kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок исследование по окружающему миру "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Урок поможет организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых и показать их важную роль в экономике страны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок исследование по окружающему миру "Полезные ископаемые"»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения составлять таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых.

Дидактические материалы: презентация учителя, коробочки с образцами полезных ископаемых, карточка с планом изучения свойств полезных ископаемых, исследовательские карты, удостоверение «Юный эколог», карточки с таблицами для задания «Верите ли вы…»,



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1 Оргмомент

Долгожданный дан звонок (2слайд)

Начинается урок

Всё ль у вас, друзья, в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Значит, будем начинать

Мир чудесный открывать

Для себя и для друзей.

К новым знаниям скорей!






2. Мотива-ция.

Какие хитрые секреты (3 слайд)

Таят обычные предметы.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь?


- Это и есть тема нашего урока.


- Посмотрите на нашу Землю. (4 слайд) Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в недрах Земли.


- Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, и вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных ископаемых.

Кто эти люди? ( 5слайд)

- Верно.







- о полезных ископаемых












- геологи

Целепола-гание.

- Какие по данной теме мы поставим для себя вопросы?

(6 слайд) На слайде для вас подсказка – это начало вопросов. Подумайте и скажите вопросы.

Какие…

Где…

Как…

Как…


(7 слайд) вопросы



- А ещё на уроке мы должны узнать, почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

(8 слайд)


- Для чего нам необходимо это знать?

- На уроке будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых. Будем работать в группах.



- Какие полезные ископаемые мы знаем?

- Где находятся? - Как их люди используют в своей жизни? - Как их добывают?









3. Реализация плана




Мет. приём «Верите ли вы…»

-Прежде, чем отправиться за полезными ископаемыми, геологам нужно проверить всё ли у них готово (дневники для записей данных исследований, необходимая литература - учебники), а так же свои знания.


-У каждой группы исследователей на парте лежит листочек с таблицей. В первой строчке вы видите номера вопросов, а под ними на 2 строчке вы будете ставить «+» - если вы верите или «-» - если не верите.


(9 слайд)

1

2

3

4

5

6

7

8

9



















Верите ли вы, что…

  1. Природный газ извлекают из-под земли?

  2. Гранит используют, как топливо?

  3. Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых?

  4. Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?

  5. Нефть добывают на поверхности земли?

  6. Песок бывает только жёлтый?

  7. Геологи используют в своей работе вездеходы?

  8. Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

  9. Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?


- А сейчас отложите эти листочки, а в конце урока мы вернёмся к ним и проверим ваши знания.
















4. Изучение нового материала.














































































Физкульт-

Минутка


















Мет. приём «Инсерт»

-Давайте начнём наше исследование и узнаем что такое полезные ископаемые.


- полезные – значит… (нужные, необходимые).

- ископаемые – значит … (их нужно доставать, извлекать).


- Поработайте в группе и попробуйте дать определение «Полезные ископаемые». В этой работе вам может помочь учебник, откройте его на странице 48 и прочитайте. Запишите это определение в свой дневник


- Давайте проверим, что у вас получилось (10 слайд)









- Молодцы! Вы справились с этим заданием, и мы можем перейти к изучению полезных ископаемых.

(11 слайд)



-На столах каждой группы стоят коробочки с образцами полезных ископаемых и лежат исследовательские карты.

(12 слайд)


- Сейчас вы будете исследовать каждый образец по определённому плану (он лежит на столах).


План изучения: (13 слайд)

  1. Рассмотри образец полезного ископаемого.

  2. Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет.

-Полученные данные запишите в свои дневники в таблицу № 1 . Для этого вам необходимо прочитать дополнительную информацию на карточке.

Мы с вами будем заполнять пока только 2 столбик ( свойства полезных ископаемых).


-1 группа запишет данные об известняке, граните и песке.

-2 группа запишет в дневник данные о железной руде, торфе, глине.

- 3 группа запишет данные о каменном угле, мраморе, нефти.


А теперь ребята разложить образцы которые вы исследовали в исследовательские карты в сектора А Б В в соответствии с их свойствами.











-Какие есть вопросы?

-Проверим, что у вас получилось в таблице и исследовательской карте


- Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых?


-Верно. Вот сейчас мы с вами и узнаем, как их применяют. Для чего их добывают. Сейчас вы в группе читаете еще раз свои тексты и записываете в

таблицу № 1 в 3 столбик – где эти полезные ископаемые применяются.


-Если возникнут вопросы, поднимите руку. Работайте в группе, вместе обсуждайте и записывайте полученную информацию.


-Давайте отдохнём и выполним разминку.( Слайд 14)


Мы геологами станем

Да? – Да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами

Да? – Да! (хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная рука (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь (плывут)

Её не пролетишь (крылья)

Надо напрямик!

Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!

Да? – Да! (хлопок над головой)




- А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.

- Сейчас вы самостоятельно читаете текст на стр.48 и сделаете пометы карандашом на полях учебника:


«?»-если то, что вы читаете, непонятно, хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.


-Что было новое? Что узнали? Какие новые понятия встретились в тексте? Запишите новые слова в дневник геолога:

«геолог» - это специалист, который  занимается поиском месторождений полезных ископаемых.

«месторождения» - это места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые.


(Слайд 15)










Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

















































Чтобы знать, как их применяют.






























Работа в словарике

Закрепление нового материала.












Мет. приём «Верите ли вы…»

-Вы, как настоящие исследователи, геологи сделали новые открытия и должны рассказать о них. Давайте проверим, что вы запомнили.


- «Лови ошибку»

1. Какие известные тебе полезные ископаемые пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ?

2. Найди ошибки в следующих утверждениях:

  • Большинство полезных ископаемых жидкие.


  • Места, где хранятся добытые полезные ископаемые, называются месторождениями.


- Теперь возьмите листочки с ответами «Верите ли вы, что…» и ответьте ещё раз на вопросы, записывая ответы в 3 строчке таблицы. По ходу обсуждаем и записываем ответы.

1. Верите ли вы, что…

  1. Природный газ извлекают из-под земли?

  2. Гранит используют, как топливо?

  3. Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых?

  4. Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?

  5. Нефть добывают на поверхности земли?

  6. Песок бывает только жёлтый?

  7. Геологи используют в своей работе вездеходы?

  8. Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

  9. Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?


-Сравните ваши ответы, которые вы дали в начале урока и в конце. Есть ли у вас ошибки? Какой вывод мы можем сделать?


2.«Соедини стрелками». Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства

в дневнике геолога (выполняем по кругу)


Гранит сыпучий, из крупинок

Песок зернистый, прочный

Каменный уголь белый, твёрдый

Известняк чёрный, хрупкий

Глина хорошо плавится, из неё выплавляют чугун

Железная руда в воде намокает и становится

пластичной, не горит

Нефть добывается в болотах, рыхлый

Торф маслянистая жидкость, темно-

коричневого цвета











Твёрдые


Где залегают






+

-

+


-


-

-

+

+



+





Узнали много нового на уроке

Итог урока

-Какие вопросы ставили в начале урока?

-Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Почему полезные ископаемые необходимы человеку?

-Какие открытия вы для себя сделали?

-Поднимите руку, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых?


-Д/з стр. 46-49 пересказать, ответить на вопросы, №6,7 в тетради.


-Сегодня мы с вами попробовали быть геологами. Может кто-то из вас в будущем станет настоящим геологом, но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными заданиями которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный эколог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому (вручение удостоверений).


-Вам урок понравился? Покажите, какое у вас настроение на карточке.



Приложение

Удостоверение «Юный эколог»



Закрепление нового материала

2. «Соедини стрелками». Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства в дневнике геолога (выполняем по кругу)


Гранит сыпучий, из крупинок

Песок зернистый, прочный

Каменный уголь белый, твёрдый

Известняк чёрный, хрупкий

Глина хорошо плавится, из неё выплавляют чугун

Железная руда в воде намокает и становится пластичной,

не горит

Нефть добывается в болотах, рыхлый

Торф маслянистая жидкость, темно-коричневого цвета






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок исследование по окружающему миру "Полезные ископаемые"

Автор: Нейжмак Наталья Валентиновна

Дата: 20.03.2017

Номер свидетельства: 401671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "131940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416248494"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Горючие полезные ископаемые""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_po_tiemie_goriuchiie_polieznyie_iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "407224"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491487180"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Полезные ископаемые. Урок-исследование "
    ["seo_title"] => string(43) "polieznyie-iskopaiemyie-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "238775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444652055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Полезные ископаемые Катайского района. "
    ["seo_title"] => string(42) "polieznyie-iskopaiemyie-kataiskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "117899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412955995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по предмету "Окружающий мир"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118476"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413140707"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства