kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой «Прыжок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, его былью «Прыжок».

Задачи предметные: способствовать развитию выразительности чтения и рассказывания, творческих способностей учащихся; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников; развивать эмоции и познавательный интерес, расширить словарный запас учащихся, продолжить развитие техники чтения, расширить кругозор учащихся.

формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; воспитывать интерес к поэзии и культуре общения; пополнять жизненный опыт учащихся.

метапредметные – содействовать формированию УУД:

а) регулятивных – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий

б) познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию; проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом

в) коммуникативных – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; выражать свои мысли в устной форме.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Содержание работы

Примечания

1.Организационный момент

1-2

Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть. Все готовы к уроку?

Упражнение для релаксации и настроя на урок.

Работа со скороговоркой. Проговаривание учителем, затем хором 3 раза.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

На экран проецируется слайд со скороговоркой

2.Проверка домашнего задания

4-5

Ответы на вопросы к тексту «Акула».

3.Подготовительная работа перед чтением художественного текста

3- 5

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Посмотрите все на слайд, какие произведения вам знакомы? (2 брата, лебеди, зайцы). А какие незнакомы? (прыжок) Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы будем изучать? (Прыжок).  Что писал Л.Н.Толстой, какие жанры произведений? (он писал и рассказы и былины и были, сказки). Что такое рассказ? сказка?  (содержит вымысел) быль? (быль – это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле. Иногда автор является свидетелем  или участником событий) былина (произведение о подвигах богатырей)?

Ребята, а можем ли мы ответить на вопрос, будет это рассказ, быль, былина (нет). Давайте сейчас узнаем. Откройте стр. 138.и прочитайте название произведения. Так что мы будем изучать? (Быль-прыжок). Верно ребята.

Судя по иллюстрации, какое в произведении отражено время? Современное или прошлые века? Обратите внимание на одежду людей. Посмотрите на корабль, такие корабли сейчас используют в море? А кто знает, как были устроены корабли?

Исходя из названия рассказа, иллюстраций и опорных слов можете ли вы предположить, о чём он? (высказывают предположения)

Опорные слова: корабль, обезьяна, мальчик, матросы, мачта, капитан, ружье.

Давайте проверим ваши предположения и прочитаем быль.

На экран проецируется слайд с изображением Л.Н.Толстого и  изученными произведениями и сегодняшний рассказ «Прыжок».

4. Первичное чтение текста

5-6

А сейчас прослушаем быль «Прыжок». Первичное чтение учителем.

Словарная работа  слайд 3, 4, 5, 6

ПАЛУБА – площадка на корабле

КАЮТА – комната на корабле

МАЧТА – столб высотой 15-20 метров, возвышавшийся над палубой

ПЕРЕКЛАДИНА- доски, соединённые с мачтой, держащие паруса

КОРЧИЛАСЬ – кривлялась, показывала смешные рожи

РАСХОДИЛАСЬ - разыгралась

5.Беседа после первичного чтения

3

Беседа по вопросам

  1. Верны ли наши предположения по содержанию рассказа?
  2. Назовите действующих лиц в рассказе.
  3. Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?
  4. Почему это произведение я назвала рассказом? Что такое рассказ? А почему автор уточняет жанр этого произведения. Это быль. Давайте прочитаем на стр. 142. Что такое быль (быль – это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле. Иногда автор является свидетелем  или участником событий).

6.Физкультминутка

1

Гимнастика для глаз.

 Упражнения для снятия напряжения с глаз.

7. Повторное чтение по частям. Анализ каждой части.

Работа в группах.

10-15

Чтение текста по логически законченным частям и беседа по вопросам. А сейчас ребята давайте прочитаем рассказ и попробуем озаглавить его части.

1.На палубе

-Как начинается рассказ? Прочитайте. Где происходят события? (События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой).

-Как описано поведение обезьяны? Прочитайте. Для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»? (Обезьяна шалила еще больше. Обезьяна стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться).

- Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).

-Что происходит на корабле?

Как ведет себя обезьяна? Как ведут себя люди? (дети зачитывают ключевые слова: обезьяна вертелась, забавлялась, корчилась, передразнивала, еще больше расходилась; люди забавляются).

2.Обезьяньи проказы

  Прочитайте следующую часть. Какую картину вы представили?

Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны. (подпрыгнула, сорвала шляпу, живо взобралась на мачту, дразнила).

Как можно озаглавить эту часть? Какое у вас было настроение, когда вы её читали?    

3. Погоня за обезьянкой

А какие слова помогают представить, что стал делать мальчик? (Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал).

Что означает выражение «разобрал задор»? (Разобрал задор -  проявил возбужденность).

Вы правы, мальчика охватила  возбужденность, горячность, несдержанность.

Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия? (Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно).

РАЗОБРАЛ ЗАДОР - развеселился

АРШИН – старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру

4.На перекладине

Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад.

Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе? («Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет»)

-Объеденитесь в 3 группы, прочитайте две последние части, озаглавьте их.

5.Вынужденный прыжок

Что вы чувствовали, когда читали эту часть? Почему вам было тревожно и страшно?

Какой момент самый напряженный в рассказе? (Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына).

А почему отец решился на такой поступок? (У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь).

Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына? (Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть, Прыжок был опасным.  Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт).

6.Спасение

Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.

Как автор передает напряженность момента? (Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой, Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех).

Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик. (Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут).

Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.

Почему плакал капитан? (испугался за сына, переволновался от радости, что сын жив).

Какие чувства вызывает у тебя поступок отца? (Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости).

А что вы чувствовали, когда читали эту часть? (сильное волнение и тревогу, переживание).

Как можно назвать эту часть?

ПУШЕЧНОЕ ЯДРО – снаряд, вылетающий из пушки

Слайды презентации

8. Анализ художественного произведения

10

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде. иллюстрация 1 Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий данной иллюстрации.

-Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы, зачитайте. Что повлияло на решение мальчика броситься за обезьяной? (матросы начали громко смеяться).

 Какими слова автор передает угрозу жизни мальчика? Прочитайте. Работа с иллюстрацией 2. Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий данной иллюстрации (он бросил мачту и ступил на перекладину).

-Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце? Зачем он вышел из каюты? Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Иллюстрация 3 Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий данной иллюстрации.

- Что происходит с мальчиком? (мальчик шатался, но не понимал).

- Найдите и прочитайте, как народ реагировал на происходящее (вдруг в народе кто-то ахнул)

-Какое решение принял капитан, когда увидел сына на мачте?

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? Найдите цитату в тексте. (прыгай, или застрелю).

-Почему капитан плакал? Что душило его? (чувство тревоги за сына, он мог убить его. Плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив).

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (пожалуй, нет, ведь она не человек, и для нее все было игрой).

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти).

9. Обобщающая беседа

2-4

Сегодня на уроке мы продолжили знакомиться с произведением Л.Н.Толстого

-Как называется рассказ, который мы прочитали?

-Кто автор?

- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает нам эту историю? (этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал   на палубу и разбился). В каком еще рассказе, поступок отца спасает жизнь сыну? (Акула) Чем похожи эти два рассказа одного автора? ( Быстрым принятием решения, спасающим жизнь)

10. Информация о домашнем задании

1

Быль «прыжок» прочитать и пересказать по частям в группах.

11. Рефлексия

1-2

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Оценивание с комментированием.

12. Подведение итогов урока

1- 2

Подведем итоги урока. Закончите предложение:

- Я познакомился …

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…

-Я узнал.

-Я понял…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Л.Н.Толстой «Прыжок»»

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, его былью «Прыжок».

Задачи предметные: способствовать развитию выразительности чтения и рассказывания, творческих способностей учащихся; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников; развивать эмоции и познавательный интерес, расширить словарный запас учащихся, продолжить развитие техники чтения, расширить кругозор учащихся.

формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; воспитывать интерес к поэзии и культуре общения; пополнять жизненный опыт учащихся.

метапредметные – содействовать формированию УУД:

а) регулятивных – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий

б) познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию; проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом

в) коммуникативных – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; выражать свои мысли в устной форме.




Ход урока.

Этапы урока

Время

Содержание работы

Примечания

1.Организационный момент

1-2

Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть. Все готовы к уроку?

Упражнение для релаксации и настроя на урок.

Работа со скороговоркой. Проговаривание учителем, затем хором 3 раза.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

На экран проецируется слайд со скороговоркой

2.Проверка домашнего задания

4-5

Ответы на вопросы к тексту «Акула».


3.Подготовительная работа перед чтением художественного текста

3- 5

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Посмотрите все на слайд, какие произведения вам знакомы? (2 брата, лебеди, зайцы). А какие незнакомы? (прыжок) Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы будем изучать? (Прыжок). Что писал Л.Н.Толстой, какие жанры произведений? (он писал и рассказы и былины и были, сказки). Что такое рассказ? сказка? (содержит вымысел) быль? (быль – это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле. Иногда автор является свидетелем или участником событий) былина (произведение о подвигах богатырей)?

Ребята, а можем ли мы ответить на вопрос, будет это рассказ, быль, былина (нет). Давайте сейчас узнаем. Откройте стр. 138.и прочитайте название произведения. Так что мы будем изучать? (Быль-прыжок). Верно ребята.

Судя по иллюстрации, какое в произведении отражено время? Современное или прошлые века? Обратите внимание на одежду людей. Посмотрите на корабль, такие корабли сейчас используют в море? А кто знает, как были устроены корабли?

Исходя из названия рассказа, иллюстраций и опорных слов можете ли вы предположить, о чём он? (высказывают предположения)

Опорные слова: корабль, обезьяна, мальчик, матросы, мачта, капитан, ружье.


Давайте проверим ваши предположения и прочитаем быль.


На экран проецируется слайд с изображением Л.Н.Толстого и изученными произведениями и сегодняшний рассказ «Прыжок».

4. Первичное чтение текста


5-6

А сейчас прослушаем быль «Прыжок». Первичное чтение учителем.

Словарная работа слайд 3, 4, 5, 6

ПАЛУБА – площадка на корабле

КАЮТА – комната на корабле

МАЧТА – столб высотой 15-20 метров , возвышавшийся над палубой

ПЕРЕКЛАДИНА- доски, соединённые с мачтой, держащие паруса

КОРЧИЛАСЬ – кривлялась, показывала смешные рожи

РАСХОДИЛАСЬ - разыгралась



5.Беседа после первичного чтения

3

Беседа по вопросам

  1. Верны ли наши предположения по содержанию рассказа?

  2. Назовите действующих лиц в рассказе.

  3. Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?

  4. Почему это произведение я назвала рассказом? Что такое рассказ? А почему автор уточняет жанр этого произведения. Это быль. Давайте прочитаем на стр. 142. Что такое быль (быль – это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле. Иногда автор является свидетелем или участником событий).



6.Физкультминутка

1

Гимнастика для глаз.

Упражнения для снятия напряжения с глаз.


7. Повторное чтение по частям. Анализ каждой части.











































Работа в группах.

10-15

Чтение текста по логически законченным частям и беседа по вопросам. А сейчас ребята давайте прочитаем рассказ и попробуем озаглавить его части.

1.На палубе


-Как начинается рассказ? Прочитайте. Где происходят события? (События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой).

-Как описано поведение обезьяны? Прочитайте. Для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»? (Обезьяна шалила еще больше. Обезьяна стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться).

- Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).

-Что происходит на корабле?

Как ведет себя обезьяна? Как ведут себя люди? (дети зачитывают ключевые слова: обезьяна вертелась, забавлялась, корчилась, передразнивала, еще больше расходилась; люди забавляются).


2.Обезьяньи проказы


Прочитайте следующую часть. Какую картину вы представили?

Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны. (подпрыгнула, сорвала шляпу, живо взобралась на мачту, дразнила).


Как можно озаглавить эту часть? Какое у вас было настроение, когда вы её читали?

3. Погоня за обезьянкой


А какие слова помогают представить, что стал делать мальчик? (Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал).

Что означает выражение «разобрал задор»? (Разобрал задор - проявил возбужденность).

Вы правы, мальчика охватила возбужденность, горячность, несдержанность.

Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия? (Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно).


РАЗОБРАЛ ЗАДОР - развеселился

АРШИН – старинная русская мера длины, равная 71 сантиметру


4.На перекладине


Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад.

Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе? («Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет»)

-Объеденитесь в 3 группы, прочитайте две последние части, озаглавьте их.

5.Вынужденный прыжок


Что вы чувствовали, когда читали эту часть? Почему вам было тревожно и страшно?

Какой момент самый напряженный в рассказе? (Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына).

А почему отец решился на такой поступок? (У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь).

Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына? (Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть, Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт).



6.Спасение


Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.

Как автор передает напряженность момента? (Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой, Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех).

Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик. (Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут).

Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.

Почему плакал капитан? (испугался за сына, переволновался от радости, что сын жив).

Какие чувства вызывает у тебя поступок отца? (Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости).

А что вы чувствовали, когда читали эту часть? (сильное волнение и тревогу, переживание).

Как можно назвать эту часть?


ПУШЕЧНОЕ ЯДРО – снаряд, вылетающий из пушки


Слайды презентации

8. Анализ художественного произведения

10

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде. иллюстрация 1 Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий данной иллюстрации.

-Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы, зачитайте. Что повлияло на решение мальчика броситься за обезьяной? (матросы начали громко смеяться).

Какими слова автор передает угрозу жизни мальчика? Прочитайте. Работа с иллюстрацией 2. Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий данной иллюстрации (он бросил мачту и ступил на перекладину).

-Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце? Зачем он вышел из каюты? Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Иллюстрация 3 Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий данной иллюстрации.

- Что происходит с мальчиком? (мальчик шатался, но не понимал).

- Найдите и прочитайте, как народ реагировал на происходящее (вдруг в народе кто-то ахнул)

-Какое решение принял капитан, когда увидел сына на мачте?

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? Найдите цитату в тексте. (прыгай, или застрелю).

-Почему капитан плакал? Что душило его? (чувство тревоги за сына, он мог убить его. Плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив).

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (пожалуй, нет, ведь она не человек, и для нее все было игрой).

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти).



9. Обобщающая беседа


2-4

Сегодня на уроке мы продолжили знакомиться с произведением Л.Н.Толстого

-Как называется рассказ, который мы прочитали?

-Кто автор?

- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает нам эту историю? (этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал на палубу и разбился). В каком еще рассказе, поступок отца спасает жизнь сыну? (Акула) Чем похожи эти два рассказа одного автора? ( Быстрым принятием решения, спасающим жизнь)


10. Информация о домашнем задании

1

Быль «прыжок» прочитать и пересказать по частям в группах.



11. Рефлексия

1-2

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Оценивание с комментированием.


12. Подведение итогов урока

1- 2

Подведем итоги урока. Закончите предложение:

- Я познакомился …

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…

-Я узнал...

-Я понял…







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения Л.Н.Толстой «Прыжок»

Автор: Кадачегова Елена Петровна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства