Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Бориса Пастернака, учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения, формирование образовательных компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, рефлексивных) через реализацию работы с художественным словом.
Оборудование: иллюстрации по теме «Осень» разного настроения, фонограммы осенних звуков в природе, репродукциии художников по теме «Осень», портрет Б.Л. Пастернака, учебник «Литературное чтение» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, и др. 4 класс (УМК «Школа России»).
Этапы урока | Цели | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
Орг. момент | | Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка. | | | мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. |
Мотивацион- ный | Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания; Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания; Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу») Поставить цель урока. | Наглядный метод: - Рассмотрите выставку рисунков - Какое время года изображено? (осень) Словесный метод: На фоне музыки А.Вивальди «Времена года. Осень», учитель читает эпилог к уроку. (слайд 1) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса… - Какое время года так любил А.С.Пушкин? (осень) -Осень – это удивительная пора. Яркие: жёлтые, золотые, алые краски. Шелест листьев под ногами. Запах грибов и дождя. Но осень это и пора увядания, прощания природы до весны. Осень очень любили и часто изображали на своих полотнах живописцы. Посмотрите, как увидели это время русские художники. - Картина И.Грабаря называется «Рябинка». Какие краски увидел художник ярким осенним деньком? (ответы детей) (слайд ) - Картина И.Левитана названа «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (ответы детей) (слайд ) - Это другая картина И.Левитана «Осень. Усадьба» Чем они похожи? В чём отличие? (ответы детей) - Художник изобразил период увядания природы, «прощальную красу» русской осени. ( слайд ) - Это репродукция картины Ю. Подляского. Какая осень изображена на ней? (Поздняя осень, листья облетели, птицы улетели на юг. Природа притихла в ожидании зимы. Мы как бы слышим эту тишину) - Картина так и называется «Тишина». -Помогла ли вам музыка, которая звучала, увидеть красоту осени? - Какое настроение возникло у вас после прослушивания? Это неслучайная музыка. Вы слушали отрывок из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года», который называется «Осень». - Что можно сказать о чувствах этих авторов к своей Родине? (ответы детей) - Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием её красок, помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия. - Мы знаем, насколько образно, можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – художник слова, волшебник слова. - На уроке мы попадём в волшебный мир поэзии, мир ярких красок осени. | Организует анализ визуальной информации; Организует выделение главного в информации; Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств. | Воспринимают визуальную информацию; Анализируют и выделяют главное; Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. | Личностные: мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. Регулятивные: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание. Коммуникативные: оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: Анализ визуальной информации, выделение главного в информации. |
Актуализация и фиксирова- ние индивидуаль- ного затруд- нения в проб- ном действии | Актуализировать знания; Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»); Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока; Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий. | Словесный метод: - Вспомните стихи об осени, которые мы читали. - Назовите авторов. - Прочитайте стихи, которые мы учили (домашняя подготовка - вспомнить стихи об осени) - По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно? - Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете? | Организует подачу разноуровневого материала; Организует обсуждение информации; Организует выполнение пробного действия; | Демонстрирует уровень знаний; Высказывает свой взгляд на учебную проблему; Обсуждают качества пробного действия; | Личностные: Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка. Регулятивные: контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. Коммуникативные: организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. Познавательные: смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий. |
Выявление места и причин затруднения | Сформулировать затруднение; Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи; Организовать плавное вхождение в тему урока; Организовать дальнейшие учебные действия. | - Откройте учебник, страница 114. Прочтите название стихотворения. («Золотая осень») - Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, соответствует ли она названию? (ответы детей) (слайд ) - А какую из рассмотренных сегодня картин, можно было бы поместить на этой странице? (ответы детей) - Кто автор этого произведения? ( Б. Пастернак) (слайд ) - Обратите внимание на портрет этого писателя. Запомните его. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством, но в старших классах вы ещё не раз познакомитесь с его произведениями. - Какое сейчас время года? (зима) - Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают вам прочитать зимой стихотворение об осени? (предположения детей) - В конце урока я ещё раз задам этот вопрос. Возможно, вы дополните его или измените свою точку зрения. IV. Чтение текста - Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. В этом тексте есть слова, которые вам будет трудно прочесть самостоятельно. Я хочу прочитать вам это стихотворение. Возьмите в руки простой карандаш. Внимательно слушайте. Карандашом отметьте слова, которые будут вам непонятны. Обратите внимание на картины, которые нарисовал поэт. 1. Чтение текста учителем. - Какие картины вы представили себе, слушая это стихотворение? - Что можно сказать о чувствах поэта к своей Родине? Прочтите стихотворение ещё раз внимательно. Будем объяснять значение слов, которые вы подчеркнули. Попробуем увидеть краски, которые рисует автор с помощью слов и услышать звуки природы. | Организует фиксацию места затруднения; Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь; Организует уточнение темы урока; Ставит проблемный вопрос. | Определяют место затруднения; Проговаривают причину затруднения; Формулируют более полное и точное определение темы урока; Отвечают на проблемный вопрос; Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения. | Личностные: актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация. Регулятивные: целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему. Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности. |
Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания | Сформулировать пути достижения цели урока; Выстроить цепь совместных учебных действий; Определить возможные пути выхода из затруднения. | Чтение текста с комментированием. 1 строфа. Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. - Прочтите первые две строки стихотворения. Какое незнакомое слово вы подчеркнули? (чертог) (Словарная работа: карточки с незнакомыми словами вывешиваются учителем на доске) - Это слово старинное, его значение можно отыскать в «Толковом словаре русского языка В.Даля». На перемене я попросила найти это слово девочек. - Пожалуйста, девочки, прочтите выдержку из словаря. (Чертог – дворец, роскошные палаты) (слайд ) - Почему автор сравнивает осень с дворцом? (Осенью листья на деревьях жёлтые, словно золотые. И внутреннее убранство дворца украшено позолотой) - Всем ли открыт этот дворец для обзора? (Всем) - Давайте войдём туда и мы. - Что мы увидим в прихожей дворца? Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. - Что такое просеки? (ответы детей) - На что похожи озёра, если в них можно заглядеться? ( На зеркала в прихожей) - С какой интонацией будем читать эту строфу? (Спокойно, загадочно, словно мы попадаем в сказку) 2 строфа. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. - Чем заполнены залы дворца? (картинами) - Что изображено на картинах? (деревья) - Откуда взята позолота на рамках картин? (слайд ) - Кого мы можем встретить во дворце? (вязы, ясени, осины) 3 строфа. Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной. Лик берёзы – под фатой Подвенечной и прозрачной. - С кем сравнивает поэт липу и берёзу? ( с девушками – невестами) - Как называется этот приём в литературе? (олицетворение) - Что надето на липе? (обруч золотой) -Почему его сравнивают с венцом для новобрачной? - Венец – корона возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания. (показ фотографии венца) (слайд ) - В каком наряде берёза? (в фате) - Почему фата на ней прозрачная? (листьев на деревьях мало, их количество уменьшается с каждым порывом ветра) - Какая картина может быть иллюстрацией к этим строкам? (слайд ) | Организует выход из затруднения; Определяет логическую цепь учебных действий; Выдвигает эталон прочтения; Создает эмоциональное восприятие текста. | Формирует для себя эталон прочтения; Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения; Осуществляет первичный анализ содержания нового знания; Высказывает свой взгляд на проблему. | Личностные: эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция. Коммуникативные: активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте. |
Физ. минутка | | Движение осенних листьев | | |
|
| Организовать осуществление проекта согласно плану; Ввести новое знание во внешнюю речь; Устранить затруднение; Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта. | - Что мы можем увидеть на воображаемом осеннем дворе? 4 строфа. Чтение первых двух строк. Погребённая земля Под листвой в канавах, ямах. - Как понимаете слово «погребённая»? (похоронена, присыпана землёй) - А чем присыпана земля? (опавшей листвой) - Посмотрите на репродукции картин «Тишина» и «Осень. Усадьба», можно ли сказать, что земля погребена под листвой? - И писатель, и художник увидели похожий уголок нашей Родины, но изобразили каждый по-своему. Чтение 3 и 4 строки. В жёлтых клёнах флигеля Словно в золочёных рамах. - Какое слово вам не понятно? (флигеля) (вывесить карточку со словом) - Слово флигель в другом словаре – «Толковом словаре русского языка Ожегова», находили мальчики. (Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания) - С чем сравниваются клёны? (с золочёными рамами) - Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту клёнов? (жёлтых, золочёных) 5 строфа. Где деревья в серебре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. - Что такое закат? (ответы детей) - Видели ли вы янтарь? (слайд ) - Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? (закат отражает на коре деревьев краски осени) 6 строфа. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует что ни шаг, Под ногами лист древесный. - Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? (ответы детей) - Прочтите хором 3 строку, выделяя голосом звук [ш]. Услышали, как шелестят листья? - Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? (нет, это собирательный образ, говоря «лист древесный», поэт имеет в виду все листья) 7 строфа. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишнёвый клей Застывает в виде сгустка. - Что ещё можно услышать в осеннем лесу? (эхо) - С чем сравнивает автор зарю? (с вишнёвым клеем) - Закройте глаза. Представьте зарю. Когда садится солнце, цвет тёмно – красный, очень насыщенный, густой, как клей, который застывает в виде сгустка. Перед чтением 8 строфы. - Посмотрите, какие эпитеты использовал поэт при описании осени.(золотой, золочённых, жёлтых, янтарный, вишнёвый) - Что станет с этой красотой через некоторое время, когда наступит зима? - Этот период подходит к концу, заканчивается и наше стихотворение. Прочтём последнюю строфу. 8 строфа. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. - С чем сравнивает осень Пастернак? (с древним уголком) - Что хранится в этом уголке? (ответы детей) - Когда бывает так, что старые ненужные вещи дороги их хозяину? (ему дороги воспоминания, связанные с ними) - Так и старые листья, которые опали, они не нужны, но воспоминания об их красках, золоте дороги. Они будут согревать душу долгими зимними вечерами. Ведь не зря поэт называет их сокровищами. | Организует анализ информации; Организует поиск существенных признаков объекта; Подводит к осознанию главного в информации; Организует выдвижение и доказательство гипотез. | Осуществляет анализ текста; Проводит подбор информации согласно поставленным задачам; Высказывает свою гипотезу и доказывает ее; Отрабатывает алгоритм работы с текстом. |
Личностные: Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей. Регулятивные: составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации. Коммуникативные: активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов. Познавательные: поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей. |
Самостоя- тельная работа | | Работа с текстом: -Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения. - Прочитайте друг другу. - Понравилось ли чтение? Чем? | Организует постановку проблемы; Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения; Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации; Подводит к глубокому пониманию текста. Организует самостоятельную работу учащихся Организует проверку и самопроверку. | Осуществляет поиск путей решения проблемы; Определяет главное в информации; Совершенствует технику выразительного чтения. | Личностные: смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации. Регулятивные: целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания. Познавательные: анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи. |
Закрепление нового знания | Организовать условия достижения результата; Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата; Повысить степень усвоения нового знания; Обеспечить включение нового знания в систему знаний. | - Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников). - Кому лучше удалось передать настроение автора? - Чье прочтение стало более выразительным и точным? - Почему вы так считаете? | Организует работу для более глубокого усвоения нового знания; Проводит анализ информации; Подводит к выдвижению аргументов; Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона. | | Личностные: смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона, Коммуникативные: активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое. |
Рефлексия учебной деятельности | Зафиксировать результата учебной деятельности; Оценить степень успешности овладения новым знанием; Организовать проведение самооценки учащимися. | Ответ на проблемный вопрос. - Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали. - О чем это стихотворение? - Чем понравилось и запомнилось это стихотворение? Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему? Так почему же авторы учебника предложили вам зимой стихотворение об осени? (ответы детей) - В этом заслуга Бориса Леонидовича Пастернака. Он глубоко понимал мир природы, умел донести до читателя звуки и краски осеннего леса, которые он сам увидел и услышал. С красками и музыкой он был знаком с детства, ведь его отец был художником, а мама пианисткой. Сам поэт был очень разносторонним человеком: писал музыку, в совершенстве владел несколькими языками. А за свою писательскую деятельность Борис Пастернак получил почетную Нобелевскую премию. -Вот вы и познакомились с этим писателем, и думаю, что когда вновь встретитесь с его произведениями, то будете рады ему, словно старому знакомому. -Изменилось ли ваше настроение после прочтения стихотворения «Золотая осень»? (ответы детей) - Чтобы это чудесное состояние сохранилось в вашей душе, я хочу подарить вам осенние листочки на память о нашем уроке. - Спасибо вам за урок, вы хорошо работали. Но особенно мне бы хотелось отметить… (выставление оценок) Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения. По желанию выучить наизусть. | Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов; Встраивает новое знание в систему знаний; Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата. | Показывает уровень усвоения нового знания; Дает самооценку своей деятельности; Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности. | Личностные: установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение. Регулятивные: Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий. Коммуникативные: активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи. Познавательные: Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений. |