звукозапись басни «Квартет» в исполнении народного артиста СССР И.В. Ильинского;
Организационный момент.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и проводит психологический настрой класса на предстоящую работу.
Учитель:
А теперь проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ученики демонстрируют готовность к уроку.
Актуализация знаний.
Цель: подготовить к изучению нового материала, необходимого для «открытия нового знания».
Работа в группах.
Разгадывание кроссворда.
Учитель:
- Замените высказывание одним словом и запишите в соответствующее поле.
1. Эзоп, Жан де Лафонтен, И.А. Крылов; (баснописцы)
2. Нравоучительный вывод; (мораль)
3. Способ проявления комического в искусстве; (сатира)
4. Краткий сжатый способ выражать мысли; (лаконизм)
5. Иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ; (аллегория)
Самопроверка.
Учитель:
- Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.
- Какое ключевое слово выделено в кроссворде? (Ученики: «басня»)
Постановка темы и задач урока.
Цель: деятельность обучающихся, направленная на поиск информации.
Постановка проблемы.
Учитель:
- Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (Ученики: о басне)
- Вспомним, что такое басня и чем она отличается от других литературных жанров? (Ученики: краткий нравоучительный рассказ в прозе или в стихах, в котором действуют животные, а подразумеваются люди. У басни есть скрытый смысл)
Целеустановка.
Учитель:
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова и познакомимся с его басней «Квартет» (учитель вывешивает портрет И.А. Крылова и выставляет его книги).
Учитель:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней!
Работа по теме.
Цель: добиваться понимания смысла басни и характеров героев.
Учитель:
- Откройте учебники на с. 63, рассмотрите иллюстрацию к басне.
- Кто изображен на ней? (Ученики: животные, играющие на музыкальных инструментах)
- Сколько животных? Назовите их. (Ученики: четверо: осел, козел, обезьяна, медведь)
- Предположите, что обозначает слово «квартет»? (Ученики: квартет – музыкальный ансамбль из четырех исполнителей)
- Верно.
Учитель:
Где четыре музыканта
Замечательно играют,
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.
Первичное восприятие произведения.
Чтение басни учителем.
Учитель:
- Понравилась ли вам басня? (Ученики: да)
- О ком в басне идет речь? (Ученики: животных, выступающих в роли музыкантов)
- В целях иносказания, баснописцы разных времен использовали образы животных и даже предметов. По художественным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами. Аллегория используется для того, чтобы через образы животных, путем высмеивания, искоренять пороки человечества.
- На сколько частей можно разделить эту басню? (Ответы детей)
- Определите границы частей басни. Где заканчивается первая часть? (Ученики: «А все-таки Квартет нейдет на лад»)
- Верно. Это основное повествование.
Вторичное восприятие текста. Словарная работа.
Учитель:
- Прочитайте внимательно басню про себя. Подчеркните карандашом в тексте слова, значение которых надо объяснить. (Ученики: пленять, чинно, лад, прима, втора и другие)
Учитель даёт толкование незнакомых слов:
Пленять – увлекать;
Чинно – строго по правилам;
Лад – согласие, порядок;
Прима – первая скрипка в оркестре;
Втора – вторая скрипка в оркестре;
Бас, альт, прима, втора – смычковые инструменты, так как звук извлекается смычком.
Учитель:
- Найдите в басне выражения, соответствующие следующим высказываниям:
«покорять игрой весь мир»;
«нет гармонии»;
«усесться важно»;
«спорить сильнее прежнего»;
«пришлось прилететь на шум»;
«уделить некоторое время»;
«иметь музыкальный слух»;
Учащиеся ищут ответы и зачитывают их из текста:
«пленять своим искусством свет»;
«на лад не идет»;
«уселись чинно в ряд»;
«вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»;
«случилось соловью на шум их прилететь»;
«возьми на час терпенье»;
«чтоб музыкантом быть, так надобно умение и уши ваших понежней»;
Учитель:
- Молодцы, ребята!
Анализ содержания басни.
Учитель:
- Где происходит действие басни? (Ученики: «Сели на лужок под липки»)
- Найдите в тексте слова, где выражается отношение баснописца к своим героям. Верит ли он в то, что у них что-нибудь получится. (Ученики: «… ударили в смычки, дерут, а толку нет»)
- Как же относится И.А. Крылов к своим героям? (Ученики:отрицательно)
- Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет. (Ученики: Проказница Мартышка – несерьезная, вертлявая, неусидчивая. Осёл – упрямый. Козел – лишенный музыкальных способностей, имеет неприятный голос. Косолапый мишка – увалень, тугодум. Ему самому медведь на ухо наступил)
- Почему эти звери собрались вместе? (Ученики: «… затеяли сыграть квартет…», «… пленять своим искусством свет…»)
- Какие советы дают друг другу горе-музыканты? (Ученики: Мартышка: «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!». Осел: «Постойте ж, я сыскал секрет! Мы верно уж поладим, коль рядом сядем»)
- В каких словах басни заключена мораль? (Ученики:«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»)
- Как выдумаете, почему её произносит Соловей? (Ученики:Соловей – самая музыкальная птичка)
- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты? (Ученики: нужно учиться)
- О ком же эта басня, кого она высмеивает? (Ученики: невежд)
Учитель:
- В своей басне И.А. Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.
Динамическая пауза.
Цели: формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Учитель:
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Продолжение работы по теме.
Цель: восприятие басни, обучение выразительному чтению.
Учитель:
- Перед тем, как мы приступим к чтению басни по ролям, давайте послушаем ее в исполнении народного артиста СССР И.В. Ильинского.
Дети слушают запись.
Учитель:
- Понравилось ли вам исполнение басни И.В. Ильинским? (Ученики: да)
- Давайте и мы попробуем так же выразительно прочитать басню по ролям. Подумайте, как надо читать отрывок, где звери спорят? (Ученики: громко, передавая их себялюбие, хвастовство и гордость)
- А как надо читать место, где Соловей рассуждает об их квартете? (Ученики: медленно, мудро)
Работа в группах.
Учитель:
- Обсудите и назначьте актеров в своих группах.
Дети делятся на группы, назначают актеров и читают по ролям.
Обобщение представления о баснописце И.А. Крылове. Проблемный вопрос.
Учитель:
- Можно ли И.А. Крылова назвать «истинно народным поэтом»? (Ученики: Да. Многие изречения Крылова стали крылатыми)
Учитель:
- И.А. Крылов был первым из русских писателей, у которого в басне звучала подлинно народная речь. Он широко пользовался народными пословицами и поговорками. Многие выражения из его басен стали крылатыми. Крылов считал, что его основная задача – писать для народа, а само обращение к басне объясняется её доступностью для всех возрастов и сословий: «Этот род понятен каждому, его читают и слуги, и дети».
- Приведите примеры известных вам крылатых выражений из басен Крылова. (Ученики: «У сильного всегда бессильный виноват», «Хоть видит око, да зуб неймет», «Вперед чужой беде не смейся, голубок», «Да только воз и ныне там», «Сильнее кошки зверя нет», «И в сердце льстец всегда отыщет уголок», «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», «А Васька слушает да ест» и другие)
Учитель:
- Молодцы, ребята! Спасибо за активную работу на уроке. Я довольна, что вы достаточно хорошо знаете творчество И.А. Крылова.
Рефлексия.
Цель: подвести итог совместной и индивидуальной деятельности. Провести анализ успешности усвоения материала.
Учитель:
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Какой нравственный урок извлекли?
- Какие недостатки вашего характера вы захотели исправить, прочитав басню?
Ответы детей.
Дифференцированное домашнее задание.
Цель: конкретизировать задание детям.
Учитель:
- Выполните домашнее задание по выбору:
1 вариант: подготовить выразительное чтение басни И.А. Крылова «Квартет» по ролям и сделать рисунок к басне.