Просмотр содержимого документа
«Урок чтения 1 класс»
Урок чтения
1 класс
Тема: Буква ь – показатель мягкости согласных.
Прогнозируемые результаты:
- дети познакомятся с новой буквой – мягким знаком ( показателем мягкости согласных звуков);
- научатся читать слова с мягким знаком;
- узнают, что мягкий знак не обозначает звука;
- научатся быть внимательными к окружающим;
Оборудование: учебник «Азбука», карточки для схемы, карточки-буквы, компьютер, проектор, экран, настенный календарь, изображения « смайликов» (желтого, зеленого и красного цветов).
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
- Ребята, сейчас у нас урок чтения. Сегодня мы будем продолжать учиться читать, познакомимся с новой буквой. А какая это буква? Вы мне скажете сами в ходе нашего урока.
Актуализация знаний
Игра «Путаница»
(На доске разбросаны буквы гласные и согласные.)
- Посмотрите, на какие группы можно разбить эти буквы?
(Выслушиваем мнения детей: на гласные и согласные; гласные- показатели твердости и мягкости; согласные звонкие и согласные глухие.)
Ученик работает у доски.
- Сколько групп получилось? (4)
Чтение пословицы с доски.
Дерево дорого плодами, а человек – делами.
Как вы понимаете смысл?
(Выслушиваются ответы учеников.)
- Найдите слова, в которых есть мягкие согласные звуки (человек, делами, дерево, плодами)
- Какие гласные дали команду «Читайся мягко!»?
(Это буквы: е, и,)
Физминутка
Работа по теме урока
Учитель: - Послушайте загадку.
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
Что это?
(Мел)
(Определяем количество слогов, составляем звуковую схему у доски.)
- А как называют мелкое место на реке, на море?
(Мель)
(Определяем количество слогов и составляем схему у доски.)
- Ребята, давайте сравним схемы.
(Одинаковое количество звуков и слогов.)
- А теперь давайте произведем замену звуков буквами.
( У доски ученик составляет)
МЕЛ МЕЛ
-Прочитайте. Что получилось? Почему разные слова, а читаются одинаково?
- Подумайте, что нужно сделать, чтобы согласный звук стал мягким?
Можем ли мы добавить гласные – показатели мягкости?
(Нет, появится новый звук.)
Как быть?
(Нужно найти букву мягкий знак. Ставим букву и читаем слова.)
- Какую же работу выполнил мягкий знак?
(Обозначил мягкость согласного звука.)
- Давайте посчитаем в словах звуки и буквы.
-Что еще можно сказать о мягком знаке?
(Не имеет звука.)
Делаем вывод о новой букве.
Найдите эту букву в нашем алфавите. Почему нет картинки? На что похожа буква?
Упражнение в чтении звуков с мягким знаком
сь зь
ть рь
ль нь
вь дь
Физминутка
Игра «Мягкий - твердый»
( Учитель называет слова, дети слушают. Если услышали звук согласный мягкий – хлопок руками над головой, если в слове звуки твердые, то руки за спину спрятать.)
Закрепление темы
Работа по «Азбуке».
Чтение слов парами :
голуби – голубь
лебеди – лебедь и т. д.
(Обращается внимание на значение слов и работу мягкого знака в них.)
Придумайте и вы такие пары слов.
Чтение рассказа про лося. Ответы на вопросы учителя.
Упражнение в чтении слов с мягким знаком.
Физминутка
Выполнение задания из учебника.
Работа с календарем (учитель показывает настенный календарь)
- Зачем люди придумали календарь?
Назовите месяцы по порядку.
В названии каких месяцев есть мягкий знак?
Какие бывают календари?
Работа с электронным приложением (смотрим мультфильм)
Какие слова вы услышали с мягким согласным звуком на конце или в середине слова?