Постановка учебной задачи. Цель: актуализация известных знаний, составление плана работы Вывод: Звук [Ц]-согласный, глухой, твёрдый | Побуждающий диалог: (формулирование учебной задачи вместе с учителем) - Рассмотрите внимательно ленту и назовите предметы, которые видите на ней? -Как вы считаете, к какой русской народной сказке относятся эти предметы? - Какой одинаковый звук мы слышим в данных словах? - В какой части слова находится новый особенный звук? Произносим несколько раз. - Какой буквой обозначают данный звук на письме? Посмотрите, как она выглядит. - Дайте характеристику звука [Ц] - А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока, закончив предложение. - Давайте поставим задачу урока. - Наметьте план урока? | Внимательно рассматривают иллюстрации на ленте Называют сказку «Царевна – лягушка» Произносят слова «царевна-лягушка», «царевна», «цепь» В начале слова Буква «Це» (демонстрация данной буквы на ленте и доске) Дают характеристику звуку с опорой на ленту букв Звук [Ц ]-согласный, глухой, твёрдый С опорой на начало предложения заканчивают и формулируют название темы урока, ставят задачу на урок и планируют работу с опорой на страницу учебника. |
Открытие нового знания. Установление новых знаний ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный Вывод: Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово Вывод: Выявили лексическое значение слов Вывод: Соединяем иллюстрацию с текстом Первичное закрепление знаний Цель :роль новых слов для понимания сюжета сказки ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями. стр 88 - 89 ВЫВОД: Иллюстрации соответствуют тексту «Спутник букваря» | Самостоятельное чтение и система вопросов коллективного наблюдения. ПЕРВЫЙ СТОЛБИК: - Прочитайте самостоятельно слова первого столбика, подготовьтесь к чтению вслух. - Какие два слова обозначают одного человека или Что можно сказать о словах ЦАРЬ и ОТЕЦ? - Где находится особенная буква в словах? - Как вы считаете, какое слово в данном столбике может быть лишним, почему? - Какая гласная буква стоит после буквы Ц? На что она указывает? - Давайте рассмотрим схему к данному слову. Прочитайте её. [Ц] ВЫВОД: Особенный звук, т.к. всегда твёрдый, глухой, непарный. 2.ВТОРОЙ СТОЛБИК: -Посмотрите на слова 2 столбика, что особенного увидели? Чем отличаются? Прочитайте и подготовьтесь к чтению. - Что обозначает первое слово? Второе? - Кого можно назвать удальцом? 3.ТРЕТИЙ СТОЛБИК - Внимательно прочитайте слова третьего столбика. Подготовьтесь к чтению вслух. - Что общего в словах этого столбика? - Какие два слова этого столбика можно объединить? Почему? -Подумайте, к какому слову второго столбика можно отнести слово «красавец»? Почему? - Какие слова можно объединить в тему «семья»? - А если бы у царя был сын, как его называли, жену? -Кто использовал данные слова в устной речи? - Попробуйте восстановить эпизоды сказки, используя данные слова. 4.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - Найдите столбик, в котором все слова обозначают одушевлённый предмет мужского рода. -Давайте подготовимся к чтению. Нужно прочитать два слова на одном дыхании, три слова. Фронтальная работа по обсуждению 1.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ -Кого вы видите на станицах учебника? -Почему они необычно и странно одеты? -Рассмотрите царя и скажите, каким нам его показал художник? -Что можно сказать о царевиче? -Возможно, почему героев так показал художник, мы узнаем из текста. 2.РАБОТА С ТЕКСТОМ. Анализирующее коллективное наблюдение (проблемно-диалогическая технология) -Что видите, между иллюстрациями? - Почему это текст? Какой это текст? Подводящий диалог: - Кто главная героиня сказки? Имя состоит из двух слов. -От какого имени образовалось женское имя героини? -А вы знаете, что имя Василиса означает «царственная, способная к превращениям». Перечитайте первое предложение и найдите доказательства её способности к превращениям. -Каким качеством наделил её народ? Почему её называют ПРЕМУДРОЙ? (приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень, заменить словом ОЧЕНЬ) - Что сказано о внешнем виде? - Для чего она звала мамок, нянек? - Какие задания давала Василиса Премудрая? ВЫВОД: Василиса Премудрая была трудолюбива, помогала справиться Ивану-царевичу со всеми заданиями. - Смогли ли мы найти ответ, почему герои в такой позе? Есть ли ответ в данном тексте? ФИЗМИНУТКА Под музыку учитель читает отрывок из «Спутника Букваря».стр 88 - 89 Побуждающий диалог(проблемно-диалогическая технология) -А вот, что ответил царь – отец младшему сыну, вы узнаете, прочитав дальше самостоятельно отрывок. Чтение отрывка по сказке из «Спутника букваря» стр 88 абзац 3 - Но сначала прочитайте слово (словарная разминка, лексическая работа со словом) на доске И-ЗУ-КРА-ШЕН-НУ-Ю. Что означает данное слово? -Чем украшена рубашка? (работа со старословянскими словами и их значениями: злато – золото) - Почему авторы сказки говорят не украшенная, а изукрашенная? - Почему нельзя сказать по-другому об узорах? - Какие были узоры? - Кто может быть хитрым? (ЧЕЛОВЕК, ЖИВОТНОЕ) | Самостоятельное прочтение столбиков слов. Обозначают одного человека В начале и конце слова Лишнее «ЦЕПИ» т.к. неодушевленный предмет множественное число \\ или отец буква Ц стоит в конце слова Гласная Е – обозначает мягкость согласного звука Работают со схемой ВЫВОД: особенный звук, всегда твёрдый, глухой, не имеет пару по звонкости На конце согласный звук [Ц], буква Ц Два слова пишутся одинаково, но ударение изменило слово Молодой человек, похвала за что-либо, Храброго, быстрого, отважного человека Читают внимательно слова Ударения во всех словах падает на второй слог. Царевна, красавица – можно объединить в группу, т.к женского рода Красавец и молодец - можно объединить в группу Семья- царь, царевна (сын- \царевич, жена – царица) Народ для создания сказаний, сказочники, писатели Восстанавливают эпизоды сказки, в которых могли звучать данные слова: -у одного царя было три сына -сыновья поклонились в пояс... -Здравствуй, добрый молодец!. -дуб стоит, а на неё на цепях сундук… Читают слова третьего столбика, готовятся к работе с текстом. Героев сказки, которые одеты в платья того времени. Его поза, лицо, руки говорят о том, что царь удивлен Царевич – удивление, испуг, страх обо всем говорят руки, глаза, мнет в руках шапку. Отрывок из сказки-текста (многоточие в начале и конце текста, абзацы, есть реплика) Василиса Премудрая Женское имя образовалось от мужского имени Василий. Знакомятся со значением имени. «царственная, способная к превращениям». Находят слова-действия: лягушка прыгнула, сбросила, обернулась Была очень мудрой. Говорят о составе данного слова, приставка ПРЕ- обозначает превосходную степень Такая красавица, что и в сказке не расскажешь. Оказали помощь Испечь хлеб, сшить рубашку, выткать ковер. Ответ не найден Продолжают знакомство с текстом отрывком «Спутник букваря» Закрыв глаза, внимательно слушают чтение учителя. Самостоятельная работа с текстом Очень красивое (корень -краш-) Старославянский язык. Златом - серебром \ золотом Не простые, а хитрые узоры 1.Самоконтроль по технике чтения (текст состоит из 21 слова, замер по часам) 2. Поведение результатов чтения |