kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе. Крылов И.А. Басня "Лебедь, Щука и Рак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения  в 3классе соответствует программе УМК «Планета Знаний» по теме: « И.АКрылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»

В соответствии с темой урока, целью и задачами были определены формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Решались следующие задачи:
- обучающие: способствовать углублению знаний о жанре басни, расширить и обогатить словарный запас учащихся крылатыми выражениями из басен.
-развивающие: развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализировать, развивать читательский интерес.
-воспитательные: воспитывать доброту, честность, справедливость, скромность, стремление к глубоким знаниям.
При составлении плана урока были учтены возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей, их возможности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе. Крылов И.А. Басня "Лебедь, Щука и Рак"»

Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Программа «Планета Знаний»



     Тема:          И. А. КРЫЛОВ «Лебедь, Щука и Рак».

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак », закреплять представления детей о басне, ее жанровых особенностях, отличиях от других произведений художественной литературы;


Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

-формировать умения положительного отношения к учебному труду;

-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

-формировать умение адекватно оценивать свою работу.

-способствовать формированию нравственных качеств.

Предметные:

- Дать новые знания учащимся о творчестве И. А. Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл.

- развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню, решать проблемные вопросы.

-развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Матапредметные:

1.Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

2.Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы в паре и группе, отвечать на уроке, слушать и слышать.

3.Познавательные: развивать речевые умения и творческие способности детей.

     

                    

Ход урока




Технология проведения



Деятельность учителя


Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

Цель:

Мотивирование (самоопределение) к деятельности




2.Речевая разминка

Цель: подготовить речевой аппарат к уроку, активизировать внимание, развивать речевые умения.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Прозвенел звонок, начинается урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

А девиз у нас таков:

Больше дела, меньше слов

Речевая разминка СЛАЙД

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

--Прочитайте самостоятельно

Вслух сначала медленно (Степа)

-Теперь быстрее (Вика вах)



-С вопросительной интонацией и ударением на последнее слово ( Полина)





Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.

Включаются в учебную деятельность







Читают с разным темпом, разной интонацией.


3.Актуализация знаний.

Цель: проверка домашнего задания, формировать положительное отношение к учебному труду, умение адекватно оценивать работу товарища, развивать умение слушать и слышать.



-Какую тему изучаем?

--Кто скажет, что такое басня?

-Как называют людей, которые пишут басни?


-К какой басне и какого автора подойдет пословица «А кто вчера солгал, тому и завтра не поверят»?

Пересказ басни 3 человек.

-Какова мораль басни?





-В каком произведении Л. Н. Толстого говориться, что в любом деле нужно действовать сообща и дружно?





- Проверим мораль басни на практике, получится ли у вас работать дружно.


Озвучивает результат ответа учеников.


Физкультминутка.




БАСНЯ - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни




Л. Н. Толстой «Лгун»



Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять лжи».


Кто не врёт, тому больше верят.

А кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Стр.69 Чтение в лицах

Дети анализируют, оценивают по алгоритму:

1.Грамотность. 2.Выразительность. 3.Правильность.




4.Открытие детьми новых знаний.

1. Определение темы и цели урока. Постановка учебных задач.

Цель: формировать умение формулировать тему урока, дать новые знания учащимся о басне, особенностях басенного жанра, развивать умение решать проблемные вопросы и рассуждать.



  1. Открытие новых знаний о жизни и творчестве писателя.

Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы в парах

3.Работа с одаренными детьми

Цель:, развивать речевые умения и творческие способности детей, развивать умение слушать и слышать.





























































4.Работа над СОДЕРЖАНИЕМ баснИ.

Цель: --формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню, решать проблемные вопросы, способствовать формированию нравственных качеств.


































































5 Работа с текстом
























5 Анализ текста басни
























































5.Итог урока.

Цель:развивать умение делать выводы




















6.Рефлексия.

Цель: формировать умение адекватно оценивать свою работу.







7. Домашнее задание.

Цель: формировать умения положительного отношения к учебному труду.





-Выскажите свои предположения: чем мы будем сегодня заниматься на уроке?










-Да, сегодня мы познакомимся с другим русским писателем.



-Отгадаем его имя и фамилию. (На доске)

НАВИ ВОЛЫРК «Муха»

О.Мандельштам «Кошка и мыши»

Эзоп «Лгун»

Л. Толстой «Мухи»



СЛАЙД

Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру?

Сообщение подготовленных учеников о писателе













СЛАЙД







СЛАЙД







Что вы запомнили из жизни И. А. Крылова?

Что он писал?

-Как называют людей, которые пишут басни?

Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А про кого она мы узнаем, если отгадаем загадки.







СЛАЙД



1 В зоопарке, в тиши вод
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты.

Кто эта птица ?

2. Опасней всех она в реке
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это ……

3. Под водой живет народ-
Ходит задом наперед.
Все под водой –
Хватает клешней.

Кто же это?...

(выставляется картинки с изображением лебедя, щуки и рака)


–Чем они отличаются?





. А что же их объединяет?


– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я вам сейчас прочту. СЛАЙД



-Кто догадался, какую басню я буду читать?

-Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» СЛАЙД



Я предлагаю вам её не только послушать, но и посмотреть.

(выразительно читаю)

Понравилась ли вам басня?

-Как написана эта басня прозой или стихотворением?

-Назовите признаки басни

Прочитайте басню самостоятельно. С.71 Словарная работа СЛАЙД

Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.

На следующие вопросы вы найдите ответ в басне и прочитайте. Выборочное чтение

СЛАЙД

-Какой случай рассказал нам И. А. Крылов?

--Как они старались выполнить работу?



- Получилась ли их затея?

-Есть ли в басне слова, показывающие, что воз можно свезти?

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ СЛАЙД

Что же им помешало?



Перечитайте басню и подумайте:

-Случайно ли И. Крылов выбрал этих героев?

Наверное, все дело в героях? -Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.







- Рассмотрите иллюстрацию художника-оформителя:

Похожа иллюстрация со слайдом на экране?.

Подумайте:

Что главного не сделали герои басни? СЛАЙД 29


Почему же «воз и ныне там»?


- Где хранится главная мысль басни? В какой части она находится?

Как называется эта часть?

-Что такое МОРАЛЬ?

Найдите мораль


- Какой смысл он вкладывает в слово «СОГЛАСИЕ»?



-Как вы думаете, зачем И.А. Крылов рассказал людям эту историю?



- О чём стоит задуматься после чтения басни Ивана Андреевича Крылова? СЛАЙД


Басня уже прозвучала много раз. А кто-нибудь из вас услышал строчку, которая стала « крылатым выражением?


Я предлагаю инсценировать басню.

Остальным я предлагаю разбиться на пары и поработать над выразительным чтением басни.





Что нового, интересного вы узнали на уроке?



-Что такое басня?





-Какая мораль в этой басне?



-Как автор относится к героям басни?





_Чему учит басня?



Определите, какая пословица соответствует басне:


Дружно негрузно, а врозь – хоть брось.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Много захочешь последнее потеряешь.

Оцените свою работу на уроке шифровкой

П - все понял

В – есть вопросы, на которые хочу найти ответы



Сегодня на уроке я была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали, выразительно читали, общались друг с другом.



























-Знакомиться с новым писателем.

-Читать новое произведение

- Исследовать его.

- Выяснить, чему оно учит.

-Определить главную мысль.

-Анализировать поступки героев, оценивать свои поступки,

-Учиться правильно и выразительно читать.







…..







Это Иван Крылов.








Добрый, умный , серьёзный, образованный и др.


Образец ответа выступающих.

1. Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769года , в семье бедного дворянина Детство прошло на Урале и Твери. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а он был в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что хозяин не раз его бил.

2. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 37 лет. А всего он создал более 200 басен.

Басни Крылова бессмертны. Они подобно зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться.

- В Летнем саду города Санкт- Петербурга установили бронзовый памятник великому баснописцу. И.А. Крылов изображён сидящим в кресле, с задумчивым взглядом. Как будто смотрит на героев басен, которые расположились внизу на постаменте. Кажется, что сейчас улыбнётся Иван Андреевич, и оживут бронзовые зайцы, лисицы, медведи, волки. Соорудили памятник на народные деньги, собранные по всей России. Но памятник поставили в Петербурге, потому что именно в этом городеначиналась его творческая деятельность.





Это лебедь






Щука








Это рак.







Лебедь – птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным.

Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука –плавает, рак – ползает



– Их объединяет место жительства. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды.












Дети смотрят мультфильм по басне.
























Работа в группе по плану.






Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись.

Из кожи лезут вон - очень стараются.

Они все делают свое дело добросовестно, старательно,

Герои басни взялись за дело дружно.


воз и ныне там.




поклажа для них казалась и легка» ,товарищи




ПРОБЛЕМА



Они обитатели одной водной среды, значит могли договориться, но не



Соедините стрелками правильные ответы:


«Лебедь рвётся в облака»

-упрямая, только своё дело знает.


«Рак пятится назад»-

-он стремительный, упрямый, быстрый.

«Щука тянет в воду» -упрямая, только своё дело знает.


-он неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.









Рассматривают иллюстрацию к басне.






Они не договорились, как будут действовать.



В любом деле нужно работать дружно, вместе.




ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело только мука.»


ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ, ДЕЙСТВИЙ



Он высмеивает несогласие, разобщенность.

- Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится, всё надо делать дружно. –

-В согласии любое дело по плечу, надо чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.

Класс выбирает режиссера-постановщика. Он выбирает персонажей действия-автора, поклажу, лебедя, рака, щуку.

(«Да только воз и ныне там»)


Пока группа готовится к выступлению, остальные работают в парах.

Инсценировка басни.



-Познакомились с И.А.Крыловым.

-Узнали, что он писал басни.

-Познакомился с басней «Лебедь, Рак и Щука».


Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. В басне есть мораль.


«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело только мука.»


- Он высмеивает несогласие, разобщенность.

- Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится, всё надо делать дружно. –

Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.



















Прочитать выразительно басню «Лебедь, Рак и Щука».

- Выучить басню наизусть.

-Нарисовать иллюстрацию к басне для оформления книжки- малышки


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе. Крылов И.А. Басня "Лебедь, Щука и Рак"

Автор: Бутова Светлана Валентиновна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе "И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак" ". "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-i-a-krylov-liebied-shchuka-i-rak"
    ["file_id"] => string(6) "226906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440518576"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "И.А.Крылов. Басня. Персонажи басен. "Стрекоза и Муравей", "Лебедь, Щука и Рак" "
    ["seo_title"] => string(79) "i-a-krylov-basnia-piersonazhi-basien-striekoza-i-muraviei-liebied-shchuka-i-rak"
    ["file_id"] => string(6) "153645"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421058656"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по литературе на тему "Басни И.А.Крылова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-basni-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "105567"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402886187"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства