kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. Басни.".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения, посвященный творчеству И.А. Крылова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "И.А. Крылов. Басни.".»

Литературное чтение

3 класс

(УМК «Перспектива»)


Шерегова Е.И.,

учитель начальных классов

МКОУ «Лицей №2», г. о. Нальчик


Тема урока: Басня И.А. Крылова «Квартет».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Квартет»;

  • закрепить понятие «басня», «крылатые выражения»;

  • расширить знания о И.А. Крылове как баснописце;

  • продолжить работу по обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся;

  • развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста путем соблюдения интонации, темпа, пауз, логического ударения;

  • формировать умение высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

  • формировать навыки самостоятельно и групповой работы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения;

  • ориентироваться в учебной и художественной книге;

  • воспринимать на слух художественный текст;

  • оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения морали;

Метапредметные:

  • формировать учебные задачи урока;

  • планировать совместно с учителем деятельность по изучению темы урока;

  • оценивать свою работу на уроке;

  • осмыслять нравственные уроки, которые даёт басня;

  • работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на основе художественного текста учебника;

Личностные:

  • проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова;

  • осмыслить понятия: «уважение к близким», «согласие», «ценность человеческих положительных качеств характера».

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • выполнять учебные действия;

  • выполнять взаимооценивание и взаимоконтроль;

  • выстраивать свою деятельность по опорным вопросам;

Познавательные:

  • проводить сравнение;

  • осуществлять анализ полученной информации;

  • определять структуру и смысл басни;

Коммуникативные:

  • уметь отстаивать свою позицию в ситуации сталкивания интересов;

  • договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

Образовательные ресурсы:

  • учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 3 класс;

  • портрет И.А. Крылова;

  • звукозапись басни «Квартет» в исполнении народного артиста СССР И.В. Ильинского;


  1. Организационный момент.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и проводит психологический настрой класса на предстоящую работу.

Учитель:

А теперь проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ученики демонстрируют готовность к уроку.


  1. Актуализация знаний.

Цель: подготовить к изучению нового материала, необходимого для «открытия нового знания».

Работа в группах.

Разгадывание кроссворда.

Учитель:

- Замените высказывание одним словом и запишите в соответствующее поле.

1. Эзоп, Жан де Лафонтен, И.А. Крылов; (баснописцы)

2. Нравоучительный вывод; (мораль)

3. Способ проявления комического в искусстве; (сатира)

4. Краткий сжатый способ выражать мысли; (лаконизм)

5. Иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ; (аллегория)

Самопроверка.

Учитель:

- Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

- Какое ключевое слово выделено в кроссворде? (Ученики: «басня»)


  1. Постановка темы и задач урока.

Цель: деятельность обучающихся, направленная на поиск информации.

Постановка проблемы.

Учитель:

- Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (Ученики: о басне)

- Вспомним, что такое басня и чем она отличается от других литературных жанров? (Ученики: краткий нравоучительный рассказ в прозе или в стихах, в котором действуют животные, а подразумеваются люди. У басни есть скрытый смысл)

Целеустановка.

Учитель:

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова и познакомимся с его басней «Квартет» (учитель вывешивает портрет И.А. Крылова и выставляет его книги).

Учитель:

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней!


  1. Работа по теме.

Цель: добиваться понимания смысла басни и характеров героев.

Учитель:

- Откройте учебники на с. 63, рассмотрите иллюстрацию к басне.

- Кто изображен на ней? (Ученики: животные, играющие на музыкальных инструментах)

- Сколько животных? Назовите их. (Ученики: четверо: осел, козел, обезьяна, медведь)

- Предположите, что обозначает слово «квартет»? (Ученики: квартет – музыкальный ансамбль из четырех исполнителей)

- Верно.

Учитель:

Где четыре музыканта

Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик

Все квартетом называют.

Первичное восприятие произведения.

Чтение басни учителем.

Учитель:

- Понравилась ли вам басня? (Ученики: да)

- О ком в басне идет речь? (Ученики: животных, выступающих в роли музыкантов)

- В целях иносказания, баснописцы разных времен использовали образы животных и даже предметов. По художественным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами. Аллегория используется для того, чтобы через образы животных, путем высмеивания, искоренять пороки человечества.

- На сколько частей можно разделить эту басню? (Ответы детей)

- Определите границы частей басни. Где заканчивается первая часть? (Ученики: «А все-таки Квартет нейдет на лад»)

- Верно. Это основное повествование.

Вторичное восприятие текста. Словарная работа.

Учитель:

- Прочитайте внимательно басню про себя. Подчеркните карандашом в тексте слова, значение которых надо объяснить. (Ученики: пленять, чинно, лад, прима, втора и другие)

Учитель даёт толкование незнакомых слов:

Пленять – увлекать;

Чинно – строго по правилам;

Лад – согласие, порядок;

Прима – первая скрипка в оркестре;

Втора – вторая скрипка в оркестре;

Бас, альт, прима, втора – смычковые инструменты, так как звук извлекается смычком.

Учитель:

- Найдите в басне выражения, соответствующие следующим высказываниям:

  • «покорять игрой весь мир»;

  • «нет гармонии»;

  • «усесться важно»;

  • «спорить сильнее прежнего»;

  • «пришлось прилететь на шум»;

  • «уделить некоторое время»;

  • «иметь музыкальный слух»;

Учащиеся ищут ответы и зачитывают их из текста:

  • «пленять своим искусством свет»;

  • «на лад не идет»;

  • «уселись чинно в ряд»;

  • «вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»;

  • «случилось соловью на шум их прилететь»;

  • «возьми на час терпенье»;

  • «чтоб музыкантом быть, так надобно умение и уши ваших понежней»;

Учитель:

- Молодцы, ребята!

Анализ содержания басни.

Учитель:

- Где происходит действие басни? (Ученики: «Сели на лужок под липки»)

- Найдите в тексте слова, где выражается отношение баснописца к своим героям. Верит ли он в то, что у них что-нибудь получится. (Ученики: «… ударили в смычки, дерут, а толку нет»)

- Как же относится И.А. Крылов к своим героям? (Ученики: отрицательно)

- Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет. (Ученики: Проказница Мартышка – несерьезная, вертлявая, неусидчивая. Осёл – упрямый. Козел – лишенный музыкальных способностей, имеет неприятный голос. Косолапый мишка – увалень, тугодум. Ему самому медведь на ухо наступил)

- Почему эти звери собрались вместе? (Ученики: «… затеяли сыграть квартет…», «… пленять своим искусством свет…»)

- Подберите синонимы слову «пленять». (Ученики: восхищать, очаровывать)

- Достигли ли они своей цели? (Ученики: нет)

- Почему? (Ученики: не умели играть)

- Какие советы дают друг другу горе-музыканты? (Ученики: Мартышка: «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!». Осел: «Постойте ж, я сыскал секрет! Мы верно уж поладим, коль рядом сядем»)

- В каких словах басни заключена мораль? (Ученики: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»)

- Как выдумаете, почему её произносит Соловей? (Ученики: Соловей – самая музыкальная птичка)

- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты? (Ученики: нужно учиться)

- О ком же эта басня, кого она высмеивает? (Ученики: невежд)

Учитель:

- В своей басне И.А. Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.


  1. Динамическая пауза.

Цели: формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Учитель:

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


  1. Продолжение работы по теме.

Цель: восприятие басни, обучение выразительному чтению.

Учитель:

- Перед тем, как мы приступим к чтению басни по ролям, давайте послушаем ее в исполнении народного артиста СССР И.В. Ильинского.

Дети слушают запись.

Учитель:

- Понравилось ли вам исполнение басни И.В. Ильинским? (Ученики: да)

- Давайте и мы попробуем так же выразительно прочитать басню по ролям. Подумайте, как надо читать отрывок, где звери спорят? (Ученики: громко, передавая их себялюбие, хвастовство и гордость)

- А как надо читать место, где Соловей рассуждает об их квартете? (Ученики: медленно, мудро)

Работа в группах.

Учитель:

- Обсудите и назначьте актеров в своих группах.

Дети делятся на группы, назначают актеров и читают по ролям.

Обобщение представления о баснописце И.А. Крылове. Проблемный вопрос.

Учитель:

- Можно ли И.А. Крылова назвать «истинно народным поэтом»? (Ученики: Да. Многие изречения Крылова стали крылатыми)

Учитель:

- И.А. Крылов был первым из русских писателей, у которого в басне звучала подлинно народная речь. Он широко пользовался народными пословицами и поговорками. Многие выражения из его басен стали крылатыми. Крылов считал, что его основная задача – писать для народа, а само обращение к басне объясняется её доступностью для всех возрастов и сословий: «Этот род понятен каждому, его читают и слуги, и дети».

- Приведите примеры известных вам крылатых выражений из басен Крылова. (Ученики: «У сильного всегда бессильный виноват», «Хоть видит око, да зуб неймет», «Вперед чужой беде не смейся, голубок», «Да только воз и ныне там», «Сильнее кошки зверя нет», «И в сердце льстец всегда отыщет уголок», «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», «А Васька слушает да ест» и другие)

Учитель:

- Молодцы, ребята! Спасибо за активную работу на уроке. Я довольна, что вы достаточно хорошо знаете творчество И.А. Крылова.


  1. Рефлексия.

Цель: подвести итог совместной и индивидуальной деятельности. Провести анализ успешности усвоения материала.

Учитель:

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Какой нравственный урок извлекли?

- Какие недостатки вашего характера вы захотели исправить, прочитав басню?

Ответы детей.


  1. Дифференцированное домашнее задание.

Цель: конкретизировать задание детям.

Учитель:

- Выполните домашнее задание по выбору:

1 вариант: подготовить выразительное чтение басни И.А. Крылова «Квартет» по ролям и сделать рисунок к басне.

2 вариант: выучить басню наизусть.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения "И.А. Крылов. Басни.".

Автор: Шерегова Елена Ивановна

Дата: 30.11.2017

Номер свидетельства: 441452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-i-a-krylov-vorona-i-lisitsa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "201040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428950646"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели" (урок-обобщение), презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-vielikiie-russkiie-pisatieli-urok-obobshchieniie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "251767"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447282577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок литературного чтения в 3 классе. Крылов И.А. Басня "Лебедь, Щука и Рак""
    ["seo_title"] => string(69) "uroklitieraturnoghochtieniiav3klassiekryloviabasnialiebiedshchukairak"
    ["file_id"] => string(6) "285921"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454258151"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov_sriedst"
    ["file_id"] => string(6) "351065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477053164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Предмет: литературное чтение. 3 класс «Перспектива» Тема урока: И.А.Крылов. Басни."
    ["seo_title"] => string(76) "predmet_literaturnoe_chtenie_3_klass_perspektiva_tema_uroka_i_a_krylov_basni"
    ["file_id"] => string(6) "564006"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1605999495"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства