ряд к слову родной.

- О чем предстоит разговор на уроке?

- Чему мы будем учиться?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

- Прочитайте стихотворение Т. Коти «В родном краю» на с. 60. Почему оно называется «В родном краю»?

- Перечислите, что видит поэт в родном краю. Можно ли сказать, что василек, одуванчик, дубок есть составляющие родного края? Почему автор перечисляет их?

- Что бы вы могли добавить в этот ряд? Перечислите

- Прочитайте стихотворение еще раз. Найдите в нем средства художественной выразительности: сравнения, олицетво­рения, эпитеты, которые помогли автору описать природу родного края. Запишите их.

2. Создание текста сочинения на тему «В родном краю»

- Выпишите из стихотворения те слова и выражения, которые помогают представить родной край.

- Распространите эти предложения. Запишите.

- Прочитайте. Получился ли текст? Отредактируйте его.

- Прочитайте его в группе. Запишите понравившиеся слова

и выражения. Дополните ими свой текст. Прочитайте текст еще раз.

VII. Рефлексия

- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

- Какой раздел учебника мы начали изучать?

- С каким произведением работали?

- Как вы думаете, можно ли эти стихи положить на музыку? Докажите свое мнение.

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации к созданному тексту.

Урок 1 1 9. Б. Заходер «Что такое стихи?» Особенности поэтического жанра

Цели: познакомить с произведением Б. Заходера; учить фор­мулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализи­ровать лирическое произведение; создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действии по выполнению задач урока, оценка выполненных действии, дальнейшая корректировка), осмыслять настроение лирическо­го текста Б. Заходера; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана со­вместных действий, умение договориться о совместных дейст­виях) ; личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: портрет и выставка книг Б. Заходера; карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно чистоговорку. ;

Черной галке \

Черный дрозд Подарил черники гроздь.

Черная галка Чернику склевала,

Только, представьте,

Чернее не стала.

А. Долгополов

— Понравилась вам чистоговорка?

- Какой звук повторяется?

— Прочитайте медленно (начиная читать медленно, посте­пенно ускоряйте темп; начиная читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется. («Картины родной природы».)

- На прошлом уроке вы составляли свои тексты. Кто желает их прочитать? Какие иллюстрации вы приготовили?

- Вспомните, что мы узнали из диалога Ани и Вани на про­шлом уроке. (Аня сказала, что стихотворения звучат ска­зочно, мелодично, в них много красивых слов. А Ваня сказал, что он сам пробовал сочинять стихи. В них была и рифма и ритм, но не хватало творчества. Зато ему понравилось чи­тать стихи.)

- Прочитайте слова профессора Самоварова на с. 138 учебника.

- Прочитайте тему урока, определите его задачи.

- Что такое творчество? Может ли оно объединять писателя и читателя? Приведите примеры.

- Можно ли созданные вами книгу, иллюстрацию, написан­ное сочинение назвать творчеством?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

- Прочитайте на с. 139 учебника название стихотворения. Как

вы думаете, о чем в нем может говориться?

- Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Что такое стихи?».

(Учащиеся читают самостоятельно.)

- Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор отвечает на свой вопрос.

- В какой форме он рассуждает об этом в начале стихотворе­ния? (Сначала он использует вопросительную форму.)

- Кто отвечает автору? {Автору отвечает Стихотворение.)

- Прочитайте эти строчки.

- Прочитайте строчки, в которых стихотворение делает ого­ворку, со слов: «Но...»

(Учащиеся читают последние 8 строчек.)

- Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Один — за автора, другой — за его произведение.

(Работа в паре.)

- Прочитайте выразительно. Как нужно его читать?

- От чьего имени написано стихотворение? (Оно написано от имени автора и Стихотворения.)

- Как вы поняли, что же такое стихотворение?

- Все ли слова были вам понятны?

- Когда мы слышим музыку сердца?

~ Когда поет разум? Может ли разум петь?

- Что такое вдохновение? Когда нас посещает вдохновение?

- Что такое творчество читателя и поэта?

- Отвечает ли автор стихотворения на вопрос, который вы­несен в заголовок?

- Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?

— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте: чтобы прочитать выразительно, надо читать... (...так, как читаешь для себя.)

VI. Рефлексия

(См. урок 6.)

VII. Подведение итогов урока

— Чьи стихи мы сегодня читали?

— О чем они?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения (по жела­нию — выучить наизусть).

Урок 12 0. И. Соколов-Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка

Цели: познакомить с жизнью и творчеством И. Соколова- Микитова; формировать умение эмоционального восприятия художественного текста; учить анализировать лирическое про­изведение и произведение живописи, сравнивать их, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные : давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их (что общего и в\чем разли­чие); метапредметные: создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений, взаимодействовать в паре и группе (распре­деление обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: портрет и выставка книг И. Соколова-Микито- ва, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

/ Ходурока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте загадку.

Дел у меня немало - Я раскрываю почки,

В зеленые листочки Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня... {весна).

— Как вы отгадали загадку?

— Прочитайте по слогам (с ускорением; вопросительно; утвер­дительно; весело; выразительно).

III. Актуализация знаний

— Прочитайте выразительно стихотворение Б. Заходера. Кто может прочитать наизусть?

— Дома вы еще раз осмыслили это произведение. Какие ва­рианты ответов были предложены на вопрос «Что такое стихотворение»? С чем вы не согласны?

— Какими мыслями вам захотелось поделиться с однокласс­никами?

— Вы отгадали загадку из речевой разминки. Какие приметы весны вы знаете?

— Прочитайте записанную на доске тему урока. Определите его задачи.

— Что вы знаете о писателе И. Соколове-Микитове?

IV. Работа по теме урока

— О чем может говориться в тексте с таким названием - «Март в лесу»?

— Прочитайте текст на с. 140 учебника и проверьте свои пред­положения.

— Ваши впечатления?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Перечитайте текст еще раз.

Как вы думаете, это текст-описание, текст-рассуждение или текст-повествование?

(Работа в паре.)

— О чем вам говорит заглавие пейзажной весенней зарисовки И. Соколова-Микитова?

— Какое настроение создает этот текст? Начните отвечать так: этот текст создает радостное настроение, потому что...; этот текст создает грустное настроение, потому что.-., и т. д.

— Найдите выразительные слова и словосочетания, которые характеризуют звуки весеннего леса. (.Звонкая барабанная трель; торжественно звучат; сухое звонкое дерево...)

— Прочитайте текст выразительно - так, чтобы все почувство­вали, что хотел выразить автор.

— Кто автор этого текста?

- Рассмотрите портрет и выставку его книг. Что вы можете

сказать о нем?

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975), русский писатель- путешественник. Побывал в европейских, азиатских и африканских портах, участвовал в арктических экспедициях. Многочисленные путе­шествия писателя по стране описаны в книгах «Ленкорань» С1934), «Пути кораблей» (1934), «Летят лебеди» (1936), «Северные рассказы» (1939), «На пробужденной земле» (1941), «Рассказы о Родине» (1947). В книге «У святых источников» (1969) он пишет: «С охотничьим ружьем за пле­чами я обошел ближние лесные угодья, путешествовал в лодке по Волге. Мне удалось побывать в глухих местах Оршанского леса, на Петровских озерах, куда не всякий год может проникнуть неопытный человек^ Я зна­комился с молодыми и старыми людьми, слушал их рассказы, любовался природой. Живя в Карачарове, написал несколько небольших рассказов, в которых изображена близкая моему сердцу родная природа».

VII. Рефлексия

(См. урок 6.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какое произведение мы изучали на уроке?

— Какие задачи урока выполнили?

— Найдите в тексте средства художественной выразительно­сти. (Тяжелая белая шапка рассыпалась (как, словно).)

_ Вспомните, как называется этот прием. (Сравнение; мета­фора.)

Домашнее задание

Перечитать текст и устно описать, как выглядит лес весной.

\

Урок 121. Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса»

Цели: учить анализировать лирическое произведение и про­изведение живописи, сравнивать их, определять тему, основную мысль, содержание; создавать собственный текст на основе клю­чевых слов и выражений; работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: определять в тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), создавать свой текст на основе клю­чевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных дейст­виях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: магнитная азбука, видеозапись зарисовок жизни весеннего леса, картины по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Весна вдет». Утром было солнечно И совсем тепло.

Озеро широкое по двору текло.

В полдень подморозило,

Вновь зима пришла,

Затянулось озеро Корочкой стекла.

Расколол я тонкое Звонкое стекло,

Озеро широкое Снова потекло.

Говорят прохожие:

- Вот весна идет!

А это я работаю,

Разбиваю лед.

- Прочитайте шепотом (громко; по слогам; с ускорением- вопросительно; утвердительно; весело; выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

- Вам понравилось стихотворение Агнии Барто’

- О чем оно?

- Что хотела рассказать нам автор?

- Расскажите о весеннем лесе.

IV. Работа по теме урока

Поработайте в группе

Обсудите с друзьями „ составьте небольшой текст-зарисовку на тему «Мелодии весеннего леса». Используйте слова из «Словарной коробоч­ки» в «Творческой тетради».

Работают в группе. Набирают материал для само­стоятельного написания текста.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельная работа.)

- Придумайте свой текст на тему «Мелодии весеннего леса» Озаглавьте его. Запишите получившийся текст в «Творче­скую тетрадь» на с. 55. р

— Прочитайте получившиеся тексты.

VII. Рефлексия

(См. урок 6.)

VIII. Подведение итогов урока

— Можно ли назвать ваши зарисовки творчеством?

Домашнее задание

Отредактировать свой текст. Нарисовать иллюстрации к сво­ему произведению.

Урок 1 2 2. А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». В. Пурвит «Последний снег»

Цели: познакомить со стихотворением А. Майкова «Весна»; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразитель­ности, анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения).

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать произведения (что общего и в чем различие), создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и груп­пе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личност­ные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и зада­ниями, сборники стихов А. Майкова, его портрет, репродукции картин Е. Волкова «В конце зимы», В. Пурвита «Последний снег».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение М. Пляцковского с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально).

Слышишь песенку ручья?

Это — Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это — Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон дождей, и шум ветвей,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературы "Маленькие и большие секреты страны Литературии"

Автор: Гринюк Ирина Владимировна

Дата: 02.06.2017

Номер свидетельства: 420185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока " Здравствуй, сказка! Маленькие и большие секреты страны Литературии" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-zdravstvui-skazka-malien-kiie-i-bol-shiie-siekriety-strany-litieraturii"
    ["file_id"] => string(6) "225352"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439576514"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Урок по литературному чтению 4 класс УМК «Перспектива» Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_literaturnomu_chteniiu_4_klass_umk_perspektiva_tema_malenkie_i_bolshie_s"
    ["file_id"] => string(6) "509511"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557315199"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект метапредметного  урока музыки "Когда человек счастлив""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-muzyki-koghda-chieloviek-schastliv"
    ["file_id"] => string(6) "314545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459705556"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Внеклассное мероприятие по литературе "Ученик года!""
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-uchienik-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "255072"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447860161"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-ukrashieniia-v-zhizni-drievnikh-obshchiestv-griechieskaia-vazopis"
    ["file_id"] => string(6) "101187"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства