2. | Проверка домашнего задания (5 мин.) | Учитель. А теперь мы проверим домашнее задание. Скажите, ребята, события, о которых мы будем вспоминать, происходили в настоящем, прошлом или будущем? Учитель. Что такое прошлое? Вспомните определение. Учитель. А как называли себя наши предки? Учитель. Как жили славяне? Учитель. Где строили свои поселения славяне? Учитель. Как позже стали называться эти укрепленные поселения? Учитель. Как выглядели дома древних славян? Что служило жильем древних славян вначале? А теперь послушаем выступление из книги Марии Семеновой «Мы славяне» Учитель. Это было неудобно. Что пришло на смену землянкам? Учитель. Что представляла собой изба? Из чего ее строили? | Дети. В прошлом. Дети. Прошлое – это то, что уже было, прошло, произошло недавно или очень давно. Дети. Славяне. Дети. Наши предки жили большими племенами, во главе которого стоял вождь – старый, мудрый человек. Все важные вопросы решались на собрании – вече. Дети. Поселения располагали на высоком берегу реки, окружали земляным валом, строили ограду, из заостренных дубовых бревен. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали глубокий ров, который заполняли водой. Через ров перекидывали мост. Дети. Со временем их стали называть городами, от слова “городить”, “огораживать”. Дети. Для жилья славяне строили землянки. Выступление ученика. Из книги Марии Семеновой “Мы славяне” я узнал, что ученые, раскапывая поселения славян, жившие в древние времена, наткнулись на множество полуземлянок, вкопанных в землю на метр. Большой дом служил и складом, и хлевом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Дети. Избы. Выступление ученика. Из книги “Древняя Русь” я узнал, что в избах было темно и сыро. Слабый свет едва просачивался сквозь небольшие оконца, прорубленные в стенах. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Стекол не было. Угол или центр жилища занимала каменная печь. Она обогревала помещение, на ней готовили еду. Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В избе стоял и стол и лавки, в углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами - это постели. В такой избе можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться и приготовить еду. | Фронтальный опрос | Слайд № 2-3 Слайд № 4-6 |
3. | Актуализация знаний (5 мин.) | Учитель. Ребята, как вы думаете, что употребляли в пищу наши предки? Рубрика “Картинная галерея”. Учитель. Я предлагаю вам, ребята, рассмотреть репродукцию картины А. Пластова “Жатва” на слайде. Аркадий Александрович Пластов – известный живописец, народной художник СССР. Его известные картины "Колхозный праздник" (1937), "Фашист пролетел" (1942), "Жатву" и "Сенокос" (1945, Сталинская премия 1946 года), "Ужин трактористов" и "Весну" (1951), цикл "Люди колхозной деревни" (1951-1965, Ленинская премия 1966 года). Все эти картины есть в третьяковской галерее города Москва. Так же их в можете посмотреть в книгах. Его перу принадлежат иллюстрации к книгам Пушкина, Чехова, Некрасова, Толстого. Посмотрите на слайд, рассмотрите внимательно картину и ответьте на следующие вопросы: Художник рассказывает о прошлой или современной жизни? Почему? Где происходят события? Что едят, пьют герои картины? Какие орудия труда изобразил художник? Учитель. Как вы думаете, ребята, чем занимались, как трудились славяне, чтобы добыть себе еду, выжить в суровых условиях? Учитель. Молодцы. Вы правильно пытались ответить на мои вопросы. Но есть ребята, которые затруднялись в ответах или ответы вызывали сомнения. Знаний у нас явно недостаточно. Я предлагаю вам исследовать вопрос о труде славян. | Дети. Высказывают предположения. Герои, возможно, пьют молоко, едят хлеб, уху. Дети. Высказывают предположения. Сеяли пшеницу, разводили скот, обрабатывали поле, рыбачили... | Демонстрация, Беседа | Слайд № 7 |
5. | Этап открытия новых знаний (20 мин.) | Исследование Учитель. Занятие людей Древней Руси историки называют ремеслами. Игра “Расшифруй ремёсла” Учитель. Расшифруйте названия трех ремёсел. земохорылетабалдекалие Учитель. Прочитайте текст с. 139 в учебнике. Найдите в тексте название ещё одного ремесла, о котором мы будем говорить. О каком ремесле узнали? Учитель. Продолжим наше исследование. Результаты исследования мы будем фиксировать в таблице. Название ремесла | Орудия труда, оружие (рисунки) | Продукты питания | Земледелие | | | Охота | | | Рыбалка | | | ( Таблицу переносим на доску) Учитель. Ребята, представьте, что вы – историки. Археологи предоставили вам исторические находки. Это орудия труда и оружие древних славян. Соотнесите ремесло и орудия труда. На доске подписанные рисунки: удочка, невод, лук, капкан, плуг, соха, коса, серп. Учащиеся распределяют рисунки в таблицу напротив ремёсел. Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили? Учитель. Как же занимались земледелием наши предки? Для того, чтобы заниматься земледелием, людям приходилось корчевать лес, расчищать поля. Для этого вокруг дерева, которое окапывали, обрубали корни. Самый ловкий мальчик влезал на верхушку дерева, привязывал верёвку, а сильные мужчины валили это дерево. Стволы и сучья сжигали, землю удобряли золой. Со временем земля истощалась, и приходилось расчищать от деревьев новые участки земли. Землю пахали плугом, обрабатывали сохой. Затем человек наполнял лукошко семенами и разбрасывал налево, направо. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось здесь густо, а там пусто. При ветре наши предки не сеяли, чтобы не разнесло семена. Физминутка. Учитель. А теперь давайте отдохнем и представим, что будем сеять пшеницу. Одной рукой придерживаем лукошко, а другой разбрасываем семена, теперь меняем руки. Учитель. Продолжим наше исследование. Отгадайте загадки. Вы узнаете, что еще выращивали, а затем использовали в пищу славяне. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка, И для неё готовят кадки И крупной соли полмешка. (капуста) За зеленый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. Расту на грядке я – красная, Длинная и сладкая. (морковь) В земле сижу, хвост наверху, Сахар из меня можно добыть, Вкусный борщ сварить. (свёкла) Я никого и никогда не обижал на свете. Чего же плачут от меня и взрослые, и дети? (лук) Кругла, а не месяц. Желта, а не масло. (репа) Учитель. Возле своих изб люди разводили огороды, сажали репу, лук, капусту, морковь. Результаты исследования заносятся в таблицу (3 столбец). - Дети, кто пойдёт и запишит результаты в таблицу? Ролевая игра Учитель. Ребята, а теперь представим, что мы оказались в прошлом. К нам в гости пришли охотник и рыбалов. Они нам поведают о своём труде, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Учитель. Что узнали о рыболовстве? Зафиксируем результаты исследования в таблицу (3 столбец). - Дети, кто пойдёт и запишит результаты в таблицу? Учитель. Что узнали об охоте? Зафиксируем результаты исследования в таблицу (3 столбец). - Дети, кто пойдёт и запишит результаты в таблицу? Учитель. Для получения мяса наши предки выращивали и домашних животных: коз, коров, лошадей, кур. Лошадей также использовали для передвижения и перевозки грузов. Это ремесло называлось скотоводством. Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили? Учитель. Какой вывод сделали? Учащиеся связывают информацию, обобщают, используя таблицу. Название ремесла | Орудия труда, оружие (рисунки) | Продукты питания | Земледелие | плуг, соха | пшеница, гречка, овес, репа, лук, капуста, морковь | Охота | лук, стрелы, капкан | мясо диких животных, дичь | Рыбалка | удочка, невод | рыба | Скотоводство | | мясо, молоко, яйца | Учитель. На слайде пословицы. Какая из пословиц на ваш взгляд больше подходит к теме нашего урока, почему? С ремеслом везде добро. С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь. Умелый охотник зря стрелу не выпустит. Худой сетью рыбу не поймаешь. Глубже пахать - больше хлеба ждать. | Дети. Земледелие. Рыбалка. Охота. Дети. Скотоводство. Дети. Узнали: чем занимались славяне? Исследовали: какие орудия труда использовали? Дети выполняют упражнение Дети отгадывают загадки Один из учащихся записывает результаты на доске. Рыбалов. Текст о рыбалке. Города строились по берегам рек. Наши предки ловили рыбу различных видов: сома, судака, осетра, щуку, карпа, леща. Рыбу ловили удочкой и неводом, сетями. Сети плели из льняных нитей. Сети и невод ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась. Рыбу ловили, и зимой и летом. Рыбу варили, сушили, солили. Ценилась стерлядь, осетр, у этих пород - чёрная икра. ( Карточки) Один из учащихся записывает результаты на доске. Охотник. Текст об охоте. Охота на Руси была опасным занятием. Охотники должны были быть сильными, ловкими, мужественными. За зверями гонялись с собаками, стреляли в них из лука. Ловили живьем капканами. Ловили лосей, оленей, кабанов, медведей. В птиц стреляли из лука. Охотились на лебедей, гусей, цапель. Птиц ловили иногда при помощи специально приученных охотничьих птиц-соколов и ястребов. Сокол неподвижно парил в воздухе, зорко высматривал добычу, камнем падал вниз, ударял птицу в грудь. От удара птица погибала, и охотникам с собаками оставалось только отыскать и подобрать добычу. (Карточки) Один из учащихся записывает результаты на доске. Дети. Чем занимались, как трудились наши предки? Какие орудия труда и предметы быта использовали славяне? Чем питались древние славяне? Дети делаю вывод по таблице. Дети высказывают предположения. | Дидактическая игра Беседа Фронтальный опрос Групповая деятельность Беседа Беседа | Слайд№ 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 Слайд № 19 Слайд № 20 |