Урок чтения 4 «Б» класс.
тема: А. Л. Барто «Сережа учит уроки»
Цели урока: продолжать знакомство с произведением А. Л. Барто
Задачи: 1.расширить представление детей о творчестве А.Л. Барто; совершенствовать навык чтения;
2.развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, научить читать стихотворения выразительно, формировать умение понимать настроение автора; учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл; способствовать развитию интереса к чтению и литературному творчеству;
3. воспитание нравственных качеств воспитывать в детях трудолюбие, аккуратность, добрые чувства.
Тип урока : комплексное применение знаний
Методы : словесный, наглядный, самостоятельная работа, практический
Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа
Оборудование: Выставка книг А.Л. Барто. Портрет А. Л. Барто, стихи детские, игрушки
Ход
. Организационный момент.
Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Эмоциональный настрой на урок, рефлексия:
- Я к вам обращаюсь, товарищи дети, Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями приходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Каждый из нас, начиная с самого раннего детства и до глубоких седин, встречается с книгами: сначала нам читает их мама, потом сами мы берём в руки книгу, став взрослыми, мы будем читать книги своим малышам. Книги рассказывают нам о многом: рабочий читает книги о станках, чтобы научиться лучше управлять ими; врач – о том, как помочь людям стать здоровыми; учитель – как лучше учить. Книги помогают лучше понять окружающую жизнь. Поэтому их нужно читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц.
чтобы хорошо читать, нужно тренироваться.
Давайте разговаривать, и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно!
Речевая разминка
1.Учись отчётливо произносить звуки.
Ма – ма – ма – дома я сама.
Му – му – му – молоко кому?
Мо – мо – мо – едим эскимо.
Мы – мы – мы – прочитали мы.
Ми – ми – ми – поем ноту «ми».
2.Читай без ошибок.
Произноси быстро.
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
3.Восстанови текст.
Н-ш- Т-н- гр-мк- пл-ч-т.
-р-н-л- в р-чк- м-ч-к….
-какие буквы пропущены? (гласные)
-что мы про них знаем? (делают согласную мягкой или твердой, заглавные, строчные)
2.Повторение
-Кто автор этого стихотворения?
-какое стихотворение мы читали дома?
(чтение домашнего стихотворения)
3.Работа по теме.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Агнии Львовны Барто.
- Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Это известная детская поэтесса, чьи стихи знают все. Спросите у любого ребенка любит ли он стихи А.Барто и он ответит: «Да!». Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить.
4. слово об авторе (рассказывают ученики)
1)Агния Львовна родилась в Москве 4 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи А. Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врачНо Агнию Львовну в ту пору манило другое - музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. (ей тогда было всего только 19 лет!) вышла в свет ее первая книжка "Китайчонок Ван Ли и мишка-воришка". Стихи очень понравились читателям.
2)Агния Барто была не только детским автором. В годы Великой Отечественной Войны- она выступала перед бойцами, написала много стихов героических. Выступала по радио в Москве, Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте, как корреспондент "Комсомольской правды". В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Почти 9 лет вела передачу «найти человека». Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.
3)А.Барто часто можно было увидеть среди ребят.Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: "Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное". Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
4)В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. . Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю Но больше всего пишет о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности. Стихи А.Барто переведены на 72 языка и печатаются в разных странах!. Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Именно о нём она создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа
Учитель: А знаете ли вы творчество Агнии Барто? Назовите:
.- Имя мальчика у которого добрая душа? (Вовка)
-. Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? (Любочка)
-"Три очка за:" (старичка);
Я вам зачитываю начало, а вы продолжайте
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.. все равно его не брошу,потому что он хороший
- Идет бычок качается, вздыхает на ходу... ох, доска качается сейчас я упаду.
- Самолет построим сами, понесемся над лесами..понесемся над лесами, а потом вернемся к маме.
- Я люблю свою лошадку, причешу ей шертку гладко.гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
- Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка.со скамейки слезть не мог весь до ниточки промок.
- Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине..кот кататься не привык апрокинул грузовик.
Учитель: Все эти стихи вам читали родители, вы читали их ещё в детском саду, но до сих пор помните эти стихи.
Учитель : Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним стихотворением А. Л. Барто «Сережа учит уроки»
-что значит учит уроки?
-кто учит уроки, где?
Чтение стихотворения учителем
Работа по вопросам
- - узнаете ли вы себя в Сереже?
- или вы по - другому учите уроки? Расскажите как?
- какие слова повторяются в стихотворении, почему?
- можно ли что-нибудь запомнить, если смотреть в окно, думать о футболе?
Чтение стихотворения учениками.
Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. Но я хотела бы,чтобы вы мне сказали о чём они, или о ком.
«Непослушная кошка»
Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?
Света. Его кошка съела.
Мама. Зачем ты ей позвонила?
Света. Да я не позволила, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твоё дело!»
«Волшебные очки»
Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.
«Вот так защитник»
Чтец. Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно
Я и сам её побью.
«Разведчица»
Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?
Дочь. А меня Вова на разведку прислал
Вопрос: Почему это смешинки? о чём они, или о ком.
Чтения стихотворения самостоятельно учениками.
Написание письма Серёже
Напишите письмо Сереже, в котором вы дадите совет, как нужно учить уроки. И если у нас в классе появится такой Сережа мы дадим ему прочитать письма и он исправится. (написания письма учениками.)
Итог урока.
- с каким произведением мы познакомились?
-чему нас учит это стихотворение? Как мы должны делать уроки?
Домашнее задание. Чтения стихотворения выразительно.
Оценки