Просмотр содержимого документа
«Урок чтения по теме "Звук и буква Ы" УМК "Планета Знаний"»
Звук и буква Ы.
Цели урока:
познакомить со звуком [ы] и буквой для его обозначения ы;
работать над образованием форм единственного и множественного числа слов – предметов;
расширять знания детей об окружающем мире;
развивать внимание, речь, фонематический слух, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний;
воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, о чём говорили на предыдущих уроках.
- Из чего состоит наша речь? (из звуков)
- На какие группы делятся звуки? Назовите признаки гласных и согласных звуков
- Во что могут объединяться звуки? (в слоги, слова)
- Что можно построить из слов? (предложения)
- Что такое предложение?
- Что вы уже знаете о предложениях? (начало предложения пишется с большой буквы, знаки препинания в конце)
- Молодцы! Все эти знания вам сегодня пригодятся.
3. Постановка проблемы и первичное формулирование нового знания
- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой буквой и звуком. А что это значит? Чем мы будем заниматься? (предположения детей) Это и будет планом нашей работы.
- Вам интересно, какая буква будет у нас сегодня именинница?
- Произнесите слова и определите, какой новый звук вы слышите: дым, крыша, сыр, лыжи, бусы, мыло, рыба, рысь. (Слайд 2) (Звук ы)
- Дайте характеристику новому звуку.
- Почему он гласный? (он поется, воздух не встречает преграду, произносится с голосом).
- Что мы определяем по гласным звукам? (слоги) Вспомните правило. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Назовите слова со звуком Ы и определите, в каком слоге он стоит.
- Вы придумали очень много слов со звуком Ы. А теперь вспомните слова, где этот звук стоит в начале слова. Не получается? (Слайд 4)
4. Открытие нового знания
- На письме звук «ы» обозначается буквой «ы». (Показ буквы «ы» в алфавите и на карточке). Обратите внимание на особенность этой буквы – она состоит из двух элементов и не имеет большой буквы. (Слайд 5)
- По-вашему, на что похожа эта буква? (Слайд 6)
- Напечатайте букву Ы в воздухе. - Напишите букву Ы пальцем на спинке друг у друга. - Напишите букву Ы пальцем на ладошке.
- Напечатаем эту букву в рабочей тетради.
- Работа с букварём: про себя прочитайте слова на с. 40. Назовите только те слова, в которых есть буква Ы. Объясните их значение.
5. Упражнение для глаз – Слайд 7
- Что написано под столбиками со словами? (Предложения)
- Обратите внимание, у них разные знаки препинания на конце. Прочитайте эти предложения с нужной интонацией.
- Посмотрите на экран. (Слайд 8) Что вы там видите? (Предложения)
- Докажите.
- Найдите в этих предложениях ошибки.
- Устно составьте предложения по этим схемам.
В цирке выступает маленький тигр.
В цирке выступают маленькие тигры.
- Чем отличаются эти предложения? (Один – много)
- А как это слово из формы единственного числа превратилось в форму множественного числа?
- Видите, какая интересная буква!
- Давайте поиграем: я буду называть слова в единственном числе, а вы - ставить его во множественное: СЛОН, ШАРФ, СОВА, ОСА, СТОЛ, ТРОПА, ТОРТ, МАГНИТ, КОСА, РОТ, ЛЕВ.
- А как вы думаете, только буква Ы может образовывать форму множественного числа у слов? Приведите примеры (СТУЛЬЯ, ДОМА, ПОРОГИ, КНИГИ…)
Физпауза
- Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей. Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы) Дети изображают охотящегося крокодила. Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы) Дети тянутся вверх, изображая жирафов. Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны). Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются. Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны). Дети изображают скачущих обезьян.
6. Работа в печатной тетради со схемами слов
7. Самостоятельная работа
- Сегодня за нашей работой на уроке наблюдал вот этот милый персонаж (Слайд 9) Кто это? (МЫШКА)
- На листочках самостоятельно составьте схему этого слова
- Проверьте сами себя. У всех так, как на слайде? Чего не хватает на слайде? (деления на слоги, ударения)
- В знак благодарности за хорошую работу мышка дарит вам новую штриховку.
8. Итог урока
- Вспомните начало нашего урока. Какая задача стояла перед нами? Что мы должны были сделать? Выполнили мы свою задачу?
- С каким звуком и какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке (ы)? Какие особенности этого звука вы запомнили? (Слайд 9)
- Дома внимательно рассмотрите страницу букваря и найдите слова, в которых есть звук «ы». Поиграйте с родными в игру «Один – много»
9. Рефлексия
- Что вам понравилось на уроке?
- А сейчас вы должны оценить сами себя: на наше дерево успехов каждый приколет листочек определенного цвета: зеленый – я сам справился со всеми заданиями и знал ответы на все поставленные вопросы, желтый – некоторые задания или вопросы вызвали у меня затруднения, но в ходе урока я разобрался; красный – что-то из материала урока осталось для меня непонятным.
- Я очень довольна нашей работой, всем говорю СПАСИБО, вы все – МОЛОДЦЫ!