4.Открытие детьми новых знаний. 1. Определение темы и цели урока. Постановка учебных задач. Цель: формировать умение формулировать тему урока, дать новые знания учащимся о басне, особенностях басенного жанра, развивать умение решать проблемные вопросы и рассуждать.
Открытие новых знаний о жизни и творчестве писателя. Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы в парах 3.Работа с одаренными детьми Цель:, развивать речевые умения и творческие способности детей, развивать умение слушать и слышать.
4.Работа над СОДЕРЖАНИЕМ баснИ. Цель: --формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню, решать проблемные вопросы, способствовать формированию нравственных качеств. 5 Работа с текстом 5 Анализ текста басни 5.Итог урока. Цель:развивать умение делать выводы 6.Рефлексия. Цель: формировать умение адекватно оценивать свою работу. 7. Домашнее задание. Цель: формировать умения положительного отношения к учебному труду. | -Выскажите свои предположения: чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-Да, сегодня мы познакомимся с другим русским писателем.
-Отгадаем его имя и фамилию. (На доске) НАВИ ВОЛЫРК «Муха» О.Мандельштам «Кошка и мыши» Эзоп «Лгун» Л. Толстой «Мухи»
СЛАЙД Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? Сообщение подготовленных учеников о писателе
СЛАЙД
СЛАЙД
Что вы запомнили из жизни И. А. Крылова? Что он писал? -Как называют людей, которые пишут басни? Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А про кого она мы узнаем, если отгадаем загадки.
СЛАЙД
1 В зоопарке, в тиши вод Птица белая плывёт. Взгляд её, изгиб спины – Всё в ней дивной красоты. Кто эта птица ?
2. Опасней всех она в реке Хитра, прожорлива, сильна, Притом – такая злюка! Конечно, это ……
3. Под водой живет народ- Ходит задом наперед. Все под водой – Хватает клешней. Кто же это?...
(выставляется картинки с изображением лебедя, щуки и рака) –Чем они отличаются?
. А что же их объединяет? – Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я вам сейчас прочту. СЛАЙД
-Кто догадался, какую басню я буду читать? -Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» СЛАЙД
Я предлагаю вам её не только послушать, но и посмотреть. (выразительно читаю) Понравилась ли вам басня? -Как написана эта басня прозой или стихотворением? -Назовите признаки басни Прочитайте басню самостоятельно. С.71 Словарная работа СЛАЙД Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. На следующие вопросы вы найдите ответ в басне и прочитайте. Выборочное чтение СЛАЙД -Какой случай рассказал нам И. А. Крылов? --Как они старались выполнить работу?
- Получилась ли их затея? -Есть ли в басне слова, показывающие, что воз можно свезти? ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ СЛАЙД Что же им помешало?
Перечитайте басню и подумайте: -Случайно ли И. Крылов выбрал этих героев? Наверное, все дело в героях? -Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
- Рассмотрите иллюстрацию художника-оформителя: Похожа иллюстрация со слайдом на экране?. Подумайте: Что главного не сделали герои басни? СЛАЙД 29 Почему же «воз и ныне там»? - Где хранится главная мысль басни? В какой части она находится? Как называется эта часть? -Что такое МОРАЛЬ? Найдите мораль - Какой смысл он вкладывает в слово «СОГЛАСИЕ»? -Как вы думаете, зачем И.А. Крылов рассказал людям эту историю? - О чём стоит задуматься после чтения басни Ивана Андреевича Крылова? СЛАЙД Басня уже прозвучала много раз. А кто-нибудь из вас услышал строчку, которая стала « крылатым выражением? Я предлагаю инсценировать басню. Остальным я предлагаю разбиться на пары и поработать над выразительным чтением басни.
Что нового, интересного вы узнали на уроке?
-Что такое басня?
-Какая мораль в этой басне?
-Как автор относится к героям басни?
_Чему учит басня?
Определите, какая пословица соответствует басне: Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Много захочешь последнее потеряешь. Оцените свою работу на уроке шифровкой П - все понял В – есть вопросы, на которые хочу найти ответы
Сегодня на уроке я была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали, выразительно читали, общались друг с другом.
| -Знакомиться с новым писателем. -Читать новое произведение - Исследовать его. - Выяснить, чему оно учит. -Определить главную мысль. -Анализировать поступки героев, оценивать свои поступки, -Учиться правильно и выразительно читать. ….. Это Иван Крылов. Добрый, умный , серьёзный, образованный и др. Образец ответа выступающих. 1. Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769года , в семье бедного дворянина Детство прошло на Урале и Твери. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а он был в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что хозяин не раз его бил. 2. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 37 лет. А всего он создал более 200 басен. Басни Крылова бессмертны. Они подобно зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться. - В Летнем саду города Санкт- Петербурга установили бронзовый памятник великому баснописцу. И.А. Крылов изображён сидящим в кресле, с задумчивым взглядом. Как будто смотрит на героев басен, которые расположились внизу на постаменте. Кажется, что сейчас улыбнётся Иван Андреевич, и оживут бронзовые зайцы, лисицы, медведи, волки. Соорудили памятник на народные деньги, собранные по всей России. Но памятник поставили в Петербурге, потому что именно в этом городеначиналась его творческая деятельность. Это лебедь Щука Это рак. Лебедь – птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным.
Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука –плавает, рак – ползает – Их объединяет место жительства. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды.
Дети смотрят мультфильм по басне. Работа в группе по плану. Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. Из кожи лезут вон - очень стараются. Они все делают свое дело добросовестно, старательно, Герои басни взялись за дело дружно. воз и ныне там. поклажа для них казалась и легка» ,товарищи ПРОБЛЕМА Они обитатели одной водной среды, значит могли договориться, но не Соедините стрелками правильные ответы: «Лебедь рвётся в облака» | -упрямая, только своё дело знает. | «Рак пятится назад»- | -он стремительный, упрямый, быстрый. | «Щука тянет в воду» -упрямая, только своё дело знает. | -он неповоротливый, нерасторопный, идёт назад. | Рассматривают иллюстрацию к басне. Они не договорились, как будут действовать. В любом деле нужно работать дружно, вместе. ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело только мука.» ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ, ДЕЙСТВИЙ Он высмеивает несогласие, разобщенность. - Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится, всё надо делать дружно. – -В согласии любое дело по плечу, надо чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться. Класс выбирает режиссера-постановщика. Он выбирает персонажей действия-автора, поклажу, лебедя, рака, щуку. («Да только воз и ныне там») Пока группа готовится к выступлению, остальные работают в парах. Инсценировка басни. -Познакомились с И.А.Крыловым. -Узнали, что он писал басни. -Познакомился с басней «Лебедь, Рак и Щука». Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. В басне есть мораль. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело только мука.» - Он высмеивает несогласие, разобщенность. - Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится, всё надо делать дружно. – Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.
Прочитать выразительно басню «Лебедь, Рак и Щука». - Выучить басню наизусть. -Нарисовать иллюстрацию к басне для оформления книжки- малышки
|