kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Русская сказка «кот и лиса»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:            

Создание условий для развития самооценки своих познавательных способностей учащимися средствами литературного чтения.

Задачи:  Формировать навык грамотного, осознанного чтения, развивать умение анализировать художественное произведение

  • Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся
  • Воспитание взаимоуважения и бережного отношения друг к другу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Русская сказка «кот и лиса»"»

Урок литературного чтения в 3-м классе

Тема

"Русская сказка «кот и лиса»"

Цель урока:

Создание условий для развития самооценки своих познавательных способностей учащимися средствами литературного чтения.

Задачи: Формировать навык грамотного, осознанного чтения, развивать умение анализировать художественное произведение

  • Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся

  • Воспитание взаимоуважения и бережного отношения друг к другу


ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Прозвенел голосистый звонок, собрал ребятишек всех на урок.
Будем мы читать, писать и пятёрки получать.
2. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения наизусть (Вызываются для чтения желающие)

3. Актуализация знания

-Какие персонажи постоянно встречаются в нашем учебнике? ( Настя и её папа)

- Откройте стр. 194 прочитайте, какой вопрос возник у Насти? (Текст читается по ролям)

Вопросы после чтения

-Что вы узнали о рождении первых сказок?( создавались народом)

-О каких сказках – народных или литературных – рассказывает папа? ( о народных)

-Почему сказки разных народов иногда похожи? (в сказках у всех народов есть зло и добро, и добро всегда побеждает зло)

- Задайте вопросы своим товарищам или учителю.

3. Работа по новой теме"Русская сказка «Кот и лиса»"

Работа с текстом сказки до чтения

-Кто догадался что мы с вами будем читать? (сказку)

-Кто написал сказку ? (народ)

-Какой народ? ( русский)

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 195. Как вы думаете, о чем будет сказка?

- Прочитайте название сказки? ( кот и лиса)

-Знаете ли вы какие – нибудь сказки, где главный герой кот? ( кот в сапогах)

-Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец)

-Вспомните сказку Напуганный медведь и волки. - Кто главный герой сказки ? ( кот Васька)

-Каков был кот Васька? (Вор и разбойник, котишко-мурлышко, серый лобишко, бестолковый лоб)

-Прочитаем сказку и проверим наше предположения.

Работа с текстом во время чтения

1 Первичное чтение

Часть 1 читают вслух по абзацам учащиеся ( комментированное чтение, диалог с автором)

Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда!

( - Как вы понимаете шкодливый - это какой (Шкодливый – значит озорной, вредный, шкодил всё время, т. е безобразничал)

-Можем предположить, каковы были проделки кота? ( утащил что –то )

Надоел он мужику. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. ( Интересно, зачем как вы думаете? ( чтобы оставить кота )

Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает!

( Вот и ответ на наш вопрос. Да нелегко коту, наверное, будет он же домашний)

Кот ходил, ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет, есть — пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало! ( Оказывается всё не так плохо да ребята)
Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится:(т. е удивляется)

— Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала.
Поклонилась коту и спрашивает:
— Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?( то есть называть уважительно)
А кот вскинул шерсть свою и говорит:
— Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович.( -как вы понимаете слово бурмистр

– устаревшее слово означает староста, управляющий в общем – начальник. Обратите внимание: кот сам себя бурмистром объявил!)
— Ах, Котофей Иванович,— говорит лиса,— не знала про тебя, не ведала: ну, пойдем же ко мне в гости.
Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою ( То есть чем? (Тем что она смогла добыть на охоте, от слова дикий ) а сама выспрашивает:
— Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?( Как вы думаете зачем лисица про это выпрашивает) - и как вы понимаете холост ?
— Холост,— говорит кот.
— И я, лисица,—девица, возьми меня замуж.
Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

Вопросы после чтения

-Что вы узнали про кота какой он? ( шкодливый, находчивый, хитрый- такой не пропадет)

- И зовут его теперь? ( Котофей Иванович)

- Сравните со старинными русскими именами Тимофей, Еремей.

- Такие имена сейчас редко встречаются, значит этой сказке много лет.

- Как вы думаете, будут лесные жители кота боятся, уважать .

Чтение 2 части стр. 196

На другой день отправилась лиса добывать припасов, ( припасов как вы понимаете? ( пищи) чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с нею заигрывать.
— Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали.
— Пусти, Я теперь замужняя жена.
— За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?
— Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена, (как вы понимаете бурмистрова жена – директорова жена)
— Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть? .
— У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется!
Волк побежал за бараном.
Идет лиса, а навстречу ей медведь и стал с нею заигрывать.
— Что ты, косолапый Мишка, Я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена.
— За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?
— А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович,— за него и вышла.
— Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?
— У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принести. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придется!
Медведь потащился за быком.

Вопросы после чтения

-Что придумала лиса и зачем? (придумала, чтобы медведь принёс барана чтобы принёс им еду)

- Что можно сказать о лисе, какая она? (верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная)

- Вы обратили внимание на язык сказки? (да)

- Что заметили? (много устаревших слов)

- Я называю современные слова, а вы их устаревшие синонимы. Иди - (ступай), Спрячься - ( схоронись) , принести - ( принесть).

- Как вы думаете, догадаются волк и медведь что Котофей Иванович - обыкновенный кот? ( да)

Чтение 3 части ( по абзацам)

- Вопросы после чтения 3 – й части.

- Как же кот напугал волка и медведя? ( он сам испугался)

- Кто оказался смелее – волк медведь или заяц? ( получается что заяц)

- Попробуем поработать с устаревшими словами наоборот. дожидаю - ( жду) ,ступай- ( иди), схорони ( спрячь).

Обобщающая беседа

- Назовите имена героев .Почему их так зовут? ( Лизавета Ивановна –созвучно со словом лиса и т.д.)

- О характерах кота и лисы мы говорили.- А какие в сказке волк и медведь? ( уважают власть, доверчивые, трусливые)

- Почему кот оказался победителем ведь он испугался волка? (

-Кто сказке хитрее всех? ( лиса она все придумала, хотела чтобы её мужа уважали и боялись да заодно и еды на зиму припасла)

-Как бы вы сформулировали главную мысль сказки (побеждают не силой, а умом находчивостью хитростью)

Чтение по ролям

5. Итог урока. Рефлексивные вопросы:

  • Почему сказка называется кот и лиса?

  • Как можно сказку озаглавить по-другому?

  • Понравилась ли вам сказка. Почему?

  • В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

  • Что бы ты изменил на таком уроке ?

6.Домашнее задание

- Прочитать самостоятельно сказку Никита Кожемяко

задание в тетради 1 с 30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Русская сказка «кот и лиса»"

Автор: Авдякова Вера Алексеевна

Дата: 16.10.2019

Номер свидетельства: 522841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конспект урока литературного чтения по теме : «Русская  народная  сказка « Лиса,  кот  и  петух».  Главные  герои  сказки». "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-russkaia-narodnaia-skazka-lisa-kot-i-pietukh-glavnyie-ghieroi-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "232985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442948816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  литературного чтения во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiavo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "297374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456168623"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок литературного чтения. Мир сказок. В. Сутеев "Дядя Миша" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-litieraturnogho-chtieniia-mir-skazok-v-sutieiev-diadia-misha"
    ["file_id"] => string(6) "128071"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415433672"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "разработка урока по литературному чтению на тему сказки"У страже глаза велики" "
    ["seo_title"] => string(86) "razrabotka-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-skazki-u-strazhie-ghlaza-vieliki"
    ["file_id"] => string(6) "111809"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407939265"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства