I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Прозвенел звонок и смолк Начинается урок Мы за парту дружно встали Глазки на меня подняли Тихо сели спинки прямо Все тихонечко вздохнём И урок мы наш начнём.
Аутотренинг «Психологическая минутка». - Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и отпустите вниз – сбросьте с себя все плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. | Контролирует и оценивает свою готовность к уроку. | Личностные: мотивация к изучению нового материала. Коммуникативные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II Актуализация знаний Цель. Вспомнить известные знания. | – Какой у нас сейчас урок? – Чему мы учимся на литературном чтении? – Что нужно обязательно знать, чтобы научиться читать? – Что обозначают буквы? – На какие 2 группы делятся звуки? – Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Посмотрите на доску, что здесь изображено? – Подчеркните гласные буквы. – А теперь оцените своего товарища с помощью сигнальной карточки (оценивают). – Назовите гласные буквы, которые вы подчеркнули – Что общего у букв Е, Ё, Ю?
– Прочитайте записанные на доске слова: енот, моет, река, едет. В каких словах буква «Е», не обозначает два звука: енот, река, моет, лето, ель В каких словах буква «Ё», обозначает 2 звука: орёл, ёж, поёт, куёт, свёкла, ёлка. В каких словах буква «Ю» обозначает два звука: юбка, юла, Люда, пою, Люся. | Литературное чтение Читать Буквы
Звуки Гласные и согласные (Гласные звуки можно петь. Согласные звуки петь нельзя). Буквы Дети подчеркивают гласные буквы. Взаимопроверка Е, Ё, Ю
Все они могут обозначать 2 звука, первый из которых [й'].
Река, лето
Ёж, поёт, куёт, ёлка Юбка, юла, пою | Познавательные: обобщение. Коммуникативные: ведение учебного диалога. Регулятивные: прогнозирование, самоконтроль, сличение с эталоном. |
IV. . Постановка учебной задачи Цель. Подведение детей к формулированию темы урока. Составление плана работы. | – Назовите все слова с буквой «Я» в скороговорке. – Какое из этих слов необычное, особое? Почему? – Давайте произнесем букву «Я». – Какие два звука обозначает буква «Я»? – Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? | Яхта, моя, я, моря Я – состоит из одной буквы [й' а] Познакомимся со звуками [ й' а] и буквой Я, которая их обозначает, будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, читать слова с новой буквой | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель. Познакомить учащихся с сочетанием звуков [й'а]. Буквами Я,я обозначающими эти звуки. | Работа с рисунком. Какие слова на букву «Я» вы видите в верхней части страницы? – В каких народных сказках встречается Баба Яга? («Гуси – Лебеди, «Царевна – лягушка») – Знаете ли вы, почему эту ворчливую и крикливую старушку называют таким странным именем? – Оказывается слово, Яга произошло от древнего русского слова ягать, что означает «ругаться», «кричать». – Почему мы сегодня вынуждены говорить об этой не очень-то доброй и симпатичной старушке? – Буква «Я» тоже имеет свой секрет Чтение слов в столбиках. – Что интересного заметили? – Прочитайте слова, начинающиеся с большой буквы «Я». – Что они обозначают? – Какими звуками различаются слова четвертого столбика? – Дополните слова пятого столбика. Анализ звуковой и буквенной схемы слова яма. – Прочитайте слово яма. Сравните с его звуковой схемой. – Какой первый слог в этом слове? – В слоге два звука. Первый слог [й'], второй звук [а]. Какой буквой обозначается этот слог? Знакомство с буквой «Я». – На что похожа буква «Я»? Куча яблок на прилавке… И заметил я, друзья: Если б яблоку две ножки, Сразу б вышла буква «Я». Физкультминутка Руку протяните, яблоко сорвите. Стал веточку качать, И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Работа со стихотворением М. Яснова. – Посмотрите текст, наблюдаю за его записью. Что вы заметили? – Совершенно верно. Это диалог: тире перед каждой строкой. Каждое предложение восклицательное. Это стихотворение, так как оно записано в столбик. – Разыграйте диалог в паре. – Какая гласная буква встречается в каждом предложение? Роль буквы «Я» – Что вы можете сказать о букве «Я»? Игра «Закончи предложение» – Закончите предложение словом, которое начинается с буквы «Я» Мальчик бежал и упал в … На завтрак у нас были … Солнце светит очень … День сегодня был теплым и … На следующий год мы будем изучать английский Работа с пословицей «Языком не торопись, торопись делом». – С какой буквы начинается пословица? – Сколько в пословице букв «Я»? – Как вы понимаете это выражение? | Ящерица, яхта, Баба Яга Высказывают предположения. Её имя начинается с буквы «Я», а мы сегодня будем изучать именно эту букву. Обозначает два звука. Все слова начинаются с буквы «Я» Яша, Яна, Яков Имена Звуками [н'], [к] Ясный – взор, день, месяц, звук, ум; яркий – свет, огонь, луч, платок. Сравнивают [ й' а] Буквой «Я» Высказывают свои предположения Выполняют соответствующие движения. Это диалог Буква «Я» Буква «Я» обозначает два звука - [ й' а]. Это последняя буква алфавита. Она может быть частью слова, слогом и целым словом. Яму Яйца Ярко Ясным Язык С буквы «Я» 1 Высказывают своё мнение | Познавательные (общеучебные): ориентирование в учебнике, осуществление отбора информации Коммуникативные: умение выражать свои мысли Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение. Коммуникативные: вопросно-ответное общение. Познавательные: сравнение, умозаключение Осуществляют профилактику утомления Коммуникативные: работа в паре, умение вести диалог. Познавательные (логические): анализ, синтез, обобщение. Познавательные (логические): построение рассуждений. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
VI. Работа в тетради. Цель: самоконтроль усвоения знаний | Задание 1. – Какие слова записаны? – Кого называют ябедой? – Что обозначает слово Коля? – Что такое маяк? Чтение значения из словаря – Произнесите слово маяк по слогам. Сколько слогов в слове? – Произнесите слово с ударением. Выделите ударение голосом. – Какой первый слог в слове маяк? – Сколько звуков в слоге? (2) – Назовите первый звук. ([м]) – Дайте характеристику этому звуку – Назовите второй звук? – Дайте характеристику этому звуку. – Назовите 3 звук в слове маяк – Дайте характеристику этому звуку. – Назовите четвертый звук в слове маяк – Дайте характеристику этому звуку. – Назовите пятый звук в слове маяк – Дайте характеристику этому звуку – Посмотрите внимательно на слово и на схему. Сосчитайте сколько букв в слове. – Сколько звуков в слове? – Почему звуков больше, чем букв? – Какой вывод можно сделать? | Ябеда, Коля, маяк Высказывают своё мнение Имя 2 Ма 2 [м] Согласный, звонкий, твёрдый [а] Гласный, безударный [ й'] Согласный, звонкий, мягкий [ а] Гласный, ударный. [ к] Согласный, глухой, твёрдый. 4 5 Потому что буква «Я» обозначает 2 звука Буква «Я», после гласной буквы обозначает 2 звука | Регулятивные: контролируют результат своей деятельности. Личностные: смыслообразование. Познавательные (общеучебные): использование знаково-символических средств. |
Рефлексия Цель. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности. | – С какой буквой познакомились сегодня на уроке? – Какие звуки обозначает буква «Я»? – Когда буква «Я» обозначает два звука? – Хорошо ли вы работали на уроке? Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек. Кому было интересно и он все понял, покажите зелёный цвет. Кому было интересно, но что-то осталось непонятным, покажите жёлтый цвет. Кому было не совсем интересно и понятно, покажите красный цвет. | С буквой «Я» [й'а] В начале слова и после гласного звука. Контролирует результат своей деятельности. Понимает причины успеха/неуспеха. Находит ответы на вопросы, опираясь на свой опыт. Оценивает свою деятельность на уроке. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи. Регулятивные: самооценка. |