Дзяржаўная ўстанова адукацыі “Сярэдняя школа №45 г. Магілёва”
Інструкцыя карыстальніка
(на русском языке)
Гульня “Сакрэты беларускай мовы”
3 клас
ТЕМА: Медведь-символ олимпиады
Автор:
Николаева Валерия
учащаяся 2 «Д»» класса
ГУО «Средняя школа № 45 г. Могилёва»
Научный руководитель:
Лазовская Оксана Александровна
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 45 г. Могилёва»
ВВЕДЕНИЕ:
В феврале 2014 года у наших соседей, в российском городе Сочи, прошла олимпиада по зимним видам спорта. Мы все с нетерпением ждали открытия этой олимпиады и болели за белорусских спортсменов. Ещё до открытия игр по телевизору я часто видела рекламные ролики про олимпиаду с участием символов, талисманов этой олимпиады. Один из них – симпатичный белый медвежонок в голубом шарфике. Мама рассказала мне, что символом летних олимпийских игр в 1980 году в Москве тоже был медведь, только бурый и его так и назвали- олимпийский мишка.
Мне стало интересно, почему в России талисманом спортивных состязаний уже второй раз становится именно медведь. Я вспомнила из своих наблюдений за медведем в Могилёвском зоосаде и в Беловежской пуще, а также из телепередач и фильмов, что медведь - большой, сильный, с большими зубами зверь, а в сказках он добродушный, смешной, неуклюжий, но иногда показывает свою силу, выносливость, защищает слабых.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить особенности внешнего вида и характера медведя как символа олимпиады.
Гипотеза: Выбор медведя символом олимпийских игр связан с тем, что он символизирует силу, выносливость, доброту.
При исследовании я выполнила следующие виды работ:
• изучила литературу по теме исследования, русские народные сказки, мультфильмы с участием медведя;
• разработала викторину по теме;
• провела конкурс рисунков медведей в своём классе;
• собрала электронный альбом картинок и фотографий медведей;
• организовала выставку плюшевых медведей в своём классе;
• разработала анкету для своих ровесников; опросила ребят всех 2-ых классов своей школы о сказочных медведях;
• сделала выводы.
Так почему же именно медведя выбрали символом олимпиад в российских городах: Москве в 1980 году и Сочи в 2014 году?
Объект исследования: медведи.
Задачи исследования: узнать больше о животном: кто такой медведь, где обитает, как он связан с Россией, Беларусью; изучить образ медведя в сказках; подтвердить гипотезу, выдвинутую ранее.
План: 1.Особенности медведя как животного.
2. Медведь в сказках.
3.Символ олимпиады.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из разных книг я узнала много интересного о медведях. А также мне подсказала моя учительница, где найти наиболее интересный материал в соответствии с моим возрастом. Моя мама работает в школе учителем биологии и тоже помогла мне найти много нового материала об этих животных.
Бу?рый медведь, или обыкновенный медведь — один из самых крупных и опасных наземных хищников. Тело у него мощное, голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий — 65—210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными когтями длиной 8—10 см. Шерсть густая, равномерно окрашенная. Бурый медведь — лесное животное. Обычные места его обитания в России — сплошные лесные массивы с буреломом и с густой порослью лиственных пород, кустарников и трав; может заходить и в тундру, и в высокогорные леса. Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В неурожайные на ягоды годы в северных областях медведи посещают посевы овса, а в южных — посевы кукурузы. В его рацион также входят насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Летом насекомые и их личинки порой составляют до 1/3 рациона медведя. Они добывают и копытных — косуль, ланей, оленей. Ну, и конечно, очень любит медведь мед. К зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в берлогу. Берлоги располагаются на сухом месте, в большинстве случаев в ямах под защитой бурелома или под корнями деревьев. У медведей бывают излюбленные места зимовок. В разных районах зимний сон длится от 75 до 195 дней. В зависимости от климатических условий медведи находятся в берлогах с октября — ноября до марта — апреля, то есть 5—6 месяцев. Дольше всех живут в берлогах медведицы с медвежатами. На юге, где зима малоснежная, медведи не залегают в спячку вообще. Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубокий. В случае опасности животное просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны, голод делает их беспощадными хищниками — они нападают на любого, кто встретится им на пути, даже на человека. У таких медведей очень мало шансов дожить до весны. У медведя слабое зрение, но слух и обоняние развиты хорошо, и это очень помогает ему в охоте. Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь исключительно быстро бегает — со скоростью до 50 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям. Одним ударом лапы матёрый медведь способен сломать спину быку, зубру или бизону. Медведь – удивительный зверь. Медведь на Руси – нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он – хозяин леса. Сейчас в мире насчитывается около 200 000 медведей, из них 120 000 – в России, в США — 32 500 и Канаде — 21 750. В Европе сохранилось около 14 000 особей.
В Беларуси в в 2009 году медведя бурого насчитывалось 158, в том числе 34 зверя — на заповедных территориях. Типичными местами обитания бурого медведя являются глухие леса с буреломом, с болотами и открытыми полянами с подлеском. Недаром отдаленную непроходимую чащу с давних пор называли медвежьим углом. А в Беларуси, к сожалению, нехоженых троп сегодня практически не осталось. В период с июня по октябрь лес буквально гудит от присутствия грибников и ягодников. Где тут зверю искать уединение? Укромные места можно пересчитать по пальцам: как правило, сохранились они только в Витебской области. Мы с ребятами видели медведей в нашем Могилёвском зоосаде, куда мы много раз ходили с нашей учительницей, а также с родителями. При входе в зоосад даже стоит деревянная фигурка «хозяина леса», как называют его в народе. А также мы побывали в музее природы в Беловежской пуще, где тоже представлены экспонаты и панорамы с участием медведей. А ещё медведей можно увидеть на представлении в цирке, на которые с удовольствием ходят и взрослые, и дети. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бе?лый медве?дь, или полярный медведь, или северный медведь— хищник, близкий родственник бурого медведя.
Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обычно весят 400—450 кг, длина тела 200—250 см. Самые крупные встречаются в Беринговом море в России.
Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого; летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
Обитает на морских льдах, где охотится на свою основную добычу: рыбу, а также нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит животному высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде. Белая окраска способствует маскировке хищника. Хорошо развиты обоняние, слух и зрение — свою добычу медведь может увидеть за несколько километров. В России охота на белого медведя полностью запрещена с 1956 года.
А знаете ли вы, что «Умка» по-чукотски означает медведь, или, точнее, «взрослый белый медведь»? Умка (белый медвежонок) — персонаж мультфильмов «Умка» и «Умка ищет друга».
Медведь-герой и многих других мультфильмов и сказок. С детства медведь у многих людей олицетворяет мёд, малину, сильного косолапого непоседу, он добрый, смешной. Но некоторые дети недолюбливают сказочных медведей. В одной сказке мишка домик развалил, в другой вообще Машеньку домой не отпускал. И еще есть немало сказок, где медведи не очень хорошо себя ведут. Но ведь в сказках-то медведи разные бывают. Я обратила внимание на то, что хороших медведей в сказках гораздо больше. С ребятами в моём классе у меня начались споры на эту тему. Я составила небольшую анкету с вопросами о том, какие ребята помнят сказки с участием медведя, и каким он им больше запомнился: добрым, злым или каким-нибудь другим. Я вместе со своими одноклассниками предложила ответить на вопросы этой анкеты всем ребятам 2-ых классов нашей школы (198 детей) вот что у нас получилось- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дома у меня с раннего детства была любимая игрушка – плюшевый медвежонок. Я ее очень полюбила за красоту и милый вид. Я была уверена, что у каждого моего одноклассника дома есть тоже свой любимый плюшевый мишка, может даже и не один. Я предложила ребятам принести такую игрушку в школу и рассказать свою историю появления её в доме. Получилось интересно и забавно- как будто магазин мягких игрушек открылся у нас в школе. Были даже мишки- символы олимпиады в Сочи от компании «Кока-кола».А также мы провели в классе конкурс рисунков, где главный герой- такой разный медведь: и сказочный, и реальный, и добрый, и сильный, и смешной, и выносливый, и плюшевый, и как символ олимпиады. -ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы: Так вот что это за зверь, медведь! Это один из главных героев практически любой русской народной сказки. Это настоящий символ России, её суровой и красивой природы, воплощение силы и мудрости. Мы подтвердили свою гипотезу о том, что выбор медведя символом олимпийских игр связан с тем, что он символизирует силу, выносливость, доброту. И он действительно выносливый, сильный от природы, быстро бегает, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям, а ещё он добрый и благородный, немного смешной- таким мы видим его в сказках.
Из своих наблюдений я сделала следующие выводы:
-Медведь- распространённое в мире животное- около 200 000 особей
-Является символом России на многих мероприятиях, товарах и среди многих памятников культуры и искусства.
-Медведь- талисман олимпийских игр в СССР в 1980 году и зимних олимпийских игр в России в 2014 году.
-В сказках медведь бывает разным, но больше положительным героем.
-Дети очень любят сказки о медведях, любят рисовать медведей, играть с плюшевыми медвежатами.
-Живого медведя можно встретить и в Беларуси: не только в цирке и зоопарке, но в природе - в лесах и заповедниках.
Заключение:
В результате этого исследования я узнала много нового и интересного, поделилась этим со своими друзьями и одноклассниками. Вместе с ребятами и взрослыми мы сделали много и практических заданий: составили вопросы к викторине, смогли поделиться секретами своих маленьких игрушечных друзей, выразить свои эмоции на конкурсе рисунков и в ходе выполнения других интересных заданий- анкетирования, инсценировок сказок, чтения по ролям, тестовых заданий про олимпийские игры в разных странах и их символах, и многое другое, что не поместилось на страницах нашей работы. Но мы хотим продолжить и изучать талисманы других олимпиад, спортивных соревнований (например, зубр- символ чемпионата мира по хоккею в Минске в 2014 году)
Практическая значимость:
Материалы работы могут быть использованы как в школе, так и в дошкольных и внешкольных учреждениях, на уроках «Человек и мир», «Физическая культура и здоровье», во внеклассных мероприятиях, в ГПД, учителями-дефектологами, в библиотеке, а также родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«презентация для урока "Человек и мир"»