Воспитание взаимоуважения и бережного отношения друг к другу
ХОД УРОКА. 1.Организационный момент. Прозвенел голосистый звонок, собрал ребятишек всех на урок. Будем мы читать, писать и пятёрки получать. 2. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения наизусть (Вызываются для чтения желающие)
3. Актуализация знания
-Какие персонажи постоянно встречаются в нашем учебнике? ( Настя и её папа)
- Откройте стр. 194 прочитайте, какой вопрос возник у Насти? (Текст читается по ролям)
Вопросы после чтения
-Что вы узнали о рождении первых сказок?( создавались народом)
-О каких сказках – народных или литературных – рассказывает папа? ( о народных)
-Почему сказки разных народов иногда похожи? (в сказках у всех народов есть зло и добро, и добро всегда побеждает зло)
- Задайте вопросы своим товарищам или учителю.
3. Работа по новой теме"Русская сказка «Кот и лиса»"
Работа с текстом сказки до чтения
-Кто догадался что мы с вами будем читать? (сказку)
-Кто написал сказку ? (народ)
-Какой народ? ( русский)
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 195. Как вы думаете, о чем будет сказка?
- Прочитайте название сказки? ( кот и лиса)
-Знаете ли вы какие – нибудь сказки, где главный герой кот? ( кот в сапогах)
-Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец)
-Вспомните сказку Напуганный медведь и волки. - Кто главный герой сказки ? ( кот Васька)
-Каков был кот Васька? (Вор и разбойник, котишко-мурлышко, серый лобишко, бестолковый лоб)
-Прочитаем сказку и проверим наше предположения.
Работа с текстом во время чтения
1 Первичное чтение
Часть 1 читают вслух по абзацам учащиеся ( комментированное чтение, диалог с автором)
Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда!
( - Как вы понимаете шкодливый - это какой (Шкодливый – значит озорной, вредный, шкодил всё время, т. е безобразничал)
-Можем предположить, каковы были проделки кота? ( утащил что –то )
Надоел он мужику. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. ( Интересно, зачем как вы думаете? ( чтобы оставить кота )
Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает!
( Вот и ответ на наш вопрос. Да нелегко коту, наверное, будет он же домашний)
Кот ходил, ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет, есть — пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало! ( Оказывается всё не так плохо да ребята) Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится:(т. е удивляется)
— Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала. Поклонилась коту и спрашивает: — Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?( то есть называть уважительно) А кот вскинул шерсть свою и говорит: — Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович.( -как вы понимаете слово бурмистр
– устаревшее слово означает староста, управляющий в общем – начальник. Обратите внимание: кот сам себя бурмистром объявил!) — Ах, Котофей Иванович,— говорит лиса,— не знала про тебя, не ведала: ну, пойдем же ко мне в гости. Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою ( То есть чем? (Тем что она смогла добыть на охоте, от слова дикий ) а сама выспрашивает: — Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?( Как вы думаете зачем лисица про это выпрашивает) - и как вы понимаете холост ? — Холост,— говорит кот. — И я, лисица,—девица, возьми меня замуж. Кот согласился, и начался у них пир да веселье.
Вопросы после чтения
-Что вы узнали про кота какой он? ( шкодливый, находчивый, хитрый- такой не пропадет)
- И зовут его теперь? ( Котофей Иванович)
- Сравните со старинными русскими именами Тимофей, Еремей.
- Такие имена сейчас редко встречаются, значит этой сказке много лет.
- Как вы думаете, будут лесные жители кота боятся, уважать .
Чтение 2 части стр. 196
На другой день отправилась лиса добывать припасов, ( припасов как вы понимаете? ( пищи) чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с нею заигрывать. — Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали. — Пусти, Я теперь замужняя жена. — За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна? — Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена, (как вы понимаете бурмистрова жена – директорова жена) — Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть? . — У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется! Волк побежал за бараном. Идет лиса, а навстречу ей медведь и стал с нею заигрывать. — Что ты, косолапый Мишка, Я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена. — За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла? — А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович,— за него и вышла. — Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна? — У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принести. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придется! Медведь потащился за быком.
Вопросы после чтения
-Что придумала лиса и зачем? (придумала, чтобы медведь принёс барана чтобы принёс им еду)
- Что можно сказать о лисе, какая она? (верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная)
- Вы обратили внимание на язык сказки? (да)
- Что заметили? (много устаревших слов)
- Я называю современные слова, а вы их устаревшие синонимы. Иди - (ступай), Спрячься - ( схоронись) , принести - ( принесть).
- Как вы думаете, догадаются волк и медведь что Котофей Иванович - обыкновенный кот? ( да)
Чтение 3 части ( по абзацам)
- Вопросы после чтения 3 – й части.
- Как же кот напугал волка и медведя? ( он сам испугался)
- Кто оказался смелее – волк медведь или заяц? ( получается что заяц)
- Попробуем поработать с устаревшими словами наоборот. дожидаю - ( жду) ,ступай- ( иди), схорони ( спрячь).
Обобщающая беседа
- Назовите имена героев .Почему их так зовут? ( Лизавета Ивановна –созвучно со словом лиса и т.д.)
- О характерах кота и лисы мы говорили.- А какие в сказке волк и медведь? ( уважают власть, доверчивые, трусливые)
- Почему кот оказался победителем ведь он испугался волка? (
-Кто сказке хитрее всех? ( лиса она все придумала, хотела чтобы её мужа уважали и боялись да заодно и еды на зиму припасла)
-Как бы вы сформулировали главную мысль сказки (побеждают не силой, а умом находчивостью хитростью)
Чтение по ролям
5. Итог урока. Рефлексивные вопросы:
Почему сказка называется кот и лиса?
Как можно сказку озаглавить по-другому?
Понравилась ли вам сказка. Почему?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?