kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фольклор на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор на уроках литературного чтения.

С искусством народа мы знакомимся с детства, слушая песни, сказки, потешки. Нет на Руси человека, который бы не слышал пословиц, поговорок, загадок, не знал бы ни одного напева из народных песен. Устное народное творчество еще в глубокой древности было «неписанной» историей народа. По содержанию песенок, считалок, потешек можно было узнать об обычаях, быте, культуре народа. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожогова дается такое определение: «Фольклор – устное народное творчество, совокупность обрядовых действий». Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них, как необходимый компонент, произведения устного народного творчества».

Фольклор был учебником жизнь, благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, любовь к Родине. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка  развеять грусть, помирить поссорившихся. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, мы пытаемся воспитывать у них любовь к Родине - России, к ее бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы мы используем на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, технологии.

Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств  у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.

 Век живи, век учись;

 Жить – Родине служить;

Не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учить.

В "Литературном чтении" (Климанова) тексты соотнесены с пословицами поговорками, отражающими основную мысль произведения: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»(1класс)). «На языке медок, а на устах ледок» (сказка «Лиса и тетерев»(2 класс)).

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Основная работа с  пословицами  –  это  раскрытие  их  смысла,  прямого и переносного. Разбираем  с  детьми  смысл  пословицы  «труд  кормит  а,  лень портит». Ребята говорят: «тот, кто работает,  тот  трудится,  того  уважают. Кто не хочет трудиться, тот  часто  начинает  жить  нечестно.  За  труд  ему платят деньги. Лень портит  человека».  Раскрываем  смысл  пословицы  «Снегу надует – хлеба прибудет». Дети отвечают: «Большой  урожай будет, если

выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».

  Приведём некоторые виды работ с пословицами.

1 Распределить пословицы по темам, перечитать  пословицы  и  ответить,  что можно узнать из пословиц  о  прошлом народа.

2 Определим пословицу по  началу:

        Кончил дело -…

        Поспешить -…

3 Определим пословицу по двум словам:

       Язык - дело

       Труд - лень

4 Игра «Семь и один».

  Назови пословицы, чтобы в них были числа  7 и 1

       Семеро одного не ждут.

       Семь раз отмерь, один раз отрежь.

       Семь бед – один ответ.

       Семеро с ложкой, один с сошкой.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый  мир, в котором  всё  удивляет;  звери  разговаривают, люди понимают  язык  животных,  герои  отправляются   в   путешествие,   где   их подстерегают опаснейшие  испытания -  борьба  с  чудовищами.  Переходы  через огненные реки и другое. Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным,  и  это  ещё более усиливает  их  значимость. Пример  работы  с русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель  рассказывает  эту  сказку, потом задаёт вопросы:

- Понравилась ли  вам  сказка? 

- Что  запомнилось? 

- В  чём  основной  смысл сказки? (Ответы детей).

Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу:

 -Какой в сказке изображена лиса? А какой она показаны  в  других  сказках? При работе со сказкой учитель использует  выразительное  чтение,  выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает  глубже осознать   ребёнку   сказочный   мир, помочь   ему    почувствовать    его неповторимость.

Фольклорная  потешка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные  картинки, составляющие  мир повседневных впечатлений ребёнка: всё  то,  что  окружает  его  в  доме, во дворе, на улице, в школе.

Потешки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт  звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и  действия как бы смещены  относительно  реальности, немного необычны, чуть–чуть нелепы:

       -Куда, заинька, бежишь?

       Куда, серенький, спешишь?

       -К медведю на свадьбу.

       Медведь-то мне дядя.

       А медведица-тетка. 

Все годы обучения в начальной школе дети ведут «Творческую тетрадь», в которую записывают понравившиеся пословицы, поговорки, загадки. Так вот потешек там больше всего.

Младшие школьники работают активно, отвечают охотно,  дружно.  На  уроках, посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в  скороговорки. На переменах и после уроков учитель может разучить с ними русские народные  игры «Горелки»,  «Каравай», «Лапта», «Садовник», и другие. А как же здесь обойтись без считалки?

  Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего  они  устраивают  игру. «Считалка является как бы подготовкой к  большой  коллективной  игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком случае, многие из     них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек, родителей и детей, внуков и правнуков.

В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето – тёплым летечком, траву – шелковой травушкой – муравушкой, птиц –пташечками, жавороночками. Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в жизни крестьянина – земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова – обращения, слова – пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Многие песни, изученные на уроках чтения, используются на фольклорных праздниках.

Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. К подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка, в которой отгадываемый образ представлен четко, ярко, образно, дает большие возможности для развития воссоздающего воображения.

  Лез Мартын через тын.

  Сам пролез, а голову на тыну оставил. (Тыква).

  Жёлтая, а не репа,

  Круглая, но не солнце,

  С семечками, но не подсолнух. (Тыква).

Детям нужно было ответить на следующие вопросы:

      1. Какая из загадок точнее передает признаки или свойства отгадки?

      2. Какая из двух загадок нравится и почему?

Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.

В конце изучения раздела «Устное творчество русского народа» можно провести обобщающие уроки, уроки- праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования. Фольклор гармонизирует отношения человеческой личности с окружающим миром, причем опирается она не на разумное, а на сердечное восприятие. Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке высокое чувство любви  к  родной  земле,  понимание труда как основы жизни, они судят об  исторических  событиях,  о  социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

    Устное  народное  творчество  как  ценнейший  языковой  материал  широко

используется в обучении и воспитании учащихся. Оно  как  игра,  развлечение,

но в то же время через него по-другому видят окружающий мир. Устное народное творчество формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

Список литературы

1.Акинич В.П. Традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве(частушки и и пословицы)//Русский фольклор/вып.М.-Л.,1964-вып.IX/-134с.

2. Русское устное народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой.-М.,1978.

3. малые жанры русского фольклора. Хрестоматия. Сост. Б.Н. Морохин.Издание 2-е –М.,1986.

4. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.,1994

Просмотр содержимого документа
«Фольклор на уроках литературного чтения. »

А.А Петрова

МКОУ Бобровская СОШ №2

Фольклор на уроках литературного чтения.

С искусством народа мы знакомимся с детства, слушая песни, сказки, потешки. Нет на Руси человека, который бы не слышал пословиц, поговорок, загадок, не знал бы ни одного напева из народных песен. Устное народное творчество еще в глубокой древности было «неписанной» историей народа. По содержанию песенок, считалок, потешек можно было узнать об обычаях, быте, культуре народа. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожогова дается такое определение: «Фольклор – устное народное творчество, совокупность обрядовых действий». Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них, как необходимый компонент, произведения устного народного творчества».

Фольклор был учебником жизнь, благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, любовь к Родине. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, мы пытаемся воспитывать у них любовь к Родине - России, к ее бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы мы используем на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, технологии.

Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств  у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.

 Век живи, век учись;

Жить – Родине служить;

Не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учить.

В "Литературном чтении" (Климанова) тексты соотнесены с пословицами поговорками, отражающими основную мысль произведения: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»(1класс)). «На языке медок, а на устах ледок» (сказка «Лиса и тетерев»(2 класс)).

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «труд кормит а, лень портит». Ребята говорят: «тот, кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека». Раскрываем смысл пословицы «Снегу надует – хлеба прибудет». Дети отвечают: «Большой урожай будет, если

выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».

Приведём некоторые виды работ с пословицами.

1 Распределить пословицы по темам, перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом народа.

2 Определим пословицу по началу:

Кончил дело -…

Поспешить -…

3 Определим пословицу по двум словам:

Язык - дело

Труд - лень

4 Игра «Семь и один».

Назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами. Переходы через огненные реки и другое. Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. Пример работы с русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель рассказывает эту сказку, потом задаёт вопросы:

- Понравилась ли вам сказка?

- Что запомнилось?

- В чём основной смысл сказки? (Ответы детей).

Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу:

-Какой в сказке изображена лиса? А какой она показаны в других сказках? При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

Фольклорная потешка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе.

Потешки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть–чуть нелепы:

-Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

-К медведю на свадьбу.

Медведь-то мне дядя.

А медведица-тетка.

Все годы обучения в начальной школе дети ведут «Творческую тетрадь», в которую записывают понравившиеся пословицы, поговорки, загадки. Так вот потешек там больше всего.

Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков учитель может разучить с ними русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник», и другие. А как же здесь обойтись без считалки?

Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. «Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек, родителей и детей, внуков и правнуков.

В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето – тёплым летечком, траву – шелковой травушкой – муравушкой, птиц –пташечками, жавороночками. Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в жизни крестьянина – земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова – обращения, слова – пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Многие песни, изученные на уроках чтения, используются на фольклорных праздниках.

Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. К подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка , в которой отгадываемый образ представлен четко, ярко, образно, дает большие возможности для развития воссоздающего воображения.

Лез Мартын через тын.

Сам пролез, а голову на тыну оставил. (Тыква).

Жёлтая, а не репа,

Круглая, но не солнце,

С семечками, но не подсолнух. (Тыква).

Детям нужно было ответить на следующие вопросы:

1. Какая из загадок точнее передает признаки или свойства отгадки?

2. Какая из двух загадок нравится и почему?


Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.

В конце изучения раздела «Устное творчество русского народа» можно провести обобщающие уроки, уроки- праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования. Фольклор гармонизирует отношения человеческой личности с окружающим миром, причем опирается она не на разумное, а на сердечное восприятие. Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко

используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение,

но в то же время через него по-другому видят окружающий мир. Устное народное творчество формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

Список литературы

1.Акинич В.П. Традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве(частушки и и пословицы)//Русский фольклор/вып.М.-Л.,1964-вып.IX/-134с.

2. Русское устное народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой.-М.,1978.

3. малые жанры русского фольклора. Хрестоматия. Сост. Б.Н. Морохин.Издание 2-е –М.,1986.

4. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.,1994




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фольклор на уроках литературного чтения.

Автор: Петрова Антонина Алексеевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_literaturnogo_chteniia_i_osetinskogo_chteniia_tema_skazka_l"
    ["file_id"] => string(6) "516874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1563390887"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока  литературного чтения "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "122913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414353189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". "
    ["seo_title"] => string(130) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-chuvstv-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "135172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858450"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество (обобщение)""
    ["seo_title"] => string(78) "uroklitieraturnoghochtieniiapotiemieustnoienarodnoietvorchiestvoobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "257636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448368528"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок литературного чтения во 2 классе: Нанайская сказка "Айога" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-nanaiskaia-skazka-aiogha"
    ["file_id"] => string(6) "226509"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440335331"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства