Нравственное воспитание на уроках истории и обществознания.
Нравственное воспитание на уроках истории и обществознания.
Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание на уроках истории и обществознания. »
Нравственное воспитание на уроках истории и обществознания.
Вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения граждан России сегодня признаются обществом и государством в качестве актуальных и значимых. Впервые термин «нравственное образование» сформулировал знаменитый педагог Русского зарубежья С.И.Гессен, автор фундаментального труда «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». Нравственное образование им понималось как обучение нравственным понятиям на уроках гуманитарного цикла и одновременно нравственным воспитанием через деятельность учащихся. Для начальной школы –«Азбука нравственности», для V-IXкл.—«Грамматика нравственности», для X-XIкл.—«Основы морали».
Нравственное образование состоит из обучения и воспитания, которые не могут существовать в отрыве друг от друга. Обучение, необходимым базовым понятием должно обязательно быть в основе нравственного воспитания личности школьника. Одним из подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о систематической деятельности в области нравственного образования. Оно выражается в приобретении и накоплении нравственных знаний, которые способствуют освоению и осмыслению нома морали, системы нравственных ценностей, оценок действий, поступков и поведения людей по нравственному критерию добра и зла, развивают духовные чувства людей , формируя устойчивые мотивы нравственного поведения. Были выделены темы: «Человек в обществе, нормы и правила его поведения»--5кл.
«Нравственные обязанности и поступки человека»--6кл.
«Отношения человека с другими людьми»--7кл.
«Общечеловеческие нравственные ценности»--8кл.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование(планирование). В плане отражаются следующие моменты:
- дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
- название темы урока и класса, в котором он проводится;
- цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
- структура уроков с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
- содержание учебного материала , методы и приемы работы учителя в каждой части урока, задание на дом.
Нравственное содержание должно предлагаться ученикам так, чтобы возбудить самостоятельность их ума и стимулировать желание дальнейшего познания. Необходимо широко использовать наглядные средства: художественные образы, живые примеры, инсценировки, ролевые игры.
Важно обеспечить активность детей на уроках, рисование, сочинения, загадки, пословицы и поговорки. Целесообразно предусмотреть пути преодоления назидательности, однообразия, скуки. Необходимо делать упор на положительные примеры поведения людей в обществе и соблюдать меру в использовании отрицательных примеров. Значительное место в образовательном процессе занимает такт учителя в оценках детей, их высказываний, неудач, проступков. Важно постоянно следить за нравственным развитием школьников. Это требует единства обучения и воспитания. Результатом нравственного образования должно стать освоение учащимися нравственных понятий, формирование у них системы нравственных ценностей и закрепление норм поведения, принятых обществом.
«МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4
имени А.А. Леонова» города Гагарин Смоленской области