Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний | -Ребята, прежде, чем изучить сегодняшнюю тему урока, мы вспомним материал, который вам уже знаком. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Подсказки на слайдах вам будут помогать вспоминать пройденный материал. -Какой город является столицей России? - Какой год считается годом рождения Москвы? -Как называется холм, на котором в XII веке был построен деревянный Московский Кремль? - Куда впадает Москва – река? - Каким стал Кремль при внуке Иваны Калиты – Дмитрии Донском? - В каком году были возведены стены Московского Кремля из белого камня? - Как называется самая высокая башня Кремля? -Чем знаменита Спасская башня? -Кого считают основателем Москвы? - Молодцы! Вы очень хорошо знаете историю своего Отечества. | Отвечают на вопросы. - Город Москва. - Год рождения Москвы 1147 год. - Боровицкий холм. - В Оку. - Белокаменным. - 1367 год. - Троицкая башня. - На ней находятся кремлевские куранты. - Князя Юрия Долгорукого | Р:Умение организовать выполнение заданий учителя. П:умение ориентироваться в своей системе знаний; умение строить речевое высказывание в устной форме. К:умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Первичное усвоение (открытие) новых знаний и способов деятельности (правил, понятий, алгоритмов) | – Для того чтобы узнать какая тема нашего урока, вы должны разгадать кроссворд Вопросы к кроссворду: 1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий. 2. Название первой печатной книги в Руси. 3. Название металлических букв. 4. Фамилия первопечатника на Руси. 5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток. 6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве. 7. Фамилия немецкого первопечатника. - Какое главное слово в теме нашего урока? - Верно. Тема нашего урока Патриоты России - Сегодня на уроке мы познакомимся и с печальными, и со славными страницами родной истории. Мы узнаем, какие тяжелые испытания выпали народу России в начале XVII века и как он с честью преодолел их. Работа с учебником. - Ребята, а как вы понимаете смысл слова «патриот», « патриотизм»? (на доску вывешиваются карточки со словами) - Начало XVII века русский народ назвал «лихолетьем». Прочитайте текст на странице 87 учебника и ответьте на вопрос: «Почему начало XVII века называют тяжелыми годами, то есть лихолетьем?» .Работа со схемой. - Причины лихолетья в России. Умер царь Фёдор Иванович, опустел престол. Начался беспорядок. Полякам при поддержки бояр изменников удалось захватить Москву. Все эти причины повлияли на лихолетье в России. - После смерти Ивана Грозного и его сыновей прекратился их царский род. За короткий срок сменилось несколько царей. Воспользовавшись Смутой, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. России угрожала потеря независимости. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. Что надо было сделать русским людям, чтобы победить врага? - В Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение для борьбы с врагами.( портрет на экране) - Ребята, а кто знает, что означает слово «ополчение»? Работа с учебником. – Прочитайте в учебнике на стр. 87-88 про Кузьму Минина. - Про кого ещё вы узнали из этой статьи? - Кто встал во главе собравшейся рати?(портрет на экране) - Кем он был? - К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин? Работа с учебником. - Как вы думаете, кто одержал победу и почему? Узнать ответ на этот вопрос мы можем, дочитав статью учебника на стр. 88 – 89. - Когда народное ополчение подошло к Москве? - С кем произошел бой около Москвы? - Чем закончилась эта схватка? - Кто одержал победу? - Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай – городе? - Почему Минина и Пожарского называют патриотами России? - Какого числа была освобождена окончательно Москва? - Что мы отмечаем в этот день? - Кто был избран на царство в 1613 году? | -Отгадывают кроссворд -Патриот -«Патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом, человек преданный своей родине. –«патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству. -читают текст в учебнике Объединится - Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах. Про Д. Пожарского - Дмитрий Пожарский - Полководцем, князем - Призывал постоять за свою родную землю Читают. - В августе 1612г. - С войском поляков - Они разбили войска, вынудив уйти из Москвы - Русские. Народное ополчение - Они находились в безвыходном положение и вскоре сдались - Потому что они сражались за свою родину - 4 ноября - День народного единства - 16 летний Михаил Фёдорович Романов. | П:осознавать познавательную задачу, читать, извлекать нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. Р:принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия. Л:осознавать своё единство с окружающим миром. К:участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
Первичное проверка понимания и первичное закрепление | - А теперь давай те проверим, как вы усвоили новый материал. На слайдах будут вопросы, я их зачитываю, а вы мне быстро отвечаете. - Какая беда обрушилась в то время на Русь? - Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей родины? - Кто возглавил русское войско? - Скажите ,ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? - Что такое 4 ноября для русского народа? Почему праздник носит название День народного единства? Что означает название праздника? - Освобождение Москвы от иноземных захватчиков было всенародным делом. В едином порыве объединились все патриоты страны. Поэтому мы отмечаем 4 ноября как День народного единства, который чтили наши предки. | Отвечают на вопросы. -Смутное время. - Минин. - Д. Пожарский - Поставили памятник. -Праздник. День народного единства. -Это день единства всех российских народов. Это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила | К: умение слушать и понимать других, умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, формировать навыки логического мышления. |
Подведение итогов занятия | - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? - С чем мы сегодня познакомились? - Когда мы празднуем день Российского флага? | - Решали кроссворд, изучали новую тему -узнали историю дня народного единства, узнали кто такие патриоты - 4 ноября | Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Л: способность к самооценке своих действий |
Рефлексия | На столах у вас лежат карточки красная, желтая и зеленая. Зеленая – урок понравился, я доволен своей работой, мне было интересно. Желтая – было интересно, но я мало участвовал в обсуждении. Красная – было не интересно, я не участвовал в обсуждении с другими детьми .- Ребята, вы большие молодцы. Спасибо на урок! | Оценивают свою работу на уроке | Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Л: способность к самооценке своих действий |