воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах (в парах);
учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.
Оборудование: учебники русского языка, тетради (рабочие и на печатной основе), презентация, интерактивная доска, карточки-помощницы «Спряжение глаголов» (индивидуальные), карточки с буквами (одна на группу), листы с пословицами, толковый словарь Ожигова
На уроке используется здоровьесберегающие технологии (работа стоя, физминутки)
Ход урока
1. Эмоциональный настрой. (30 с)
- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.
Дети: - Здравствуйте! (здороваются с гостями)
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
2. Запись в тетради: число, классная работа (30 с)
- Не забывайте следить за посадкой.
3. Актуализация знаний. (1 мин)
- Послушайте, о какой части речи говорится в стихотворении?
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт.(о глаголе)
- Почему? (Глагол обозначает действие предмета или его состояние)
- Что вы знаете ещё о глаголе?
Блиц-опрос:
- Глагол – это …(часть речи)
- Глагол отвечает на вопросы …
- Не с глаголом пишется … (раздельно)
- У глагола нет … (предлогов)
- В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым)
- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)
- У глагола есть два вида … (совершенный и несовершенный)
- Глагол в начальной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь)
- У глаголов на –ишь и –ешь … (мягкий знак не съешь)
- Спряжение - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний)
4. Выявление места и причины затруднения (2 мин)
- Прочтите глаголы.
стро[и]шь работа[и]м
- Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? (Написание безударных окончаний)
- Обсудите в группе как правильно написать безударные личные окончания глаголов?
Дети:Определить спряжение глагола. Для этого нужнопоставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И. Если глагол оканчивается на –еть, ать, оть, уть, ять это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е.
Проверка по сигнальным карточкам (и-е) – показывают все группы
стро[и]шь – строить(II) – строИшь
работа[и]м – работать(I) - работаЕм
- Молодцы, ребята! Справились на отлично!
5. Сообщение темы, цели, задачи урока. (1 мин)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов)
- Какие цели и задачи поставим перед собой? (Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения, …)
6. Практическая часть.
(!) Подумайте
- Можно ли определить, как писать безударное личное окончание глагола, если уже известно, к какому спряжению относится этот глагол? (Да)
- Что необходимо знать? (личные окончания глаголов)
1) Учебник с.134 (работа с таблицей) – коллективная работа (2 мин)
Устно
-Расскажите правило. (1 и 2 спряжение)
2) Учебник с. 135 у. 3 – парная работа (10 мин)
- Прочтите слова
- Что интересного заметили? (все глаголы - 2л., ед ч. – ты)
- Прочитайте задание.
- Как его выполнять? (1столбик – I cпр., 2 – II cпр.)
- Есть ли подсказки в упражнении? (спряжение)
сеешь веришь
знаешь гонишь (и)
тянешь видишь (и)
жалеешь ходишь
плачешь вертишь (и)
летаешь смотришь (и)
скачешь клеить
Проверка. Самооценка
7. Физминутка. (1 мин)
3) с. 134 у. 2 – самостоятельная работа (12 мин)
- Прочтите.
- Повторное чтение.
Словарь:таиться – прятаться, скрываться
- Как понимаете выражение «весной, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку» (когда развёртываются листики, цвет у них светло-зелёный, тем самым отличается от хвойных деревьев)
-Найдите то место в тексте, где описано в какой цвет окрашивается листва берёз осенью (золотом)
- Прочитайте задание.
- Понятно ли задание?
- Кто поделиться секретом: как написать глагол в нужной форме? (задать вопрос)
1 вариант – 1 абзац
2 вариант – 2 абзац
1 ученик (у доски) – 3 абзац
8. Физминутка для глаз (30 с)
Самоконтроль (на листах в группе). Самооценка.
9. Работа на интерактивной доске. ( 3 мин)
Работа стоя.
Задание: Вставь пропущенную букву в окончания глаголов (объясни)
Е готов..шь И
Е руга..т И
Е ката..те И Е пиш..т И Е нос..шь И Е вер..те И Е чита..м И Е чист..те И
4) Работа с пословицами – групповая работа (8 мин)
Учитель раздаёт листы, на которых записаны пословицы.
Задание: Запишите пословицу. Глаголы в скобках ставьте в нужную форму. Правильно пишите окончания. Укажите спряжение. Объясните смысл пословицы.
Декабрь год (кончать), а зиму (начинать).
Декабрь – последний месяц года, но первый зимний месяц.
Яблочко от яблоньки недалеко (падать)
Так говорится, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители (каков отец, таков и сын)
Собака (помнить), кто её (кормить)
Не только человек, но и собака старое добро помнит.
Язык мал, да всем телом (владеть).
Язык небольшойорган, но много делает (огорчить и порадовать, приласкать
Сам не (знать), где найдёшь, где (потерять).
Говорится тогда, когда человек сталкивается с чем-либо непредвиденным, неожиданным.