Просмотр содержимого документа
«Урок "Кто такие рыбы? Где живут рыбы?"»
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Тема урока: «Кто такие рыбы? Где живут рыбы?»
Урок окружающего мира 1 класс.
Провела и подготовила учитель начальных классов Юркова Т. В.
2017 г.
Цель:
Способствовать формированию представления о разнообразии животного мира.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с отличительными признаками рыб, с особенностями их строения и поведения.
Развивать у детей познавательную активность, умение сравнивать и обобщать, точно выражать свои мысли.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир» (1 класс) (авт. А. А. Плешаков); рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков); компьютер, мультимедийный проектор, диск с записью шума волн, видеозапись «Звуки моря», изображения батискафа, морского дна, иллюстрации морских жителей, плакат с девизом; шаблоны рыбок; цветные карандаши; рисунки с изображением рыб.
Ход урока:
І. Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда – то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде.
Слайды 2 – 5
Просмотр видеоклипа «Звуки моря».
Слайд 6
Учитель. А о чём мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, если разгадаете загадку:
В воде они живут,
Нет клюва,
А они «клюют».
(Рыбы.)
Слайд 7
- О ком на сегодняшнем уроке у нас пойдёт речь? Какова тема урока?
Дети. Кто такие рыбы.
Учитель. Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию на подводном спускаемом аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами, изучения их строения и определения отличительных признаков.
ІІІ. Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации
Учитель. Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» Как вы его понимаете?
Дети отвечают.
Учитель. Итак, начинаем погружение.
Слайд 8
- Посмотрите, как много обитателей глубин нам встретилось! Ребята, а все ли это рыбы?
Слайд 9
- Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте познакомимся со строением и отличительными признаками рыб.
Слайд 10
Открытие нового (моделирование). Работа в группах.
Учитель. Ребята, вам необходимо из частей собрать рыбу и назвать все её части.
Каждая группа собирает свою рыбку: 1 - я группа – морскую; 2 – я группа – речную; 3 – я группа – аквариумную.
Дети выполняют задание.
-Скажите, из каких частей состоит тело рыбы? Кто сможет ещё раз показать части, из которых состоит тело рыбы, и назвать их?
Дети отвечают.
Беседа.
Учитель. Ребята, а что вам известно о глазах рыбы? У многих рыб хорошее зрение, но их глаза не имеют век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза. Для чего рыбе нужны жабры?
Дети. Чтобы дышать.
Учитель. Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду наружу.
- Чем покрыто тело рыбы?
Дети. Чешуёй.
Учитель. Для чего рыбе нужны плавники и хвост?
Дети. Чтобы плавать.
Учитель. Хвост ей нужен для поворотов при движении, плавники – для сохранения равновесия.
- Итак, скажите, каковы же отличительные признаки рыб?
Дети отвечают.
- На каких рисунках изображены не рыбы?
Слайд 11.
- Где могут жить рыбы?
Дети. В реке, море, аквариуме.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, на какие группы можно разделить рыбок по месту их обитания? Как называются рыбы, живущие в море?
Дети. Морские.
Учитель. Приведите примеры.
Дети отвечают.
- Вы сказали, что рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду. Таких рыб мы называем «пресноводные», или «речные». Приведите примеры.
Дети отвечают.
- Где живут рыбы?
Дети. В аквариуме.
Учитель. Как называют таких рыб?
Дети. Аквариумные.
Учитель. Приведите примеры.
Слайды 12 – 16.
ІV. Физкультминутка
Рыбки плавали в реке.
В тёплой чистенькой воде:
То сойдутся, разойдутся,
То в песочек загребутся.
Дети имитируют движения рыб.
V. Первичное закрепление материала
1. Работа по учебнику.
Учитель. Рассмотрите иллюстрации в учебнике с. 22 – 23. Правы мы были или нет? Теперь мы запомним, какие рыбы морские, а какие речные?
2. Игра «Смотри, не зевай».
Показываю детям рисунки с изображением различных животных, в том числе и рыб, и предлагаю хлопнуть в ладоши, если на картинке они увидят рыбу.
3.Практическая работа
(изготовление коллективного панн в технике коллажа).
Учитель. А теперь, ребята, я предлагаю вам создать своё подводное царство. На партах у вас лежат шаблоны рыбок. Каждый из вас сейчас вспомнит то, о чём мы говорили, и создаст свою рыбку – раскрасит шаблон и поместит её на наше морское дно.
Дети выполняют работу.
Учитель. Вот, ребята, какое красивое подводное царство у вас получилось! Давайте вспомним, под каким девизом мы с вами сегодня работаем.
Дети. «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги».
Охрана водоёмов.
Сценка «Экологические проблемы водоёмов».
Фиолетовая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красная. А ты почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле – еле выбралась из – под мусора.
Красная рыбка. Ой, смотрите, а это кто?
Чёрная рыбка. Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы. Чёрной плёнкой покрыло воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.
Красная рыбка. Что нам делать?
Фиолетовая рыбка. Как дальше жить?
Чёрная рыбка. А может, ребята, нам помогут?
Учитель. Скажите, а какие опасности могут подстерегать водных жителей?
Обращаю внимание детей на изображения сточных вод заводов, разлива нефти, мусора.
Слайды 18 – 20
- Знаете ли вы?
Слайд 21
* 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды.
*Завод за 1 минуту выбрасывает 25 литров отходов.
*100 граммов нефти покрывает плёнкой 50 м² поверхности воды (примерный размер нашей классной комнаты).
Учитель. Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов было уютно в их домах?
Дети отвечают.
- Я надеюсь, что все вы будете помнить и соблюдать эти правила.
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди – взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
VІ. Рефлексия
- Что вам на уроке понравилось? За что вы можете себя похвалить? За что вы можете похвалить своего товарища?
- Поднимите руку, кто узнал для себя много нового и интересного.
Дети поднимают руки.
VІІ. Подведение итогов урока
Учитель. Вспомните, чему мы хотели научиться7
Дети. Отличать рыбу от других животных по их признакам.
Учитель. Давайте вспомним, как отличить рыб от других животных? Урок окончен.