kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе УМК ПНШ  с использованием технологии
«Развития критического мышления через чтение и письмо»

1.Тема урока: А.Н.Толстой  «Прыжок» (3ч) Урок 1.

2. Цели урока:

1)создание условий для работы над понятием «быль» при работе с художественным текстом;
2)продолжить работу по воспитанию качеств человека, умению быть осмотрительным, предвидящим опасность.

   Задачи:

·       исходя из содержания рассказа, выяснить вместе с детьми, что это правдивая история;

·       обсудить с детьми, насколько необходимы были решительные действия капитана для спасения мальчика;

·       выяснить, какими качествами характера должен обладать настоящий капитан и примерить к капитану из рассказа;

·       обсудить, как вели себя пассажиры и матросы, что позволит ещё больше осознать разницу между поведением матросов и поведением капитана;

·       подвести детей к выводу, что никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств( моментальной реакцией,, выработанным командным голосом, непререкаемостью в голосе и др.) не мог бы спасти мальчика;

·       обсудить проблему: кто виноват в том, что чуть не случилось ужасное несчастье;

·       выяснить, что рассказ назван «Прыжок», потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море является самым главным моментом рассказа; именно прыжок спасает мальчику жизнь.

Оборудование: учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 2 класс, часть 1., мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация по творчеству Л.Н.Толстого и иллюстрации к его рассказу  «Прыжок»,  выставка книг писателя, толковые словари, карточки для работы в парах «Тонкие и толстые вопросы», карточки с кластерами (формат А 4)

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" »

Урок литературного чтения во 2 классе УМК ПНШ с использованием технологии
«Развития критического мышления через чтение и письмо»

1.Тема урока: А.Н.Толстой «Прыжок» (3ч) Урок 1.

2. Цели урока:


1)создание условий для работы над понятием «быль» при работе с художественным текстом;
2)продолжить работу по воспитанию качеств человека, умению быть осмотрительным, предвидящим опасность.

Задачи:

  • исходя из содержания рассказа, выяснить вместе с детьми, что это правдивая история;

  • обсудить с детьми, насколько необходимы были решительные действия капитана для спасения мальчика;

  • выяснить, какими качествами характера должен обладать настоящий капитан и примерить к капитану из рассказа;

  • обсудить, как вели себя пассажиры и матросы, что позволит ещё больше осознать разницу между поведением матросов и поведением капитана;

  • подвести детей к выводу, что никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств( моментальной реакцией,, выработанным командным голосом, непререкаемостью в голосе и др.) не мог бы спасти мальчика;

  • обсудить проблему: кто виноват в том, что чуть не случилось ужасное несчастье;

  • выяснить, что рассказ назван «Прыжок», потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море является самым главным моментом рассказа; именно прыжок спасает мальчику жизнь.

Оборудование: учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 2 класс, часть 1., мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация по творчеству Л.Н.Толстого и иллюстрации к его рассказу «Прыжок», выставка книг писателя, толковые словари, карточки для работы в парах «Тонкие и толстые вопросы», карточки с кластерами (формат А 4)





3.Этапы, методы, приёмы, формы организации работы учащихся



Название этапа

Основные методы и приемы

Формы организации работы учащихся

Первый этап – вызов

  • дерево предсказаний;

  • верные и неверные утверждения;

  • синквейн

  • обращение к личному опыту учащихся.



Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

Второй этап – осмысление



  • чтение с остановками;

  • поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;

  • проверка первоначальных предположений

  • заполнение кластеров,

  • исследования по отдельным вопросам темы

  • вопросы тонкие и толстые

Работа ведется индивидуально, в парах.




Третий этап – рефлексия

  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы;


Работа ведется индивидуально, , в группах.







Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

(указать содержание заданий и методические приемы)

Деятельность обучающихся

(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)

1. Вызов.

Предлагается синквейн без первой строчки

.- На доске вы видите синквейн. Работая в парах, подумайте и определите 1 слово.

1)-- -- -- -- -- -- -- -- --

2)правдивый, имеющий место в жизни;

3)было, произошло, свершилось;

4)рассказ о свершившихся событиях;

5) достоверность

.- Определите первое слово синквейна?
-Посмотрите значение слова быль по толковому словарю.


-Сегодня мы поговорим о том, что бывает в действительности , сравним её со сказкой.
-Как заканчиваются сказки?
(Всегда хорошо, со счастливым концом)


-А в действительности все ли истории заканчиваются хорошо?


-А можно ли сделать так, чтобы в действительности было как можно меньше несчастий?

-Какова же тогда цель урока на ваш взгляд?


-Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок» и ответим на вопрос правдивая это история или сказка?


Прежде, чем приступим к чтению. давайте составим «Дерево предсказаний». Работаем по группам.

1) Что может произойти в рассказе с таким названием?

2)Как будут развиваться события ?

3)Чем может закончится рассказ?











1 группа


3 группа








2 группа







( Записи делаются на стрелках)

- Мы проверим ваши предсказания после чтения рассказа.



Индивидуальная работа.

-.А.Н. Толстой «Прыжок».



Работа в парах:

-



(Быль)


индивидуальная работа

Ратота со словарями






(Нет. Бывают счастливые истории и трагические, с несчастливым концом)


(Нужно всегда думать к чему могут привести те или иные слова, поступки)



Мы будем говорить о случае, который был в действительности и подумаем чему он может нас научить?)





Работа по группам. Работа на интерактивной доске.



1 группа: Речь пойдёт о каком-то прыжке. (Опора на название.)

2 группа: Мальчик будет прыгать в воду. (Опора на иллюстрацию)

3 группа: История может закончиться несчастным случаем или счастливо.


2. Осмысление.


















1)- Прежде чем приступим к чтению, поработаем с толковыми словарями Найдём значение слов: палуба ,мачта. расходилась, каюта, аршин.


2)-Сейчас мы будем читать текст.

Чтение с остановками.

Фрагмент 1.

Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)

- Где присходило действие?

- Кто ещё был среди людей?

- Как она себя вела?


Фрагмент 2.Читаем текст дальше с. 161-162. до слов «Но как увидали…»

Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)


- Почему мальчик полез вслед за обезьяной?



- Думал ли мальчик об опасности?


Фрагмент 3. Вопрос перед чтением:

- Как вы думаете, что может произойти дальше?



Чтение с. 162- 164 до слов «Когда капитан…»

Чтение вопросов по учебнику с .165.

-Надо ли было целиться в мальчика?


-Видно ли по поведению этого человека , что это капитан, а не матрос, и не пассажир.

Фрагмент 4 с.164. до конца

Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске)

-Почему капитан убежал к себе в каюту?


Ф и з м и н у т к а


3)- А теперь поработаем с « толстыми и тонкими вопросами» по содержанию рассказа.

- Работаем по карточкам в парах.


Тонкие?

Толстые?

1)Кто действующие лица рассказа?

2)Как вели себя матросы, когда мальчик полез на мачту?





3)Что кажется тебе более важным для спасения мальчика: то, что человек , который спас мальчика, его отец, или то ,что он капитан?







4)Каким капитан воспитал своего сына?








2)Объясните: почему они не могли так поступать?



3)

а)Почему вы так думаете?

б) В чем различие в поведении матросов и капитана?





4)Почему вы так считаете?




4)-А сейчас вы дадите характеристику нашим героям самостоятельно, заполнив «кластеры». Работаем по группам на карточках. (формат А 4)





































Индивидуальная работа

(зачитываются ответы по словарю)




Рассказ читается вслух хорошо читающими учащимися по фрагментам.


Индивидуальная работа.

- Действие происходило на палубе корабля.

- Среди людей была большая обезьяна.

-Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.



Работа в парах (можно обратиться к тексту, готовясь к ответу)

-Потому что она его подзадоривала, дразнила мальчика. Взрослые смеялись и мальчику было неприятно, не хотелось уступать обезьяне..

- Мальчик не думал об опасности. Обида сменилась азартом, задором. Для мальчика это была игра.

Индивидуальная работа


- Он может достать шляпку и благополучно вернуться на палубу.

- Мальчик может упасть и разбиться.



Индивидуальная работа

- Да, чтобы мальчик испугался сильнее и заставить мальчика спрыгнуть.

- Да, видно он решительный, смелый, способный очень быстро принимать решение.


Работа в парах


- Капитан убежал в каюту, чтоб никто не видел, что он плачет. Он очень переживал за своего сына.




Работа в парах

Предполагаемые ответы детей на тонкие вопросы:

  1. мальчик, обезьяна, капитан, пассажиры, матросы;

  2. весело, безответственно, смеялись ,шутили;

  3. этот человек -капитан;

  4. ловким, обидчивым. задорным, решительным, Предполагаемые ответы на толстые вопросы:

2)матросы, которые в отличие от пассажиров, являются более знающими, опытными и бывалыми людьми, не остановили мальчика вовремя, не просчитали грозящей ему опасности, а забавлялись ситуацией наравне с пассажирами;

3)

а)человек, спасший мальчика должен быть быстро думающий и быстро принимающий решения, умеющий отдавать приказы, с жестокостью в голосе;

б)капитан –ответственный, матросы –безответственные;

4)Потому, что мальчик смело полез на мачту, ловко это делал, смело прыгнул в воду, быстро принял решение.










































Работа по группам

решительный

ловкий

1группа

ловкий


задорный

весёлый


мальчик





испуганный

обидчивый

смелый







2 группа

уверенный

авторитетный



смелый

решительный

капитан





Умеющий командовать

быстрый







знающие





3 группа

опытные

матросы

весёлые






безответственные


















3. Рефлексия

1) С 164 Чтение 1 вопроса по учебнику

- Как ты думаешь, это сказка или правдивая история? (Если бы её нам рассказывал кот учёный, он шёл бы направо или налево)

2)-Вернёмся к «Дереву предсказаний» . Сопоставим ответы ваши с вашим мнением сейчас. Какие из них сбылись, какие надо изменить.

1) Что может произойти в рассказе с таким названием?

2)Как будут развиваться события ?

3)Чем может закончится рассказ?













1 группа

благопо

3 группа

лучно прыжок лучно


в воду

в воду

2 группа






5) Обобщение: Вопросы читают по учебнику с.165

- Кто же виноват ,что чуть было не случилось несчастье ?

- Скажите, чему учит рассказ?




-Почему рассказ называется « Прыжок»?




6 )Оцените свою работу на уроке. Зажгите нужный свет светофора: (У каждого на столах лежат круги 3 цветов: красный, зелёный, жёлтый)




отвечать есть ответ

более небольшие хороший

точно ошибки


7) Сегодня получают за работу на уроке…


Работа в парах

матросы

знающие

- Это правдивая история. Кот бы пошёл направо.


Работа в группах.

1 группа - ответ совпал

2 группа – ответ совпал

З группа – уточняем – история закончилась благополучно

(дети на доске исправляют ответ)






















Индивидуальная работа

( ответы детей)

- Рассказ учит быть осмотрительным, думать о безопасности, о сохранении своей жизни, думать о близких.



-Потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море спасает ему жизнь.













Домашнее задание

С.165 Рассказ слушали Маша, Миша, Мальвина и Алёнушка. Сравни их высказывания и определи, кто что говорил.


























Тема: Л.Н.Толстой « Прыжок»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Родина Татьяна Юрьевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(109) "ispolzovaniiepriiemovtiekhnologhiirazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismovnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "274404"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452370272"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок литературного чтения в 3 классе "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieraturnogho_chtieniia_v_3_klassie_proizviedieniie_v_m_garshina_liaghush"
    ["file_id"] => string(6) "461699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520955328"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства