kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Борис Леонидович Пастернак. «Золотая осень»     

 4 класс 

Тип урока. Урок  изучения нового произведения

Цель. Формирование понятий о жанре  стихотворения (пейзажная лирика).  

Знакомство с творчеством Б. Пастернака.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Оборудование. Проектор, экран.

  1. Организационный момент.  Добронастрой.

Звучит мелодия (Шопен «Хрустальная мелодия»)  

( Дети сидят напротив друг друга, держась за руки)

                                            Я желаю тебе здоровья,

                                           Я желаю тебе доброты,

                                           Я хочу, чтобы сердце твое дарило

                                           Всем, живущим на свете, много любви !

(Дети  обнимают друг друга.)

 

II. Мотивация запоминания, актуализация  новых знаний.  Сообщение темы урока, планирование деятельности (музыка продолжает звучать)

-Рассмотрите репродукцию картины художника Борисова – Мусатова (Слайд1) Какое время года он изобразил?  А вам нравится пора золотой осени? Эту красоту замечают многие. Сегодня на уроке  мы познакомимся с творчеством       Б. Пастернака и стихотворением «Золотая осень».  Сейчас мы услышим это стихотворение. Как вы думаете, какая интересная работа нас ожидает на уроке?

  • Дыхательные упражнения

-  Мы должны представить осень, а значит и ветерок осенью – подуем на ладонь теплым воздухом, это теплый ветер, а теперь губы вытягиваем и дуем холодным воздухом, в природе похолодало, чувствуете?

  • Повторение знаний нужных для  изучения новой темы: ритм, рифма

Для успешной работы на уроке мы должны повторить основные понятия  при изучении любого лирического текста, вспомните, что  такое ритм и рифма стихотворения, правила выразительного чтения (слайд2,3)?

III.  Знакомство с творчеством Б.Пастернака (слайд4)

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в семье художника, академика живописи Леонида Осиповича Пастернака. Мать его была знаменитой пианисткой. В их доме царила атмосфера искусства, частыми гостями здесь были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Б. Пастернак окончил классическую гимназию, а в 1913 г отделение историко-филологического фак-та Московского университета, параллельно он учился в Московской консерватории. Пастернак много переводил, он подарил нам драмы Шекспира, создал большой роман «Доктор Живаго», а для детей написал два сборника стихов.  Природа в его стихах  была высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный живой организм, в его стихотворениях она, несомненно, действующее лицо. Жизнь, радость слышны в каждой строчке его стихотворений.

IV.  Работа над стихотворением «Золотая осень» Б.Пастернака

(Звучит тихо музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение)

  • Этап осмысления:

(аналитический этап работы)

- Поэт описывает раннюю осень, какие чувства выразил Б. Пастернак? Каким настроением проникнуто стихотворение? Докажите.

-Сейчас вы внимательно  прочтете стихотворение сами. Постарайтесь при этом  представить картины, нарисованные поэтом, о чем они?                

  • Разбор непонятных слов и выражений:

-Все ли слова, предложения вам понятны? Как вы думаете, словами  «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора…» о чем хотел сказать автор?        «В желтых кленах флигеля…     «Сокровищ каталог…

Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Просека – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов.

Новобрачная – невеста.  

  • Сейчас ребята первого ряда будут перечитывать 1 четверостишие, и находить рифмующиеся слова, а дети 2 ряда – во  втором четверостишии.

 

  • Стихотворение «Золотая осень» относится к жанру пейзажной лирики, а значит, мы сможем найти в нем красивые пейзажные зарисовки. Отметьте  нужные места и прочитайте друг другу.

Медленное чтение с остановками на трудных словах - стилистический анализ.

Образные выражения разбираются по ходу прочтения и с опорой на  экран, там  написаны понятия метафор, эпитетов (слай5).

-Мы убедились, что в каждом четверостишии Пастернак использует  образные выражения. Вам нравится такая поэтическая речь?

 V. Работа над выразительностью чтения стихотворения (провести на основе двух четверостиший)

-Давайте выберем силу голоса, которой мы должны читать стихотворение (громко-тихо)

-Определим темп чтения (быстро-медленно)

-При чтении мы должны правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, своевременно брать дыхание и удерживать его. ( Можно отстукать рисунок стиха кончиками карандаша)

-Читать эмоционально, показать интонацией свое отношение к произведению.

VI. Закрепление (проверка понимания - задания синтетического характера).  (слай6) Дети исследуют стихотворение группами (историки, художники, музыканты, исследователи слова).

– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:

  1. художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки).  В помощь  учащимся приложение №1
  2. музыканты (найти звуковые образы),        
  3. историки (как раскрывается тема времени),
  4. исследователи слова (найти примеры использования приемов открытого сравнения, подумать о своих вариантах открытых сравнений).

Во время работы в группах  звучит «Этюд» Скрябина. Затем ребята  зачитывают свои работы. Выводы.

VII.  Контроль результатов усвоения нового материала. Игра: «Да, нет».

  • В стихотворении Б. Пастернака упоминается о просеках лесных дорог?                да
  • В своем стихотворении Б. Пастернак сравнивает липу с серебряным обручем?        Нет
  • По строчкам стихотворения, флигеля покрыты  листьями липы и березы?          Нет
  • В стихотворении есть рифма слов:

картин – осин?     Да

новобрачной – прозрачной    нет

  • Самому поэту нравится пора ранней осени?    да

VIII. Итог урока

-Предположите, какие еще могут быть названия у стихов о природе Б. Пастернака?  Какие бы вы хотели стихи услышать? Я вам советую познакомиться с книгой: Борис  Пастернак.  Стихотворения.

IX. Рефлексия.

Продолжи предложение.

Сегодня на уроке я…

Узнал…

Понравилось…

Вызвало затруднение…

 Д/З  дифференцированно:

1) рисование картин природы по содержанию стихотворения;                

 2)выучить стихотворение наизусть;          

3)подготовить выразительное чтение любого другого стихотворения о  природе Б. Л. Пастернака.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» »

Тема. Борис Леонидович Пастернак. «Золотая осень»

4 класс

Тип урока. Урок изучения нового произведения

Цель. Формирование понятий о жанре стихотворения (пейзажная лирика).

Знакомство с творчеством Б. Пастернака.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.


Оборудование. Проектор, экран.


  1. Организационный момент. Добронастрой.

Звучит мелодия (Шопен «Хрустальная мелодия»)

( Дети сидят напротив друг друга, держась за руки)

Я желаю тебе здоровья,

Я желаю тебе доброты,

Я хочу, чтобы сердце твое дарило

Всем, живущим на свете, много любви !

(Дети обнимают друг друга.)


II. Мотивация запоминания, актуализация новых знаний. Сообщение темы урока, планирование деятельности (музыка продолжает звучать)

-Рассмотрите репродукцию картины художника Борисова – Мусатова (Слайд1) Какое время года он изобразил? А вам нравится пора золотой осени? Эту красоту замечают многие. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Б. Пастернака и стихотворением «Золотая осень». Сейчас мы услышим это стихотворение. Как вы думаете, какая интересная работа нас ожидает на уроке?

  • Дыхательные упражнения

- Мы должны представить осень, а значит и ветерок осенью – подуем на ладонь теплым воздухом, это теплый ветер, а теперь губы вытягиваем и дуем холодным воздухом, в природе похолодало, чувствуете?

  • Повторение знаний нужных для изучения новой темы: ритм, рифма

Для успешной работы на уроке мы должны повторить основные понятия при изучении любого лирического текста, вспомните, что такое ритм и рифма стихотворения, правила выразительного чтения (слайд2,3)?

III. Знакомство с творчеством Б.Пастернака (слайд4)

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в семье художника, академика живописи Леонида Осиповича Пастернака. Мать его была знаменитой пианисткой. В их доме царила атмосфера искусства, частыми гостями здесь были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Б. Пастернак окончил классическую гимназию, а в 1913 г отделение историко-филологического фак-та Московского университета, параллельно он учился в Московской консерватории. Пастернак много переводил, он подарил нам драмы Шекспира, создал большой роман «Доктор Живаго», а для детей написал два сборника стихов. Природа в его стихах была высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный живой организм, в его стихотворениях она, несомненно, действующее лицо. Жизнь, радость слышны в каждой строчке его стихотворений.


IV. Работа над стихотворением «Золотая осень» Б.Пастернака

(Звучит тихо музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение)

  • Этап осмысления:

(аналитический этап работы)

- Поэт описывает раннюю осень, какие чувства выразил Б. Пастернак? Каким настроением проникнуто стихотворение? Докажите.

-Сейчас вы внимательно прочтете стихотворение сами. Постарайтесь при этом представить картины, нарисованные поэтом, о чем они?

  • Разбор непонятных слов и выражений:

-Все ли слова, предложения вам понятны? Как вы думаете, словами «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора…» о чем хотел сказать автор? «В желтых кленах флигеля… «Сокровищ каталог…

Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Просека дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов.

Новобрачная – невеста.

  • Сейчас ребята первого ряда будут перечитывать 1 четверостишие, и находить рифмующиеся слова, а дети 2 ряда – во втором четверостишии.



  • Стихотворение «Золотая осень» относится к жанру пейзажной лирики, а значит, мы сможем найти в нем красивые пейзажные зарисовки. Отметьте нужные места и прочитайте друг другу.

Медленное чтение с остановками на трудных словах - стилистический анализ.

Образные выражения разбираются по ходу прочтения и с опорой на экран, там написаны понятия метафор, эпитетов (слай5).

-Мы убедились, что в каждом четверостишии Пастернак использует образные выражения. Вам нравится такая поэтическая речь?


V. Работа над выразительностью чтения стихотворения (провести на основе двух четверостиший)

-Давайте выберем силу голоса, которой мы должны читать стихотворение (громко-тихо)

-Определим темп чтения (быстро-медленно)

-При чтении мы должны правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, своевременно брать дыхание и удерживать его. ( Можно отстукать рисунок стиха кончиками карандаша)

-Читать эмоционально, показать интонацией свое отношение к произведению.

VI. Закрепление (проверка понимания - задания синтетического характера). (слай6) Дети исследуют стихотворение группами (историки, художники, музыканты, исследователи слова).

– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:

  1. художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки). В помощь учащимся приложение №1

  2. музыканты (найти звуковые образы),        

  3. историки (как раскрывается тема времени),

  4. исследователи слова (найти примеры использования приемов открытого сравнения, подумать о своих вариантах открытых сравнений).

Во время работы в группах звучит «Этюд» Скрябина. Затем ребята зачитывают свои работы. Выводы.

VII. Контроль результатов усвоения нового материала. Игра: «Да, нет».

  • В стихотворении Б. Пастернака упоминается о просеках лесных дорог? да

  • В своем стихотворении Б. Пастернак сравнивает липу с серебряным обручем? Нет

  • По строчкам стихотворения, флигеля покрыты листьями липы и березы? Нет

  • В стихотворении есть рифма слов:

картин – осин? Да

новобрачной – прозрачной нет

  • Самому поэту нравится пора ранней осени? да

VIII. Итог урока

-Предположите, какие еще могут быть названия у стихов о природе Б. Пастернака? Какие бы вы хотели стихи услышать? Я вам советую познакомиться с книгой: Борис Пастернак. Стихотворения.

IX. Рефлексия.

Продолжи предложение.

Сегодня на уроке я…

Узнал…

Понравилось…

Вызвало затруднение…



Д/З дифференцированно:

1) рисование картин природы по содержанию стихотворения;

2)выучить стихотворение наизусть;

3)подготовить выразительное чтение любого другого стихотворения о природе Б. Л. Пастернака.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Автор: Башкирова Лариса Александровна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства