kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – исследование

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по окружающему миру.

Тип урока: изучение нового материала. Урок – исследование.

Цель: создать условия на уроке для усвоения новой темы путем исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – исследование»

4








План – конспект урока

по учебной дисциплине «Окружающий мир 3 класс» к УМК Н.Ф. Виноградовой.









Тема: О труде славян.

Тип урока: изучение нового материала. Урок – исследование.

Цель: создать условия на уроке для усвоения новой темы путем исследования.

Задачи: Предметные – содействовать полноценному восприятию, усвоению нового материала; содествовать умению находить ответы на вопросы учителя; понимать материал занятия, содествовать формированию личностных УУД – мотивация к содержанию предмета «Окружающий мир», интерес к содержанию художественных произведений;

Метапредметные - способствовать формированию УУД: а) регулятивных – принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы на уроке в зависимости от учебной задачи; б) познавательные – определить тему и содержание занятия; ответить на вопросы по плану; в) коммуникативные – принимать участие в групповом обсуждении заданий в том числе и творческих

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 класс», мультимедийный проектор и демонстрационный экран, презентация; карточки; наглядные пособия.

Ход урока


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Оборудование

1.

Организационный момент (0,5 мин)

Над рекою и на круче

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Много было в чаще бора и волков, и медведей,

Опускались на озера стаи уток, лебедей.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке в глуши лесной,

Только предки наших предков появились тут весной.


Учитель. Это замечательное стихотворение написала Наталья Кончаловская. О чем рассказала нам автор этого стихотворения?



Учитель. На уроках окружающего мира уже успели познакомиться с жизнью наших предков: как и в каких домах жили, где строили поселения, каков их образ жизни. Давайте вспомним.


















Дети. Наши предки селились по берегам рек, где в чаще леса водилось много волков, медведей, лосей.



Слайд № 1

2.

Проверка домашнего задания (5 мин.)

Учитель. А теперь мы проверим домашнее задание.

Скажите, ребята, события, о которых мы будем вспоминать, происходили в настоящем, прошлом или будущем?


Учитель. Что такое прошлое? Вспомните определение.


Учитель. А как называли себя наши предки?


Учитель. Как жили славяне?





Учитель. Где строили свои поселения славяне?






Учитель. Как позже стали называться эти укрепленные поселения?



Учитель. Как выглядели дома древних славян? Что служило жильем древних славян вначале?


А теперь послушаем выступление из книги Марии Семеновой «Мы славяне»






Учитель. Это было неудобно. Что пришло на смену землянкам?



Учитель. Что представляла собой изба? Из чего ее строили?







Дети. В прошлом.



Дети. Прошлое – это то, что уже было, прошло, произошло недавно или очень давно.


Дети. Славяне.


Дети. Наши предки жили большими племенами, во главе которого стоял вождь – старый, мудрый человек. Все важные вопросы решались на собрании – вече.


Дети. Поселения располагали на высоком берегу реки, окружали земляным валом, строили ограду, из заостренных дубовых бревен. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали глубокий ров, который заполняли водой. Через ров перекидывали мост.


Дети. Со временем их стали называть городами, от слова “городить”, “огораживать”.



Дети. Для жилья славяне строили землянки.




Выступление ученика. Из книги Марии Семеновой “Мы славяне” я узнал, что ученые, раскапывая поселения славян, жившие в древние времена, наткнулись на множество полуземлянок, вкопанных в землю на метр. Большой дом служил и складом, и хлевом, и мастерской, и хозяйственным помещением.


Дети. Избы.




Выступление ученика. Из книги “Древняя Русь” я узнал, что в избах было темно и сыро. Слабый свет едва просачивался сквозь небольшие оконца, прорубленные в стенах. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Стекол не было. Угол или центр жилища занимала каменная печь. Она обогревала помещение, на ней готовили еду. Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В избе стоял и стол и лавки, в углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами - это постели. В такой избе можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться и приготовить еду.


Фронтальный опрос































Слайд № 2-3












Слайд № 4-6

3.

Актуализация знаний (5 мин.)

Учитель. Ребята, как вы думаете, что употребляли в пищу наши предки?


Рубрика “Картинная галерея”.


Учитель. Я предлагаю вам, ребята, рассмотреть репродукцию картины А. Пластова “Жатва” на слайде.


Аркадий Александрович Пластов – известный живописец, народной художник СССР. Его известные картины "Колхозный праздник" (1937), "Фашист пролетел" (1942), "Жатву" и "Сенокос" (1945, Сталинская премия 1946 года), "Ужин трактористов" и "Весну" (1951), цикл "Люди колхозной деревни" (1951-1965, Ленинская премия 1966 года). Все эти картины есть в третьяковской галерее города Москва. Так же их в можете посмотреть в книгах. Его перу принадлежат иллюстрации к книгам Пушкина, Чехова, Некрасова, Толстого. 


Посмотрите на слайд, рассмотрите внимательно картину и ответьте на следующие вопросы:

Художник рассказывает о прошлой или современной жизни? Почему? Где происходят события? Что едят, пьют герои картины? Какие орудия труда изобразил художник?


Учитель. Как вы думаете, ребята, чем занимались, как трудились славяне, чтобы добыть себе еду, выжить в суровых условиях?



Учитель. Молодцы. Вы правильно пытались ответить на мои вопросы. Но есть ребята, которые затруднялись в ответах или ответы вызывали сомнения. Знаний у нас явно недостаточно.


Я предлагаю вам исследовать вопрос о труде славян.


























Дети. Высказывают предположения.


Герои, возможно, пьют молоко, едят хлеб, уху.





Дети. Высказывают предположения.


Сеяли пшеницу, разводили скот, обрабатывали поле, рыбачили...


Демонстрация, Беседа

Слайд № 7

4.

Постановка учебных задач и цели урока (3 мин.)

Учитель. Какую цель мы перед собой поставим, на какие вопросы постараемся ответить?



Учащиеся формулируют вопросы исследования.

Узнать, чем занимались, как трудились славяне?

Исследовать, какие орудия труда и предметы быта использовали?

Собрать информацию, чем питались наши предки?


Беседа






Слайд № 8

5.

Этап открытия новых знаний (20 мин.)

Исследование


Учитель. Занятие людей Древней Руси историки называют ремеслами.


Игра “Расшифруй ремёсла”


Учитель. Расшифруйте названия трех ремёсел.


земохорылетабалдекалие



Учитель. Прочитайте текст с. 139 в учебнике. Найдите в тексте название ещё одного ремесла, о котором мы будем говорить.


О каком ремесле узнали?


Учитель. Продолжим наше исследование. Результаты исследования мы будем фиксировать в таблице.


Название ремесла

Орудия труда, оружие (рисунки)

Продукты питания

Земледелие

Охота

Рыбалка

( Таблицу переносим на доску)


Учитель. Ребята, представьте, что вы – историки. Археологи предоставили вам исторические находки. Это орудия труда и оружие древних славян. Соотнесите ремесло и орудия труда.


На доске подписанные рисунки: удочка, невод, лук, капкан, плуг, соха, коса, серп. Учащиеся распределяют рисунки в таблицу напротив ремёсел.


Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили?






Учитель. Как же занимались земледелием наши предки?


Для того, чтобы заниматься земледелием, людям приходилось корчевать лес, расчищать поля. Для этого вокруг дерева, которое окапывали, обрубали корни. Самый ловкий мальчик влезал на верхушку дерева, привязывал верёвку, а сильные мужчины валили это дерево. Стволы и сучья сжигали, землю удобряли золой. Со временем земля истощалась, и приходилось расчищать от деревьев новые участки земли.


Землю пахали плугом, обрабатывали сохой. Затем человек наполнял лукошко семенами и разбрасывал налево, направо. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось здесь густо, а там пусто. При ветре наши предки не сеяли, чтобы не разнесло семена.




Физминутка.


Учитель. А теперь давайте отдохнем и представим, что будем сеять пшеницу. Одной рукой придерживаем лукошко, а другой разбрасываем семена, теперь меняем руки.


Учитель. Продолжим наше исследование. Отгадайте загадки. Вы узнаете, что еще выращивали, а затем использовали в пищу славяне.


Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка,

И для неё готовят кадки

И крупной соли полмешка.

(капуста)



За зеленый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

Расту на грядке я – красная,

Длинная и сладкая.

(морковь)


В земле сижу, хвост наверху,

Сахар из меня можно добыть,

Вкусный борщ сварить.

(свёкла)


Я никого и никогда не обижал на свете.

Чего же плачут от меня и взрослые, и дети? (лук)


Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

(репа)


Учитель. Возле своих изб люди разводили огороды, сажали репу, лук, капусту, морковь.


Результаты исследования заносятся в таблицу (3 столбец).

- Дети, кто пойдёт и запишит результаты в таблицу?



Ролевая игра


Учитель. Ребята, а теперь представим, что мы оказались в прошлом.

К нам в гости пришли охотник и рыбалов. Они нам поведают о своём труде, а вы внимательно слушайте и запоминайте.








Учитель. Что узнали о рыболовстве? Зафиксируем результаты исследования в таблицу (3 столбец).

- Дети, кто пойдёт и запишит результаты в таблицу?




















Учитель. Что узнали об охоте? Зафиксируем результаты исследования в таблицу (3 столбец).


- Дети, кто пойдёт и запишит результаты в таблицу?


Учитель. Для получения мяса наши предки выращивали и домашних животных: коз, коров, лошадей, кур. Лошадей также использовали для передвижения и перевозки грузов. Это ремесло называлось скотоводством.


Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили?


Учитель. Какой вывод сделали?


Учащиеся связывают информацию, обобщают, используя таблицу.


Название ремесла

Орудия труда, оружие (рисунки)

Продукты питания

Земледелие

плуг, соха

пшеница, гречка, овес, репа, лук, капуста, морковь

Охота

лук, стрелы, капкан

мясо диких животных, дичь

Рыбалка

удочка, невод

рыба

Скотоводство


мясо, молоко, яйца


Учитель. На слайде пословицы. Какая из пословиц на ваш взгляд больше подходит к теме нашего урока, почему?

С ремеслом везде добро.

С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь.

Умелый охотник зря стрелу не выпустит.

Худой сетью рыбу не поймаешь.

Глубже пахать - больше хлеба ждать.










Дети. Земледелие. Рыбалка. Охота.







Дети. Скотоводство.


























Дети.


Узнали: чем занимались славяне?


Исследовали: какие орудия труда использовали?



























Дети выполняют упражнение








Дети отгадывают загадки






































Один из учащихся записывает результаты на доске.






Рыбалов. Текст о рыбалке.


Города строились по берегам рек. Наши предки ловили рыбу различных видов: сома, судака, осетра, щуку, карпа, леща. Рыбу ловили удочкой и неводом, сетями. Сети плели из льняных нитей. Сети и невод ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась. Рыбу ловили, и зимой и летом. Рыбу варили, сушили, солили. Ценилась стерлядь, осетр, у этих пород - чёрная икра. ( Карточки)



Один из учащихся записывает результаты на доске.







Охотник. Текст об охоте.


Охота на Руси была опасным занятием. Охотники должны были быть сильными, ловкими, мужественными. За зверями гонялись с собаками, стреляли в них из лука. Ловили живьем капканами. Ловили лосей, оленей, кабанов, медведей. В птиц стреляли из лука. Охотились на лебедей, гусей, цапель. Птиц ловили иногда при помощи специально приученных охотничьих птиц-соколов и ястребов. Сокол неподвижно парил в воздухе, зорко высматривал добычу, камнем падал вниз, ударял птицу в грудь. От удара птица погибала, и охотникам с собаками оставалось только отыскать и подобрать добычу. (Карточки)





Один из учащихся записывает результаты на доске.












Дети.

Чем занимались, как трудились наши предки?

Какие орудия труда и предметы быта использовали славяне?

Чем питались древние славяне?




Дети делаю вывод по таблице.



















Дети высказывают предположения.




Дидактическая игра








































Беседа







































Фронтальный опрос










































Групповая деятельность


Беседа






















































Беседа











Слайд№ 9








Слайд № 10





















Слайд № 11





















































Слайд № 12






Слайд № 13








Слайд № 14






Слайд № 15




Слайд № 16












Слайд № 17
























Слайд № 18












Слайд № 19





































Слайд № 20










6.

Закрепление (5 мин.)

Игра “Исправь ошибки”


Учитель. А сейчас поиграем. Представьте, что вы нашли старинные письмена арабского путешественника. Найдите и исправьте ошибки, которые допущены в записке на слайде.


Из записок арабского путешественника “...Путешествуя по просторам равнинным, много народов повстречал я. Чудны их нравы и обычаи. Был я и среди славян. Люди эти крепки и статны, черны волосом. Жили они в просторных домах, сложенных из камня...Во главе племени славян стоял атаман. Трудолюбивы были славяне. Они выращивали рис, картошку. Ловили в реках и озерах рыбу. Стреляли из ружей птицу и зверя. Собирали в лесу ягоды и грибы, собирали в дуплах деревьев мёд диких пчёл.»


Учитель. Подходит к концу наш урок. Что являлось целью исследования?

Ответы учащихся






















Дети. Труд славян.


Фронтальный опрос









Слайд № 21

7.

Домашнее задание. (2 мин)

Учитель. Ребята, выполните задание по выбору.

Нарисовать рисунок о труде славян.

Подготовить рассказ об истории развития земледелия, используя текст учебника.

Подобрать из дополнительной литературы материал о скотоводстве, бортничестве (сбор мёда диких пчел), собирательстве.


Дети записывают домашнее задание

Беседа


8.

Итог урока. ( 2 мин.)

Учитель. Какое открытие в ходе исследования мы сделали?


Учитель. Молодцы! Ребята, у вас на парте лежат картинки солнышка.


Оцените свою работу в ходе урока.

Поднимите смеющееся солнышко, если вы работали отлично и усвоили тему урока.

Покажите мне грустное солнышко, если вам нужна помощь.


Дети. Земледелие, рыболовство, охота, скотоводство – занятия предков в древние времена. Пищу в древние времена добывать было нелегко.




Дети оценивают себя с помощью смайликов.

Фронтальный опрос

Слайд №22


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок – исследование

Автор: Кириенко Наталья Юрьевна

Дата: 26.03.2017

Номер свидетельства: 403599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "конспект урока-исследования "Климат Африки" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-klimat-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "141688"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418148928"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока-исследования на тему: "Деление с остатком" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-na-tiemu-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "119368"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413392132"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ.  Используемая технология: урок-исследование. "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-priedstavliaiem-ieshchie-odnu-chast-riechi-ispol-zuiemaia-tiekhnologhiia-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "101207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410477"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок - исследование по теме "Перенос слов" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-issliedovaniie-po-tiemie-pierienos-slov"
    ["file_id"] => string(6) "148581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419779423"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Дидактический проект урока -исследования по русскому языку по теме "Корень " "
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskii-proiekt-uroka-issliedovaniia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "137437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417352555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства