kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. Басни.".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения, посвященный творчеству И.А. Крылова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "И.А. Крылов. Басни.".»

Литературное чтение

3 класс

(УМК «Перспектива»)


Шерегова Е.И.,

учитель начальных классов

МКОУ «Лицей №2», г. о. Нальчик


Тема урока: Басня И.А. Крылова «Квартет».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Квартет»;

  • закрепить понятие «басня», «крылатые выражения»;

  • расширить знания о И.А. Крылове как баснописце;

  • продолжить работу по обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся;

  • развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста путем соблюдения интонации, темпа, пауз, логического ударения;

  • формировать умение высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

  • формировать навыки самостоятельно и групповой работы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения;

  • ориентироваться в учебной и художественной книге;

  • воспринимать на слух художественный текст;

  • оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения морали;

Метапредметные:

  • формировать учебные задачи урока;

  • планировать совместно с учителем деятельность по изучению темы урока;

  • оценивать свою работу на уроке;

  • осмыслять нравственные уроки, которые даёт басня;

  • работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на основе художественного текста учебника;

Личностные:

  • проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова;

  • осмыслить понятия: «уважение к близким», «согласие», «ценность человеческих положительных качеств характера».

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • выполнять учебные действия;

  • выполнять взаимооценивание и взаимоконтроль;

  • выстраивать свою деятельность по опорным вопросам;

Познавательные:

  • проводить сравнение;

  • осуществлять анализ полученной информации;

  • определять структуру и смысл басни;

Коммуникативные:

  • уметь отстаивать свою позицию в ситуации сталкивания интересов;

  • договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

Образовательные ресурсы:

  • учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 3 класс;

  • портрет И.А. Крылова;

  • звукозапись басни «Квартет» в исполнении народного артиста СССР И.В. Ильинского;


  1. Организационный момент.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и проводит психологический настрой класса на предстоящую работу.

Учитель:

А теперь проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ученики демонстрируют готовность к уроку.


  1. Актуализация знаний.

Цель: подготовить к изучению нового материала, необходимого для «открытия нового знания».

Работа в группах.

Разгадывание кроссворда.

Учитель:

- Замените высказывание одним словом и запишите в соответствующее поле.

1. Эзоп, Жан де Лафонтен, И.А. Крылов; (баснописцы)

2. Нравоучительный вывод; (мораль)

3. Способ проявления комического в искусстве; (сатира)

4. Краткий сжатый способ выражать мысли; (лаконизм)

5. Иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ; (аллегория)

Самопроверка.

Учитель:

- Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

- Какое ключевое слово выделено в кроссворде? (Ученики: «басня»)


  1. Постановка темы и задач урока.

Цель: деятельность обучающихся, направленная на поиск информации.

Постановка проблемы.

Учитель:

- Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (Ученики: о басне)

- Вспомним, что такое басня и чем она отличается от других литературных жанров? (Ученики: краткий нравоучительный рассказ в прозе или в стихах, в котором действуют животные, а подразумеваются люди. У басни есть скрытый смысл)

Целеустановка.

Учитель:

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова и познакомимся с его басней «Квартет» (учитель вывешивает портрет И.А. Крылова и выставляет его книги).

Учитель:

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней!


  1. Работа по теме.

Цель: добиваться понимания смысла басни и характеров героев.

Учитель:

- Откройте учебники на с. 63, рассмотрите иллюстрацию к басне.

- Кто изображен на ней? (Ученики: животные, играющие на музыкальных инструментах)

- Сколько животных? Назовите их. (Ученики: четверо: осел, козел, обезьяна, медведь)

- Предположите, что обозначает слово «квартет»? (Ученики: квартет – музыкальный ансамбль из четырех исполнителей)

- Верно.

Учитель:

Где четыре музыканта

Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик

Все квартетом называют.

Первичное восприятие произведения.

Чтение басни учителем.

Учитель:

- Понравилась ли вам басня? (Ученики: да)

- О ком в басне идет речь? (Ученики: животных, выступающих в роли музыкантов)

- В целях иносказания, баснописцы разных времен использовали образы животных и даже предметов. По художественным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные человеческими чертами. Аллегория используется для того, чтобы через образы животных, путем высмеивания, искоренять пороки человечества.

- На сколько частей можно разделить эту басню? (Ответы детей)

- Определите границы частей басни. Где заканчивается первая часть? (Ученики: «А все-таки Квартет нейдет на лад»)

- Верно. Это основное повествование.

Вторичное восприятие текста. Словарная работа.

Учитель:

- Прочитайте внимательно басню про себя. Подчеркните карандашом в тексте слова, значение которых надо объяснить. (Ученики: пленять, чинно, лад, прима, втора и другие)

Учитель даёт толкование незнакомых слов:

Пленять – увлекать;

Чинно – строго по правилам;

Лад – согласие, порядок;

Прима – первая скрипка в оркестре;

Втора – вторая скрипка в оркестре;

Бас, альт, прима, втора – смычковые инструменты, так как звук извлекается смычком.

Учитель:

- Найдите в басне выражения, соответствующие следующим высказываниям:

  • «покорять игрой весь мир»;

  • «нет гармонии»;

  • «усесться важно»;

  • «спорить сильнее прежнего»;

  • «пришлось прилететь на шум»;

  • «уделить некоторое время»;

  • «иметь музыкальный слух»;

Учащиеся ищут ответы и зачитывают их из текста:

  • «пленять своим искусством свет»;

  • «на лад не идет»;

  • «уселись чинно в ряд»;

  • «вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»;

  • «случилось соловью на шум их прилететь»;

  • «возьми на час терпенье»;

  • «чтоб музыкантом быть, так надобно умение и уши ваших понежней»;

Учитель:

- Молодцы, ребята!

Анализ содержания басни.

Учитель:

- Где происходит действие басни? (Ученики: «Сели на лужок под липки»)

- Найдите в тексте слова, где выражается отношение баснописца к своим героям. Верит ли он в то, что у них что-нибудь получится. (Ученики: «… ударили в смычки, дерут, а толку нет»)

- Как же относится И.А. Крылов к своим героям? (Ученики: отрицательно)

- Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет. (Ученики: Проказница Мартышка – несерьезная, вертлявая, неусидчивая. Осёл – упрямый. Козел – лишенный музыкальных способностей, имеет неприятный голос. Косолапый мишка – увалень, тугодум. Ему самому медведь на ухо наступил)

- Почему эти звери собрались вместе? (Ученики: «… затеяли сыграть квартет…», «… пленять своим искусством свет…»)

- Подберите синонимы слову «пленять». (Ученики: восхищать, очаровывать)

- Достигли ли они своей цели? (Ученики: нет)

- Почему? (Ученики: не умели играть)

- Какие советы дают друг другу горе-музыканты? (Ученики: Мартышка: «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!». Осел: «Постойте ж, я сыскал секрет! Мы верно уж поладим, коль рядом сядем»)

- В каких словах басни заключена мораль? (Ученики: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»)

- Как выдумаете, почему её произносит Соловей? (Ученики: Соловей – самая музыкальная птичка)

- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты? (Ученики: нужно учиться)

- О ком же эта басня, кого она высмеивает? (Ученики: невежд)

Учитель:

- В своей басне И.А. Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.


  1. Динамическая пауза.

Цели: формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Учитель:

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


  1. Продолжение работы по теме.

Цель: восприятие басни, обучение выразительному чтению.

Учитель:

- Перед тем, как мы приступим к чтению басни по ролям, давайте послушаем ее в исполнении народного артиста СССР И.В. Ильинского.

Дети слушают запись.

Учитель:

- Понравилось ли вам исполнение басни И.В. Ильинским? (Ученики: да)

- Давайте и мы попробуем так же выразительно прочитать басню по ролям. Подумайте, как надо читать отрывок, где звери спорят? (Ученики: громко, передавая их себялюбие, хвастовство и гордость)

- А как надо читать место, где Соловей рассуждает об их квартете? (Ученики: медленно, мудро)

Работа в группах.

Учитель:

- Обсудите и назначьте актеров в своих группах.

Дети делятся на группы, назначают актеров и читают по ролям.

Обобщение представления о баснописце И.А. Крылове. Проблемный вопрос.

Учитель:

- Можно ли И.А. Крылова назвать «истинно народным поэтом»? (Ученики: Да. Многие изречения Крылова стали крылатыми)

Учитель:

- И.А. Крылов был первым из русских писателей, у которого в басне звучала подлинно народная речь. Он широко пользовался народными пословицами и поговорками. Многие выражения из его басен стали крылатыми. Крылов считал, что его основная задача – писать для народа, а само обращение к басне объясняется её доступностью для всех возрастов и сословий: «Этот род понятен каждому, его читают и слуги, и дети».

- Приведите примеры известных вам крылатых выражений из басен Крылова. (Ученики: «У сильного всегда бессильный виноват», «Хоть видит око, да зуб неймет», «Вперед чужой беде не смейся, голубок», «Да только воз и ныне там», «Сильнее кошки зверя нет», «И в сердце льстец всегда отыщет уголок», «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», «А Васька слушает да ест» и другие)

Учитель:

- Молодцы, ребята! Спасибо за активную работу на уроке. Я довольна, что вы достаточно хорошо знаете творчество И.А. Крылова.


  1. Рефлексия.

Цель: подвести итог совместной и индивидуальной деятельности. Провести анализ успешности усвоения материала.

Учитель:

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Какой нравственный урок извлекли?

- Какие недостатки вашего характера вы захотели исправить, прочитав басню?

Ответы детей.


  1. Дифференцированное домашнее задание.

Цель: конкретизировать задание детям.

Учитель:

- Выполните домашнее задание по выбору:

1 вариант: подготовить выразительное чтение басни И.А. Крылова «Квартет» по ролям и сделать рисунок к басне.

2 вариант: выучить басню наизусть.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения "И.А. Крылов. Басни.".

Автор: Шерегова Елена Ивановна

Дата: 30.11.2017

Номер свидетельства: 441452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-i-a-krylov-vorona-i-lisitsa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "201040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428950646"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели" (урок-обобщение), презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-vielikiie-russkiie-pisatieli-urok-obobshchieniie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "251767"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447282577"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок литературного чтения в 3 классе. Крылов И.А. Басня "Лебедь, Щука и Рак""
    ["seo_title"] => string(69) "uroklitieraturnoghochtieniiav3klassiekryloviabasnialiebiedshchukairak"
    ["file_id"] => string(6) "285921"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454258151"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov_sriedst"
    ["file_id"] => string(6) "351065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477053164"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Предмет: литературное чтение. 3 класс «Перспектива» Тема урока: И.А.Крылов. Басни."
    ["seo_title"] => string(76) "predmet_literaturnoe_chtenie_3_klass_perspektiva_tema_uroka_i_a_krylov_basni"
    ["file_id"] => string(6) "564006"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1605999495"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства