Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжат учиться читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; прогнозируют содержание произведения; перечисляют произведения Л. Н. Толстого; понимают основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в произведении.
Межпредметные.
Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на вопросы учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют поведение действующих лиц произведения;
регулятивные: формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;
коммуникативные: осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).
Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя, проявляют интерес к произведениям Л. Н. Толстого.
Оборудование:
Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Портрет писателя, его книги.
Компьютер, проектор (презентация к уроку)
Толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход урока.
I Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Мы – умные! Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся.
Всё у нас получится!
Мотивация к обучению.
Учитель.
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
(Слайд 3)
Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.
Человек, который никогда не читает, переживает только одну.
Ученики.
- Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Учитель:
– Свидетелями какой истории стали мы на предыдущем уроке?
Ученики:
- Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».
Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов рассказа, к которым выполнены работы.
Пересказ учащимися произведения Л. Н. Толстого «Акула».
IІІ.Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
Учитель:
- Известен ли вам человек, изображённый на портрете?(Слайд 4)
Ученики:
- На портрете изображён Лев Николаевич Толстой.
Учитель:
- Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
Ученики:
- Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.
Учитель:
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?
Ученики. Л. Н. Толстой написал такие рассказы как «Филиппок», «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».
Учитель.
- К каким произведениям вы видите иллюстрации? (Слайды 5, 6)
Ученики.
- «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка»
Учитель.
- Вы догадались, кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся?
Ученики.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого .
Учитель.
- Из букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Слайд 7)
Ученики.
- Прыжок.
Учитель.
- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?
Ученики.
- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.
IV. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Вверх рука и вниз рука Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой,
Разминаем шею ( Вращение головой вправо и влево.) Стой!
V.Подготовительная работа к восприятию теста
Речевая разминка.Работа над скороговоркой.(Слайд 8)
( Чтение в разном темпе.)
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели.
Работа над загадкой.
В нём солёная вода. По воде плывут суда, Волны, ветер на просторе, Чайки кружатся над ….( морем )
- Какой темой можно связать скороговорку, загадку, пословицы и образованные слова?Это подсказка. Где же будут происходить события в новом произведении?
Ученики.
- Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море. (Слайд 11)
Учитель.
– Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему. По названию и иллюстрациям определите, о чём пойдёт речь в рассказе? ( Слайд 12)
Ученики высказывают свои предположения.
( Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.)
VI. Изучение нового материала.
Словарная работа . (Слайд 13)
Учитель.
- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?
Ученики.
- Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.
Учитель.
- Какие из этих слов можете объяснить самостоятельно?
Ученики.
- Слово быль обозначает те события, которые были на самом деле.
Учитель.
- Найдите в словаре значение слов мачта, аршин, каюта, задор.
( Работа со словарями)
Ученики.
(Мачта - высокий столб для парусов на судне.Аршин - старинная мера длины, равная71см.Каюта - отдельное жилое помещение на корабле. Задор - горячность, азарт.)
Учитель.
- Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник.Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты - высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц
Чтение рассказа учителем, комбинированное с чтением сильными учениками.
Проверка первичного чтения. Учитель.
- Вам понравился рассказ?
- Кто герои произведения?
Ученики.
- Мальчик, капитан, обезьяна.
Учитель. - Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
Ученики.
- Когда мальчикбросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился , увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять.
Учитель.
- Какие чувства вы испытывали , когда слушали рассказ?
Ученики делятся своими впечатлениями.
Создание проблемной ситуации.
Учитель.
- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Ученики высказывают свои предположения.
- Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца , из-за того что испугался, и т. п.
Чтение произведения учениками.
Работа над содержанием произведения.
Учитель.
-- Главный герой рассказа - мальчик. Как мальчик оказался на корабле?
Ученики.
-Мальчик – сын капитана корабля. Капитан взял сына с собой в плаванье.
Учитель.
– А откуда на корабле была обезьяна?
Ученики.
- Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.
Учитель.
– Как понять выражение “ещё больше расходилась”?
Ученики.
- Значит ещё больше корчилась, прыгала.
Учитель.
– Почему мальчик залез на мачту корабля?
Ученики.
- Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.
Учитель.
- Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?
Ученики.
- Сначала люди смеялись, потом испугались.
Учитель.
- Что заставило мальчика опомниться?
Ученики.
- На палубе кто то громко охнул. Мальчик глянул вниз и испугался.
Учитель.
- Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?
Ученики.
- Капитан не растерялся, быстро оценил ситуацию и крикнул: «В воду! прыгай сейчас в воду! Прыгай или застрелю!.. Раз, два…»
Учитель.
- Как спасли мальчика?
Ученики.
- Матросы прыгнули в море и подняли мальчика на корабль.
7. Анализ произведения. Работа в группах.
Учитель.
- Проследим за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение.
( Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.
1-я группа
- Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.
2-я группа:
- Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.
Мальчик – вспыльчивый,безрассудный, отважный, гордый, стремился отстоять своё достоинство.Поведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись.
Учитель.
- Что заставило мальчика прыгнуть?
Ученики.
- Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)
3-я группа:
- Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.
Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.
Учитель.
- Как вы думаете, почему капитан заплакал?
Ученики.
- Он очень испугался за сына.
8. Работа с пословицами.
Учитель.
- Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 14)
1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы)
2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан)
3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик)
VIII.Обобщение.
Тестовое задания: . (Текст заданий распечатан для каждого ученика.)
а)Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор .
Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своёдостоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана
б) Что заставило мальчика совершить прыжок? Правильный вариант подчеркнуть.
- Мальчику было жалко потерянной шляпы; - Он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной. - Ему стало обидно из-за смеха матросов. Стремление отстоять свое достоинство
(Проверка результатов
Проверка выполнения тестовых заданий.
3. Работа над заглавием рассказа. Учитель.
- Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? Какую роль сыграл прыжок? -Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
Ученики.
- Мальчик мог разбиться об палубу.
Учитель. - Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
Ученики. - Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца. Учитель.
- Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.
IX. Рефлексия Учитель.
- Какое ваше отношение к герою? Ученики самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика. Учитель.
-Можно ли было избежать этой ситуации?
Ученики.
- Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.
Учитель. - Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит? Ученики.
Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.
X. Подведение итогов. Учитель.
- Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?
ученики.
Ученики.
- Мы сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого "Прыжок".
Учитель. - Над чем заставило нас задуматься это произведение? Ученики.
- Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.
Учитель. - Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?) - Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой? (Ученики оценивают свою работу.)
XI. Домашнее задание. (Слайд 15)
Творческий задание. Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.