Конспект урока "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись"
Конспект урока "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись"
5 класс
Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»
Цель: способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.
Задачи урока:
способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;
содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;
способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор.
Материалы к уроку: бумага, ножницы, клей, чёрная и красная гуашь, кисти, влажные салфетки, технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.
Зрительный ряд:
презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись»;
видеофильм о греческих вазах;
репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз;
элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз;
раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы и видами орнамента для росписи вазы.
Музыкальный ряд: музыка греческого композитора инструменталиста Криса Сфириса.
Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.
Ход урока.
Организационный момент.
На этом этапе происходит психологический настрой учащихся.
Формирование новых знаний.
(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).
Учитель: Ребята, эта музыка написана греческим композитором Крисом Сфирисом, потому что сегодня на уроке мы побываем в маленькой горной стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми – это в Греции.
Многие из вас вместе со своими родителями, родными, знакомыми имели возможность побывать в этой удивительной стране.
Ребята, а что можно привести в виде сувенира из Греции? (Дети перечисляют)
А ещё ребята Греция с древних времён славится своими вазами. (Демонстрация сувенирной вазы).
Тема нашего урока сегодня «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись».
Сегодня на уроке мы познакомимся с греческими вазами, со стилями росписи, орнаментами и сюжетами.
Ребята, а вы знаете
из какого материала делали вазы;
как называют станок мастера, который изготовляет вазы;
что делают с вазами, чтобы они были прочными?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим небольшой сюжет видеофильма. (Просмотр видеофильма и ответы на вопросы http://my.mail.ru/video/mail/ilya_guzey/Seven_days_of_history_WACaR/4976.html#video=/mail/ilya_guzey/Seven_days_of_history_WACaR/4976).
Ребята, а вы знаете, для чего использовались вазы? (Ответы детей)
У каждой вазы было своё назначение, своё дело в домашнем хозяйстве. Вино и масло хранили в стройных вазах с двумя ручками. Их называют амфоры. Большие вазы, в которых вино смешивали с водой, прежде чем подать к столу, называют кратерами.
Посмотрите на иллюстрации и скажите, чем отличаются амфора и кратер друг от друга? (Ответы детей: форма, размеры, роспись).
Вывод:
амфора - изящная, стройная, её сравнивают с фигурой женщины, с узким вытянутым горлышком;
кратер – глубокая ваза, с широким горлом, похожим на вершину вулкана, который называется кратер.
Да, ребята, как вы заметили, все вазы расписывались чёрным лаком по красно – рыжей обожжённой глине. Секрет лака не разгадан и до сих пор. Более старая манера росписи была
чёрнофигурная – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.
А более новая
краснофигурная – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.
При изучении темы «Древние образы в народном искусстве» мы узнали, что такое орнамент(определение).
Назовите виды орнамента? (растительный и геометрический)
Посмотрите на вазы. Какими видами орнамента украшены они? (растительный, геометрический)
Правильно, горлышко и низ вазы украшали растительным и геометрическим орнаментом. А стенки ваз расписывали мифологическими сценами.
А также расписывали сценами из жизни древних греков (демонстрация).
При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Хранят вазы в музеях. Знаменитая ваза хранится в петербургском Эрмитаже. На ней изображены мужчина, юноша и мальчик, которые показывают взглядами и жестами на ласточку в небе и переговариваются: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!».
Сегодня на уроке ребята, у вас есть возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.
Практическая работа.
Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор), наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.
Учащимся раздаются технологические карточки с последовательностью выполнения вазы. Вспоминается ТБ при работе с ножницами. Вспоминается с детьми, как симметрично вырезать форму вазы.
Учащимся раздаются иллюстрации с различными формами ваз.
Закрепление нового материала.
Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»: на доске вывешивается нарисованная древнегреческая ваза, учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.
Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись)
Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент)
Предание, сказание о богах, героях называется… (Миф)
Вазы, в которых хранили вино и масло называются…(Амфоры)
Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер)
Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).
Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).
Подведение итогов урока.
Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.
Домашнее задание.
Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом.
Список использованной литературы
Свиридова. О.В. Изобразительное искусство 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград, «Учитель», 2007
Вигасин А. А. , Годер Г. И. ,Свенцицкая И. С. История Древнего мира 5 класс.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции. М., 1980.
Лисовый И.А.; Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях. Минск,1996.
Искусство №21. М.,АО « Красные Холмы», 2001.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://live4fun.ru/shop/goods/16854
http://www.google.ru/imgres
http://www.google.ru/search?q=%
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №44 г Сургута ХМАО - Югры
Конспект урока
по изобразительному искусству в 5 классе
«Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»
подготовила
учитель ИЗО и черчения
Малявко Нина Валентиновна
г. Сургут
2014
5 класс
Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»
Цель: способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.
Задачи урока:
способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;
содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;
способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор.
Материалы к уроку: бумага, ножницы, клей, чёрная и красная гуашь, кисти, влажные салфетки, технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.
Зрительный ряд:
презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись»;
видеофильм о греческих вазах;
репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз;
элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз;
раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы и видами орнамента для росписи вазы.
Музыкальный ряд: музыка греческого композитора инструменталиста Криса Сфириса.
Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.
Ход урока.
Организационный момент.
На этом этапе происходит психологический настрой учащихся.
Формирование новых знаний.
(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).
Учитель: Ребята, эта музыка написана греческим композитором Крисом Сфирисом, потому что сегодня на уроке мы побываем в маленькой горной стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми – это в Греции.
Многие из вас вместе со своими родителями, родными, знакомыми имели возможность побывать в этой удивительной стране.
Ребята, а что можно привести в виде сувенира из Греции? (Дети перечисляют)
А ещё ребята Греция с древних времён славится своими вазами. (Демонстрация сувенирной вазы).
Тема нашего урока сегодня «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись».
Сегодня на уроке мы познакомимся с греческимивазами, со стилями росписи, орнаментами и сюжетами.
Ребята, а вы знаете
из какого материала делали вазы;
как называют станок мастера, который изготовляет вазы;
что делают с вазами, чтобы они были прочными?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим небольшой сюжет видеофильма. (Просмотр видеофильма и ответы на вопросы http://my.mail.ru/video/mail/ilya_guzey/Seven_days_of_history_WACaR/4976.html#video=/mail/ilya_guzey/Seven_days_of_history_WACaR/4976).
Ребята, а вы знаете, для чего использовались вазы? (Ответы детей)
У каждой вазы было своё назначение, своё делов домашнем хозяйстве. Вино и масло хранили в стройных вазах с двумя ручками. Их называют амфоры. Большие вазы, в которых вино смешивали с водой, прежде чем подать к столу, называют кратерами.
Посмотрите на иллюстрации и скажите, чем отличаются амфора и кратер друг от друга? (Ответы детей: форма, размеры, роспись).
Вывод:
амфора - изящная, стройная, её сравнивают с фигурой женщины, с узким вытянутым горлышком;
кратер – глубокая ваза, с широким горлом, похожим на вершину вулкана, который называется кратер.
Да, ребята, как вы заметили, все вазы расписывались чёрным лаком по красно – рыжей обожжённой глине. Секрет лака не разгадан и до сих пор. Более старая манера росписи была
чёрнофигурная – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.
А более новая
краснофигурная – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.
При изучении темы «Древние образы в народном искусстве» мы узнали, что такое орнамент(определение).
Назовите виды орнамента? (растительный и геометрический)
Посмотрите на вазы. Какими видами орнамента украшены они? (растительный, геометрический)
Правильно, горлышко и низ вазы украшали растительным и геометрическим орнаментом. А стенки ваз расписывали мифологическими сценами.
А также расписывали сценами из жизни древних греков (демонстрация).
При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Хранят вазы в музеях. Знаменитая ваза хранится в петербургском Эрмитаже. На ней изображены мужчина, юноша и мальчик, которые показывают взглядами и жестами на ласточку в небе и переговариваются: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!».
Сегодня на уроке ребята, у вас есть возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.
Практическая работа.
Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор), наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.
Учащимся раздаются технологические карточки с последовательностью выполнения вазы. Вспоминается ТБ при работе с ножницами. Вспоминается с детьми, как симметрично вырезать форму вазы.
Учащимся раздаются иллюстрации с различными формами ваз.
Закрепление нового материала.
Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»: на доске вывешивается нарисованная древнегреческая ваза, учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.
Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись)
Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент)
Предание, сказание о богах, героях называется… (Миф)
Вазы, в которых хранили вино и масло называются…(Амфоры)
Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер)
Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).
Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).
Подведение итогов урока.
Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.
Домашнее задание.
Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом.
Список использованной литературы
Свиридова. О.В. Изобразительное искусство 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград, «Учитель», 2007
Вигасин А. А. , Годер Г. И. ,Свенцицкая И. С. История Древнего мира 5 класс.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции. М., 1980.
Лисовый И.А.; Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях. Минск,1996.