(Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»)
расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.
содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать качество быть самостоятельными в учебной деятельности.
УМК «Школа России», компьютер с выходом в интернет, телевизор, проектор, видеозапись с мультфильмом «Ворона и лисица», портрет писателя, иллюстрации к басням, картинки для рефлексии, памятки, оценочные листы и др.
Использование мультимедиа на данном уроке позволяет эффективнее изучить эту тему, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и качество знаний, умений, навыков учащихся. Этому способствует тезисность, информативность, наглядность, увлекательность презентации. Разнообразный иллюстративный ряд, звуковой материал задействует все каналы восприятия ученика, что помогает в освоении материала, пробуждает эмоциональную сферу ребенка, воспитывает познавательный интерес.
Этап УЗ | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы контроля | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. момент | Сформировать эмоционально-положительное отношение к предстоящей деятельности. | Приветствие, фиксация отсутствующих; Проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; Организация внимания школьников; На сегодняшнем уроке будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать, Выразительно читать. | Приветствие учителя и одноклассников | Педагогическое наблюдение | Доброжелательный настрой учителя и уч-ся; |
Проверка д/з | 1. Установить факт выполнения д/з всеми уч-ся. 2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | -Вспомните алгоритм взаимопроверки. Прил.1 - Выполните задания и проверьте в парах. 1.Соедини слова из басни и её название: Лето красное пропела Лебедь, Рак и Щука Вертит очками так и сяк Стрекоза и Муравей А воз и ныне там Мартышка и очки Чтоб музыкантом быть, так надобно Слон и Моська «Соседка, перестань срамиться» Квартет 2. Продолжи определение: Басня –это… 3. Найди и подчеркни имена баснописцев: Пушкин, Изоп, Крылов, Пришвин, Толстой. | Вспоминают, проговаривают алгоритм. Выполняют задания. Проверяют и оценивают. | Тест | Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут); обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации; оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся. |
Актуализация ранее изученных знаний | Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | - Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения. Вопросы: 1.«Из того ли то города из Мурома, Из того ли села из Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец». (Былина). 2.« Красная сидит девица, а коса на улице» (Загадка). 3.«Землю красит солнце, а человека – труд». (Пословица). 4.«Ласточки пропали А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой» (Стихотворение) 5.«Дождик, дождик пуще Дай хлеба гуще! Хлеба - каравай, Весь день – поливай!» (Песня) | Разгадывают кроссворд Прил.2 | Педагогическое наблюдение | Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности; Понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала; |
Подготовка к восприятию нового материала | 1. Обеспечить положительную мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | Постановка перед уч-ся учебной проблемы Отгадайте загадки. Хочет с детства эта птица Стать известною певицей. День и ночь неугомонно " Кар–кар–кар! " – поёт (ворона). Эта рыжая плутовка, Кур ворует очень ловко. Волку серому сестрица, А зовут её (лисица). Как думаете, чем будем заниматься на уроке? Чему должны научиться? | Формулировка темы учебного занятия; Формулирование целей урока вместе с учителем; Составление плана действий. | Педагогическое наблюдение | Учащиеся умеют выбирать цель деятельности, действовать по плану. Учащимися сформулированы темы и цели урока. Учащимися составлен план действий. |
Организация восприятия, осмыс-ления и понимания нового знания | 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала; | Демонстрация мультфильма | Просматривают ресурс http://www.youtube.com/watch?v=wEfzWjp8v6c | Педагогическое наблюдение | Восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала; |
ФИЗМИНУТКА Вот под елочкой зеленой (Встали.) Скачут весело вороны: (Прыгаем.) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.) |
Закрепление знаний и способов деятельности по изученной теме | Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания | Организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу; 1 группа: 1.Словарная работа. -определите значение этих слов, используя толковые словари. Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. 2. Найди мораль, объясни. 2 группа: 1. Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни: Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит; Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит; Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова; Каркнула очень громко - во всё горло; Исчезла, скрылась - была такова; Трудно стало дышать - дыханье спёрло; Нашёл случайно, без особого труда - бог послал. 2. Найди мораль, подбери произведение с похожей моралью. 3 группа: - Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу? Ворона Хитрая Добрая Неуклюжая Растяпа Умная Простофиля Тщеславная Глупая красивая | Лисица Коварная Хитрая Неискренняя Плутовка Добрая Льстивая Умная Честная Глупая | Докажите словами из басни. 2. Найди мораль, объясни примером из жизни. | Самостоя-тельная работа. Вспоминают, проговари-вают алгоритм. Обсуждают тему группы, ставят задачи, распреде-ляют обязанности, выполняют задание. Выступают. | Педагогическое наблюдение | Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий; Учащиеся умеют находить информацию, используя учебник и свой жизненный опыт; Учащиеся умеют выполнять различные роли при совместном решении проблемы; Умеют воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими . |
Подведение итогов урока | 1. Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками 2. Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества 3.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся | Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения. Подведение итогов учебного занятия. Дополнение самооценки и взаимооценки оценкой учителя. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Какую получил отметку? За что? | Дети оценивают свою работу, анализируют. Взаимооценивают. Проверка с самооценкой. | Лист оценивания Прил.4 | Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке; Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
Домашнее задание | 1. Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | - Информация о д/з; - мотивирование выполнения д/з; (домашнее задание в конвертах в почтовых ящиках рядом с героями басен. Под елью для вас дополнительное задание, желающие могут его взять ) - инструктаж по выполнению д/з; | Находят в классе д/з для себя, по желанию берут дополнительное. | | - Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития; - наличие возможностей выбора д/заданий |
- Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд.
Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения.
дородный добрый молодец». (Былина).