kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Здравствуй, сказка! Маленькие и большие секреты страны Литературии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока.Здравствуй, сказка! Маленькие и большие секреты страны Литературии

Цель: создать условия для формирования понятия «сказка»; развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:                                                                                                                         

личностные УДД: способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов

                                героев сказки; уметь оценивать поведение героев произведения с точки

                                зрения морали и этики под руководством учителя;

метапредметные УДД:

регулятивные – принимать позиции слушателя, читателя, выступающего в соответствии с учебной задачей;

познавательные – выделять события, видеть их последовательность в произведении;

коммуникативные – проявлять интерес к общению на уроке;

предметные УДД: научиться понимать содержание коротких произведений; рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с содержанием текста

Технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии

Формы работы: работа парами, работа в группах, индивидуальная работа, работа с учебником, работа с текстом, с рисунками.

Оборудовани: аудиозапись «В мире много сказок», интерактивная доска, эпиграф, иллюстрации к сказкам, карточки для работы в группах,карточки для рефлексии

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности

-Улыбнитесь друг другу, подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

-Сегодня необычный день, сегодня день, когда создаётся наше будущее. Мы идём учиться, потому что, если ты умеешь учиться, ты умеешь всё. И даже, если ты ошибся, не беда, ведь на ошибках учатся.

Литературное чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк

Стих это будет, сказка ль, рассказ-

Вы учите их, они учат нас.

-Чему учимся на уроках литературного чтения?

-А разве мы не умеем читать?

- Только ли читать учимся на уроках литературного чтения?

Звучит аудиозапись «Сказки»

- О чём будем говорить на уроке?

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

-Как думаете, какую проблему попробуем решить на уроке?

II.Актуализация и пробное учебное действие

1.Мозговой штурм

-Чем сказка отличается от других произведений?

- Кто может быть героем сказки?

- Кто сочиняет сказки?

-Какие бывают сказки?

-Назовите основные признаки народной сказки.

-Назовите основные признаки авторской сказки.

- Можем ли мы с уверенностью сейчас сказать, что каждая сказка – это урок вам, добрым молодцам?

-Какую цель поставим перед собой на уроке?

Физминутка

Быстро встали, тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись.

И друг другу улыбнулись.

Открываем сказочный замок

Продолжаем наш урок.

III.Систематизация знаний

Работа в группах

- Вы будете работать в группах. Вспомните, какие правила работы в группах вам известны.

- Каждая группа получает отрывок из сказки.(Приложение)

Задание

  1. Прочитать отрывок выразительно.
  2. Назвать автора, если есть, заглавие.
  3. Найти иллюстрацию к своему произведению.
  4. Назвать главных героев, оценить их поведение.
  5. Из предложенных пословиц выбрать ту, которая наиболее раскрывает основную мысль.

-Чему учит нас каждая из сказок?

 

IV.Включение системы знаний в учебную деятельность

Работа в парах

-Прочитайте текст сказки «Лиса и рак». (Учебник «Литературное чтение, ч.1, с.90-91)

Задайте друг другу 2 вопроса по содержанию сказки

-Докажите, что «Лиса и рак» - это сказка.

- Какой урок  эта сказка нам преподносит?

V. Закрепление системы знаний

1. Работа в группах

Создай паспорт

-На столе у меня лежат книжки-паспорта героев сказок. Только в книжках этих только фотографии. Попробуйте создать паспорт каждого героя. (Приложение 2)

2.Викторина «Угадай героя сказки»

  1. Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.

 

2.      Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?

  1. 3. В диких джунглях он живёт,
    Волка он отцом зовёт.
    А удав, пантера, мишка –
    Друзья дикого мальчишки.

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его …

6.      Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав.

 

VI.Рефлексия учебной деятельности

- Сказка – это волшебство, а волшебником может быть каждый из нас, ведь сказка находится рядом и надо только верить в чудеса, делать добро, фантазировать, любить читать

Но всякой сказке бывает конец. Подходит к концу и наш урок.

Вспомните какую проблему ставили перед собой в начале урока?  

- Какой ответ получили в конце урока? Какой можно сделать вывод?

Оценка полученных результатов

- В сказке « Гуси-лебеди» героям встретилась яблонька с наливными яблочками. Вот такая выросла и у нас, но почему-то она грустная, нет на ней наливных яблочек. Давайте её оживим, наклеим яблочки.

- Если считаете. что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираете в особенностях сказки, прикрепите красное яблоко.

-Если не всё пока удалось, есть какие-то проблемы что-то не получилось, прикрепите жёлтое.

- Если было сложно разобраться, есть трудности – зелёное, надо немного созреть.

- А солнышко над яблонькой – это моё отношение к вашей работе. Спасибо за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Здравствуй, сказка! Маленькие и большие секреты страны Литературии" »

Тема урока. Маленькие и большие секреты страны Литературии



Цель: создать условия для формирования понятия «сказка»; развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, способствовать расширению словарного запаса привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:


личностные УДД: способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов

героев сказки; уметь оценивать поведение героев произведения с точки

зрения морали и этики под руководством учителя;

метапредметные УДД:

  • регулятивные – принимать позиции слушателя, читателя, выступающего в соответствии с учебной задачей;

  • познавательные – выделять события, видеть их последовательность в произведении;

  • коммуникативные – проявлять интерес к общению на уроке;


предметные УДД: научиться понимать содержание коротких произведений; рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с содержанием текста


Технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые

технологии, информационно-коммуникационные технологии


Формы работы: работа парами, работа в группах, индивидуальная работа, работа с учебником, работа с текстом, с рисунками.


Оборудовани: аудиозапись «В мире много сказок», интерактивная доска, эпиграф, иллюстрации к сказкам, карточки для работы в группах,

карточки для рефлексии


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД


-Улыбнитесь друг другу, подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

-Сегодня необычный день, сегодня день, когда создаётся наше будущее. Мы идём учиться, потому что, если ты умеешь учиться, ты умеешь всё. И даже, если ты ошибся, не беда, ведь на ошибках учатся.

Литературное чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк

Стих это будет, сказка ль, рассказ-

Вы учите их, они учат нас.

-Чему учимся на уроках литературного чтения?

-А разве мы не умеем читать?


- Только ли читать учимся на уроках литературного чтения?


Звучит аудиозапись «Сказки»

- О чём будем говорить на уроке?

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.


-Как думаете, какую проблему попробуем решить на уроке?




Мозговой штурм

-Чем сказка отличается от других произведений?




- Кто может быть героем сказки?



- Кто сочиняет сказки?


-Какие бывают сказки?


-Назовите основные признаки народной сказки.




-Назовите основные признаки авторской сказки.















- Можем ли мы с уверенностью сейчас сказать, что каждая сказка – это урок вам, добрым молодцам?

-Какую цель поставим перед собой на уроке?


Физминутка

Быстро встали, тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись.

И друг другу улыбнулись.

Открываем сказочный замок

Продолжаем наш урок.




Работа в группе

- Вы будете работать в группах. Вспомните, какие правила работы в группах вам известны.












- Каждая группа получает отрывок из сказки.(Приложение)

Задание

  1. Прочитать отрывок выразительно.

  2. Назвать автора, если есть, заглавие.

  3. Найти иллюстрацию к своему произведению.

  4. Назвать главных героев, оценить их поведение.

  5. Из предложенных пословиц выбрать ту, которая наиболее раскрывает основную мысль.

-Чему учит нас каждая из сказок?




Работа в парах

-Прочитайте текст сказки «Лиса и рак». (Учебник «Литературное чтение, ч.1, с.90-91)

Задайте друг другу 2 вопроса по содержанию сказки

-Докажите, что «Лиса и рак» - это сказка.




- Какой урок эта сказка нам преподносит?




Работа в группах

Создай паспорт

-На столе у меня лежат книжки-паспорта героев сказок. Только в книжках этих только фотографии. Попробуйте создать паспорт каждого героя. (Приложение 2)


Викторина «Угадай героя сказки»

  1. Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.


  1. Летела стрела и попала в болото,
    А в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто распростился с зелёною кожей,
    Сделался мигом красивой, пригожей?



3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки.


4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его …


  1. Нежная девочка с хвостом
    Пеной морскою станет потом.
    Всё потеряет, любви не продав,
    Жизнь свою за неё отдав.



- Сказка – это волшебство, а волшебником может быть каждый из нас, ведь сказка находится рядом и надо только верить в чудеса, делать добро, фантазировать, любить читать

Но всякой сказке бывает конец. Подходит к концу и наш урок.

Вспомните какую проблему ставили перед собой в начале урока?

- Какой ответ получили в конце урока? Какой можно сделать вывод?


Оценка полученных результатов

- В сказке « Гуси-лебеди» героям встретилась яблонька с наливными яблочками. Вот такая выросла и у нас, но почему-то она грустная, нет на ней наливных яблочек. Давайте её оживим, наклеим яблочки.

- Если считаете. что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираете в особенностях сказки, прикрепите красное яблоко.

-Если не всё пока удалось, есть какие-то проблемы что-то не получилось, прикрепите жёлтое.

- Если было сложно разобраться, есть трудности – зелёное, надо немного созреть.

- А солнышко над яблонькой – это моё отношение к вашей работе. Спасибо за урок!

Дети улыбаются друг другу, приветствуют гостей
















-Читать.

- Умеем, но нужно научиться ещё лучше.

-Думать, рассуждать, высказывать своё мнение.



- О сказках.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

-Какой урок преподаёт нам сказка?




- Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном.


-Героями сказок могут быть люди, животные, различные предметы.

-Сказки сочиняет народ или автор.

-Сказки бывают авторские и народные.

-Не записывались, передавались из уст в уста, нет одного автора, неизвестна дата создания сказки, имеет несколько вариантов

- Имеется один автор, записывалась, имеет дату создания.













-Можем только предположить



- Доказать, что каждая сказка нас чему-то учит.












1.Выслушивать товарища, не перебивая его.

2.Вежливо и доброжелательно общаться с партнёром.

3.Помогать, если возникнут затруднения.

4.Работать активно, серьёзно относиться к полученному заданию.

5.Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи товарищей.


Работа в группах, выполнение заданий, ответы учащихся

















-В сказке главные герои разговаривают. Такого не может быть на самом деле.


- Не нужно всегда быть самоуверенным. Нельзя смеяться над недостатками других.












- Емеля





-Лягушка






- Маугли





- Карлсон





- Русалочка






- Можно ли сказать, что все сказки нас чему-то учат?







- Все сказки нас чему-то учат. Сказку можно назвать уроком.



Личностные: формирование позитивного отношения к чтению.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества























Личностные:умение работать в коллективе,

Познавательные: умение анализировать объект с выделением существенных признаков, умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии









Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Познавательные: умение отбирать нужную информацию, выделять познавательную цель

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, слушать собеседника с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи

















Личностные: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотиз, их обоснование

Коммуникативные: умение общаться, умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества








Личностные: формирование ценностных ориентаций( саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение применять знания на практике

Коммуникативные: умение работать в паре, строить диалог, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка



Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Познавательные: умение подводить под понятие

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать поступки героев, проявлять толерантность

Регулятивные: умение выполнять инструкцию, умение контролировать и корректировать действия























Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.















Приложение 1


Задание для 1 группы

  1. Прочитайте отрывок выразительно.

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица — в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула — и руки врозь...
Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место... 
Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Старухина дочь сидит, зубами стучит.
А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:
Тепло ли тебе, девица? 
А она ему:
Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко...
Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? 
Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко... —
Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? —
Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! —
Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.


2.Назовите автора, название сказки.

3.Найти иллюстрацию к данной сказке

Рисунок1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4


4.Назовите главных героев сказки.

5. Из предложенных пословиц выберите ту, которая наиболее раскрывает основную мысль сказки.

* Сказка-складка, послушать сладко.

* Добро не умрёт, а зло пропадёт.

* Без работы день годом кажется.










Задание для 2 группы

1.Прочитайте отрывок выразительно.

Жила-была на свете девочка Женя. Послала однажды мама Женю в магазин за баранками. Купила Женя в магазине семь баранок: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую маленькую баранку для младшего братика Павлика. Взяла Женя эту связку баранок и домой отправилась. Идет, по сторонам смотрит, зевает, ворон считает, вывески читает. А сзади тем временем пристала к ней незнакомая собака, и одну за другой все баранки и съела: съела мамины с маком, потом папины с тмином, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки что-то чересчур легкие стали. Обернулась, посмотрела назад, да уж поздно. Мочалка пустая болтается, а собака последнюю, Павликову розовую бараночку доедает, и счастливо облизывается.

– Ах ты, вредная собака! – закричала Женя и кинулась собаку догонять.
Бежала, бежала, но не догнала, и только сама заблудилась. Видит Женя – место незнакомое совсем, больших домов нет, а кругом стоят маленькие домики. Испугалась девочка и заплакала. Вдруг, смотрит, откуда ни возьмись – появилась старушка.


2.Назовите автора, название сказки.









3.Найти иллюстрацию к данной сказке

Рисунок1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4




5. Из предложенных пословиц выберите ту, которая наиболее раскрывает основную мысль сказки.

*Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

*Добро сотворить, себя увеселить.

* Без работы день годом кажется.










Задание для 3группы

1.Прочитайте отрывок выразительно.

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылу­пился из лебединого яйца!
Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий, -он лучше мог оценить свое счастье и все окружавшее его ве­ликолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.
В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый меньшой из них закричал:
- Новый, новый!
И все остальные подхватили:
- Да, новый, новый! - хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бро­сали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что но­вый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!
И старые лебеди склонили перед ним головы.
А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не воз­гордился - доброе сердце не знает гордости, - он помнил то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Си­рень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солныш­ко светило так славно... И вот крылья его зашумели, строй­ная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
- Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был еще гадким утенком!


2.Назовите автора, название сказки.



3.Найти иллюстрацию к данной сказке

Рисунок1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4




5. Из предложенных пословиц выберите ту, которая наиболее раскрывает основную мысль сказки.

*Хороша сказка, да последняя.

*Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

* Не узнав горя, не узнаешь и радости.









Задание для 4группы

1.Прочитайте отрывок выразительно.

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, – сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.



2.Назовите автора, название сказки.






3.Найти иллюстрацию к данной сказке

Рисунок1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4


5. Из предложенных пословиц выберите ту, которая наиболее раскрывает основную мысль сказки.

* Жизнь дана на добрые дела

* Как аукнется, так и откликнется.

*Не дочитав сказки, не кидай указки.











Приложение 2










Паспорт






Имя_____________________________

Кто придумал________________________

Место проживания__________________

Особые приметы____________________

Друзья_______________________________













Паспорт






Имя_____________________________

Кто придумал________________________

Место проживания__________________

Особые приметы____________________

Друзья_______________________________














Паспорт






Имя_____________________________

Кто придумал________________________

Место проживания__________________

Особые приметы____________________

Друзья_______________________________














Паспорт






Имя_____________________________

Кто придумал________________________

Место проживания__________________

Особые приметы____________________

Друзья_______________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Здравствуй, сказка! Маленькие и большие секреты страны Литературии"

Автор: Решетняк Галина Игоревна

Дата: 14.08.2015

Номер свидетельства: 225352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства