kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Русские народные песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Народные песни"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Русские народные песни"»

Северо-восточное окружное управление образования города Москвы

ГБОУ СОШ №709 города Москвы





Конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация №2 для учащихся начальных классов




Тема: «Русские народные песни»




Учитель начальных классов: Янголь Ольга Николаевна



Пояснительная записка.

Урок литературного чтения «Русские народные песни» по УМК «Школа России» 2 класс проходит в системе уроков изучения темы «Устное народное творчество». На уроке используются общественные ресурсы – приглашён руководитель музея народной культуры ГБОУ СОШ №709 Ефимец Л.В. Предмет изучения – русские народные песни – позволяет учащимся стать активными участниками изучения темы. На уроке используются игры-имитации, работа в малых группах.

Форма проведения урока – интерактивное занятие.

Место проведения урока – музей народной культуры ГБОУ СОШ №709

Материально-техническое обеспечение: звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы(26 комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта – пословицы, 4 комплекта – маршрут, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.








Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами - русскими народными песнями; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.

Предметные: учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях, уметь выразительно читать тексты русских песен.

Метапредметные:

Регулятивные:

- учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные:

Общеучебные:

- способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания;

-учиться основам смыслового чтения поэтического текста.

Логические:

- выделять существенную информацию.

Личностные:

- понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе;

- помочь ученику в аргументации своего мнения;

- строить понятные для партнёра высказывания.


Оборудование и материалы:

Звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы

(26комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта - пословица, 4 комплекта – тема, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.

Предварительная подготовка: подготовка презентации, звукозапись русских народных песен в исполнении участников фольклорного коллектива «Авсень», оформление музея изделиями местных народных мастеров, изготовление раздаточного материала.















Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок.

«Здравствуйте» - скажем руками (пожимают друг другу руки).

«Здравствуйте» - скажем глазами (смотрят друг на друга, кивают головой).

«Здравствуйте» - скажем ртом.

«Здравствуйте» - станет радостней кругом.


2. Проверка домашнего задания.

1. Речевая зарядка.

Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком).

2.Работа в малых группах.

-Соберите пословицы о труде.

1 группа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.

2 группа: Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Какие труды, такие и плоды.

3 группа: Терпенье и труд всё перетрут. Любишь кататься – люби и саночки возить.

4 группа: Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит.

- Объясните смысл понравившейся пословицы.

- В каких источниках информации вы могли бы найти другие пословицы о труде?

- В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковом словарях.


3. Эмоциональная речевая разминка. Чтение стихотворения опавшей листвы.

Разговор еле слышен:

  • Мы с клёнов…

  • Мы с яблонь…

  • Мы с вязов…

  • Мы с вишен…

  • С осинок…

  • С черёмухи…

  • С дуба…

  • С берёзы…

Везде листопад:

На пороге морозы!

Ю.Капотов


- Прочитайте стихотворение (жужжащие чтение).

-Как надо читать слова листьев? (Шёпотом.) По каким строчкам стихотворения это поняли? («Разговор еле слышен».)

- Прочитайте стихотворение медленно.

- Прочитайте стихотворение по ролям – шёпотом (работа в паре).

- Прочитайте стихотворение громко. Изменилось настроение стихотворения? (Оно стало радостнее.)

- Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, сердито).


3. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

1.Работа в группах по карточкам.

Задание: Попробуйте прочитать тему урока по коду.

Код:
















































Тема урока:

Й

Р

С

К

А

Я

Б

Н

Ц

У

С

С

И

О

Р

А

У

Г

Р

Ь

Ж

Д

Ю

Я

П

Е

К

Л

З

Н

А

Я

Е

С

Н

Я

р

В

Ы

Ч


- Какая тема нашего урока? Молодцы, ребята! (Русские народные песни).

- Какие русские народные песни вы знаете?

- Попробуем определить цели урока:

  • научимся читать и исполнять русские народные песни;

  • определим, о чём поётся в песнях и для чего нужны русские народные песни;

  • выясним, живут ли русские народные песни в нашем городе и кто их исполняет.


4. Работа по теме урока.

1.Беседа.

- Страна наша многонациональная. В нашей стране проживают люди разных национальностей.

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских! (читает ребёнок)

-У каждого народа свои обычаи, своя культура и, конечно же, свои народные песни.

- Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чём пели русские люди? Что для них было очень важным? ( Для наших предков важна была погода, природа, урожай и т. д.)

2. Имитационная игра.

- Ребята, встаньте в круг. Прозвучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». А мы попытаемся придумать движения под эту музыку.

Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла» - ребята исполняют песню, выполняют движения.

-Какие чувства испытывали при звучании песни?

-О чём поётся в песне?

-Почему вы стали водить хоровод?

3.Работа с текстом песни «Берёза моя, берёзонька»

1) Чтение песни «Берёза моя, берёзонька» хорошо читающими детьми.

2) Постановка логических ударений.

3) Работа в парах – выразительное чтение песни.

- Как в своих песнях народ называет берёзу? Почему?

- Объясните разницу в словах: берёза и берёзонька, долина и долинушка


5. Продолжение работы по теме урока.

1) Чтение русской народной песни в учебнике «Ты, рябинушка» - приём чтения «Губы» - к плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.

2) Чтение учителем песни «Ты, рябинушка».

- О чём говорится в песне? Определите темп и интонацию чтения? ( Ответы детей: медленно, плавно, напевно и т. д.)

- Как народ называет рябину?

3) Чтение песни по выбору учащихся.

- При чтении передайте свою радость и восхищение красотой деревьев.

6. Музей народной культуры

1) Выступление руководителя музея с кратким сообщением о народных промыслах

Такие фигурки и поделки делались в старину для украшения жилища, для игры детям. Они были из глины, бересты, дерева, соломы. Люди собирались в одной избе за длинными столами. Они все занимались делом и пели красивые народные песни.

2) Культура – язык, вера, традиция.

Что такое традиция -?

3) Игра-цепочка «Праздник – это…» - продолжи.

4) Осенние песни – «Серпы золотые».

5) Игра – песня «Серпочки».

6) Ира, посвящённая сбору урожая – «песенка-игра Репка»

7) Традиционный хоровод «Вью, я вью капусточку» - песенка-хоровод.


7. Рефлексия.

- Выберите предложение. Продолжите его.

Мне на уроке…

Я открыл для себя …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

8. Подведение итогов урока.

- С какими жанрами устного народного творчества познакомились на уроке?

- В какие времена пелись русские народные песни?

- Какая песня вам больше всего понравилась?

9. Домашнее задание

-Выучите любую русскую народную песню. Нарисуйте иллюстрации.


Используемая литература


Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).

Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Уроки речевого творчества. Н.Н.Каландарова

Музей народной культуры ГБОУ СОШ №709













Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Автор: Янголь Ольга николаевна

Тема урока: Русские народные песни.

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование: звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы

(26комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта - пословица, 4 комплекта – тема, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.



Цель: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами - русскими народными песнями; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов; развитие доброжелательности, самостоятельности.



Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания; учиться основам смыслового чтения поэтического текста; выделять существенную информацию.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях, уметь выразительно читать тексты русских песен.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент.










Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок.

«Здравствуйте» - скажем руками (пожимают друг другу руки).

«Здравствуйте» - скажем глазами (смотрят друг на друга, кивают головой).

«Здравствуйте» - скажем ртом.

«Здравствуйте» - станет радостней кругом

Настраиваются на работу












Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Проверка домашнего задания.

1. Речевая зарядка.

Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком).

2.Работа в малых группах.

-Соберите пословицы о труде.

1 группа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.

2 группа: Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Какие труды, такие и плоды.

3 группа: Терпенье и труд всё перетрут. Любишь кататься – люби и саночки возить.

4 группа: Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит.

- Объясните смысл понравившейся пословицы.

- В каких источниках информации вы могли бы найти другие пословицы о труде?



3. Эмоциональная речевая разминка. Чтение стихотворения опавшей листвы.

Разговор еле слышен:

  • Мы с клёнов…

  • Мы с яблонь…

  • Мы с вязов…

  • Мы с вишен…

  • С осинок…

  • С черёмухи…

  • С дуба…

  • С берёзы…

Везде листопад:

На пороге морозы!

Ю.Капотов


-Прочитайте стихотворение (жужжащие чтение).

-Как надо читать слова листьев?

- По каким строчкам стихотворения это поняли?

-Прочитайте стихотворение медленно.

- Прочитайте стихотворение по ролям шёпотом.

- Прочитайте стихотворение громко. - Изменилось настроение стихотворения?

- Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, сердито).



Выполняют гимнастику.





Работают в малых группах: собирают пословицы.

























Представляют результат работы в группе, объясняют смысл пословиц.

В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковых словарях.































Жужжащие чтение.

Отвечают: шёпотом.

«Разговор еле слышен».



Чтение стихотворения по заданию.



Работа в паре.



Ответ: оно стало радостнее.

Чтение стихотворения с различной интонацией.


Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.




































III. Актулизация знаний. Определение темы и цели урока
















1.Работа в группах по карточкам.

Задание: Попробуйте прочитать тему урока по коду.



-Какая тема нашего урока? Молодцы, ребята!

- Какие русские народные песни вы знаете?

- Попробуем определить цели урока


Работа в группах по правилам совместной деятельности: работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, говорить тихо.

Русские народные песни.



Ответы детей.



  • научимся читать и исполнять русские народные песни;

  • определим, о чём поётся в песнях и для чего нужны русские народные песни;

  • выясним, живут ли русские народные песни в нашем городе и кто их исполняет

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты деятельности.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV.Работа по теме урока.


















1.Беседа.

- Страна наша многонациональная. В нашей стране проживают люди разных национальностей.

































-У каждого народа свои обычаи, своя культура и, конечно же, свои народные песни.

- Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чём пели русские люди? -Что для них было очень важным?

2. Имитационная игра.

- Ребята, встаньте в круг. Прозвучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». А мы попытаемся придумать движения под эту музыку.

Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла».

-Какие чувства испытывали при звучании песни?

-О чём поётся в песне?

-Почему вы стали водить хоровод?

3.Работа с текстом песни «Берёза моя, берёзонька»

1) Чтение песни «Берёза моя, берёзонька» хорошо читающими детьми.

2) Постановка логических ударений.

3) Работа в парах – выразительное чтение песни.

- Как в своих песнях народ называет берёзу? Почему?

- Объясните разницу в словах: берёза и берёзонька, долина и долинушка.




Читает стихотворение ученик:

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!











Для наших предков важна была погода, природа, урожай.

Имитационная игра: ребята выполняют движения, исполняют песню.















Индивидуальная работа.



Коллективная работа.



Работа в парах.

Познавательные:

выделять существенную информацию из русских народных песен

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой



Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

V. Продолжение работы по теме урока.

1) Чтение русской народной песни в учебнике «Ты, рябинушка» - приём чтения «Губы».

2) Чтение учителем песни «Ты, рябинушка».

- О чём говорится в песне? Определите темп и интонацию чтения?

- Как народ называет рябину?

3) Чтение песни по выбору учащихся.

- При чтении передайте свою радость и восхищение красотой деревьев

К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают.







Ответы детей: медленно, плавно, напевно и т. д



Чтение песни по выбору.

Познавательные:

выделять существенную информацию из русских народных песен

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.


VI. Музей народной культуры.

1) Выступление руководителя музея с кратким сообщением о народных промыслах

Такие фигурки и поделки делались в старину для украшения жилища, для игры детям. Они были из глины, бересты, дерева, соломы. Люди собирались в одной избе за длинными столами. Они все занимались делом и пели красивые народные песни.

2) Культура – язык, вера, традиция.

Что такое традиция -?

3) Игра-цепочка «Праздник – это…» - продолжи.

4) Осенние песни – «Серпы золотые».

5) Игра – песня «Серпочки».

6) Ира, посвящённая сбору урожая – «песенка-игра Репка»

7) Традиционный хоровод «Вью, я вью капусточку» - песенка-хоровод.




















Ответы детей.





Игры-песни, хоровод.
























Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на пени.

Познавательные:

анализировать содержания песен.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей, проявлять активность во взаимодействии.

VII.Рефлексия урока.

-Выберите предложение. Продолжите его.

Мне на уроке…

Я открыл для себя …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…


Высказывают мнения.


Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.


VIII.Подведение итогов урока.




-С какими жанрами устного народного творчества познакомились на уроке?

- В какие времена пелись русские народные песни?

- Какая песня вам больше всего понравилась?




Подводят итог урока.






Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

IX. Домашнее задание.




-Выучите любую русскую народную песню. Нарисуйте иллюстрации

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок литературного чтения "Русские народные песни"

Автор: Панина Ульяна Олеговна

Дата: 14.11.2018

Номер свидетельства: 485734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок литературного чтения. Русская народная песня «Сад»."
    ["seo_title"] => string(61) "urok_litieraturnogho_chtieniia_russkaia_narodnaia_piesnia_sad"
    ["file_id"] => string(6) "422655"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497976781"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Фольклор на уроках литературного чтения. "
    ["seo_title"] => string(45) "fol-klor-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426493042"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект -урока  литературного творчества " Докучные сказки" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-tvorchiestva-dokuchnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "168622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423252722"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Открытый урок по чтению "Устное народное творчество. Загадки." 1 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytyi-urok-po-chtieniiu-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-zaghadki-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104134"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402670516"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России»  Тема урока : Загадки, песенки, потешки."
    ["seo_title"] => string(98) "uroklitieraturnoghochtieniiav1klassiepoproghrammieshkolarossiitiemaurokazaghadkipiesienkipotieshki"
    ["file_id"] => string(6) "324834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462703930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства