Тема. Борис Леонидович Пастернак. «Золотая осень»
4 класс
Тип урока. Урок изучения нового произведения
Цель. Формирование понятий о жанре стихотворения (пейзажная лирика).
Знакомство с творчеством Б. Пастернака.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.
Оборудование. Проектор, экран.
- Организационный момент. Добронастрой.
Звучит мелодия (Шопен «Хрустальная мелодия»)
( Дети сидят напротив друг друга, держась за руки)
Я желаю тебе здоровья,
Я желаю тебе доброты,
Я хочу, чтобы сердце твое дарило
Всем, живущим на свете, много любви !
(Дети обнимают друг друга.)
II. Мотивация запоминания, актуализация новых знаний. Сообщение темы урока, планирование деятельности (музыка продолжает звучать)
-Рассмотрите репродукцию картины художника Борисова – Мусатова (Слайд1) Какое время года он изобразил? А вам нравится пора золотой осени? Эту красоту замечают многие. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Б. Пастернака и стихотворением «Золотая осень». Сейчас мы услышим это стихотворение. Как вы думаете, какая интересная работа нас ожидает на уроке?
- Дыхательные упражнения
- Мы должны представить осень, а значит и ветерок осенью – подуем на ладонь теплым воздухом, это теплый ветер, а теперь губы вытягиваем и дуем холодным воздухом, в природе похолодало, чувствуете?
- Повторение знаний нужных для изучения новой темы: ритм, рифма
Для успешной работы на уроке мы должны повторить основные понятия при изучении любого лирического текста, вспомните, что такое ритм и рифма стихотворения, правила выразительного чтения (слайд2,3)?
III. Знакомство с творчеством Б.Пастернака (слайд4)
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в семье художника, академика живописи Леонида Осиповича Пастернака. Мать его была знаменитой пианисткой. В их доме царила атмосфера искусства, частыми гостями здесь были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.
Б. Пастернак окончил классическую гимназию, а в 1913 г отделение историко-филологического фак-та Московского университета, параллельно он учился в Московской консерватории. Пастернак много переводил, он подарил нам драмы Шекспира, создал большой роман «Доктор Живаго», а для детей написал два сборника стихов. Природа в его стихах была высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный живой организм, в его стихотворениях она, несомненно, действующее лицо. Жизнь, радость слышны в каждой строчке его стихотворений.
IV. Работа над стихотворением «Золотая осень» Б.Пастернака
(Звучит тихо музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение)
- Этап осмысления:
(аналитический этап работы)
- Поэт описывает раннюю осень, какие чувства выразил Б. Пастернак? Каким настроением проникнуто стихотворение? Докажите.
-Сейчас вы внимательно прочтете стихотворение сами. Постарайтесь при этом представить картины, нарисованные поэтом, о чем они?
- Разбор непонятных слов и выражений:
-Все ли слова, предложения вам понятны? Как вы думаете, словами «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора…» о чем хотел сказать автор? «В желтых кленах флигеля… «Сокровищ каталог…
Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
Просека – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.
Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов.
Новобрачная – невеста.
- Сейчас ребята первого ряда будут перечитывать 1 четверостишие, и находить рифмующиеся слова, а дети 2 ряда – во втором четверостишии.
- Стихотворение «Золотая осень» относится к жанру пейзажной лирики, а значит, мы сможем найти в нем красивые пейзажные зарисовки. Отметьте нужные места и прочитайте друг другу.
Медленное чтение с остановками на трудных словах - стилистический анализ.
Образные выражения разбираются по ходу прочтения и с опорой на экран, там написаны понятия метафор, эпитетов (слай5).
-Мы убедились, что в каждом четверостишии Пастернак использует образные выражения. Вам нравится такая поэтическая речь?
V. Работа над выразительностью чтения стихотворения (провести на основе двух четверостиший)
-Давайте выберем силу голоса, которой мы должны читать стихотворение (громко-тихо)
-Определим темп чтения (быстро-медленно)
-При чтении мы должны правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, своевременно брать дыхание и удерживать его. ( Можно отстукать рисунок стиха кончиками карандаша)
-Читать эмоционально, показать интонацией свое отношение к произведению.
VI. Закрепление (проверка понимания - задания синтетического характера). (слай6) Дети исследуют стихотворение группами (историки, художники, музыканты, исследователи слова).
– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:
- художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки). В помощь учащимся приложение №1
- музыканты (найти звуковые образы),
- историки (как раскрывается тема времени),
- исследователи слова (найти примеры использования приемов открытого сравнения, подумать о своих вариантах открытых сравнений).
Во время работы в группах звучит «Этюд» Скрябина. Затем ребята зачитывают свои работы. Выводы.
VII. Контроль результатов усвоения нового материала. Игра: «Да, нет».
- В стихотворении Б. Пастернака упоминается о просеках лесных дорог? да
- В своем стихотворении Б. Пастернак сравнивает липу с серебряным обручем? Нет
- По строчкам стихотворения, флигеля покрыты листьями липы и березы? Нет
- В стихотворении есть рифма слов:
картин – осин? Да
новобрачной – прозрачной нет
- Самому поэту нравится пора ранней осени? да
VIII. Итог урока
-Предположите, какие еще могут быть названия у стихов о природе Б. Пастернака? Какие бы вы хотели стихи услышать? Я вам советую познакомиться с книгой: Борис Пастернак. Стихотворения.
IX. Рефлексия.
Продолжи предложение.
Сегодня на уроке я…
Узнал…
Понравилось…
Вызвало затруднение…
Д/З дифференцированно:
1) рисование картин природы по содержанию стихотворения;
2)выучить стихотворение наизусть;
3)подготовить выразительное чтение любого другого стихотворения о природе Б. Л. Пастернака.