2. Актуализация необходимых знаний. Цель: повторить ранее изученный материал. | - Что вы знаете об осени? - Кто из поэтов писал об осени? - Кто из художников изображал осень в своих картинах? (показ слайдов). - Как поэты, художники, музыканты изображают осень? - Перед началом урока звучала музыка, которую композиторы написали про осень. - Предлагаю вам побывать в роли поэтов. Прочитайте и выполните задание в рабочей тетради стр.88 № 1,2. Вывод: Чем для нас является природа? Что хотят передать поэты, художники? | Перечисляют приметы осени. А.С.Пушкин «Унылая пора», К. Д. Бальмонт «Осень", Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной..», А.А.Фет «Осень», И.А.Бунин «Осень. Чащи леса», М.Ю.Лермонтов «Листья», К.Д.Бальмонт «Осень» и др. Исаак Левитан «Золотая осень», «Осень. Усадьба», Василий Поленов «Золотая осень», Илья Остроухов «Золотая осень», Игорь Грабарь «Рябинка», Юрий Подляский «Тишина» и др. Поэты изображают словами, художники красками, а композиторы нотами. Записывают ассоциации (слова, образы, картины) к словосочетанию «золотая осень». Придумывают текст на тему «Осень». Проверка. Поэты и художники хотят передать красоту природы через слово, картину, чтобы мы восхищались, получали удовольствие. |
3. Мотивация познавательной деятельности. Цели: Постановка познавательных задач урока, планирование учебной деятельности. | - Красота природы во все времена всегда была источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. - Одно из произведений великого русского поэта Б.Л.Пастернака открывает новый раздел учебника, который мы начинаем изучать «Поэтическая тетрадь». - Какие произведения войдут в этот раздел? Где узнаем? - Какие жанры представлены в этом разделе? - Что объединяет все эти произведения? - Прочитайте название стихотворения Б.Л.Пастернака. - Кто увидел новое понятие? - А как вы думаете, что такое ЛИРИКА? (поэзия, в которой есть личные или коллективные переживания человека, выражение чувств). - Работать по теме урока я предлагаю по плану: План (на доске): 1. Б.Л.Пастернак. 2.Анализ произведения (тема, литературные приёмы, идея (главная мысль). 3.Выразительное чтение. - Как вы понимаете работать над читательскими умениями? (на доску вывешиваются таблички). - Какие литературные приемы используют поэты в произведениях? | Узнаем в содержании учебника стр. 221 – 222. В этом разделе представлен жанр – стихотворения. Эти стихотворения о природе. Новое понятие – лирическое стихотворение. Надо читать осознанно, правильно, бегло и выразительно. Поэты используют олицетворение, сравнение, эпитеты. |
4. Работа по теме урока. Организация познавательной деятельности. Цель: получение знаний в самостоятельной, практической деятельности. | I. Б.Л.Пастернак. - Перед вами фотография поэта. Кто это? Что вы знаете об этом человеке? (слайд с фото). - Какую первую учебную задачу поставим? Методический прием «Чтение с пометами». При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. V – уже знал + - узнал новое ? – хочу узнать а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами. б) Проверка. - Что узнали нового? Физминутка (профилактика зрения: в классе круги – закрыть глаза, открыть, посмотреть на большие круги). II. Анализ произведения (тема, литературные приёмы, идея (главная мысль). Методический прием «Предположение». - Предположите, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким названием? - Проверим, верны ли ваши предположения? - Внимательно послушайте стихотворение, постарайтесь представить и увидеть картины, которые изобразил поэт. (Прослушивание и просмотр видеосюжета стихотворения Б.Л.Пастернака «Золотая осень» https://www.youtube.com/watch?v=YmRnuzzmye0. - Что можете сказать о стихотворении Б.Л.Пастернака «Золотая осень?» - Какую следующую учебную задачу поставим? - Какие картины представили, увидели? - Что вы чувствовали, слушая стихотворение? - Какое настроение автора вы уловили? - Так, о чём это стихотворение? Определите тему. - Откройте учебник, прочитайте выразительно стихотворение Б.Л.Пастернака. Найдите непонятные слова, словосочетания, отметьте их галочкой. - Над каким критерием вы будете работать? - - Какие слова вам показались незнакомыми? Как вы их понимаете? Лексическая работа (показ слайдов с иллюстрациями по ходу объяснения): : ЧЕРТОГ (СКАЗОЧНЫЙ) – большой, пышно убранный дворец (сказочный). ПРОСЕКА – полоса, узкая дорога, прорубленная в лесу. ВЕНЕЦ НОВОБРАЧНОЙ – буквально – венок. Но в церкви при венчании над невестой и женихом держали золотые короны – венцы. ЛИК (БЕРЕЗЫ) – лицо. По мнению автора, не просто лицо, а лик – как на иконах. ПОГРЕБЕННАЯ ЗЕМЛЯ – погрести, скрыть в чем-либо. - А в чем скрыта осенью земля? ФЛИГЕЛЬ – небольшой нежилой домик – пристройка к большому дому. ВИШНЕВЫЙ КЛЕЙ – желтоватая клейкая смола, которая выделяется из стволов плодовых деревьев. Эта смола застывает, растекаясь медленно по стволу. КАТАЛОГ – список, перечень (картин, музейных экспонатов, собранных в залах). - Как вы думаете, для чего разные слова собрал автор? Физминутка (танцевальная). Работа в парах (заполнить таблицу). 1 ученик у доски. - Над каким критерием будете работать? (правильно найти литературные приемы) Олицетворения | Сравнения | Эпитеты | просеки дорог, заглядевшихся в озёра; лик берёзы | как на выставке картин; как венец на новобрачной; словно в золоченых рамах | сказочный; небывалой; золотой; подвенечной; прозрачной; золоченной; вишневый; древний | - Проверьте вашу работу. - Оцените свою работу по заданному критерию. - Какова идея произведения (основная мысль)? Подтвердите строчками из стихотворения. - Какую учебную задачу выполнили? - Переходим к следующему пункту плана. Выразительное чтение произведения. - Какую учебную задачу поставим? - С каким чувством, настроением будем читать стихотворение? Одинаково или нет? - Что значит читать выразительно? - По какому критерию будем оценивать чтение? - Кто готов прочитать стихотворение? Взаимооценка по критериям. | Познакомиться с жизнью и творчеством Б.Л.Пастернак. Учащиеся самостоятельно читают автобиографию поэта. Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Николаевич Толстой. Под влиянием крупного русского композитора А.Н.Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой. Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник «Близнец в тучах». Поэзия становится его призванием, его «почвой и судьбой». Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии. В стихотворении, посвященном Пастернаку, А. Ахматова писала: «Он награжден каким-то вечным детством». Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Но наиболее значительна все же его лирика. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное. Он глубоко понимал мир природы, умел донести до читателя звуки и краски осеннего леса, которые он сам увидел и услышал. С красками и музыкой он был знаком с детства, ведь его отец был художником, а мама пианисткой. Сам поэт был очень разносторонним человеком: писал музыку, в совершенстве владел несколькими языками. А за свою писательскую деятельность Борис Пастернак получил почетную Нобелевскую премию. В стихотворении Б.Л.Пастернака пойдет речь об осени. Стихотворение сказочное, необычное, интересные словосочетания и вызывает прекрасные чувства. Проанализировать стихотворение. Автор подобрал красивые слова, чтобы описать осень. Б.Л.Пастернак влюблен в осень. Стихотворение о сказочной осени. Выразительность, беглость, правильность прочтения, выделяя паузы, логические ударения, передавая с помощью интонации настроение автора. Самостоятельное жужжащее чтение. Пытаются объяснить самостоятельно. Самостоятельно работают со словарями С.И.Ожегова, В.И.Даля, словарь иностранных слов. Земля скрыта под листьями. Для того, чтобы передать чувства, красоту, торжественность осеннего пейзажа. Правильно найти в тексте произведения олицетворения, сравнения, эпитеты. Самостоятельная работа с текстом произведения по заполнению таблицы. Проверяют по эталону (слайд). Самооценка учебной деятельности по критерию – правильность. Основная мысль – передача сказочного леса, тишины и спокойствия (Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора). Мы проанализировали стихотворение Б.Л.Пастернака. Научиться читать выразительно стихотворение. Стихотворение будем читать спокойно, торжественно, с грустью. Выразительность, выделение пауз, логических ударений, передача с помощью интонации настроение автора. Читают 1-2 ученика по желанию. Проводят взаимооценку по заданным критериям. |
5. Подведение итогов. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач. | - На последнем этапе урока мы с вами составим «синквэйн» на тему «Золотая осень». - Используйте слова из стихотворения Б.Л.Пастернака. - Какие разные у вас получились синквейны, но выразили общую мысль этого стихотворения, его главную идею. - Какие учебные задачи были поставлены и как они выполнены? - Что хотел автор донести до читателей этим произведением? - Какие слова Б.Л.Пастернак использует, чтобы передать красоту осени? Докажите словами из текста произведения. - Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет осени? Опишите словами. - Какую цветовую гамму используете? - Сравните свой текст «Осень» и авторский. Д/з. выразительное чтение стр.114-115, РТ стр.89. Аргументированные отметки учителя. | Индивидуально выполняют задание. Чтение «синквэйнов» на тему «Золотая осень». 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна (осень). 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль (сказочная, небывалая). 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы (открыта, звучит, застывает). 4 строка – фраза, несущая определенный смысл (необыкновенная красота). 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) - золотая. Выполнены все поставленный задачи: познакомились с жизнью и творчеством Б.Л.Пастернака, поработали со стихотворением «Золотая осень», выразительно прочитали его. Автор хотел донести до нас красоту, торжественность осеннего пейзажа. Какое чудесное и прекрасное время года – осень! Осень сказочная. Всем открыта для обзора. В позолоте небывалой. Осень. Древний уголок. Поэт использует желтую, золотую гамму красок. Наш текст менее красив и разнообразен, чем у Б.Л.Пастернака, потому что он умеет увидеть необыкновенное и передать в словах. |