Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. Б.Л. Пастернак "Золотая осень"»
Борис Пастернак «Золотая осень»
Фрагмент
дистанционного урока
с тестированием
Работу выполнила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №107» г. Барнаула
Алтайского края
Карбаинова Валентина Григорьевна
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Толстой. Жизнь Бориса Пастернака была очень интересной, насыщенной, более подробно о ней вы узнаете в старших классах. Его творчество было не менее интересным. В русской поэзии он занимал особое место. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. Стихотворение «Золотая осень» вошло в последний сборник стихов (1956 – 1959г). Книга была подготовлена к изданию, но вышла в свет уже после смерти поэта (1960г).
«…Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он её со всеми разделил». А.А. Ахматова о Пастернаке.
Прочитайте стихотворение, с. 114 – 115.
Автор описывает осень. Он восхищается, сравнивает её творение со сказочным дворцом. Чтобы придать торжественность мысли, использует слова «сказочный чертог».
Пастернак не писал детских стихов, в стихотворении есть непонятные слова, которые, наверняка, вызвали у вас затруднения.
Лик (устар.) – лицо человека.Лик - изображение лица святого на иконе.
Чертог (устар.) – пышное великолепное помещение или здание, дворец.
Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Флигель – пристройка сбоку главного здания.
Каталог – составляемый в определённом порядке перечень каких-нибудь однородных предметов, н-р,перечень картин, музейных экспонатов, собранных в залах.
Погребённая земля… - скрытая.. (н-р, листьями)
Вишневый клей- желтоватая, клейкая смола, которая выделяется из стволов плодовых деревьев, например, из вишни.
Автор использует в стихотворении различные литературные приёмы:
Метафора - образное выражение, скрытое сравнение. Н-р: "переваривать информацию" - то есть, как в кастрюле что-то томится, варится, так и в голове "варятся" мысли (в замкнутом пространстве).
Метафоры помогают увидеть существенное в объекте, главные свойства. Сравнение- сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.
Эпитет - одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности, н-р, золотая осень, белоснежная зима, бархатная кожа.
Олицетворение - наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.
- Найдём в стихотворении все литературные приёмы.
-«…сказочный чертог…» – метафора.
-«…дорог, заглядевшихся в озера…» - олицетворение.
-«Залы, залы, залы, залы
-Вязов, ясеней, осин…» - метафора.
-«Липы обруч золотой…» - метафора и эпитет.
-Как венец на новобрачной…» - сравнение.
-«Лик березы…» олицетворение
-Подвенечной и прозрачной» - метафора.
-«В желтых кленах флигеля,
-Словно в золоченых рамах» - сравнение.
-«И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка…» - метафора.
-«Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья…» - метафора.
-«Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа» - метафора.
Подготовьте дома выразительное чтение стихотворения. А сейчас перейдите к выполнению теста.
Тест.
1. Выбери утверждение, которое объясняет олицетворение.
А) Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.
Б)Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.
В) Образное выражение, скрытое сравнение.
2.Выбери утверждение, которое объясняет метафору.
А)Образное выражение, скрытое сравнение.
Б) Сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку.
В) Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности.