Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Русские народные песни"»
Северо-восточное окружное управление образования города Москвы
ГБОУ СОШ №709 города Москвы
Конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»
Номинация №2 для учащихся начальных классов
Тема: «Русские народные песни»
Учитель начальных классов: Янголь Ольга Николаевна
Пояснительная записка.
Урок литературного чтения «Русские народные песни» по УМК «Школа России» 2 класс проходит в системе уроков изучения темы «Устное народное творчество». На уроке используются общественные ресурсы – приглашён руководитель музея народной культуры ГБОУ СОШ №709 Ефимец Л.В. Предмет изучения – русские народные песни – позволяет учащимся стать активными участниками изучения темы. На уроке используются игры-имитации, работа в малых группах.
Форма проведения урока – интерактивное занятие.
Место проведения урока – музей народной культуры ГБОУ СОШ №709
Материально-техническое обеспечение: звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы(26 комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта – пословицы, 4 комплекта – маршрут, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.
Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами - русскими народными песнями; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.
Предметные: учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях, уметь выразительно читать тексты русских песен.
Метапредметные:
Регулятивные:
- учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные:
Общеучебные:
- способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания;
- понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе;
- помочь ученику в аргументации своего мнения;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Оборудование и материалы:
Звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы
(26комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта - пословица, 4 комплекта – тема, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.
Предварительная подготовка: подготовка презентации, звукозапись русских народных песен в исполнении участников фольклорного коллектива «Авсень», оформление музея изделиями местных народных мастеров, изготовление раздаточного материала.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок.
«Здравствуйте» - скажем руками (пожимают друг другу руки).
«Здравствуйте» - скажем глазами (смотрят друг на друга, кивают головой).
«Здравствуйте» - скажем ртом.
«Здравствуйте» - станет радостней кругом.
2. Проверка домашнего задания.
1. Речевая зарядка.
Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком).
2.Работа в малых группах.
-Соберите пословицы о труде.
1 группа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.
2 группа: Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Какие труды, такие и плоды.
3 группа: Терпенье и труд всё перетрут. Любишь кататься – люби и саночки возить.
4 группа: Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит.
- Объясните смысл понравившейся пословицы.
- В каких источниках информации вы могли бы найти другие пословицы о труде?
- В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковом словарях.
-Как надо читать слова листьев? (Шёпотом.) По каким строчкам стихотворения это поняли? («Разговор еле слышен».)
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Прочитайте стихотворение по ролям – шёпотом (работа в паре).
- Прочитайте стихотворение громко. Изменилось настроение стихотворения? (Оно стало радостнее.)
- Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, сердито).
3. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
1.Работа в группах по карточкам.
Задание: Попробуйте прочитать тему урока по коду.
Код:
Тема урока:
Й
Р
С
К
А
Я
Б
Н
Ц
У
С
С
И
О
Р
А
У
Г
Р
Ь
Ж
Д
Ю
Я
П
Е
К
Л
З
Н
А
Я
Е
С
Н
Я
р
В
Ы
Ч
- Какая тема нашего урока? Молодцы, ребята! (Русские народные песни).
- Какие русские народные песни вы знаете?
- Попробуем определить цели урока:
научимся читать и исполнять русские народные песни;
определим, о чём поётся в песнях и для чего нужны русские народные песни;
выясним, живут ли русские народные песни в нашем городе и кто их исполняет.
4.Работа по теме урока.
1.Беседа.
- Страна наша многонациональная. В нашей стране проживают люди разных национальностей.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских! (читает ребёнок)
-У каждого народа свои обычаи, своя культура и, конечно же, свои народные песни.
- Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чём пели русские люди? Что для них было очень важным? ( Для наших предков важна была погода, природа, урожай и т. д.)
2. Имитационная игра.
- Ребята, встаньте в круг. Прозвучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». А мы попытаемся придумать движения под эту музыку.
Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла» - ребята исполняют песню, выполняют движения.
-Какие чувства испытывали при звучании песни?
-О чём поётся в песне?
-Почему вы стали водить хоровод?
3.Работа с текстом песни «Берёза моя, берёзонька»
1) Чтение песни «Берёза моя, берёзонька» хорошо читающими детьми.
2) Постановка логических ударений.
3) Работа в парах – выразительное чтение песни.
- Как в своих песнях народ называет берёзу? Почему?
- Объясните разницу в словах: берёза и берёзонька, долина и долинушка
5. Продолжение работы по теме урока.
1) Чтение русской народной песни в учебнике «Ты, рябинушка» - приём чтения «Губы» - к плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.
2) Чтение учителем песни «Ты, рябинушка».
- О чём говорится в песне? Определите темп и интонацию чтения? ( Ответы детей: медленно, плавно, напевно и т. д.)
- Как народ называет рябину?
3) Чтение песни по выбору учащихся.
- При чтении передайте свою радость и восхищение красотой деревьев.
6. Музей народной культуры
1)Выступление руководителя музея с кратким сообщением о народных промыслах
Такие фигурки и поделки делались в старину для украшения жилища, для игры детям. Они были из глины, бересты, дерева, соломы. Люди собирались в одной избе за длинными столами. Они все занимались делом и пели красивые народные песни.
Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).
Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Уроки речевого творчества. Н.Н.Каландарова
Музей народной культуры ГБОУ СОШ №709
Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Автор: Янголь Ольга николаевна
Тема урока: Русские народные песни.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование: звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы
(26комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта - пословица, 4 комплекта – тема, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.
Цель: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами - русскими народными песнями; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов; развитие доброжелательности, самостоятельности.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания; учиться основам смыслового чтения поэтического текста; выделять существенную информацию.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях, уметь выразительно читать тексты русских песен.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок.
«Здравствуйте» - скажем руками (пожимают друг другу руки).
«Здравствуйте» - скажем глазами (смотрят друг на друга, кивают головой).
«Здравствуйте» - скажем ртом.
«Здравствуйте» - станет радостней кругом
Настраиваются на работу
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
II. Проверка домашнего задания.
1. Речевая зарядка.
Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком).
2.Работа в малых группах.
-Соберите пословицы о труде.
1 группа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.
2 группа: Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Какие труды, такие и плоды.
3 группа: Терпенье и труд всё перетрут. Любишь кататься – люби и саночки возить.
4 группа: Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит.
- Объясните смысл понравившейся пословицы.
- В каких источниках информации вы могли бы найти другие пословицы о труде?
- Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, сердито).
Выполняют гимнастику.
Работают в малых группах: собирают пословицы.
Представляют результат работы в группе, объясняют смысл пословиц.
В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковых словарях.
Жужжащие чтение.
Отвечают: шёпотом.
«Разговор еле слышен».
Чтение стихотворения по заданию.
Работа в паре.
Ответ: оно стало радостнее.
Чтение стихотворения с различной интонацией.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Регулятивные:
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
III. Актулизация знаний. Определение темы и цели урока
1.Работа в группах по карточкам.
Задание: Попробуйте прочитать тему урока по коду.
-Какая тема нашего урока? Молодцы, ребята!
- Какие русские народные песни вы знаете?
- Попробуем определить цели урока
Работа в группах по правилам совместной деятельности: работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, говорить тихо.
Русские народные песни.
Ответы детей.
научимся читать и исполнять русские народные песни;
определим, о чём поётся в песнях и для чего нужны русские народные песни;
выясним, живут ли русские народные песни в нашем городе и кто их исполняет
Коммуникативные:
проявлять активность в решении познавательной задачи,
аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,
обсуждать проблемные вопросы,
анализировать результаты деятельности.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
IV.Работа по теме урока.
1.Беседа.
- Страна наша многонациональная. В нашей стране проживают люди разных национальностей.
-У каждого народа свои обычаи, своя культура и, конечно же, свои народные песни.
- Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чём пели русские люди? -Что для них было очень важным?
2. Имитационная игра.
- Ребята, встаньте в круг. Прозвучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». А мы попытаемся придумать движения под эту музыку.
Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла».
-Какие чувства испытывали при звучании песни?
-О чём поётся в песне?
-Почему вы стали водить хоровод?
3.Работа с текстом песни «Берёза моя, берёзонька»
1) Чтение песни «Берёза моя, берёзонька» хорошо читающими детьми.
2) Постановка логических ударений.
3) Работа в парах – выразительное чтение песни.
- Как в своих песнях народ называет берёзу? Почему?
- Объясните разницу в словах: берёза и берёзонька, долина и долинушка.
Читает стихотворение ученик:
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
Для наших предков важна была погода, природа, урожай.
Имитационная игра: ребята выполняют движения, исполняют песню.
Индивидуальная работа.
Коллективная работа.
Работа в парах.
Познавательные:
выделять существенную информацию из русских народных песен
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой
Коммуникативные:
проявлять активность в коллективной деятельности.
V. Продолжение работы по теме урока.
1) Чтение русской народной песни в учебнике «Ты, рябинушка» - приём чтения «Губы».
2) Чтение учителем песни «Ты, рябинушка».
- О чём говорится в песне? Определите темп и интонацию чтения?
- Как народ называет рябину?
3) Чтение песни по выбору учащихся.
- При чтении передайте свою радость и восхищение красотой деревьев
К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают.
Ответы детей: медленно, плавно, напевно и т. д
Чтение песни по выбору.
Познавательные:
выделять существенную информацию из русских народных песен
Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.
VI. Музей народной культуры.
1)Выступление руководителя музея с кратким сообщением о народных промыслах
Такие фигурки и поделки делались в старину для украшения жилища, для игры детям. Они были из глины, бересты, дерева, соломы. Люди собирались в одной избе за длинными столами. Они все занимались делом и пели красивые народные песни.