разработка урока по литературному чтению на тему сказки"У страже глаза велики"
Разработка урока по литературному чтению на тему сказки"У страже глаза велики"
Тема урока: Русская народная сказка « У страха глаза велики».
Цель урока:
- продолжить формировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;
- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;
- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Формируемые УУД:
1.Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков. 2.Регулятивные УУД:формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать. 3.Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
4.Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
- проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную
сказку.
Метапредметные:
Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
- определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
- определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
- использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
- читать и инсценировать сказку по ролям;
- уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
- отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
- уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие по плану;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
- знать специфические особенности жанра литературной сказки;
- выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
- характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
- читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;
- работать с содержанием текста сказки;
- читать сказку по ролям;
Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Настроение у нас отличное.
А улыбки дело привычное.
Пожелаем друг другу добра
Ведь урок начинать нам пора!
II. . Проверка д/з.
Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.
1.- К какой сказке подходят пословицы: Дружба заботой да подмогой крепка.. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Что значит слово зимовье?
- Как выпонимаетевыражение «пустились наутёк»?
- Как звери напугали волка?- Что волк рассказал о своих страхах?- Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)
2.Чтение сказки по ролям:
- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя. (оценочные суждения)
III. . Физминутка
IV. Знакомство с новым материалом.
1.Подготовка к восприятию.
-Скажите, любите ли вы сказки? А какие?
Сказки - это произведения, которые любят слушать все. Бабушка или мама или артист со сцены рассказывают вам сказку вслух, а вы сидите смирно ничего не говорите и слушаете. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Один человек придумал сказку, второй добавил, третий продолжил, и получилась сказка.
2.Первичноевосприятие -Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»?
- Ребята, сейчас вы впервые услышите это произведение. В тексте вам встретятся незнакомые слова
Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.
Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой
Наперсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье.
Сядьте, как вам удобно слушать.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.
Проверка первичного восприятия:
-Что вы почувствовали?
-Скажите эта сказка смешная или грустная?. Групповая работа
1.Чтение сказки по ролям:
- Сделайте разметку текста и определите реплики героев.
- Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них?
- Как должен читать свои слова автор?
2. Вторичное восприятие:
Вопросы после чтения:
-Определите главную мысль сказки.
- Название нашей сказки взято из пословицы. «У страха глаза велики» - пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится.
-Для чего наши герои носили воду?
-Что ещё может расти в саду и огороде кроме яблоньки?
-Возможно, заяц пришел в огород за капустой или морковкой. И вдруг налетел ветер…..
- Что вы можете сказать о зайце?
- За что народ высмеивает действующие лица в сказке?
- Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик?
- Что показалось каждому со страху?
Бабушке-медвежище, внучке-волк,курочке – лиса, мышке-котище.
- Какие люди в народе ценятся больше всего?
/ Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях/.
- Какие люди осуждаются, высмеиваются?
/ Трусливые, избегающие проблем, глупые/.
VI.. Подведение итога:
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какое по жанру это произведение?
- Кто автор сказки?
- А кто ее нам пересказал?
Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Сказка учит нас не поддаваться своим страхам, быть разумными и предусматрительными. Ведь не зря говорится: Смелость(отвага) города берёт. Волков бояться в лес не ходить.
VII. Домашнее задание – выразительное чтение сказки;
VIII. Рефлексия:
Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как и у вас после урока. (Дети раскрашивают)
Покажите своих пушистиков.Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим настроением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока по литературному чтению на тему сказки"У страже глаза велики" »
Технологическая карта урока по чтению во 2 классе
Задача: знакомство с русской народной сказкой « У страха глаза велики».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: дидактические: познакомить учащихся с новым произведением; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, формировать умение работать с текстом произведения; обеспечить осмысление; развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умен7ий и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдения интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски; воспитывающие: воспитывать у учащихся чувство юмора, прививать любовь к народному творчеству.
Формируемые УУД: Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,
формулирование проблемы,создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий
Планируемые результаты урока:
Личностные:- проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок
Метапредметные:
Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
- определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
- читать и инсценировать сказку по ролям;
- уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
- отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
- уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие по плану;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
- знать специфические особенности жанра литературной сказки;
- выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
- характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- работать с содержанием текста сказки;
- читать сказку по ролям;
Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
I.Мотивация
Настроение у нас отличное.
А улыбки дело привычное.
Пожелаем друг другу добра
Ведь урок начинать нам пора!
слайд 1
Настраиваются на успешную работу.
Слайд1
Регулятивные УУД:
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.
IIПроверка домашнего задания.
III. Физминутка
IV Организация восприятия и усвоения материала
VФизминутка
VI.Закрепление нового
VII. Подведение итога:
VIII Домашнее задание
IXРефлексия: слайд11
Сказки с детства нам в жизни нужны. С интересом мы сказки читаем. Сказки чудом и знаньем полны Их волшебной страной называем. И поверьте, лишь в этой стране Мы сильнее становимся втрое, В этой доброй, волшебной стране Можно стать самым главным героем.
1.- К какой сказке подходят пословицы: Дружба заботой да подмогой крепка.. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Что значит слово зимовье?
- Как вы понимаете выражение «пустились наутёк»?
- Как звери напугали волка? - Что волк рассказал о своих страхах? - Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)
2.Чтение сказки по ролям:
- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя. (оценочные суждения)
1.Подготовка к восприятию.
-Скажите, любите ли вы сказки? А какие?
Сказки - это произведения, которые любят слушать все. Бабушка или мама или артист со сцены рассказывают вам сказку вслух, а вы сидите смирно ничего не говорите и слушаете. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Один человек придумал сказку, второй добавил, третий продолжил, и получилась сказка.
2.Первичное восприятие -Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»? cлайд 3.4 -Ребята, сейчас вы впервые услышите это произведение. В тексте вам встретятся незнакомые слова
Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.слайд 5 Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой слайд 6 Наперсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье. Слайд 7
Сядьте, как вам удобно слушать.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. Слайд 8
Проверка первичного восприятия:
- Что вы почувствовали?
-Скажите эта сказка смешная или грустная? -Как в ней названы бабушка, внучка, курочка и мышка.(бабушку зовут старушка, внучку – толстушка, курочку - клохтушка, мышку – норушка.) -Найдите абзац, в котором сказано как водоносы несут воду
Под музыку учащиеся изображают, как идут с ведрами герои сказки.
1.Чтение сказки по ролям:
- Сделайте разметку текста и определите реплики героев.
- Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них?
- Как должен читать свои слова автор?
2. Вторичное восприятие:
Вопросы после чтения:
-Определите главную мысль сказки.
- Название нашей сказки взято из пословицы. «У страха глаза велики» - пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится. -Для чего наши герои носили воду?
-Что ещё может расти в саду и огороде кроме яблоньки?
-Возможно, заяц пришел в огород за капустой или морковкой. И вдруг налетел ветер…..
- Что вы можете сказать о зайце? - За что народ высмеивает действующие лица в сказке? - Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик? - Что показалось каждому со страху?
Бабушке-медвежище, внучке-волк,курочке – лиса, мышке-котище. - Какие люди в народе ценятся больше всего? / Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях,/. - Какие люди осуждаются, высмеиваются? Кого мы называем трусом? Слайд 9. - Какие пословице вы можете подобрать к сказке? Слайд 10
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какое по жанру это произведение?
- Кто автор сказки?
- А кто ее нам пересказал?
Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Сказка учит нас не поддаваться своим страхам, быть разумными и предусмотрительными. Ведь не зря говорится: Смелость(отвага) города берёт. Волков бояться в лес не ходить.
Выразительное чтение сказки по ролям.
Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как и у вас после урока. (Дети раскрашивают)
Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
Отвечают, рассуждают.
Ответы обучаемых,
рассуждения,
уметь давать объективную оценку
своей работе и работе товарищей.
.
.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,
формулирование проблемы,создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,
формулирование проблемы,создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий
Тема урока: Русская народная сказка « У страха глаза велики».
Цель урока:
- продолжить формировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;
- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;
- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Формируемые УУД:
1.Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков. 2.Регулятивные УУД:формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать. 3.Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
4.Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
- проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную
сказку.
Метапредметные:
Познавательные умения:
- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
- определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
- определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
- использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
- читать и инсценировать сказку по ролям;
- уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
- отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
- уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие по плану;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
- знать специфические особенности жанра литературной сказки;
- выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
- характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
- читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;
- работать с содержанием текста сказки;
- читать сказку по ролям;
Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Настроение у нас отличное.
А улыбки дело привычное.
Пожелаем друг другу добра
Ведь урок начинать нам пора!
II. . Проверка д/з.
Сказки с детства нам в жизни нужны. С интересом мы сказки читаем. Сказки чудом и знаньем полны Их волшебной страной называем. И поверьте, лишь в этой стране Мы сильнее становимся втрое, В этой доброй, волшебной стране Можно стать самым главным героем.
1.- К какой сказке подходят пословицы: Дружба заботой да подмогой крепка.. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Что значит слово зимовье?
- Как вы понимаете выражение «пустились наутёк»?
- Как звери напугали волка? - Что волк рассказал о своих страхах? - Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)
2.Чтение сказки по ролям:
- Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя. (оценочные суждения)
III. . Физминутка
IV. Знакомство с новым материалом.
1.Подготовка к восприятию.
-Скажите, любите ли вы сказки? А какие?
Сказки - это произведения, которые любят слушать все. Бабушка или мама или артист со сцены рассказывают вам сказку вслух, а вы сидите смирно ничего не говорите и слушаете. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Один человек придумал сказку, второй добавил, третий продолжил, и получилась сказка.
2.Первичное восприятие -Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»? -Ребята, сейчас вы впервые услышите это произведение. В тексте вам встретятся незнакомые слова
Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды. Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой Наперсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье.
Сядьте, как вам удобно слушать.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.
Проверка первичного восприятия:
- Что вы почувствовали?
-Скажите эта сказка смешная или грустная? V. Групповая работа
1.Чтение сказки по ролям:
- Сделайте разметку текста и определите реплики героев.
- Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них?
- Как должен читать свои слова автор?
2. Вторичное восприятие:
Вопросы после чтения:
-Определите главную мысль сказки.
- Название нашей сказки взято из пословицы. «У страха глаза велики» - пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится. -Для чего наши герои носили воду?
-Что ещё может расти в саду и огороде кроме яблоньки?
-Возможно, заяц пришел в огород за капустой или морковкой. И вдруг налетел ветер…..
- Что вы можете сказать о зайце? - За что народ высмеивает действующие лица в сказке? - Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик? - Что показалось каждому со страху?
Бабушке-медвежище, внучке-волк,курочке – лиса, мышке-котище. - Какие люди в народе ценятся больше всего? / Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях/. - Какие люди осуждаются, высмеиваются? / Трусливые, избегающие проблем, глупые/.
VI.. Подведение итога:
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какое по жанру это произведение?
- Кто автор сказки?
- А кто ее нам пересказал?
Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Сказка учит нас не поддаваться своим страхам, быть разумными и предусматрительными. Ведь не зря говорится: Смелость(отвага) города берёт. Волков бояться в лес не ходить.
VII. Домашнее задание – выразительное чтение сказки;
VIII. Рефлексия:
Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как и у вас после урока. (Дети раскрашивают)
- Покажите своих пушистиков.Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим настроением.