kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по чтению "Устное народное творчество. Загадки." 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок литературного чтения в 1 классе  

на тему «Загадки»

 

 

 

 

Составила

                                                                              учитель начальных классов

 МБОУ СОШ № 179

Мигалатий Ольга Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург - 2014 год

 

Цель: Обобщение знаний детей о жанре русского народного творчества –  

            загадке.

Задачи урока:

Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества.

Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка выразительного чтения.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами, умение взаимодействовать в группах, парах; использовать в общении правила вежливости.

Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

Словарная работа: Жанры, виды загадок: загадки описания, сравнения, отрицания, рифмы, складки, обманки, русское народное творчество.

Методическое обеспечение:  Мультимедийная презентация, картинки с изображением зайца и петуха.

 

Виды детской деятельности:   Коммуникативная,  игровая, двигательная.

 

Формы работы: Речевое общение, беседа, , словесная игра, подвижная игра, упражнение в составлении и отгадывании загадок.

 

Интеграция областей: Коммуникация, познание ,социализация, музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационный момент

-Отгадайте загадку.

 

Есть у радости подруга

                                         В виде полукруга.

                                         На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

 То внезапно возвратится,

                    Грусть – тоска её боится. (Улыбка)

 

-Подарим друг другу улыбки и начнем урок.

 

  1. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Некоторые из них вы уже сможете назвать сами. (Потешки, колыбельные, побасёнки).

- Давайте проверим домашнее задание и посмотрим инсценирование  побасёнок.

                                

  1. Целеполагание и самостоятельное открытие новых знаний.

- Ребята, с чего начался наш урок? (с загадки об улыбке)

-Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?

 -Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок,

тема нашего сегодняшнего урока - «Загадка».

 Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»

 - А почему так говорят?

Вывод учителя: Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа.  В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных.  В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

 -Какую цель вы можете поставить для урока? (узнать, что такое загадка, научиться отгадывать загадки, учиться сочинять загадки)

 

4. Работа со словарем.

- Вы знаете загадки с самого детства. В 1 классе мы встречаемся с ними на всех уроках. Что же  такое загадка?

Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка.

 -Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка , разгадка).

 - Все ли загадки одинаковые?

- На какие группы можно разделить загадки?

                 НАРОДНЫЕ                            ЛИТЕРАТУРНЫЕ

                 О ПРИРОДЕ, О ЧЕЛОВЕКЕ, О ПРЕДМЕТАХ БЫТА,

                 О ЖИВОТНЫХ, О ФРУКТАХ И ОВОЩАХ И Т.Д.

5. Работа по учебнику

Чтение загадок с. 46 – 47 из учебника «Литературное чтение».

- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника на стр. 46 – 47. Определите к каким группам они относятся.

 

Выборочное чтение к предложенным картинкам. Загадки со стр. 48 учебника.

- Самостоятельно прочитай те загадки на стр.48.

- Я показываю вам картинку, а вы  находите загадку к этой картинке.

 

- Прочитайте загадки на стр. 49 – 50.

- Что общего у этих загадок с уже прочитанными, а что разного?

- У этих загадок есть автор. Значит  они ……(литературные)

 

6. Наблюдение за характерными признаками загадки.

 - Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить

 загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.

- На зеленой тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И растаял этот шар.

 - Что же это за шар? (одуванчик)

 - А он назван в загадке?

 - Название какого предмета заменяет слово одуванчик?

 - Почему вдруг такое сравнение? (похож на шар)

 - Какие важные признаки этого предмета указываются?

 - А рифма есть? (Не всегда.)

 Итак, прочитайте характерные признаки загадки?

 Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.

1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)

 2. Показаны важные признаки.

 3. Рифма. Но рифмы может в загадке и не быть.

 - Вот так и составляются загадки.

- Посмотрите и послушайте загадку, которую составила я.

 

Слайд – фильм «Загадка»

 

 7. Сочинение загадки.

 - А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.

 - Как называют лягушку ласково? (толстушка)

 - Что делает наша «толстушка»?

 - Какого она цвета?

 - Так, значит какой у нее живот? (зеленый)

 - Живот, а по - другому? (брюшко)

 - А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что поёт.

 - А кого ест лягушка? (комаров, мошек)

 - Вставьте слова в загадку.

 

Сидит в пруду …,

… брюшко,

Песни …,

… поедает.

 - Прочитайте всю загадку.

 

Сидит в пруду толстушка,

Зеленое брюшко,

Песни распевает,

Комаров поедает.

 

- Молодцы, у вас тоже получилась загадка.

 

8. Рефлексия

- Итак, каковы же у нас были цели урока?

- Чему мы должны были научиться?

- Выскажите своё мнение об уроке  одним предложением

Сегодня  я узнал……

Было интересно…….

Было трудно………

Я выполнял задания………

Я почувствовал, что…….

Я научился……….

У меня получилось…….

Я смог…….

Мне захотелось…………..  

 

9.  Домашнее задание.

 

Попробуйте, кто хочет, сочинить дома свои загадки можно к загадкам нарисовать рисунки.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок чтения в 1 классе»












Урок литературного чтения в 1 классе

на тему «Загадки»





Составила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 179

Мигалатий Ольга Павловна






















Екатеринбург - 2014 год


Цель: Обобщение знаний детей о жанре русского народного творчества –

загадке.

Задачи урока:

Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества.

Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка выразительного чтения.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами, умение взаимодействовать в группах, парах; использовать в общении правила вежливости.

Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

Словарная работа: Жанры, виды загадок: загадки описания, сравнения, отрицания, рифмы, складки, обманки, русское народное творчество.

Методическое обеспечение: Мультимедийная презентация, картинки с изображением зайца и петуха.


Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная.


Формы работы: Речевое общение, беседа, , словесная игра, подвижная игра, упражнение в составлении и отгадывании загадок.


Интеграция областей: Коммуникация, познание ,социализация, музыка.





















  1. Организационный момент

-Отгадайте загадку.


Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть – тоска её боится. (Улыбка)


-Подарим друг другу улыбки и начнем урок.


  1. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Некоторые из них вы уже сможете назвать сами. (Потешки, колыбельные, побасёнки).

- Давайте проверим домашнее задание и посмотрим инсценирование побасёнок.

  1. Целеполагание и самостоятельное открытие новых знаний.

- Ребята, с чего начался наш урок? (с загадки об улыбке)

-Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?

-Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок,

тема нашего сегодняшнего урока - «Загадка».

Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»

- А почему так говорят?

Вывод учителя: Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

-Какую цель вы можете поставить для урока? (узнать, что такое загадка, научиться отгадывать загадки, учиться сочинять загадки)


4. Работа со словарем.

- Вы знаете загадки с самого детства. В 1 классе мы встречаемся с ними на всех уроках. Что же такое загадка?

Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка.

-Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка , разгадка).

- Все ли загадки одинаковые?

- На какие группы можно разделить загадки?

НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

О ПРИРОДЕ, О ЧЕЛОВЕКЕ, О ПРЕДМЕТАХ БЫТА,

О ЖИВОТНЫХ, О ФРУКТАХ И ОВОЩАХ И Т.Д.

5. Работа по учебнику

Чтение загадок с. 46 – 47 из учебника «Литературное чтение».

- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника на стр. 46 – 47. Определите к каким группам они относятся.


Выборочное чтение к предложенным картинкам. Загадки со стр. 48 учебника.

- Самостоятельно прочитай те загадки на стр.48.

- Я показываю вам картинку, а вы находите загадку к этой картинке.


- Прочитайте загадки на стр. 49 – 50.

- Что общего у этих загадок с уже прочитанными, а что разного?

- У этих загадок есть автор. Значит они ……(литературные)


6. Наблюдение за характерными признаками загадки.

- Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить

загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.

- На зеленой тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И растаял этот шар.

- Что же это за шар? (одуванчик)

- А он назван в загадке?

- Название какого предмета заменяет слово одуванчик?

- Почему вдруг такое сравнение? (похож на шар)

- Какие важные признаки этого предмета указываются?

- А рифма есть? (Не всегда.)

Итак, прочитайте характерные признаки загадки?

Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.

1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)

2. Показаны важные признаки.

3. Рифма. Но рифмы может в загадке и не быть.

- Вот так и составляются загадки.

- Посмотрите и послушайте загадку, которую составила я.


Слайд – фильм «Загадка»


7. Сочинение загадки.

- А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.

- Как называют лягушку ласково? (толстушка)

- Что делает наша «толстушка»?

- Какого она цвета?

- Так, значит какой у нее живот? (зеленый)

- Живот, а по - другому? (брюшко)

- А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что поёт.

- А кого ест лягушка? (комаров, мошек)

- Вставьте слова в загадку.


Сидит в пруду …,

… брюшко,

Песни …,

… поедает.

- Прочитайте всю загадку.


Сидит в пруду толстушка,

Зеленое брюшко,

Песни распевает,

Комаров поедает.


- Молодцы, у вас тоже получилась загадка.


8. Рефлексия

- Итак, каковы же у нас были цели урока?

- Чему мы должны были научиться?

- Выскажите своё мнение об уроке одним предложением

Сегодня я узнал……

Было интересно…….

Было трудно………

Я выполнял задания………

Я почувствовал, что…….

Я научился……….

У меня получилось…….

Я смог…….

Мне захотелось…………..


9. Домашнее задание.


Попробуйте, кто хочет, сочинить дома свои загадки можно к загадкам нарисовать рисунки.

Просмотр содержимого документа
«приложение»















ЗАГАДКА (словарь Ожегова)

1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намеками, чего-то недоговаривая).

2. (в переносном значении). Нечто необъяснимое, непонятное. Где он пропадает - это загадка. Загадки природы (ее необъясненные явления). Этот человек для меня загадка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по чтению "Устное народное творчество. Загадки." 1 класс

Автор: Мигалатий Ольга Павловна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе  «Устное народное творчество. Загадки» УМК «Планета Знаний» "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-1-klassie-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-zaghadki-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "221545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435405149"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок "Устное народное творчество" в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(56) "otkrytyi-urok-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "276423"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452713673"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока: Как проверить парную согласную. 2 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokakakprovieritparnuiusoghlasnuiu2klass"
    ["file_id"] => string(6) "272830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452071378"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-kakiie-slova-otviechaiut-na-vopros-kto-a-kakiie-na-vopros-chto"
    ["file_id"] => string(6) "137325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417337542"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "конспект урока Сапожник и хан"
    ["seo_title"] => string(28) "konspiekturokasapozhnikikhan"
    ["file_id"] => string(6) "276864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452791410"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства