1. Вызов. | Предлагается синквейн без первой строчки .- На доске вы видите синквейн. Работая в парах, подумайте и определите 1 слово. 1)-- -- -- -- -- -- -- -- -- 2)правдивый, имеющий место в жизни; 3)было, произошло, свершилось; 4)рассказ о свершившихся событиях; 5) достоверность .- Определите первое слово синквейна? -Посмотрите значение слова быль по толковому словарю. -Сегодня мы поговорим о том, что бывает в действительности , сравним её со сказкой. -Как заканчиваются сказки? (Всегда хорошо, со счастливым концом) -А в действительности все ли истории заканчиваются хорошо? -А можно ли сделать так, чтобы в действительности было как можно меньше несчастий?
-Какова же тогда цель урока на ваш взгляд?
-Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок» и ответим на вопрос правдивая это история или сказка? Прежде, чем приступим к чтению. давайте составим «Дерево предсказаний». Работаем по группам. 1) Что может произойти в рассказе с таким названием? 2)Как будут развиваться события ? 3)Чем может закончится рассказ? 1 группа 3 группа 2 группа ( Записи делаются на стрелках) - Мы проверим ваши предсказания после чтения рассказа. | Индивидуальная работа. -.А.Н. Толстой «Прыжок». Работа в парах: - (Быль) индивидуальная работа Ратота со словарями (Нет. Бывают счастливые истории и трагические, с несчастливым концом) (Нужно всегда думать к чему могут привести те или иные слова, поступки) Мы будем говорить о случае, который был в действительности и подумаем чему он может нас научить?) Работа по группам. Работа на интерактивной доске. 1 группа: Речь пойдёт о каком-то прыжке. (Опора на название.) 2 группа: Мальчик будет прыгать в воду. (Опора на иллюстрацию) 3 группа: История может закончиться несчастным случаем или счастливо. |
2. Осмысление. | 1)- Прежде чем приступим к чтению, поработаем с толковыми словарями Найдём значение слов: палуба ,мачта. расходилась, каюта, аршин. 2)-Сейчас мы будем читать текст. Чтение с остановками. Фрагмент 1. Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске) - Где присходило действие? - Кто ещё был среди людей? - Как она себя вела? Фрагмент 2.Читаем текст дальше с. 161-162. до слов «Но как увидали…» Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске) - Почему мальчик полез вслед за обезьяной? - Думал ли мальчик об опасности? Фрагмент 3. Вопрос перед чтением: - Как вы думаете, что может произойти дальше? Чтение с. 162- 164 до слов «Когда капитан…» Чтение вопросов по учебнику с .165. -Надо ли было целиться в мальчика? -Видно ли по поведению этого человека , что это капитан, а не матрос, и не пассажир. Фрагмент 4 с.164. до конца Вопросы после чтения ( открываются на интерактивной доске) -Почему капитан убежал к себе в каюту? Ф и з м и н у т к а 3)- А теперь поработаем с « толстыми и тонкими вопросами» по содержанию рассказа. - Работаем по карточкам в парах. Тонкие? | Толстые? | 1)Кто действующие лица рассказа? 2)Как вели себя матросы, когда мальчик полез на мачту?
3)Что кажется тебе более важным для спасения мальчика: то, что человек , который спас мальчика, его отец, или то ,что он капитан?
4)Каким капитан воспитал своего сына? |
2)Объясните: почему они не могли так поступать?
3) а)Почему вы так думаете? б) В чем различие в поведении матросов и капитана?
4)Почему вы так считаете? | 4)-А сейчас вы дадите характеристику нашим героям самостоятельно, заполнив «кластеры». Работаем по группам на карточках. (формат А 4) | Индивидуальная работа (зачитываются ответы по словарю) Рассказ читается вслух хорошо читающими учащимися по фрагментам. Индивидуальная работа. - Действие происходило на палубе корабля. - Среди людей была большая обезьяна. -Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. Работа в парах (можно обратиться к тексту, готовясь к ответу) -Потому что она его подзадоривала, дразнила мальчика. Взрослые смеялись и мальчику было неприятно, не хотелось уступать обезьяне.. - Мальчик не думал об опасности. Обида сменилась азартом, задором. Для мальчика это была игра. Индивидуальная работа - Он может достать шляпку и благополучно вернуться на палубу. - Мальчик может упасть и разбиться. Индивидуальная работа - Да, чтобы мальчик испугался сильнее и заставить мальчика спрыгнуть. - Да, видно он решительный, смелый, способный очень быстро принимать решение. Работа в парах - Капитан убежал в каюту, чтоб никто не видел, что он плачет. Он очень переживал за своего сына. Работа в парах Предполагаемые ответы детей на тонкие вопросы: мальчик, обезьяна, капитан, пассажиры, матросы; весело, безответственно, смеялись ,шутили; этот человек -капитан; ловким, обидчивым. задорным, решительным, Предполагаемые ответы на толстые вопросы: 2)матросы, которые в отличие от пассажиров, являются более знающими, опытными и бывалыми людьми, не остановили мальчика вовремя, не просчитали грозящей ему опасности, а забавлялись ситуацией наравне с пассажирами; 3) а)человек, спасший мальчика должен быть быстро думающий и быстро принимающий решения, умеющий отдавать приказы, с жестокостью в голосе; б)капитан –ответственный, матросы –безответственные; 4)Потому, что мальчик смело полез на мачту, ловко это делал, смело прыгнул в воду, быстро принял решение. Работа по группам решительный ловкий 1группа ловкий задорный весёлый мальчик
испуганный обидчивый смелый
2 группа уверенный авторитетный
смелый решительный капитан
Умеющий командовать быстрый
знающие
3 группа опытные матросы весёлые
безответственные |
3. Рефлексия | 1) С 164 Чтение 1 вопроса по учебнику - Как ты думаешь, это сказка или правдивая история? (Если бы её нам рассказывал кот учёный, он шёл бы направо или налево) 2)-Вернёмся к «Дереву предсказаний» . Сопоставим ответы ваши с вашим мнением сейчас. Какие из них сбылись, какие надо изменить. 1) Что может произойти в рассказе с таким названием? 2)Как будут развиваться события ? 3)Чем может закончится рассказ? 1 группа благопо 3 группа лучно прыжок лучно в воду в воду 2 группа 5) Обобщение: Вопросы читают по учебнику с.165 - Кто же виноват ,что чуть было не случилось несчастье ? - Скажите, чему учит рассказ? -Почему рассказ называется « Прыжок»? 6 )Оцените свою работу на уроке. Зажгите нужный свет светофора: (У каждого на столах лежат круги 3 цветов: красный, зелёный, жёлтый) отвечать есть ответ более небольшие хороший точно ошибки 7) Сегодня получают за работу на уроке… | Работа в парах матросы знающие - Это правдивая история. Кот бы пошёл направо. Работа в группах. 1 группа - ответ совпал 2 группа – ответ совпал З группа – уточняем – история закончилась благополучно (дети на доске исправляют ответ)
Индивидуальная работа ( ответы детей) - Рассказ учит быть осмотрительным, думать о безопасности, о сохранении своей жизни, думать о близких.
-Потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море спасает ему жизнь.
|