kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема: Определение спряжения глагола по окончанию, Л. Толстой «Прыжок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов Шаймарданова М. В.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема 1 (русский язык): Определение спряжения глагола по окончанию 3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят).

Тема 2 (литературное чтение): Л. Толстой «Прыжок».

Цели:

Познакомить с распознаванием спряжения глагола по окончанию 3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят), продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения. Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать;формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение;развивать творческое воображение;воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: текст Л. Толстой «Прыжок», портрет писателя, картинка льва, собаки, парусники

Ход урока

I Организационный момент.

Психологический настрой («Я могу»)

Все на свете мне по плечу. 
Добьюсь на уроке, чего захочу
Буду руку поднимать.          
На вопросы отвечать!

Сообщение темы и целей урока.

2. Введение в тему.

- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.

- Прочитайте на доске название рассказа, который мы будем читать. Узнайте автора по портрету. Назовите его имя, отчество, фамилию.

- Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали? (Лев и собачка)

- Что вы вспомнили о Толстом? Что сумеете рассказать о нём и его книгах?

- Прочитайте запись на доске, это слова Л.Н.Толстого.

"Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов"

Л.Н. Толстой

- К кому они обращены? Что советует вам, читателям, писатель?

- Почему Лев Николаевич советует читать книги лучших писателей? (Великие, лучшие писатели помогают взрослым и детям многое понять в жизни, помогают стать лучше.)

- Хорошая, настоящая книга, как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь её грамотно прочитать и правильно понять.

- Сегодня мы поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль. А для этого должны уметь внимательно вчитываться в текст произведения, рассуждать с опорой на текст

Работа с текстом до чтения:

- Прочитайте ещё раз название рассказа.

- Образуйте от существительного прыжок глагол в неопределенной форме, 3 временные формы.

Прыгать, прыгал, прыгает, будет прыгать, спрыгнет.

- Запишем эти глаголы в тетрадь, но для начала давайте откроем тетради по русскому языку и запишем число, классная работа.

3. Чистописание.

- На минутку чистописания я предлагаю прописать буквенное сочетание Прпррп

Плясать под чужую дудку.

4. Работа над поговоркой. Плясать под чужую дудку.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Какие орфограммы встретились вам при написании? Подчеркните.

- В конце урока мы с вами вернемся к этой поговорке.

5. Актуализация знаний.

- Что такое глагол, на какие вопросы отвечает?

- Назовите вопросы, на которые отвечает глагол в неопределенной форме?

- Что еще вы знаете о глаголах?

- Образуйте от существительного прыжок глагол в неопределенной форме, 3 временные формы. Запишите.

Прыгать, прыгал, прыгает, будет прыгать, спрыгнет.

- В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

- Прочитаем все вместе рассказ, и вы ответите на вопрос: в рассказе - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?

- Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?

- Для древнего человека мир был ограничен пространством, где протекала его жизнь: ближайшим лесом, полем за рекой, соседними городами и деревнями. Постепенно оно расширялось, и люди открывали планету, на которой живут. Во время путешествий, экспедиций они обнаруживали новые, неизвестные ранее географические объекты

- горные вершины, хребты, заливы, морские течения. Эти открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров.

Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли.

Перед вами рисунки тех кораблей.

Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.

- А теперь ещё раз вспомним вопрос, на который мы должны ответить после чтения.

в рассказе прыжок - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?

6. Чтение рассказа по цепочке и аналитическая работа над текстом

- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? Из-за чего мальчик совершил прыжок?

1 абзац

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Какое настроение было у собравшихся на палубе, почему?

- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

- Могли ли люди предполагать, что случится?

- Прочитайте слова, передающие поведение обезьяны. (вертелась, забавлялась, корчилась, прыгала, делала рожи, передразнивала)

- Какой части речи эти слова? Определите время глаголов. Запишите их.

- Поставьте эти глаголы в форму настоящего времени, 3 лица мн.числа. Запишите. Определите спряжение глаголов.

-Какое правило мы изучили на прошлом уроке?

-Для чего надо знать спряжение глаголов?

- Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте. Что значит, ещё больше расходилась?

- Перечитайте сами 2 абзац, подчеркните слова, передающие поведение обезьяны, отношение людей к её поступкам и настроение мальчика.

- На что вы обратили внимание, вас что-нибудь насторожило? (поведение мальчика - ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться)

- прочитайте выразительно следующий абзац и голосом передайте поведение обезьяны, людей и мальчика.

- Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?

- Какое чувство испытываете вы, читатели?Запишите это предложение и сделайте синтаксический разбор. (Мы пережива.м за мальчика.) (переживание, чувство страха)

- Вам хочется смеяться?

- Перечитаем выразительно следующий абзац. Что передадим голосом, интонацией? (рост напряжения, страха за жизнь мальчика.)

-Кому-нибудь на палубе смешно?

- представьте себя на палубе корабля. О чём мог подумать каждый из наблюдавших за этой картиной? (наверное, осуждал себя за своё поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, подторкнул его к такому поступку)

- Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.

мальчик:

обезьяна:

закричал

подманила

полез выше

полезла выше, добрались до самого верха

раззадорился

вытянулась во всю длину

бросил мачту

повесила на край перекладины

ступил на перекладину, покачивая руками

корчилась, радовалась

- Что обозначают эти слова? Как они называются? (глаголами)

- Как изменилось поведение людей? Прочитайте предложение, передающее состояние людей? (все замерли от страха)

- Найдите и выразительно прочитайте, почему все замерли от страха?

- Как в такое напряжённое время должны были вести себя окружающие? ( не шуметь, не кричать, не испугать)

- перечитайте следующий маленький абзац.

- Почему это самый напряжённый момент рассказа? (мальчику грозит смерть, он может разбиться и кажется, нет выхода из этой ситуации)

- Перечитайте самостоятельно следующие абзацы. Постарайтесь понять, представить состояние капитана, как если бы это были вы и ваши отцы. Приготовьтесь прочитать выразительно слова автора и слова капитана.

Слова автора - ::::.

Слова отца - :::::

- Прочитайте следующий абзац. С каким чувством будете читать? (облегчения, надежды, радости)

- Какой фразой заканчивается рассказ?

- Кто спас мальчика? Чей поступок в рассказе можно назвать геройским?

- В чём героизм поступка капитана?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

  • смелость
  • желание испытать себя
  • мальчишеский задор
  • стремление отстоять свое достоинство
  • упрямство
  • желание покрасоваться
  • глупость
  • желание доказать, что он сын капитана.

-Какой вопрос я вам задала перед чтением? Так какой же новый смысл вкладывает автор в слово "прыжок"?

- Что случилось бы, если бы мальчик не прыгнул в воду?

- Какую роль сыграл прыжок?

- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок - это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Он спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.

Творческий пересказ.

- Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.

Итог.

- Что бы взял из рассказа каждый для себя? Напишите на стикерах и вклейте их в тетрадь.

Домашнее задание: перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема: Определение спряжения глагола по окончанию, Л. Толстой «Прыжок».»



ГУ «СШ № 4 им. М. Маметовой» отдела образования Федоровского акимата

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению

в 4 классе.

Тема 1 (русский язык): Определение спряжения глагола по окончанию

3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят).

Тема 2 (литературное чтение): Л. Толстой «Прыжок».











Учитель: Шаймарданова М. В.



















Дата: 21.01.16

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема 1 (русский язык): Определение спряжения глагола по окончанию 3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят).

Тема 2 (литературное чтение): Л. Толстой «Прыжок».

Цели:

Познакомить с распознаванием спряжения глагола по окончанию 3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят), продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания. Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения. Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать; формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение; развивать творческое воображение; воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: текст Л. Толстой «Прыжок», портрет писателя, картинка льва, собаки, парусники

Ход урока

I Организационный момент.

Психологический настрой («Я могу»)

Все на свете мне по плечу. 
Добьюсь на уроке, чего захочу
Буду руку поднимать.          
На вопросы отвечать!

Сообщение темы и целей урока.

2. Введение в тему.

- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.

- Прочитайте на доске название рассказа, который мы будем читать. Узнайте автора по портрету. Назовите его имя, отчество, фамилию.

- Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали? (Лев и собачка)

- Что вы вспомнили о Толстом? Что сумеете рассказать о нём и его книгах?

- Прочитайте запись на доске, это слова Л.Н.Толстого.

"Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов"

Л.Н. Толстой

- К кому они обращены? Что советует вам, читателям, писатель?

- Почему Лев Николаевич советует читать книги лучших писателей? (Великие, лучшие писатели помогают взрослым и детям многое понять в жизни, помогают стать лучше.)

- Хорошая, настоящая книга, как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь её грамотно прочитать и правильно понять.

- Сегодня мы поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль. А для этого должны уметь внимательно вчитываться в текст произведения, рассуждать с опорой на текст

Работа с текстом до чтения:

- Прочитайте ещё раз название рассказа.

- Образуйте от существительного прыжок глагол в неопределенной форме, 3 временные формы.

Прыгать, прыгал, прыгает, будет прыгать, спрыгнет.

- Запишем эти глаголы в тетрадь, но для начала давайте откроем тетради по русскому языку и запишем число, классная работа.

3. Чистописание.

- На минутку чистописания я предлагаю прописать буквенное сочетание Пр пр рп

Плясать под чужую дудку.

4. Работа над поговоркой. Плясать под чужую дудку.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Какие орфограммы встретились вам при написании? Подчеркните.

- В конце урока мы с вами вернемся к этой поговорке.

5. Актуализация знаний.

- Что такое глагол, на какие вопросы отвечает?

- Назовите вопросы, на которые отвечает глагол в неопределенной форме?

- Что еще вы знаете о глаголах?

- Образуйте от существительного прыжок глагол в неопределенной форме, 3 временные формы. Запишите.

Прыгать, прыгал, прыгает, будет прыгать, спрыгнет.

- В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

- Прочитаем все вместе рассказ, и вы ответите на вопрос: в рассказе - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?

- Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?

- Для древнего человека мир был ограничен пространством, где протекала его жизнь: ближайшим лесом, полем за рекой, соседними городами и деревнями. Постепенно оно расширялось, и люди открывали планету, на которой живут. Во время путешествий, экспедиций они обнаруживали новые, неизвестные ранее географические объекты

- горные вершины, хребты, заливы, морские течения. Эти открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров.

Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли.

Перед вами рисунки тех кораблей.

Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.

- А теперь ещё раз вспомним вопрос, на который мы должны ответить после чтения.

в рассказе прыжок - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?

6. Чтение рассказа по цепочке и аналитическая работа над текстом

- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? Из-за чего мальчик совершил прыжок?

1 абзац

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Какое настроение было у собравшихся на палубе, почему?

- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

- Могли ли люди предполагать, что случится?

- Прочитайте слова, передающие поведение обезьяны. (вертелась, забавлялась, корчилась, прыгала, делала рожи, передразнивала)

- Какой части речи эти слова? Определите время глаголов. Запишите их.

- Поставьте эти глаголы в форму настоящего времени, 3 лица мн.числа. Запишите. Определите спряжение глаголов.

-Какое правило мы изучили на прошлом уроке?

-Для чего надо знать спряжение глаголов?

- Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте. Что значит, ещё больше расходилась?

- Перечитайте сами 2 абзац, подчеркните слова, передающие поведение обезьяны, отношение людей к её поступкам и настроение мальчика.

- На что вы обратили внимание, вас что-нибудь насторожило? (поведение мальчика - ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться)

- прочитайте выразительно следующий абзац и голосом передайте поведение обезьяны, людей и мальчика.

- Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?

- Какое чувство испытываете вы, читатели? Запишите это предложение и сделайте синтаксический разбор. (Мы пережива..м за мальчика.) (переживание, чувство страха)

- Вам хочется смеяться?

- Перечитаем выразительно следующий абзац. Что передадим голосом, интонацией? (рост напряжения, страха за жизнь мальчика.)

-Кому-нибудь на палубе смешно?

- представьте себя на палубе корабля. О чём мог подумать каждый из наблюдавших за этой картиной? (наверное, осуждал себя за своё поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, подторкнул его к такому поступку)

- Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.

мальчик:

обезьяна:

закричал

подманила

полез выше

полезла выше, добрались до самого верха

раззадорился

вытянулась во всю длину

бросил мачту

повесила на край перекладины

ступил на перекладину, покачивая руками

корчилась, радовалась

- Что обозначают эти слова? Как они называются? (глаголами)

- Как изменилось поведение людей? Прочитайте предложение, передающее состояние людей? (все замерли от страха)

- Найдите и выразительно прочитайте, почему все замерли от страха?

- Как в такое напряжённое время должны были вести себя окружающие? ( не шуметь, не кричать, не испугать)

- перечитайте следующий маленький абзац.

- Почему это самый напряжённый момент рассказа? (мальчику грозит смерть, он может разбиться и кажется, нет выхода из этой ситуации)

- Перечитайте самостоятельно следующие абзацы. Постарайтесь понять, представить состояние капитана, как если бы это были вы и ваши отцы. Приготовьтесь прочитать выразительно слова автора и слова капитана.

Слова автора - ::::.

Слова отца - :::::

- Прочитайте следующий абзац. С каким чувством будете читать? (облегчения, надежды, радости)

- Какой фразой заканчивается рассказ?

- Кто спас мальчика? Чей поступок в рассказе можно назвать геройским?

- В чём героизм поступка капитана?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

  • смелость

  • желание испытать себя

  • мальчишеский задор

  • стремление отстоять свое достоинство

  • упрямство

  • желание покрасоваться

  • глупость

  • желание доказать, что он сын капитана.

-Какой вопрос я вам задала перед чтением? Так какой же новый смысл вкладывает автор в слово "прыжок"?

- Что случилось бы, если бы мальчик не прыгнул в воду?

- Какую роль сыграл прыжок?

- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок - это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Он спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.

Творческий пересказ.

- Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.

Итог.

- Что бы взял из рассказа каждый для себя? Напишите на стикерах и вклейте их в тетрадь.

Домашнее задание: перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана.











7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаймарданова Марина Васильевна

Дата: 09.04.2016

Номер свидетельства: 316858


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства