Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Мир сказок. В. Сутеев «Дядя Миша»
(технологическая карта урока литературного чтения в 1-м классе
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 1
Тип урока: урок литературного слушания
Тема урока: Мир сказок. В. Сутеев «Дядя Миша»
Цель урока: обогащать читательский опыт учащихся, развивать читательский интерес
Оборудование: учебная хрестоматия «Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания»(Л.А. Ефросинина); рабочая тетрадь «Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания» (Л.А. Ефросинина), книги В. Сутеева, листы для моделирования, маркеры, цветные карандаши, модель обложки, документ-камера.
Предметные умения
- определять жанр и тему произведения;
- называть произведение;
- составлять схематический план с помощью «заменителей».
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
- умение слушать;
- слушать других, проявлять уважение
- проявлять интерес к произведениям В. Сутеева.
Регулятивные УУД:
- оценивать результаты своей деятельности;
- планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
- анализировать прослушанные произведения;
- анализировать иллюстрации;
- умение обобщать.
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью;
- аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать в паре.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой
-Рано утром я встаю,
И улыбку всем дарю.
Солнцу, ветру улыбаюсь.
И при этом не стесняюсь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
-Что мы желаем человеку при встрече, когда здороваемся?
-Как можно поздороваться с друзьями?
-Улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь.
2.Выявление читательского опыта учащихся
-Вспомните и назовите произведения, которые мы читали и слушали.
1) Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
-Кто в хоромах? Кто в высоких?
-Я, муха-громотуха, а ты кто?
-А я комар-пискун. Пусти в гости!
-Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут! (М. Михалков «Лесные хоромы», сказка о животных)
2) Петух ходит по избе, молчит, не отзывается. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит:
-Нет, лиса, не обманешь! Ты хочешь меня съесть… и косточек не оставишь. (русская народная сказка «Кот, петух и лиса»)
На доске три модели обложки/
-Какая модель подходит к произведению М.Михалкова «Лесные хоромы»?
-Почему? Докажите.
-Какая модель подходит к произведению «Кот, петух и лиса»?
- Почему? Докажите.
-У кого другие мнения?
-В чём сходство данных произведений?
-В чём состоит отличие?
3.Слушание сказки В. Сутеева «Дядя Миша»
-Приготовьтесь слушать. После слушания ответьте на вопросы: «Понравилось ли произведение? Какой момент запомнился больше всего?»
4.Выявление первичного восприятия произведения
-Понравилось произведение?
-Какой момент больше понравился?
-Что не понравилась?
Физминутка
Легко прыгнем, как бельчата,
Быстро-быстро, как зайчата,
Как котята ловим рыбку,
Как ежата выгнем спинку,
Пройдём мягко, как лисята,
Пробежимся, как мышата.
Ну, а если надоест,
Мы походим косолапо,
Как дядя Миша ходит в лес.
5. Моделирование первой страницы
-Смоделируем первую страницу обложки.
-Что вы слушали?
-Почему вы так думаете? Докажите.
-Покажите это на своих моделях.
-О ком эта сказка?
-Каким цветом закрашиваем?
-Найдите в учебной хрестоматии это произведение.
-Прочитайте фамилию автора.
Действительно, сказку написал Виктор Сутеев.
-Покажите на модели фамилию автора.
-Прочитайте в учебнике заголовок. Покажите на моделях.
-Сравните свои модели с моделью на доске.
У кого такая же модель?
Поставьте +.
-Назовите правильно произведение.
Сначала индивидуально называют, а потом хором.
6.Работа с текстом произведения
-Посмотрите на иллюстрации к сказке.
-Какой момент изображён? Расскажите его. (аналогичная работа проводится с другими иллюстрациями к этому произведению). Если учащиеся затрудняются рассказывать, то идёт повторное слушание по эпизодам.
-Прочитайте. (Из рубрики «Для тех, кто умеет читать»)
-Прочитайте. (Из рубрики «Для тех, кто учится читать)
-Что же хотел сказать мышонок?
Составление схематического плана.
-Кто главный герой сказки?
-Какую карточку-заменитель выберем?
-Назовите, с кем медведь встречался по порядку?
-Какие карточки-заменители выберем?
На доске составляет схематический план.
Работа в рабочей тетради.
-Найдите произведение в рабочей тетради.
-Читаем задание 1. Что необходимо выполнить? Выполняем.
-Задание 2 выполняем в парах.
-Проверим работу.
-У кого всё правильно, поставьте +.
-Выполняем задание 3 индивидуально, самостоятельно.
-Проверим через документ камеру.
-Поставьте +, у кого выполнено верно.
7.Итог урока. Обобщение
-Что вы слушали на уроке?
-О ком эта сказка?
-Кто автор сказки?
-Назовите произведение, с которым мы работали на уроке.
- К этому произведению мы сделаем книжку-самоделку, которая пополнит нашу библиотеку.
-Возьмите свои модели, подпишите и подойдите ко мне.
-Подходит эта обложка к нашей книге?
-Почему?
-Кто написал книгу?
-Кто скажет заголовок?
-Я вас поздравляю, наша библиотека пополнилась новой книгой.
На доске выставка книг В. Сутеева.
-Ребята, назовите книги, которые на выставке.
-В. Сутеев написал много интересных сказок для детей. Его книги вы можете найти в школьной и городской библиотеке. Возьмите книги Сутеева, рассмотрите их с друзьми. А кто желает, может придумать свою сказку о животных.