Урок – исследование (3 класс) по курсу: «Окружающий мир» Федотова О.Н., Трафимова Г.В. УМК «Перспективная начальная школа»
Так же, я хочу добавить приложение к уроку.
Приложение №1
Геолог постоянно занят поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых, а так же изучением состава этих ископаемых. Академик Московского Государственного Университета В. И. Смирнов так описывал труд геолога: " Геолог обязан регулярно работать в поле, изучать вещество, следить за развитием науки и выступать с результатами своих исследований в печати. Только гармоничное сочетание всех этих сторон постоянного, утомительного, но радостного труда обеспечивает успех геолога». Геология полезных ископаемых изучает типы месторождений, методы их поисков и разведки
Простой геолог рисует карты и обобщает данные узких специалистов. Главные орудия геолога - геологический молоток, компас, карандаш и блокнот для документации и записи придуманных гипотез, но это было раньше. Теперь геолог пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск можно вести даже через космические спутники, но этим уже занимаются специалисты-геологи. С узкими специалистами в области геологии можно будет познакомиться в уголке «Почемучек».
Приложение №2
Он, очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
Приложение № 3
Условные обозначения (названия детям не даются)
Известняки и кирпичные и пески строительный
цементное сырьё черепичные глины камень (щебень)
приложение № 4 Полезные ископаемые Курганской области, их
использование и воспроизводство
Минерально-сырьевая база Курганской области представлена месторождениями и проявлениями довольно широкого спектра полезных ископаемых.
Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области и справочником «Сапропелевые ресурсы России» учтены запасы 19 видов минерального сырья: уран, бокситы, бентонитовые глины, формовочные материалы, стекольные пески, минеральные краски, цветные камни, сульфат натрия, кремнистое сырьё, пресные подземные воды, минеральные подземные воды, лечебные грязи, камень строительный, песок строительный, песчано-гравийные смеси, кирпично-черепичное сырье, керамзитовое сырье, торф и сапропель.
Большинство месторождений этих видов полезных ископаемых разведаны и подготовлены к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается. Некоторые месторождения требуют окончательной разведки и постановки на баланс их запасов. Кроме того, на территории Курганской области выявлены прогнозные ресурсы следующих видов полезных ископаемых: железные руды, вольфрамомолибденовые руды, титаноциркониевые россыпи. Для полного изучения месторождений этих видов полезных ископаемых и подготовки к промышленному освоению, в случае их востребованности, требуется проведение дополнительных геолого-разведочных работ.
Наиболее значимую роль в формировании минерально-сырьевой базы и в социально-экономическом развитии Курганской области играют месторождения урана, бентонитовых глин, строительного камня, кирпично-черепичных глин, песчано-гравийных пород, строительного песка, подземных пресных и минеральных вод.
Курганская область является ведущим уранодобывающим регионом России, запасы бентонитовых глин составляют 1/3 часть запасов России, Шадринское месторождение минеральных вод считается уникальным в Уральском федеральном округе.
Строительная индустрия области имеет надёжную сырьевую базу для производства кирпича, керамзита, черепицы, облицовочной плитки, железобетонных изделий, щебня. В настоящее время в Курганской области ведется добыча следующих видов полезных ископаемых: урана, бентонитовых глин, строительных камней, кирпично-черепичных глин, строительных песков, песчано-гравийных смесей, лечебных грязей, а также пресных и минеральных подземных вод.
Синарское месторождение строительного камня в Катайском районе
С целью воспроизводства запасов полезных ископаемых Курганской области за счёт средств бюджета области и средств недропользователей проводятся геолого-разведочные работы на пресные подземные воды, минеральные подземные воды, железные руды, уран, бентонитовые глины.
Ежегодно за счет средств бюджета Курганской области проводятся поисково-оценочные работы на пресные подземные воды. В 2008 году разведано Нижне-Катайское месторождение для водоснабжения г. Катайска с запасами 2000 м3/сут
Приложение №5
План изучения свойств песка
1. Смочите образцы песка и глины водой. Попытайтесь размять их и слепить шарики. Какая порода лучше сохраняет форму: песок или глина? А какая порода более вязкая?
лучше сохраняет форму ___________________
более вязкая _________________
2. Вставьте в стаканы воронки. Положите в воронки фильтры из комочков ваты, а на них в одну положите влажный песок, а в другую – размельчённую смоченную глину. Налейте в воронки воды. Что вы наблюдаете? Песок или глина дольше удерживает воду?
дольше удерживает воду _________________
Почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?
План изучения свойств глины
1. Смочите образцы песка и глины водой. Попытайтесь размять их и слепить шарики. Какая порода лучше сохраняет форму: песок или глина? А какая порода более вязкая?
лучше сохраняет форму ___________________
более вязкая _________________
2. Вставьте в стаканы воронки. Положите в воронки фильтры из комочков ваты, а на них в одну положите влажный песок, а в другую – размельчённую смоченную глину. Налейте в воронки воды. Что вы наблюдаете? Песок или глина дольше удерживает воду?
дольше удерживает воду _________________
Почему на уроках трудового обучения в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?
Приложение № 6
Карта месторождений полезных ископаемых Курганской области 2005 год
(интернет ресурсы)
Приложение №7 Пиктограммы
Спросить у специалиста
Обратиться к
компьютеру.
Посмотреть
телепередачу
Провести
эксперимент
Пронаблюдать
Обратиться к книге
! Подумать
Спросить у другого человека
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Полезные ископаемые Катайского района. »
Деликатная Александра Александровна
Урок – исследование (3 класс) по курсу: «Окружающий мир» Федотова О.Н., Трафимова Г.В. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема:Полезные ископаемые Катайского района.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить знания учащихся о горных породах и минералах;
ввести новые понятия: «полезные ископаемые», «месторождение»;
познакомить со значением полезных ископаемых для человека;
познакомить детей с полезными ископаемыми Воронежской области, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, и делать выводы;
развивать мыслительную деятельность через решение проблемы.
Воспитательные:
прививать любовь к родному краю;
формировать коллективизм, сплочённость.
Оборудование:
учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельных работ, словарь, электронный справочник «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
коллекция полезных ископаемых, отдельные образцы полезных ископаемых;
материал для деления уч-ся на группы (пиктограммы, компьютер, лупы);
установка мультимедиа, презентация.
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой
Дети, вам тепло? (да)
В классе светло? (да)
Прозвенел уже звонок? (да)
Уже закончился урок? (нет)
Только начался урок? (да)
Хотите учиться? (да)
Значит можно всем садиться…
Актуализация знаний учащихся
Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему: «Тайны недр земли».
Что мы уже знаем по этой теме? (в ходе беседы заполняется таблица).
Задайте по теме вопросы, на которые вы в данный момент хотели бы получить ответ. На некоторые вопросы постараемся ответить в течении урока.
1. Мы уже знаем по этой теме?
Горные породы: магматические и осадочные.
Как разрушаются горные породы.
Что такое минералы.
2.Что бы хотелось узнать?
Какие тайны хранят недра нашего родного края?
Кто ищет горные породы и как?
Где и как человек использует горные породы и минералы?
Формулировка темы урока
Назовём горные породы и минералы, разгадав кроссворд (презентация прилагается, кроссворд взят из материалов Интернета) 1-гранит, 6-известняк, 5-железо, 8-глина, 9-уголь, 3-песок, 4-торф, 2-алюминий, 7-нефть.
На основе подсказок кроссворда и ваших знаний, можете ли сказать, как и где их использует человек? (ответы детей)
Можно ли сказать, что горные породы и минералы приносят пользу человеку?
Как иначе их можно назвать? (полезные ископаемые) - слайд заголовка.
Создание проблемной ситуации
С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых. Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых. Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря (поиск и ответ детей).
Зачем нужно заниматься разведкой месторождений?
Кто этим занимается, люди какой профессии? (геологи)
О профессии нам расскажет Лиза (подготовленное сообщение, приложение №1).
Постановка проблемы исследования
Как вы думаете, в нашей Курганской области есть полезные ископаемые?
А знаем ли мы какие?
Сегодня мы попробуем вести разведку полезных ископаемых нашего Катайского района.
Определение темыисследования
Тема нашего исследования «Полезные ископаемые Катайского района».
Сегодня вы выступите в роли учёных – геологов.
Исследование
1-й этап - Работа по карте
Перед вами карта Курганской области, которая была составлена по разведкам геологов в 1983 году. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых, которые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственных нуждах.
Динамическая пауза
Подойдём и рассмотрим, какие полезные ископаемые были обнаружены до 1983 года на территории нашего края? (пески строительные, торф, трепелы)
Прошло почти 30 лет изменилось ли что-то? Выскажите ваши предположения?
2-й этап – сообщение профессора Институт геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого УрО РАН (г. Екатеринбург)
(доклад подготовленного ученика – приложение №4)
3-й этап – Задания по группам
Сейчас век новых технологий –исследование можно вести и через космические спутники. Вот так выглядит сейчас карта полезных ископаемых Курганской области, помещённая в Интернете (приложение №6, презентация и бумажный вариант у каждой группы). Рассмотрите на карте, где располагается наш Катайский район.
Изучив карту и сравнив с картой 1983 года, выясните, что изменилось в найденных месторождениях полезных ископаемых Катайского района за это время. Затем, выбрав любое полезное ископаемое нашего района, постарайтесь собрать о нём самую полную и достоверную информацию по плану, распределив работу в группе и используя подсказки – пиктограммы (приложение №7).
4-й этап – План сбора информации
План
Разгадай загадку (приложение №2)
Найди полезное ископаемое в коллекции.
Дай название полезному ископаемому.
Найди условное обозначение полезного ископаемого (приложение №3).
Собери основные сведения о нём.
Расскажи об основных свойствах по плану (приложение №5) и где они применяются.
Найди и обозначь на карте месторождение полезного ископаемого.
Объясни, в какой отрасли и как используется человеком.
Вспомним работу в группах: выбираем ответственного; отбираем подсказки, с которыми будем работать; распределяем задания по подсказкам и плану; собираем информацию, кратко фиксируя на листочки; распределяем собранную информацию по плану; выбираем лидера, который защитит ваш продукт; защита исследования.
5-й этап – Исследование полезного ископаемого
(работа в группах по 5-6 человек, распределив обязанности по интересам и способностям)
Сбор информации при помощи пиктограмм (спроси у специалиста, подумай, выясни из беседы с другим человеком, обратись к книге, узнай из компьютера, пронаблюдай, проведи опыт)
Во время исследования ученики могут свободно двигаться по классу в поисках необходимой информации (подойти к карте, компьютеру, учителю, к столу для проведения опытов и т.д.)
6-й этап – Защита продукта
Лидер группы выходит к доске, отмечает на карте Курганской области месторождение полезного ископаемого при помощи нарисованного значка, показывает ископаемое и делится со слушателями собранной информацией.
8. Подведение итогов. Подтверждение гипотезы.
Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы? Мы провели разведку полезных ископаемых Катайского района. Подтвердилось ли наше предположение, что выявились месторождения новых полезных ископаемых? Откуда это видно? (по условным обозначениям на карте).
9. Рефлексия
Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны недр земли, а значит, становимся умнее, а главное любознательнее. В течение урока вы были учёными-геологами. Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Выбери утверждение (презентация):
Все понял.
Ничего не понял.
Интересно.
Скучно.
Однообразно.
Запомню надолго.
Отлично.
Неинтересно
Большое спасибо ребятам за работу на уроке !!!
Литература
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
Словарь Ожегова.
Большая энциклопедия для школьника. Издательство «Олма-Пресс» 1999 г
Катайск. Новые времена – Курган: Издательство «Зауралье» 2009 г. – 416 с.
Электронный справочник «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003» (8 CD).
Вывод по уроку: данный урок заинтересовал детей. Также я впервые решилась на этом данном уроке попробовать форму самостоятельное исследование. Я и дети оказались довольны.