Презентация содердит большой фото - материал, кроссворды, ребусы, загадки и многое другое. Рассчитана для возрасной группы 4 класса.
Тема: Л.Н. Толстой «Детство».
Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.
Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.
Учить анализировать текст, с целью выяснения мотивов и причин
поступков героев.
2. Развивать речь, память учащихся.
3.Воспитывать любовь к матери.
Ход урока:
- Организационный момент.
Прошла перемена.
Услышан звонок.
Пора поскорее начать нам урок.Слайд1
Я приветствую вас ребята и наших уважаемых гостей на уроке литературного чтения. На моём любимом уроке. Я очень люблю читать, люблю представлять то, о чём мне рассказывается в книге, люблю думать о прочитанном, делать выводы. И мне очень хочется, чтобы вы ребята, тоже полюбили чтение. Ведь иногда, читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. Сегодня мы прочитаем именно такой рассказ. Рассказ, который поможет нам задуматься. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.
- Постановка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Слайд 2. М. Горький «Не зная …(Толстого), нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на последующих уроках будем узнавать ещё больше.
Это Слайд 3. Л.Н. Толстой.
Давайте вместе обозначим цели нашего урока:
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Отрабатывать навыки осознанного чтения. Учиться анализировать текст. Развивать речь, память. Воспитывать любовь к …
А тема нашего урока «Л.Н.Толстой «Детство»
- Актуализация знаний.
Сейчас вы познакомитесь с новым для вас литературным жанром . Я предлагаю вам отгадать ребус и узнать, как он называется Слайд 4
Трилогия - это 3 произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.
Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Давайте немного остановимся на понятиях.
Детство – это возраст от рождения до 10 лет. Слайд 5
Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет. Юность – это возраст человека от 15 до 21 года. А ведь сразу писателем задумывался роман из 4 частей ещё с главой «Молодость», но она не была написана.
И сама трилогия необычная. А какая? Попробуйте угадать! Слайд 6
поставив слоги в правильном порядке (автобиографическая).
- А вы помните, что такое автобиография – « сам пишет о себе». Давайте вспомним биографию писателя.
Проверка дом.задания-биография.
Биография (Ученики)
Родился 9 сентября1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.
После смерти родителей -мать умерла , когда мальчику было1,5 года, отец –через 6 лет. Будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете. Не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.
Через несколько лет уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" .
Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность", в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы.
В 31 год открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях
В 34 года Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Толстые воспитали девятерых детей.
В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве.
Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
(Уч.) – Слайд 7. Художник И.Е.Репин, который был близок к семье Толстых и подолгу жил в Ясной Поляне, написал картину «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами». Кабинет писателя находился на верхнем этаже дома между маленькой гостиной и спальней писателя.
Картину Репин писал с натуры. На простой плохонькой железной вешалке висит верхняя одежда, слева у стены укладка (деревянный сундучок). В углу пила с рукояткой, обёрнутой тряпкой, пилой кто-то недавно работал. Тут же в комнате коса. В другом углу - большая лопата.
За небольшим столом, заваленным рукописями, примостившись с краю, на грубо сколоченной скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо, нервно пишет. Вся композиция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого, как бы подчёркивают, что писатель только что присел, оторвавшись от другой срочной работы. Одет Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И.Е. Репин верно передал торопливость, с которой Лев Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о том, что в настоящее время составляет для него весь смысл, всё содержание жизни.
Лев Николаевич очень любил свою семью, детей. В усадьбе «Ясная Поляна» он устроил школу для крестьянских детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы вы сегодня вспомнили.
Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых, но у него много рассказов, сказок и басен для детей.
Совсем недавно вышло последнее собрание сочинений в двадцати томах. В этом издании собраны все произведения великого русского писателя.
В этом году исполнилось 185 лет со дня рождения Л.Н.Толстого
Проверим себя. Слайд 8.
-Толстой родился в имении (Ясная Поляна)
-Рано лишился (родителей)
-изучал (историю, музыку, рисование, медицину)
-Очень любил (детей)
-Уделял большое внимание проблемам (добра и зла)
-Открыл (школу)
-Создал (азбуку)
-Писал (рассказы, басни-«Два товарища». «Лгун»)
-Произведения знают даже ( в зарубежных странах)
-Со всего мира приезжали люди к нему за (советом, помощью)
А теперь вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже знакомы.
– Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. (Филиппок.)
– Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (Прыжок.)
– В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. (Лев и собачка.)
- Корабль причалил к берегам Африки и матросы попрыгали в море, чтобы искупаться.(Акула)
IV. Первичное усвоение новых знаний
А как вы думаете, о чём будет говориться в главе «детство», которую мы будем читать, если она автобиографическая. Правильно Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, (стили текстов?- офиц-деловой, разговорный, научный, публицистический, художественный). Повествование ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться воспоминаниями Толстого от своего имени......