Тема: «Как живут животные?»
Тип урока: сообщение нового материала
(игровая технология, проблемное обучение)
Цель: 1.Расширить представления детей о жизни разных видов животных, познакомить с условиями жизни животных.
2.Учить находить признаки живого у Животных.
3.Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.
Печатные пособия:
1.Таблицы «Кто где живёт?», «Кто что ест?»
2.Рисунки с изображением животных.
Технические средства обучения:
1.ПК, мультимедийный проектор.
2.Презентации к уроку.
Универсальные учебные действия
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- адекватного понимания причин успешности\не успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Планируемые результаты
Обучающийся научится
- распределять животных на группы по характерным признакам;
- наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
- называть условия, необходимые для жизни животных;
- находить признаки живого организма;
Обучающийся получит возможность научиться
- называть этапы жизненного цикла животных;
- определять новые группы животных;
- рассказывать об интересных событиях из жизни животных;
Сценарий урока
- Мотивационно- организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
ІІ. Минутка фенологических наблюдений.
- Ребята, какое сейчас время года? –зима
- Какой месяц? – декабрь
- Какой день недели? – понедельник
- Что мы можем сказать о погоде сегодня?
- Ясно? Пасмурно?
- Наблюдали ли мы осадки? Дождь, снег, туман, иней?
- Кто утром обратил внимание на термометр и знает температуру воздуха на улице?
- Был ли ветер? Какой (сильный, легкий)?
- Большое спасибо за вашу наблюдательность, вы настоящие синоптики.
ІІІ.Сообщение темы урока.
- У меня для вас есть одна интересная история.
- Жил в лесном болоте маленький лягушонок Квак. Он был очень любопытный и часто задавал вопросы:
-Квак? Квачему? Квагда?
Надоело ему сидеть в болоте, и он выбрался на лужайку. Здесь он повстречал нашего знакомого муравейчика Вопросика и нашу знакомую Мудрую Черепаху, которые предложили:
- Пойдём с нами на урок к ребятам-первоклассникам, и ты узнаешь много нового и интересного. А ребята сегодня будут изучать новую тему. Лягушонок с радостью согласился.
- А какая же тема нас ожидает? Кто успел прочитать?
- Правильно! «Как живут животные?»
- Сегодня мы узнаем, как и где живут животные, чем они питаются и что еще им нужно для жизни.
IV.Актуализация опорных знаний.
1.Игра «Зоркий глаз»
На доске висят картинки с изображением животных.
– Назовите животных, которых вы знаете.
Создание проблемной ситуации.
– Этих животных нам нужно расселить в домики. По какому принципу мы это сделаем? (птицы, рыбы, звери, насекомые)
- Кого поселим в первый домик? / Птиц/
-Каких животных называют птицами? / Животных, тело которых покрыто перьями. Дети называют птиц.
- Кто у нас во втором домике? /Рыбы/
-Кто такие рыбы? / Рыбами называют животных, тело которых
покрыто чешуёй/
-Назовите рыб в нашем домике. /Ерш, щука/
-Какие животные в третьем домике?
- В четвёртом?/
Дети называют насекомых, зверей и уточняют, что это за животные.
- Захотелось и нашему лягушонку Кваку поселиться в одном из домиков. Пришёл он к рыбам и просится:
-Я тоже рыба, потому что хорошо плаваю, у меня и чешуя есть.
/Лягушонку прикрепляется «чешуя». Дети доказывают, почему лягушку нельзя отнести к рыбам: нет чешуи на теле./
-Пошёл лягушонок к зверям:
-Я- зверь, вот у меня и хвостик меховой есть /Лягушонку крепится меховой хвостик. Дети объясняют, почему нельзя лягушку назвать зверем: тело не покрыто шерстью/
-Тогда я, наверное птица, вот и крылья есть. /У лягушонка появляются гусиные крылья. Первоклассники утверждают, что у лягушек нет ни крыльев, ни перьев на теле- он не птица/.
-Я-насекомое./У лягушонка появляются ещё 2 лапки. Ученики
снова не согласны: лапок у него не шесть, а четыре, нельзя лягушку назвать насекомым./
- Лягушка относится к совершенно отдельной группе, а называют этих животных амфибии или земноводные за то, что они могут жить и на суше, и в воде. Есть и другие виды животных, о которых вы узнаете в старших классах.
2. Игра «Кто лишний?»
Дети видят на экране изображения группы животных.
Задание: назвать «лишнее» животное и объяснить свой выбор.
Кто лишний?
1.Лишняя ворона, потому что это птица, а остальные-звери.
2.Лишнее животное-бабочка. Она-насекомое, а остальные-птицы.
3.Лишняя кошка: это домашнее животное, а остальные- дикие.
Физкультминутка «Чука-Чука-Чамба»
V. Ознакомление с новым материалом.
-Мы уточнили с вами виды животных. Что же необходимо всем животным для жизни? /Дети высказывают свои предположения/.
- Молодцы!
На уроке мы вместе с вами выясним и докажем, что животные живые.
1.Работа с учебником.
По таблице «Кто спрятался?» дети называют животных, а также отгадывают животных по частям тела. / крылья бабочки, крылья птицы, хвост щуки, лапа кота, лапки лягушки/.
-Что это за животное? Зачем бабочке крылья? коту –лапы, птицам- крылья? Рыбе - хвост и плавники? /Дети отвечают: чтобы бегать, плавать, прыгать, летать…/
-Животные передвигаются. /На доске появляется карточка
«Передвигаются»
-Что ещё делают животные?
«Дышат»
«Питаются»
-Чем питаются животные?
/Дети отвечают/.
- У вас на партах есть волшебные прищепки с изображением животных, а у меня есть их любимые лакомства. Давайте выясним, кто из них что ест?
2. Игра «Где живут животные?»
Чей дом на воде в виде наваленных сучьев? /Это хатки бобра и меньшие по размеру хатки строят ондатры. /Рисунки этих животных прикрепляются к хатке. / Труженики бобры строят на реках плотины и хатки. Самая большая хатка, которую строили несколько поколений американских бобров, была высотой с трёхэтажный дом-13 метров.
-Птицы строят гнёзда высоко над землёй на ветках деревьев, в кустарниках, среди травы. Для строительства используют веточки и палочки, травинки, глину, мох, выстилают пухом, шерстью.
-Нельзя трогать птичьи гнёзда. Если вы случайно наткнётесь на гнездо, то не трогайте его, не вытаптывайте вокруг него траву, не трогайте яйца и птенцов. В противном случае взрослые птицы покинут своё гнездо, не будут высиживать яйца и бросят своих птенцов.
- Для кого же так стараются звери и птицы, выстраивая надёжные и уютные жилища?
-Конечно же, чтоб спастись от врагов и для детёнышей.
VI.Первичное закрепление нового материала.
- Послушайте:
Благородные собаки
Не проводят время в драке.
Нужно помнить о породе
И в саду, и в огороде.
Говорит Сынку Коала:
- Если в сумке тесно стало,
Не тяни, Малыш, резину –
Залезай ко мне на спину.
Мама с папой сбились с ног:
- Где Слоненок, наш сынок?
- Я верчусь,- сказал он маме, -
У тебя же под ногами.
С удовольствием двойняшки
Носят рыжие тельняшки.
Даже тигр надел матроску,
А поверх- костюм в полоску.
Добродушный кенгуренок
Улыбается спросонок.
Если мама быстро скачет-
Кенгуренок не заплачет.
- Пусть плывет по морю льдина.
Пусть волна качает сына.
Спи, Малыш, - поет Тюлень,-
Завтра будет новый день!
-У животных может быть разное количество детёнышей: у лосихи один лосёнок, у орла два орлёнка, у чижа, зяблика, овсянки-по пять птенцов. Рыбы могут вывести по несколько сотен мальков, но не все выживают.
Взрослые животные заботятся о детёнышах, выкармливают их, учат добывать пищу, спасаться от врагов. Если принести домой из лесу детёныша, то он не научится добывать пищу, в неволе жить не сможет, а вернёте обратно- погибнет. Вот поэтому нельзя приносить домой диких животных.
-Ребята, а кто из домашних животных живет у вас дома? (Кошка, собака, хомяк, попугай.)
- А как надо ухаживать за кошкой и собакой?
- Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе, поэтому ухаживать за ними надо так, чтобы обеспечить хорошие условия жизни. Хорошо дома жить попугаю, канарейке. А как быть холодной и голодной зимой птицам на улице? (Надо птиц подкармливать, делать кормушки.)
- А какой корм надо класть в кормушки? (Семечки подсолнечника, арбуза, тыквы, хлеб, крошки. А синички очень любят несоленое сало)
На доске появляются карточки:
«Размножаются»
«Растут»
Физкультминутка.
- Лягушонок разучит с вами весёлую зарядку:
На болоте две подружки-две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ручками хлопали, ножками топали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет-
Всем друзьям физкульт-привет!
1.Просмотр слайдов «Животные долгожители»
- А вы знаете, многие животные считаются долгожителями, они по истине долго живут. Давайте узнаем, что это за животные.
2. Самостоятельная работа для закрепления материала.
- У вас на парте есть тестовая работа, которую вы должны выполнить самостоятельно и после урока сдать мне на проверку.
VII. Итог урока.
-Какие можем сделать выводы? Что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, воздух, тепло, свет)
-Почему же животные живые?
Дети делают вывод:
-Животные дышат, питаются, передвигаются, размножаются, растут, умирают.
-Что еще нового и познавательного для себя вы узнали?
- Молодцы! Большое вам спасибо за урок.