Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема: Определение спряжения глагола по окончанию, Л. Толстой «Прыжок».
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема: Определение спряжения глагола по окончанию, Л. Толстой «Прыжок».
Учитель начальных классов Шаймарданова М. В.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.
Тема 1 (русский язык): Определение спряжения глагола по окончанию 3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят).
Тема 2 (литературное чтение): Л. Толстой «Прыжок».
Цели:
Познакомить с распознаванием спряжения глагола по окончанию 3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят), продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения. Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать;формировать беглое, осознанное, выразительное чтение;развивать творческое воображение;воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: текст Л. Толстой «Прыжок», портрет писателя, картинка льва, собаки, парусники
Ход урока
I Организационный момент.
Психологический настрой («Я могу»)
Все на свете мне по плечу.
Добьюсь на уроке, чего захочу
Буду руку поднимать.
На вопросы отвечать!
Сообщение темы и целей урока.
2. Введение в тему.
- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.
- Прочитайте на доске название рассказа, который мы будем читать. Узнайте автора по портрету. Назовите его имя, отчество, фамилию.
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали? (Лев и собачка)
- Что вы вспомнили о Толстом? Что сумеете рассказать о нём и его книгах?
- Прочитайте запись на доске, это слова Л.Н.Толстого.
"Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов"
Л.Н. Толстой
- К кому они обращены? Что советует вам, читателям, писатель?
- Почему Лев Николаевич советует читать книги лучших писателей? (Великие, лучшие писатели помогают взрослым и детям многое понять в жизни, помогают стать лучше.)
- Хорошая, настоящая книга, как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь её грамотно прочитать и правильно понять.
- Сегодня мы поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль. А для этого должны уметь внимательно вчитываться в текст произведения, рассуждать с опорой на текст
Работа с текстом до чтения:
- Прочитайте ещё раз название рассказа.
- Образуйте от существительного прыжок глагол в неопределенной форме, 3 временные формы.
Прыгать, прыгал, прыгает, будет прыгать, спрыгнет.
- Запишем эти глаголы в тетрадь, но для начала давайте откроем тетради по русскому языку и запишем число, классная работа.
3. Чистописание.
- На минутку чистописания я предлагаю прописать буквенное сочетание Прпррп
Плясать под чужую дудку.
4. Работа над поговоркой. Плясать под чужую дудку.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Какие орфограммы встретились вам при написании? Подчеркните.
- В конце урока мы с вами вернемся к этой поговорке.
5. Актуализация знаний.
- Что такое глагол, на какие вопросы отвечает?
- Назовите вопросы, на которые отвечает глагол в неопределенной форме?
- Что еще вы знаете о глаголах?
- Образуйте от существительного прыжок глагол в неопределенной форме, 3 временные формы. Запишите.
Прыгать, прыгал, прыгает, будет прыгать, спрыгнет.
- В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.
- Прочитаем все вместе рассказ, и вы ответите на вопрос: в рассказе - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?
- Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
- Для древнего человека мир был ограничен пространством, где протекала его жизнь: ближайшим лесом, полем за рекой, соседними городами и деревнями. Постепенно оно расширялось, и люди открывали планету, на которой живут. Во время путешествий, экспедиций они обнаруживали новые, неизвестные ранее географические объекты
- горные вершины, хребты, заливы, морские течения. Эти открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров.
Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли.
Перед вами рисунки тех кораблей.
Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.
- А теперь ещё раз вспомним вопрос, на который мы должны ответить после чтения.
в рассказе прыжок - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?
6. Чтение рассказа по цепочке и аналитическая работа над текстом
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? Из-за чего мальчик совершил прыжок?
1 абзац
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Какое настроение было у собравшихся на палубе, почему?
- Какой части речи эти слова? Определите время глаголов. Запишите их.
- Поставьте эти глаголы в форму настоящего времени, 3 лица мн.числа. Запишите. Определите спряжение глаголов.
-Какое правило мы изучили на прошлом уроке?
-Для чего надо знать спряжение глаголов?
- Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте. Что значит, ещё больше расходилась?
- Перечитайте сами 2 абзац, подчеркните слова, передающие поведение обезьяны, отношение людей к её поступкам и настроение мальчика.
- На что вы обратили внимание, вас что-нибудь насторожило? (поведение мальчика - ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться)
- прочитайте выразительно следующий абзац и голосом передайте поведение обезьяны, людей и мальчика.
- Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?
- Какое чувство испытываете вы, читатели?Запишите это предложение и сделайте синтаксический разбор. (Мы пережива.м за мальчика.) (переживание, чувство страха)
- Вам хочется смеяться?
- Перечитаем выразительно следующий абзац. Что передадим голосом, интонацией? (рост напряжения, страха за жизнь мальчика.)
-Кому-нибудь на палубе смешно?
- представьте себя на палубе корабля. О чём мог подумать каждый из наблюдавших за этой картиной? (наверное, осуждал себя за своё поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, подторкнул его к такому поступку)
- Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.
мальчик:
обезьяна:
закричал
подманила
полез выше
полезла выше, добрались до самого верха
раззадорился
вытянулась во всю длину
бросил мачту
повесила на край перекладины
ступил на перекладину, покачивая руками
корчилась, радовалась
- Что обозначают эти слова? Как они называются? (глаголами)
- Как изменилось поведение людей? Прочитайте предложение, передающее состояние людей? (все замерли от страха)
- Найдите и выразительно прочитайте, почему все замерли от страха?
- Как в такое напряжённое время должны были вести себя окружающие? ( не шуметь, не кричать, не испугать)
- перечитайте следующий маленький абзац.
- Почему это самый напряжённый момент рассказа? (мальчику грозит смерть, он может разбиться и кажется, нет выхода из этой ситуации)
- Перечитайте самостоятельно следующие абзацы. Постарайтесь понять, представить состояние капитана, как если бы это были вы и ваши отцы. Приготовьтесь прочитать выразительно слова автора и слова капитана.
Слова автора - ::::.
Слова отца - :::::
- Прочитайте следующий абзац. С каким чувством будете читать? (облегчения, надежды, радости)
- Какой фразой заканчивается рассказ?
- Кто спас мальчика? Чей поступок в рассказе можно назвать геройским?
- В чём героизм поступка капитана?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?
- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
смелость
желание испытать себя
мальчишеский задор
стремление отстоять свое достоинство
упрямство
желание покрасоваться
глупость
желание доказать, что он сын капитана.
-Какой вопрос я вам задала перед чтением? Так какой же новый смысл вкладывает автор в слово "прыжок"?
- Что случилось бы, если бы мальчик не прыгнул в воду?
- Какую роль сыграл прыжок?
- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок - это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Он спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
Творческий пересказ.
- Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.
Итог.
- Что бы взял из рассказа каждый для себя? Напишите на стикерах и вклейте их в тетрадь.
Домашнее задание: перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема: Определение спряжения глагола по окончанию, Л. Толстой «Прыжок».»
ГУ «СШ № 4 им. М. Маметовой» отдела образования Федоровского акимата
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению
в 4 классе.
Тема 1 (русский язык): Определение спряжения глагола по окончанию
3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят).
Тема 2 (литературное чтение): Л. Толстой «Прыжок».
Учитель: Шаймарданова М. В.
Дата: 21.01.16
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.
Тема 1 (русский язык): Определение спряжения глагола по окончанию 3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят).
Тема 2 (литературное чтение): Л. Толстой «Прыжок».
Цели:
Познакомить с распознаванием спряжения глагола по окончанию 3 лица мн. числа –ут (ют) и –ат (-ят), продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания. Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения. Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать; формировать беглое, осознанное, выразительное чтение; развивать творческое воображение; воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: текст Л. Толстой «Прыжок», портрет писателя, картинка льва, собаки, парусники
Ход урока
I Организационный момент.
Психологический настрой («Я могу»)
Все на свете мне по плечу. Добьюсь на уроке, чего захочу Буду руку поднимать. На вопросы отвечать!
Сообщение темы и целей урока.
2. Введение в тему.
- Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.
- Прочитайте на доске название рассказа, который мы будем читать. Узнайте автора по портрету. Назовите его имя, отчество, фамилию.
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали? (Лев и собачка)
- Что вы вспомнили о Толстом? Что сумеете рассказать о нём и его книгах?
- Прочитайте запись на доске, это слова Л.Н.Толстого.
"Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов"
Л.Н. Толстой
- К кому они обращены? Что советует вам, читателям, писатель?
- Почему Лев Николаевич советует читать книги лучших писателей? (Великие, лучшие писатели помогают взрослым и детям многое понять в жизни, помогают стать лучше.)
- Хорошая, настоящая книга, как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь её грамотно прочитать и правильно понять.
- Сегодня мы поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль. А для этого должны уметь внимательно вчитываться в текст произведения, рассуждать с опорой на текст
Работа с текстом до чтения:
- Прочитайте ещё раз название рассказа.
- Образуйте от существительного прыжок глагол в неопределенной форме, 3 временные формы.
Прыгать, прыгал, прыгает, будет прыгать, спрыгнет.
- Запишем эти глаголы в тетрадь, но для начала давайте откроем тетради по русскому языку и запишем число, классная работа.
3. Чистописание.
- На минутку чистописания я предлагаю прописать буквенное сочетание Пр пр рп
Плясать под чужую дудку.
4. Работа над поговоркой. Плясать под чужую дудку.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Какие орфограммы встретились вам при написании? Подчеркните.
- В конце урока мы с вами вернемся к этой поговорке.
5. Актуализация знаний.
- Что такое глагол, на какие вопросы отвечает?
- Назовите вопросы, на которые отвечает глагол в неопределенной форме?
- Что еще вы знаете о глаголах?
- Образуйте от существительного прыжок глагол в неопределенной форме, 3 временные формы. Запишите.
Прыгать, прыгал, прыгает, будет прыгать, спрыгнет.
- В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.
- Прочитаем все вместе рассказ, и вы ответите на вопрос: в рассказе - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?
- Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
- Для древнего человека мир был ограничен пространством, где протекала его жизнь: ближайшим лесом, полем за рекой, соседними городами и деревнями. Постепенно оно расширялось, и люди открывали планету, на которой живут. Во время путешествий, экспедиций они обнаруживали новые, неизвестные ранее географические объекты
- горные вершины, хребты, заливы, морские течения. Эти открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров.
Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли.
Перед вами рисунки тех кораблей.
Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.
- А теперь ещё раз вспомним вопрос, на который мы должны ответить после чтения.
в рассказе прыжок - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?
6. Чтение рассказа по цепочке и аналитическая работа над текстом
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными? Из-за чего мальчик совершил прыжок?
1 абзац
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Какое настроение было у собравшихся на палубе, почему?
- Какой части речи эти слова? Определите время глаголов. Запишите их.
- Поставьте эти глаголы в форму настоящего времени, 3 лица мн.числа. Запишите. Определите спряжение глаголов.
-Какое правило мы изучили на прошлом уроке?
-Для чего надо знать спряжение глаголов?
- Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте. Что значит, ещё больше расходилась?
- Перечитайте сами 2 абзац, подчеркните слова, передающие поведение обезьяны, отношение людей к её поступкам и настроение мальчика.
- На что вы обратили внимание, вас что-нибудь насторожило? (поведение мальчика - ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться)
- прочитайте выразительно следующий абзац и голосом передайте поведение обезьяны, людей и мальчика.
- Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?
- Какое чувство испытываете вы, читатели? Запишите это предложение и сделайте синтаксический разбор. (Мы пережива..м за мальчика.) (переживание, чувство страха)
- Вам хочется смеяться?
- Перечитаем выразительно следующий абзац. Что передадим голосом, интонацией? (рост напряжения, страха за жизнь мальчика.)
-Кому-нибудь на палубе смешно?
- представьте себя на палубе корабля. О чём мог подумать каждый из наблюдавших за этой картиной? (наверное, осуждал себя за своё поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, подторкнул его к такому поступку)
- Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.
мальчик:
обезьяна:
закричал
подманила
полез выше
полезла выше, добрались до самого верха
раззадорился
вытянулась во всю длину
бросил мачту
повесила на край перекладины
ступил на перекладину, покачивая руками
корчилась, радовалась
- Что обозначают эти слова? Как они называются? (глаголами)
- Как изменилось поведение людей? Прочитайте предложение, передающее состояние людей? (все замерли от страха)
- Найдите и выразительно прочитайте, почему все замерли от страха?
- Как в такое напряжённое время должны были вести себя окружающие? ( не шуметь, не кричать, не испугать)
- перечитайте следующий маленький абзац.
- Почему это самый напряжённый момент рассказа? (мальчику грозит смерть, он может разбиться и кажется, нет выхода из этой ситуации)
- Перечитайте самостоятельно следующие абзацы. Постарайтесь понять, представить состояние капитана, как если бы это были вы и ваши отцы. Приготовьтесь прочитать выразительно слова автора и слова капитана.
Слова автора - ::::.
Слова отца - :::::
- Прочитайте следующий абзац. С каким чувством будете читать? (облегчения, надежды, радости)
- Какой фразой заканчивается рассказ?
- Кто спас мальчика? Чей поступок в рассказе можно назвать геройским?
- В чём героизм поступка капитана?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?
- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
смелость
желание испытать себя
мальчишеский задор
стремление отстоять свое достоинство
упрямство
желание покрасоваться
глупость
желание доказать, что он сын капитана.
-Какой вопрос я вам задала перед чтением? Так какой же новый смысл вкладывает автор в слово "прыжок"?
- Что случилось бы, если бы мальчик не прыгнул в воду?
- Какую роль сыграл прыжок?
- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок - это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Он спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
Творческий пересказ.
- Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.
Итог.
- Что бы взял из рассказа каждый для себя? Напишите на стикерах и вклейте их в тетрадь.
Домашнее задание: перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана.