kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Борис Леонидович Пастернак. «Золотая осень»     

 4 класс 

Тип урока. Урок  изучения нового произведения

Цель. Формирование понятий о жанре  стихотворения (пейзажная лирика).  

Знакомство с творчеством Б. Пастернака.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Оборудование. Проектор, экран.

  1. Организационный момент.  Добронастрой.

Звучит мелодия (Шопен «Хрустальная мелодия»)  

( Дети сидят напротив друг друга, держась за руки)

                                            Я желаю тебе здоровья,

                                           Я желаю тебе доброты,

                                           Я хочу, чтобы сердце твое дарило

                                           Всем, живущим на свете, много любви !

(Дети  обнимают друг друга.)

 

II. Мотивация запоминания, актуализация  новых знаний.  Сообщение темы урока, планирование деятельности (музыка продолжает звучать)

-Рассмотрите репродукцию картины художника Борисова – Мусатова (Слайд1) Какое время года он изобразил?  А вам нравится пора золотой осени? Эту красоту замечают многие. Сегодня на уроке  мы познакомимся с творчеством       Б. Пастернака и стихотворением «Золотая осень».  Сейчас мы услышим это стихотворение. Как вы думаете, какая интересная работа нас ожидает на уроке?

  • Дыхательные упражнения

-  Мы должны представить осень, а значит и ветерок осенью – подуем на ладонь теплым воздухом, это теплый ветер, а теперь губы вытягиваем и дуем холодным воздухом, в природе похолодало, чувствуете?

  • Повторение знаний нужных для  изучения новой темы: ритм, рифма

Для успешной работы на уроке мы должны повторить основные понятия  при изучении любого лирического текста, вспомните, что  такое ритм и рифма стихотворения, правила выразительного чтения (слайд2,3)?

III.  Знакомство с творчеством Б.Пастернака (слайд4)

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в семье художника, академика живописи Леонида Осиповича Пастернака. Мать его была знаменитой пианисткой. В их доме царила атмосфера искусства, частыми гостями здесь были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Б. Пастернак окончил классическую гимназию, а в 1913 г отделение историко-филологического фак-та Московского университета, параллельно он учился в Московской консерватории. Пастернак много переводил, он подарил нам драмы Шекспира, создал большой роман «Доктор Живаго», а для детей написал два сборника стихов.  Природа в его стихах  была высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный живой организм, в его стихотворениях она, несомненно, действующее лицо. Жизнь, радость слышны в каждой строчке его стихотворений.

IV.  Работа над стихотворением «Золотая осень» Б.Пастернака

(Звучит тихо музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение)

  • Этап осмысления:

(аналитический этап работы)

- Поэт описывает раннюю осень, какие чувства выразил Б. Пастернак? Каким настроением проникнуто стихотворение? Докажите.

-Сейчас вы внимательно  прочтете стихотворение сами. Постарайтесь при этом  представить картины, нарисованные поэтом, о чем они?                

  • Разбор непонятных слов и выражений:

-Все ли слова, предложения вам понятны? Как вы думаете, словами  «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора…» о чем хотел сказать автор?        «В желтых кленах флигеля…     «Сокровищ каталог…

Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Просека – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов.

Новобрачная – невеста.  

  • Сейчас ребята первого ряда будут перечитывать 1 четверостишие, и находить рифмующиеся слова, а дети 2 ряда – во  втором четверостишии.

 

  • Стихотворение «Золотая осень» относится к жанру пейзажной лирики, а значит, мы сможем найти в нем красивые пейзажные зарисовки. Отметьте  нужные места и прочитайте друг другу.

Медленное чтение с остановками на трудных словах - стилистический анализ.

Образные выражения разбираются по ходу прочтения и с опорой на  экран, там  написаны понятия метафор, эпитетов (слай5).

-Мы убедились, что в каждом четверостишии Пастернак использует  образные выражения. Вам нравится такая поэтическая речь?

 V. Работа над выразительностью чтения стихотворения (провести на основе двух четверостиший)

-Давайте выберем силу голоса, которой мы должны читать стихотворение (громко-тихо)

-Определим темп чтения (быстро-медленно)

-При чтении мы должны правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, своевременно брать дыхание и удерживать его. ( Можно отстукать рисунок стиха кончиками карандаша)

-Читать эмоционально, показать интонацией свое отношение к произведению.

VI. Закрепление (проверка понимания - задания синтетического характера).  (слай6) Дети исследуют стихотворение группами (историки, художники, музыканты, исследователи слова).

– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:

  1. художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки).  В помощь  учащимся приложение №1
  2. музыканты (найти звуковые образы),        
  3. историки (как раскрывается тема времени),
  4. исследователи слова (найти примеры использования приемов открытого сравнения, подумать о своих вариантах открытых сравнений).

Во время работы в группах  звучит «Этюд» Скрябина. Затем ребята  зачитывают свои работы. Выводы.

VII.  Контроль результатов усвоения нового материала. Игра: «Да, нет».

  • В стихотворении Б. Пастернака упоминается о просеках лесных дорог?                да
  • В своем стихотворении Б. Пастернак сравнивает липу с серебряным обручем?        Нет
  • По строчкам стихотворения, флигеля покрыты  листьями липы и березы?          Нет
  • В стихотворении есть рифма слов:

картин – осин?     Да

новобрачной – прозрачной    нет

  • Самому поэту нравится пора ранней осени?    да

VIII. Итог урока

-Предположите, какие еще могут быть названия у стихов о природе Б. Пастернака?  Какие бы вы хотели стихи услышать? Я вам советую познакомиться с книгой: Борис  Пастернак.  Стихотворения.

IX. Рефлексия.

Продолжи предложение.

Сегодня на уроке я…

Узнал…

Понравилось…

Вызвало затруднение…

 Д/З  дифференцированно:

1) рисование картин природы по содержанию стихотворения;                

 2)выучить стихотворение наизусть;          

3)подготовить выразительное чтение любого другого стихотворения о  природе Б. Л. Пастернака.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» »

Тема. Борис Леонидович Пастернак. «Золотая осень»

4 класс

Тип урока. Урок изучения нового произведения

Цель. Формирование понятий о жанре стихотворения (пейзажная лирика).

Знакомство с творчеством Б. Пастернака.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.


Оборудование. Проектор, экран.


  1. Организационный момент. Добронастрой.

Звучит мелодия (Шопен «Хрустальная мелодия»)

( Дети сидят напротив друг друга, держась за руки)

Я желаю тебе здоровья,

Я желаю тебе доброты,

Я хочу, чтобы сердце твое дарило

Всем, живущим на свете, много любви !

(Дети обнимают друг друга.)


II. Мотивация запоминания, актуализация новых знаний. Сообщение темы урока, планирование деятельности (музыка продолжает звучать)

-Рассмотрите репродукцию картины художника Борисова – Мусатова (Слайд1) Какое время года он изобразил? А вам нравится пора золотой осени? Эту красоту замечают многие. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Б. Пастернака и стихотворением «Золотая осень». Сейчас мы услышим это стихотворение. Как вы думаете, какая интересная работа нас ожидает на уроке?

  • Дыхательные упражнения

- Мы должны представить осень, а значит и ветерок осенью – подуем на ладонь теплым воздухом, это теплый ветер, а теперь губы вытягиваем и дуем холодным воздухом, в природе похолодало, чувствуете?

  • Повторение знаний нужных для изучения новой темы: ритм, рифма

Для успешной работы на уроке мы должны повторить основные понятия при изучении любого лирического текста, вспомните, что такое ритм и рифма стихотворения, правила выразительного чтения (слайд2,3)?

III. Знакомство с творчеством Б.Пастернака (слайд4)

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в семье художника, академика живописи Леонида Осиповича Пастернака. Мать его была знаменитой пианисткой. В их доме царила атмосфера искусства, частыми гостями здесь были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Б. Пастернак окончил классическую гимназию, а в 1913 г отделение историко-филологического фак-та Московского университета, параллельно он учился в Московской консерватории. Пастернак много переводил, он подарил нам драмы Шекспира, создал большой роман «Доктор Живаго», а для детей написал два сборника стихов. Природа в его стихах была высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла. Природа – огромный живой организм, в его стихотворениях она, несомненно, действующее лицо. Жизнь, радость слышны в каждой строчке его стихотворений.


IV. Работа над стихотворением «Золотая осень» Б.Пастернака

(Звучит тихо музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихотворение)

  • Этап осмысления:

(аналитический этап работы)

- Поэт описывает раннюю осень, какие чувства выразил Б. Пастернак? Каким настроением проникнуто стихотворение? Докажите.

-Сейчас вы внимательно прочтете стихотворение сами. Постарайтесь при этом представить картины, нарисованные поэтом, о чем они?

  • Разбор непонятных слов и выражений:

-Все ли слова, предложения вам понятны? Как вы думаете, словами «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора…» о чем хотел сказать автор? «В желтых кленах флигеля… «Сокровищ каталог…

Чертог (высок., устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Просека дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Каталог – составленный в определённом порядке перечень (перечисление) каких-нибудь однородных предметов.

Новобрачная – невеста.

  • Сейчас ребята первого ряда будут перечитывать 1 четверостишие, и находить рифмующиеся слова, а дети 2 ряда – во втором четверостишии.



  • Стихотворение «Золотая осень» относится к жанру пейзажной лирики, а значит, мы сможем найти в нем красивые пейзажные зарисовки. Отметьте нужные места и прочитайте друг другу.

Медленное чтение с остановками на трудных словах - стилистический анализ.

Образные выражения разбираются по ходу прочтения и с опорой на экран, там написаны понятия метафор, эпитетов (слай5).

-Мы убедились, что в каждом четверостишии Пастернак использует образные выражения. Вам нравится такая поэтическая речь?


V. Работа над выразительностью чтения стихотворения (провести на основе двух четверостиший)

-Давайте выберем силу голоса, которой мы должны читать стихотворение (громко-тихо)

-Определим темп чтения (быстро-медленно)

-При чтении мы должны правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, своевременно брать дыхание и удерживать его. ( Можно отстукать рисунок стиха кончиками карандаша)

-Читать эмоционально, показать интонацией свое отношение к произведению.

VI. Закрепление (проверка понимания - задания синтетического характера). (слай6) Дети исследуют стихотворение группами (историки, художники, музыканты, исследователи слова).

– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:

  1. художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки). В помощь учащимся приложение №1

  2. музыканты (найти звуковые образы),        

  3. историки (как раскрывается тема времени),

  4. исследователи слова (найти примеры использования приемов открытого сравнения, подумать о своих вариантах открытых сравнений).

Во время работы в группах звучит «Этюд» Скрябина. Затем ребята зачитывают свои работы. Выводы.

VII. Контроль результатов усвоения нового материала. Игра: «Да, нет».

  • В стихотворении Б. Пастернака упоминается о просеках лесных дорог? да

  • В своем стихотворении Б. Пастернак сравнивает липу с серебряным обручем? Нет

  • По строчкам стихотворения, флигеля покрыты листьями липы и березы? Нет

  • В стихотворении есть рифма слов:

картин – осин? Да

новобрачной – прозрачной нет

  • Самому поэту нравится пора ранней осени? да

VIII. Итог урока

-Предположите, какие еще могут быть названия у стихов о природе Б. Пастернака? Какие бы вы хотели стихи услышать? Я вам советую познакомиться с книгой: Борис Пастернак. Стихотворения.

IX. Рефлексия.

Продолжи предложение.

Сегодня на уроке я…

Узнал…

Понравилось…

Вызвало затруднение…



Д/З дифференцированно:

1) рисование картин природы по содержанию стихотворения;

2)выучить стихотворение наизусть;

3)подготовить выразительное чтение любого другого стихотворения о природе Б. Л. Пастернака.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению. Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Автор: Башкирова Лариса Александровна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239682

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства