kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Планируемые результаты:

1. Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.

2. Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.

3. Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть – 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке, карточки со словами – признаками.

Ход урока

1.Организационный момент 

2. Повторение пройденного.

Ребята, мы начнём наш урок с игры, которая называется «Вспомни и назови». Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

1. «Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

2.«Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм. «Маленькие человечки».)

3.«Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать». (Русская народная сказка «Снегурочка».)

4. «Котик - коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?»

( Ушинский «Плутишка кот»)

- Молодцы, вы правильно назвали все произведения. Что их объединяет?

- А какие бывают сказки?      (авторские и народные)

- Приведите примеры авторских сказок.    

- Назовите народные сказки. Кто является автором народных сказок?

- Какое произведение мы исследовали на прошлом уроке? (сказку К. Ушинского «Плутишка кот»)

- Что можете о ней сказать? (авторская, о животных)

- Почему К. Ушинский именно так озаглавил сказку? Как вы поняли? Значение слова «плутишка». Какой герой сказок  характеризуется так же?       (лиса - плутовка)

- Я поняла, что вы любите и знаете сказки.

- Хотите познакомиться ещё с одной?

 3. Работа по теме урока.

1. Отгадайте загадки. Кто это?

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязный,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (рисунок с надписью «Журавль» на доску)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (рисунок с надписью «Цапля»)

-Что вы знаете об этих животных?                                                                                          (Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв, водятся в нашей местности)

- Как вы думаете, о ком будет новое произведение? Определите тему урока.

- Какую цель на уроке себе поставите? Чем будем заниматься?

( познакомиться со сказкой, найти в ней мудрые мысли, исследовать построение русской народной сказки, познакомиться с устаревшими словами, уметь договариваться, сотрудничать друг с другом)

Итак, сегодня на уроке мы исследуем русскую народную сказку «Журавль и цапля».

- Как найти это произведение в учебнике? ( по оглавлению)

- На какой странице находится эта сказка? ( 24 )

- Назовите жанр этого произведения.

- Авторская или народная?

2. Чтение сказки.

- Приготовьтесь слушать и читать сказку. Возьмите простой карандаш и отметьте те слова или словосочетания, значение которых покажутся вам непонятными.

А) Чтение сказки учителем.  

Б) Читает ученик

- Интересно ли вам узнать, чем закончилась сказка? Тогда слушайте внимательно.

В) Читает ученик

- Ребята, улыбнитесь те, кому понравилась сказка.

3. Словарная работа

- Какие слова и словосочетания из текста вам непонятны?

Ноги долги – длинные ноги

Худо летать – плохо летать

Долговязый – длинный

Верста- русская единица измерения расстояния. (ищем по словарю)

Несолоно хлебавши – остаться ни с чем.

- В какой сказке мы уже встречали это выражение?    ( «Лиса и журавль»)

4. Анализ текста.

Вернёмся к тексту.

- Чем необычно начало сказки?   (начинается с присказки)

- Что такое присказка? Найдите ответ на стр. 18 учебника.

- Как вы думаете, зачем нужна присказка?  (привлекает внимание)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по особенному – быстро, чётко, правильно.

-  Вспомните, какую присказку мы с вами выучили недавно? Подходит ли она к этой сказке? Почему? (Сказки старые не стары, Новые не старятся, Старые – останутся).

Исследование сказки.

- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

- Сколько раз журавль сватался к цапле?

- Исполнилось ли желание журавля? Почему?   (не могут договориться, отказывают друг другу, не хотят уступить друг другу, не любят )

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник на стр. 24. (разговор героев сказки).

- А как называется разговор двух героев? (диалог)

- Прочитаем первый диалог журавля и цапли по ролям.

-Зачитайте, что ответил журавль цапле, когда она надумала пойти замуж?

- Каким показан здесь журавль?

- Какими вы представляете себе героев сказки?

- Как они говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте.

5. Гимнастика для глаз.

  Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

  Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

  Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

  Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

  Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

  Откройте глаза.  Посмотрите в даль или поморгайте.

6. Работа со славами – подсказками. Работа в группах.

У каждой группы на столе есть конверт со словами – признаками, откройте их и распределите слова. Те слова, которые по вашему мнению относятся к цапле – расположите под картинкой цапли, (одна группа характеризует цаплю) а те слова, которые более подходят к характеристике журавля расположите под картинкой журавля. (2 группа)   

Слова в конверте: упрямый ( ая ), смешной (ая ), капризный ( ая ), нерешительный ( ая ), добрый ( ая ), умный ( ая ), несговорчивый (ая ), придирчивый (ая ), хвастливый (ая ), честный (ая ), грубый (ая ), невоспитанный (ая ).

- Прочитайте выбранные слова. Можете добавить свои слова?

- Какой вывод можно сделать?    (Журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны)

- А вы когда работали группами, у всех ли получилось договориться друг с другом?

- Как вы думаете, зачем нужно это умение?

7. Давайте, попробуем составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и научим журавля и цаплю договариваться друг с другом.

На доске для вас есть небольшие подсказки, которыми вы можете воспользоваться, но можно также применить и свои высказывания. Вы можете поблагодарить за предложение, отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду.

На партах слова: спасибо за предложение, я очень благодарна тебе, что ты выбрал меня, дай мне время подумать, можно мне подумать?, у тебя такие замечательные перья, как прекрасен твой клюв, у тебя такие великолепные ноги.

8. Инсценировка

- Смогли бы договориться герои сказки, если бы использовали эти выражения в своей речи?

- Какие советы, пожелания вы высказали бы героям данного произведения?

- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.  Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)

- Какое правило из этой сказки нам надо взять?   (Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться)

 9. Обобщение

1. Итак, подведём итог нашего урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Достигли ли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока?

2. Оценки за урок.

3. Дома: 1. Попробуйте перед зеркалом представить себя журавлём или цаплей и расскажите эту историю про себя. А на уроке нам расскажите от имени цапли или журавля. 2. Выполнить задание 1, 2 в Р.Т.

10.Рефлексия.

- Хотелось многое узнать и я узнал.

- Хорошее настроение, было интересно, но были и трудности.

- Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе»

Урок литературного чтения во 2 б классе.

УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия имени М.Вахитова г. Буинска РТ» Кадырова Ф.С.

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Планируемые результаты:

1. Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.

2. Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.

3. Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть – 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке, карточки со словами – признаками.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Повторение пройденного.

Ребята, мы начнём наш урок с игры, которая называется «Вспомни и назови». Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

1. «Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

2.«Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм. «Маленькие человечки».)

3.«Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать». (Русская народная сказка «Снегурочка».)

4. «Котик - коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?»

( Ушинский «Плутишка кот»)

- Молодцы, вы правильно назвали все произведения. Что их объединяет?

- А какие бывают сказки? (авторские и народные)

- Приведите примеры авторских сказок.

- Назовите народные сказки. Кто является автором народных сказок?

- Какое произведение мы исследовали на прошлом уроке? (сказку К. Ушинского «Плутишка кот»)

- Что можете о ней сказать? (авторская, о животных)

- Почему К. Ушинский именно так озаглавил сказку? Как вы поняли? Значение слова «плутишка». Какой герой сказок характеризуется так же? (лиса - плутовка)

- Я поняла, что вы любите и знаете сказки.

- Хотите познакомиться ещё с одной?

3. Работа по теме урока.

1. Отгадайте загадки. Кто это?

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязный,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (рисунок с надписью «Журавль» на доску)


На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (рисунок с надписью «Цапля»)


-Что вы знаете об этих животных? (Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв, водятся в нашей местности)

- Как вы думаете, о ком будет новое произведение? Определите тему урока.

- Какую цель на уроке себе поставите? Чем будем заниматься?

( познакомиться со сказкой, найти в ней мудрые мысли, исследовать построение русской народной сказки, познакомиться с устаревшими словами, уметь договариваться, сотрудничать друг с другом)

Итак, сегодня на уроке мы исследуем русскую народную сказку «Журавль и цапля».

- Как найти это произведение в учебнике? ( по оглавлению)

- На какой странице находится эта сказка? ( 24 )

- Назовите жанр этого произведения.

- Авторская или народная?

2. Чтение сказки.

- Приготовьтесь слушать и читать сказку. Возьмите простой карандаш и отметьте те слова или словосочетания, значение которых покажутся вам непонятными.

А) Чтение сказки учителем.

Б) Читает ученик

- Интересно ли вам узнать, чем закончилась сказка? Тогда слушайте внимательно.

В) Читает ученик

- Ребята, улыбнитесь те, кому понравилась сказка.

3. Словарная работа

- Какие слова и словосочетания из текста вам непонятны?

Ноги долги – длинные ноги

Худо летать – плохо летать

Долговязый – длинный

Верста- русская единица измерения расстояния. (ищем по словарю)

Несолоно хлебавши – остаться ни с чем.


- В какой сказке мы уже встречали это выражение? ( «Лиса и журавль»)

4. Анализ текста.

Вернёмся к тексту.

- Чем необычно начало сказки? (начинается с присказки)

- Что такое присказка? Найдите ответ на стр. 18 учебника.

- Как вы думаете, зачем нужна присказка? (привлекает внимание)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по особенному – быстро, чётко, правильно.

- Вспомните, какую присказку мы с вами выучили недавно? Подходит ли она к этой сказке? Почему? (Сказки старые не стары, Новые не старятся, Старые – останутся).

Исследование сказки.

- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

- Сколько раз журавль сватался к цапле?

- Исполнилось ли желание журавля? Почему? (не могут договориться, отказывают друг другу, не хотят уступить друг другу, не любят )

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник на стр. 24. (разговор героев сказки).

- А как называется разговор двух героев? (диалог)

- Прочитаем первый диалог журавля и цапли по ролям.

-Зачитайте, что ответил журавль цапле, когда она надумала пойти замуж?

- Каким показан здесь журавль?

- Какими вы представляете себе героев сказки?

- Как они говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте.

5. Гимнастика для глаз.

  Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

  Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

  Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

  Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

  Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

  Откройте глаза. Посмотрите в даль или поморгайте.

6. Работа со славами – подсказками. Работа в группах.

У каждой группы на столе есть конверт со словами – признаками, откройте их и распределите слова. Те слова, которые по вашему мнению относятся к цапле – расположите под картинкой цапли, (одна группа характеризует цаплю) а те слова, которые более подходят к характеристике журавля расположите под картинкой журавля. (2 группа)

Слова в конверте: упрямый ( ая ), смешной (ая ), капризный ( ая ), нерешительный ( ая ), добрый ( ая ), умный ( ая ), несговорчивый (ая ), придирчивый (ая ), хвастливый (ая ), честный (ая ), грубый (ая ), невоспитанный (ая ).

- Прочитайте выбранные слова. Можете добавить свои слова?

- Какой вывод можно сделать? (Журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны)

- А вы когда работали группами, у всех ли получилось договориться друг с другом?

- Как вы думаете, зачем нужно это умение?

7. Давайте, попробуем составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и научим журавля и цаплю договариваться друг с другом.

На доске для вас есть небольшие подсказки, которыми вы можете воспользоваться, но можно также применить и свои высказывания. Вы можете поблагодарить за предложение, отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду.

На партах слова: спасибо за предложение, я очень благодарна тебе, что ты выбрал меня, дай мне время подумать, можно мне подумать?, у тебя такие замечательные перья, как прекрасен твой клюв, у тебя такие великолепные ноги.

8. Инсценировка

- Смогли бы договориться герои сказки, если бы использовали эти выражения в своей речи?

- Какие советы, пожелания вы высказали бы героям данного произведения?

- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)

- Какое правило из этой сказки нам надо взять? (Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться)

9. Обобщение

1. Итак, подведём итог нашего урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Достигли ли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока?

2. Оценки за урок.

3. Дома: 1. Попробуйте перед зеркалом представить себя журавлём или цаплей и расскажите эту историю про себя. А на уроке нам расскажите от имени цапли или журавля. 2. Выполнить задание 1, 2 в Р.Т.

10.Рефлексия.

- Хотелось многое узнать и я узнал.

- Хорошее настроение, было интересно, но были и трудности.

- Было скучно, неинтересно, было много затруднений.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Автор: Кадырова Фирдауса Сагитовна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства