kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Буква и звук Ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе Планета знаний 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Буква и звук Ц"»

Урок обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе.

Программа «Планета знаний» автор Т.М.Андрианова

Учитель Крупецая Л.В.


Тема: Звук [ц], буквы Ц ц

Цели: обеспечить условия для ознакомления с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, обозначающими этот звук на письме.

Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ц], как всегда твердого согласного звука; развивать фонематический слух; познакомить с особенностями текста; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; прививать читательский интерес; ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.

Планируемый результат:

Предметные: научатся определять место звука в [ц]в различных словах и сравнивать их звучание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; Составлять тест сказки по его началу.

Личностные: Определяют границы собственного знания и «незнания»; высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами

УУД: регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме; формирование умения слушать друг друга и вступать в диалог.


познавательные: участвуют в процессе говорения и слушания; сравнивают слово с его звуковой схемой;

коммуникативные: выразительно рассказывают сказку, опираясь на иллюстрации; прослеживают логику повествования;

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, компьютерные колонки, презентация;

Электронный учебник

Учебник стр. 95

РТ стр 43

карточки в тренировочных тетрадях








Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент.

Создание благоприятных условий для изучения новой темы

Эмоциональный настрой на урок

- Прозвенел и смолк звонок.

-Дети, всё у вас в порядке?

-Хочу вам пожелать удачи!


- Начинается урок!

- Книжки, ручки и тетрадки!

- Вместе мы сможем решить любую задачу!

Постановка учебной задачи.

Цель:

актуализация известных знаний,

составление плана работы











Вывод:

Звук [Ц]-согласный, глухой, твёрдый



Побуждающий диалог:

(формулирование учебной задачи вместе с учителем)

- Рассмотрите внимательно ленту и назовите предметы, которые видите на ней?

-Как вы считаете, к какой русской народной сказке относятся эти предметы?


- Какой одинаковый звук мы слышим в данных словах?

- В какой части слова находится новый особенный звук? Произносим несколько раз.

- Какой буквой обозначают данный звук на письме? Посмотрите, как она выглядит.


- Дайте характеристику звука [Ц]





- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока, закончив предложение.

- Давайте поставим задачу урока.

- Наметьте план урока?

Внимательно рассматривают иллюстрации на ленте

Называют сказку «Царевна – лягушка»

Произносят слова «царевна-лягушка», «царевна», «цепь»


В начале слова


Буква «Це» (демонстрация данной буквы на ленте и доске)


Дают характеристику звуку с опорой на ленту букв

Звук [Ц ]-согласный, глухой, твёрдый


С опорой на начало предложения заканчивают и формулируют название темы урока, ставят задачу на урок и планируют работу с опорой на страницу учебника.

Открытие нового знания.

Установление новых знаний


ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный







Вывод:

Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово



















Вывод:

Выявили лексическое значение слов





























Вывод:

Соединяем иллюстрацию с текстом


Первичное закрепление знаний

Цель

:роль новых слов для понимания сюжета сказки













ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями.




стр 88 - 89












ВЫВОД:

Иллюстрации соответствуют тексту «Спутник букваря»

Самостоятельное чтение

и система вопросов коллективного наблюдения.

  • 1.Работа со словами в столбиках.

  1. ПЕРВЫЙ СТОЛБИК:

- Прочитайте самостоятельно слова первого столбика, подготовьтесь к чтению вслух.

- Какие два слова обозначают одного человека или Что можно сказать о словах ЦАРЬ и ОТЕЦ?

- Где находится особенная буква в словах?

- Как вы считаете, какое слово в данном столбике может быть лишним, почему?




- Какая гласная буква стоит после буквы Ц? На что она указывает?

- Давайте рассмотрим схему к данному слову. Прочитайте её. [Ц]

ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный.




2.ВТОРОЙ СТОЛБИК:

-Посмотрите на слова 2 столбика, что особенного увидели? Чем отличаются? Прочитайте и подготовьтесь к чтению.



- Что обозначает первое слово? Второе?


- Кого можно назвать удальцом?



3.ТРЕТИЙ СТОЛБИК

- Внимательно прочитайте слова третьего столбика. Подготовьтесь к чтению вслух.

- Что общего в словах этого столбика?



- Какие два слова этого столбика можно объединить? Почему?



-Подумайте, к какому слову второго столбика можно отнести слово «красавец»? Почему?

- Какие слова можно объединить в тему «семья»?

- А если бы у царя был сын, как его называли, жену?

-Кто использовал данные слова в устной речи?





- Попробуйте восстановить эпизоды сказки, используя данные слова.










4.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

- Найдите столбик, в котором все слова обозначают одушевлённый предмет мужского рода.

-Давайте подготовимся к чтению. Нужно прочитать два слова на одном дыхании, три слова.





Фронтальная работа по обсуждению


1.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

-Кого вы видите на станицах учебника?

-Почему они необычно и странно одеты?

-Рассмотрите царя и скажите, каким нам его показал художник?

-Что можно сказать о царевиче?



-Возможно, почему героев так показал художник, мы узнаем из текста.




2.РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Анализирующее коллективное наблюдение (проблемно-диалогическая технология)

-Что видите, между иллюстрациями?

- Почему это текст? Какой это текст?


  • Первичное чтение отрывка из сказки (текста) вслух стр 93

Подводящий диалог:

- Кто главная героиня сказки? Имя состоит из двух слов.

-От какого имени образовалось женское имя героини?


-А вы знаете, что имя Василиса означает «царственная, способная к превращениям». Перечитайте первое предложение и найдите доказательства её способности к превращениям.




-Каким качеством наделил её народ? Почему её называют ПРЕМУДРОЙ? (приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень, заменить словом ОЧЕНЬ)



- Что сказано о внешнем виде?


- Для чего она звала мамок, нянек?

- Какие задания давала Василиса Премудрая?


ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями.



- Смогли ли мы найти ответ, почему герои в такой позе? Есть ли ответ в данном тексте?



ФИЗМИНУТКА

Под музыку учитель читает отрывок из «Спутника Букваря».стр 88 - 89

Побуждающий диалог(проблемно-диалогическая технология)

-А вот, что ответил царь – отец младшему сыну, вы узнаете, прочитав дальше самостоятельно отрывок.


Чтение отрывка по сказке из «Спутника букваря» стр 88 абзац 3

- Но сначала прочитайте слово (словарная разминка, лексическая работа со словом)

на доске И-ЗУ-КРА-ШЕН-НУ-Ю. Что означает данное слово?

-Чем украшена рубашка? (работа со старословянскими словами и их значениями: злато – золото)

- Почему авторы сказки говорят не украшенная, а изукрашенная?

- Почему нельзя сказать по-другому об узорах?

- Какие были узоры?

- Кто может быть хитрым? (ЧЕЛОВЕК, ЖИВОТНОЕ)


Самостоятельное прочтение столбиков слов.


Обозначают одного человека


В начале и конце слова

Лишнее «ЦЕПИ» т.к. неодушевленный предмет множественное число \\ или отец буква Ц стоит в конце слова

Гласная Е – обозначает мягкость согласного звука

Работают со схемой


ВЫВОД: особенный звук, всегда твёрдый, глухой, не имеет пару по звонкости





На конце согласный звук [Ц],

буква Ц

Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово


Молодой человек, похвала за что-либо,

Храброго, быстрого, отважного человека



Читают внимательно слова


Ударения во всех словах падает на второй слог.

Царевна, красавица – можно объединить в группу, т.к женского рода

Красавец и молодец - можно объединить в группу


Семья- царь, царевна (сын- \царевич, жена – царица)

Народ для создания сказаний, сказочники, писатели


Восстанавливают эпизоды сказки, в которых могли звучать данные слова:

-у одного царя было три сына

-сыновья поклонились в пояс...

-Здравствуй, добрый молодец!.

-дуб стоит, а на неё на цепях сундук…





Читают слова третьего столбика, готовятся к работе с текстом.







Героев сказки, которые одеты в платья того времени.

Его поза, лицо, руки говорят о том, что царь удивлен

Царевич – удивление, испуг, страх обо всем говорят руки, глаза, мнет в руках шапку.








Отрывок из сказки-текста (многоточие в начале и конце текста, абзацы, есть реплика)





Василиса Премудрая

Женское имя образовалось от мужского имени Василий.

Знакомятся со значением имени. «царственная, способная к превращениям».

Находят слова-действия: лягушка прыгнула, сбросила, обернулась


Была очень мудрой. Говорят о составе данного слова, приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень


Такая красавица, что и в сказке не расскажешь.

Оказали помощь

Испечь хлеб, сшить рубашку, выткать ковер.





Ответ не найден





Продолжают знакомство с текстом отрывком «Спутник букваря»

Закрыв глаза, внимательно слушают чтение учителя.



Самостоятельная работа с текстом



Очень красивое (корень -краш-)


Старославянский язык. Златом - серебром \ золотом


Не простые, а хитрые узоры

1.Самоконтроль по технике чтения (текст состоит из 21 слова, замер по часам)

2. Поведение результатов чтения








Этап:

Использование полученных знаний


Вывод:

Чтобы понять какой человек, должно пройти время. Сразу нельзя сказать и дать оценку человеку

Говорят в сказках ложь да в ней намёк добрым молодцам урок

- чему научит нас сказка?

-Какой предстала главная героиня в начале сказки?

-А в конце сказке?


РАБОТА С ПОСЛОВИЦЕЙ.

Фронтальная дискуссия

слово

- Прочитайте пословицу

-Как вы понимаете это выражение?

Трудолюбию, веры в прекрасное, не отступать от поставленной цели







Делают вывод

Чтобы понять какой человек на самом деле, должно пройти время. Сразу нельзя сказать и дать оценку человеку

Самостоятельная работа.


Цель:

чтение текста с новой буквой., звуко-буквенный анализ








Вывод:

Буква Ц может быть в начале, конце и середине слова

Самостоятельное чтение и

Анализирующее коллективное наблюдение

Чтение стихотворения, «Букварь», стр.93


-С каким текстом будем работать? Почему?


-Прочитайте стихотворение.


- Где встречается в словах особенная буква «ЦЕ»?



- Какие предметы вы видите? Назовите.



- Какое задание вы можете предложить?



Овца перец гусеница



заяц огурец цапля


- Какой одинаковый особенный звук в каждом слове?

- Используя звуковую схему слова, назовите слова с мягкими согласными звуками.

- Стихотворение, пишут каждую строку с большой буквы, есть рифма.

-Читают строки на одном дыхании.




-отвечают на поставленный вопрос словами из стихотворения.


- Дети называют предметы, на доску вывешиваются картинки.


- Выполняют звуковую схему выбранного слова.





1.Самопроверка и самоконтроль выполненной работы.

2. итог проверки

Группируют картинки с опорой на схему в файловые кармашки (зеленый и синий)

оценивание деятельности, фиксация результатов

Подводящий диалог:

- С какой особенной буквой и звуком мы познакомились?

- В чем особенность данного звука?

- Есть ли ещё такие же особенные буквы на ленте букв?

- Давайте вернемся к столбикам и попробуем найти слово, которое поможет охарактеризовать нашу работу на уроке.


- Закончите предложение:

МНЕ СЕГОДНЯ УДАЛОСЬ….

Я МОГУ СЕБЯ ПОХВАЛИТЬ,,,,

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО …

МНЕ БЫЛО ТРУДНО….

Я ХОЧУ СКАЗАТЬ СПАСИБО …..

-Я благодарю Вас за урок.

С буквой «Це»


Всегда твердый, глухой звук[ж][ш], буквы «Же» и «Ша»


2 столбик, МОЛОДЕЦ.

Я молодец…..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Буква и звук Ц"

Автор: Крупецкая Людмила Васильевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обучения грамоте. Тема урока:  «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова») "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-uroka-glasnyie-zvuki-i-bukvy-umk-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "172882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423895300"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukva-io-zvuki-bukvy-io-napisaniie-sloghov-i-slov-s-bukvoi-io"
    ["file_id"] => string(6) "252187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "План-конспект урока "Буква И и, звук [и]""
    ["seo_title"] => string(36) "plan_konspekt_uroka_bukva_i_i_zvuk_i"
    ["file_id"] => string(6) "520546"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569171397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  в 1 классе.Тема урока:"Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-v-1-klassie-tiema-uroka-bukvy-n-n-oboznachaiushchiie-soghlasnyie-zvuki-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "214452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432309228"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока: Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м."
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-soghlasnyie-zvuki-m-m-bukvy-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "253248"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447569463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства