Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России»
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России»
Тема:
«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»
Цели урока:
- знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси,
- расширение представлений учащихся о школе в древнерусском государстве.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений учащихся о жизни народа в древнерусском государстве;
- работа по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса, б) развитие умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;
- обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, мышления младших школьников;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие познавательного интереса к урокам истории, русского языка и литературы;
- развитие творческого воображения учащихся;
Воспитательные:
- формирование истинных общечеловеческих ценностей через содержание учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» »
Интегрированный урок
из цикла
«Воспитание гражданина и патриота России»
Тема:
«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»
Цели урока:
- знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси,
- расширение представлений учащихся о школе в древнерусском государстве.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений учащихся о жизни народа в древнерусском государстве;
- работа по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса, б) развитие умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;
- обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, мышления младших школьников;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие познавательного интереса к урокам истории, русского языка и литературы;
- развитие творческого воображения учащихся;
Воспитательные:
- формирование истинных общечеловеческих ценностей через содержание учебного материала.
Ход урока
II Актуализация опорных знаний
1. Беседа.
- Подтвердите или опровергните высказывание «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу» (ответы учащихся)
- Да, верно. Такое время на Руси было. Учёные предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.
- Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век)
- Итак, чему же учились дети в это время?
- Да, во времена Древней Руси дети учились у старших умению трудиться, проявлять уважение к людям, тому, как заботиться о младших. Учились родительскому ремеслу. Если отец был сапожником, то он учил своих детей сапожному ремеслу. Но дети не знали грамоты, не имели книг, т.е. ни читать, ни писать они не могли, к сожалению, как и многие взрослые.
2. Формулирование темы урока.
- Как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)
- Да, мы поговорим с вами о просвещении в Древней Руси, о первых школах, о том, как возник алфавит.
III. Повторение опорного материала.
1. Театрализация.
- Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача – узнать, кто это и чем он занимается.
В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, одетый в костюм монаха, изображает пишущего по свитку гусиным пером.
Ученик декламирует стихотворение М. Богдановича:
На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки я вывожу пером
И между ярко-красными рядами
Вставляю я строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных – фантазией своей
Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки,-
Украшу я заставки и концовки.
И заголовки все, - ведь некуда спешить!
Порою труд прерву, чтоб лучше заострить перо гусиное … и гляну: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце;
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил.
2. Беседа.
- Ребята, вы узнали кто это? (Монах-летописец)
- Какой документ он писал? Что записывал? (Летопись. Исторические события)
- От каких слов произошло слово «летопись»? («лето» - год, писать)
- Да, «летопись» - рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом «лето» в Древней Руси назывался год.
- Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестора)
- Верно, это монах Киево-Печерской Лавры, он написал летопись «Повести временных лет», из неё мы узнали многое о жизни предков-славян, в том числе и о том, как и чему учились дети на Руси.
Действительно, мы хотим знать, как жили люди раньше, какой была наша страна сотни лет назад, а задумывались ли вы над тем, какой была школа в прошлом, во времена Древней Руси?
Сегодня нам представилась возможность «заглянуть» в древнерусскую школу. Но прежде возникает вопрос: “А когда же впервые появляются школы на Руси?” Историки связывают появление первых школ с именем князя Владимира Красное Солнышко.
- Что вы знаете об этом князе? (с именем этого князя связано начало официального крещения Руси).
Итак, князь Владимир отдает приказ собирать детей и обучать их школьной грамоте.
- Как вы думаете, что побудило пойти Владимира на этот поступок?
(После высказываний детей учитель подчеркивает, что начало школьного дела напрямую связано с распространением христианства на Руси, т.к. процесс образования и воспитания в духе православия мыслилось начинать с детских лет, чтобы с раннего возраста русичи постигали мудрость из святого писания). Чему же учили в древнерусской школе?
Учитель зачитывает фрагмент древнерусского источника: «...грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову» (высказывания детей). Итак, первоначально, по всей видимости, с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали «святые книги». Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Возможно, вы удивитесь: «Зачем надо было учиться петь?»
Ученые считают, что это связано с принятием христианства и необходимостью петь в церкви молитвы (для убедительности воспроизводится запись фрагмента церковного песнопения).
- Какие чувства пробуждаются в вашей душе при этих звуках?
- Конечно, первоначально дети вряд ли могли сразу проникнуться духом православия, но согласитесь, что красота церковного песнопения захватывает, и сначала машинально, а со временем осознанно человек все больше проникается смыслом и духом звучащей молитвы. Именно этого и добивался князь Владимир, именно поэтому древние школьники на уроках учились петь.
Итак, представим себе, что мы на несколько минут оказались в древнерусской школе (проецируется на экран картина Кустодиева Б.М. “Школа в Русском государстве”).
- Мы с вами находимся внутри помещения, которое очень напоминает обыкновенную русскую избу. Но здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре - большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу - русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги - гроза нерадивых учеников. Ребята-однокашники по-вторяют “зады”, т.е. домашнее задание (однокашники от слова “каша”, учитель показывает чугунок каши на картине - в перерыв ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово “однокашник”), а тем временем учитель дает строгие наставления...
(далее можно предложить несколько вариантов: выступление в роли “учителя” ученика, в этом случае заранее обговариваются его текст, манера говорить, жесты, костюм и т.д.; чтение самим учителем текста).
“Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накапливаются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют”.
Чему же поучает своих учеников учитель? (ответы учащихся)
Ученики учили правила: из «Азбуковника»
1 ученик читает:
В доме своём, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи
Тако же вон исходи.
2 ученик читает:
Малии в вас и велицыи все равны
Учений же ради вящих местом да будут знатны …
Не потесняй ближнего твоего
И не называй прозвищем товарища своего…
Тесно друг к другу не сочетайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся
Данное тебе учителем кое место
Тут житие твоё да будет вместно.
- Можем ли мы использовать это поучение и правила из «Азбуковника» в наше время?
Как вы думаете, с чего начиналось обучение в школе? (с изучения азбуки).
- Что вы уже знаете о русской азбуке? (дети вспоминают о Кирилле и Мефодии).
Давайте внимательно посмотрим на древнерусскую азбуку, алфавит (см. приложение).
- Что вы заметили? (дети отмечают общее и отличия от современного алфавита: наличие похожих букв, количество букв, написание букв, несовпадение в написании букв и др.)
- Как вы думаете, легко ли было запомнить сразу древнерусский алфавит?
Для облегчения запоминания алфавит учили хором, нараспев (можно продемонстрировать принцип разучивания вместе с детьми).
Однако ученые обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нем связаны между собой по смыслу, например, “Аз” - я, “Буки” - буквы, “Веди” - ведаю, знаю... и т.д.
Учитель предлагает детям продолжить: “Я буквы знаю, добро говорю, есть...” (далее договариваемся с детьми, что попробуем довести как можно дальше расшифровку алфавита дома, один из вариантов (при наличии времени) можно устроить соревнование: какая группа детей за определенное время на уроке “расшифрует” алфавит как можно дальше).
- Вновь возвращаемся в школу. Когда дети уже знали алфавит, их учили читать: “Аз-Буки - АБ, Буки-Аз – БА” и т.д. Затем уже ученики пробовали самостоятельно читать тексты, попробуем и мы. Ребятам предлагается прочитать и перевести на современный язык отрывок из источника “Поучение Владимира Мономаха детям” (приложение), (возможна работа в группах):
После окончания данной работы дети отмечают особенности древнерусских текстов и письма (отсутствие пробелов, использование буквы “Ять”, особенности написания букв), а также осмысливается суть поучения, делается вывод о том, что, несмотря на древность высказывания, актуальность его смысла не потеряна.
Учитель обращает внимание детей на таинственный знак в конце текста, выслушивает предположения детей, а затем помогает им обратиться к древнерусскому алфавиту и выяснить, как с его помощью в древности обозначались на письме цифры. Дети вместе с учителем переводят знак SXKE в современную цифровую систему, получается 6625 год. Учитель поясняет детям, что раньше на Руси счет годам вели от сотворения мира, для того чтобы дату перевести в современную календарную систему, нужно от 6625 вычесть 5508.
- В каком же году написаны данные строки? Правильно, в 1117 году.
Древнерусская школа учила детей быть послушными и покорными, однако, дети во все времена любили пошалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода, нашли кусочек бересты с написанными, вернее нацарапанными в 2 ряда буквами. Это оказалась шутка - загадка, которую мы попробуем отгадать (возможна работа в группах).
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А
(ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем букву второй и так до конца). В результате получается: “Невежя писа, не дума каза, а хто се цита...” (“Невежа писал, не думая, сказал, а кто читает…” Не правда ли, напоминает известную детскую шутку: “Кто писал, не знаю, а я - … читаю...”
Конечно, можно предположить, как радовались дети окончанию занятий в школе, когда им можно было поиграть. А какие игры вы знаете, дошедшие до нас сквозь столетия? (“Кулючки” - прятки, “Слепой козел”- жмурки и др., можно заранее поиграть с детьми, чтобы они догадались, о каких именно играх идет речь).
Итоги урока.
Домашнее задание:
Вариант 1: продолжить расшифровку древнерусского алфавита.
Вариант 2: с помощью древнерусского алфавита написать собственные имя, отчество и фамилию, год своего рождения.
Вариант 3: подобрать и объяснить смысл 2-3 древнерусских пословиц и поговорок о книжном учении, школе, мудрости.
Литература:
1. «Повесть временных лет»
2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси (историческая хрестоматия), Москва, 1992 г.
3. Рябцев Ю.С. «Путешествие в Древнюю Русь», Москва, 1995 г.
4. Федорова М.Е., Сумникова Т.А. Хрестоматия по древнерусской литературе, Москва, 1985 г.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}