Тема: Наши подземные богатства. Цели: 1. Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве; повторить знания о свойствах полезных ископаемых; познакомить с полезными ископаемыми Ульяновской области. 2. Формировать навыки исследования, составления отчетов о проделанной работе, развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы. 3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету; гордость, бережное отношение к недрам земли; умение работать в команде. Оборудование: Индивидуальные карточки, глобус, карта РФ и Ульяновской области, карточки-аппликации, компасы, коробочки с кусочками полезных ископаемых , учебник «Мир вокруг нас» для 4 класса, А.А.Плешаков. ХОД УРОКА. I. Организационный момент. Учитель: -Ребята, для чего вы ходите в школу? -Зачем вам нужны знания? -Кто из вас кем хочет стать? -Сегодня на уроке мы все мысленно станем геологами. -Кто такие геологи? -Что такое полезные ископаемые? 2.Постановка целей и задач урока. -Итак, на прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми, узнали об их свойствах и применении в народном хозяйстве. Сейчас поиском полезных ископаемых занимаются геологи. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места. Среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти три вещи: полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока, геологический молоток и компас. -Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением будет ручка, полевой дневник – тетрадь, листы для записей, карта. В экспедицию отправятся три геологических отряда: 1. -наблюдательные 2. -любознательные 3. -находчивые Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции . 3.Актуализация знаний учащихся. - Проверим готовность отрядов к экспедиции. 1- На какой планете мы живём? 2- Какую форму имеет наша планета? 3 –Чем окружена планета? 1 – Что называют макушкой Земли? 2 – Что находится на поверхности земли? 3 – Что находится в ее недрах? -Я рада, что все отряды готовы. Отправляемся в экспедицию .4 . Практическая работа. _ Я раздаю компасы. - Как им пользоваться? -Раздаю карты маршрутов. -Определите направление маршрута. - Давайте подготовим наши глаза к выполнению важной работы. Физкультминутка. (гимнастика для глаз) - Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые. (раздаю образцы пород) -Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану.
План. 1.Название полезного ископаемого______________________________ 2.Основное свойство ________________________ 3. Использование и значение _______________________________________ |
1 отр – гранит, известняк, песок 2 отр – уголь, глина ,торф 3отр – Железная руда, нефть, природный газ -Давайте вспомним, в каком направлении вы оправились в экспедицию и определим, в каком направлении вам необходимо возвращаться.
Физкультминутка. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим, Стоп. Немного отдохнем, И домой пешком пойдем. -А теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем , какие полезные ископаемые есть в нем. -Как называется наш край? -Вам предстоит выполнить одно интересное задание: узнать по описанию полезное ископаемое Рузского края. Каждый отряд обнаружил в Рузском крае какое – то полезное ископаемое.
1 отр. -легкий, впитывает влагу. Хорошо горит. -служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений. -образуется из остатков растений на болотах | 2 отр. -Плотный камень, тяжелее воды, вскипает под действием уксусной кислоты - используется в строительстве, в качестве удобрения; мел используется в школе -во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато – серый камень | 3 отр. - это ископаемое обладает пластичностью, - используется для изготовления кирпича, посуды, цветочных горшков , ваз - образуется в природе при разрушении гранита |
5.Самостоятельная работа. 1)Рассмотреть карту Ульяновской области и выписать полезные ископаемые нашего края. 2)Теперь каждому отряду необходимо подготовить отчет о проделанной работе.: каждый из вас должен выбрать себе задание, с которым он может справиться. 1- отгадать кроссворд 2 – заполнить таблицу 1 -отгадай кроссворд. | По горизонтали: | | | 1 | | | | 2 | | | | | | | | | 1. Гранит | 3 | | | | | | | | | | | | | | | 3. Мел | | | | | | | | | | | | | | | | 4. Песок | | | | | | 4 | | | | | | | | | | 5. Газ | | 5 | | | | | | | | | | | | | | 6. Нефть | | | | | | | | | | | | | | | | 8. Руда | | | | | | | 6 | | | 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | По вертикали: | | | | | | | | | | 8 | 9 | | | | | 1. Глина | | | | | | | | | | | | | | | | 2. Известняк | | | | | | | | | | | | | | | | 7. Торф | | | | | | | | | | | | | | | | 9. Уголь | | | | | | | | | | | | | | | По горизонтали: Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела Пробегает по доске, Оставляет белый след. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. На кухне у мамы помощник отличный. Он синем цветком расцветает от спички. Без неё не бежит ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Она варилась долго в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи… | По вертикали: Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. | 2 – Заполни таблицу Полезные ископаемые | твердые | жидкие | газообразные | | | | | | | | | | | | | -Итак, экспедиция наша завершилась. Сдавайте свои отчеты в конверты. Назовите полезные ископаемые, которые необходимы для изготовления этих предметов.
- Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет? - Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично. 7. Работа с учебником Охрана полезных ископаемых - Прочитайте об этом в учебнике .
8.Подведение итогов урока. Учитель: А сейчас - заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Что нового узнали? -Сегодня на уроке вы были геологами. А теперь подумайте и скажите, что это за профессии: Гончар Сталевар Шахтер - Попробуйте сами дать определение, что такое Геология? - Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых. Учитель: Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу! Дом. задание. Стр. 168 -подумайте над вопросами:- -Что дороже железо или золото? - Что называют «черным золотом»?
|