Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения. Басни И.А. Крылова. 4 класс »
МБОУ Красносадовская СОШ
Открытый урок внеклассного чтения
Тема: «Басни И.А. Крылова»
4 Б класс
Учитель: Савченко И.В.
Тип урока: обобщение изученного материала
УМК «Планета знаний» под ред. И.А. Петровой
Учебник литературного чтения под ред.Э.Э. Кац
2013 г.
Цель урока:
1. Формирование целостного взгляда на мир и место человека в нем, воспитание человека нравственной и коммуникативной культуры.
Задачи урока:
Продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении; делать обобщающие выводы.
Прививать обучающимся красоту восприятия художественного слова посредством упражнения в выразительном чтении басен.
Познакомить обучающихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»; вспомнить другие изученные ранее.
Создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого обучающегося.
Воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и дружеских отношений в коллективе.
Оборудование к уроку:
учебник «Литературное чтение» под. ред. Э.Э. Кац, 4 класс, изд. АСТ «Астрель» М. 2012,ч.1, с.162; презентация об И.А. Крылове, аудиозапись: чтение басни И.Ильинским «Мартышка и очки»; карточки с отрывками из басен, костюмы и декорации для инсценирования басен.
План – конспект урока:
Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Психологический настрой
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
Сообщение темы и целей урока
-Перед вами выставка книг. Что объединяет все эти книги?
Кто не слыхал его живого слова Кто в жизни с ним не встретился своей Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
-Совершенно верно, все они написаны И.А. Крыловым. Нашим великим баснописцем. Сегодня у нас есть замечательная возможность прикоснуться к творениям этого человека. Сегодня тема нашего урока: «Басни И.А. Крылова». (Презентация).
-Как вы понимаете значение слова «баснописец»?
- Что такое басня?
(Басня – это короткий рассказ, чаще всего стихотворение, в котором есть скрытый смысл).
-Что чаще всего бывает в басне? (Мораль).
- Что такое мораль?
(Мораль – это самое главное, о чем хотел сказать писатель в своем произведении).
-Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?
-С древних времен существовали баснописцы. И И.А. Крылов начал писать басни не с пустого места. У него были хорошие учителя.
-Послушайте о них: Рассказ о древнегреческом баснописце Эзопе и французском баснописце Лафонтене.
-Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.
Эзоп, Др. Греция – Лафонтен, Франция, 17 век – Крылов, Россия, 19 век.
Три великих баснописца: греческий, французский и русский. В наше время интересные басни пишет Сергей Владимирович Михалков.
3. Актуализация опорных знаний
-Что мы знаем об И.А. Крылове.
- В какой семье родился И.А. Крылов?
- Под чьим руководством он получил свое первоначальное образование?
-Какое горе случилось в семье, когда мальчику было 9 лет?
-Как сложилась его дальнейшая судьба?
Что стало главным делом в жизни И.А. Крылова?
-Сколько басен написал И.А. Крылов за свою жизнь?
- Иван Андреевич Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку.
1) Кто обычно является героями басен?
2) Какие недостатки высмеиваются в баснях?
3) Как вы думаете, случайно ли вводит Крылов в действие басен комические эпизоды?
4) Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?
5) А что делает их понятными детям? Презентация продолжается: книги
Задание
Каким вам представляется баснописец? Запишите на листике 1-2 эпитета.
(зачитать).
4.Физкультминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну – ка, ну – ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка
Отдохнула мы слегка.
5. Прослушивание басни «Мартышка и очки» в исполнении И.Ильинского.
- Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной басней И.А. Крылова. Называется она «Мартышка и очки». Обратите внимание на чтение этой басни. Презентация № 2 «Мартышка и очки».
-Как вы думаете, что это написано? (мораль басни).
-Прочитайте внимательно мораль еще раз и попытайтесь мне объяснить, о чем самом главном хотел сказать И.А. Крылов этой басней?
6. Словарная работа:
- Как вы понимаете слово «невежда»? Проверьте себя по Толковому словарю.
- Эта басня прочитана замечательным артистом Ильей Ильинским. Как важно голосом, интонацией уметь передать тот главный скрытый смысл, который заложен автором произведений.
7. Подготовка к инсценированию.
-Сегодня мы тоже с вами попытаемся стать хоть чуть – чуть артистами. А помогут нам в этом басни дедушки Крылова. Много выражения из басен стали «крылатыми выражениями». Мы их употребляем в жизни и не задумываемся над тем, что это точно подметил в своих баснях И.А. Крылов.
Некоторые крылатые выражения нам помогут вспомнить знакомые басни, а некоторые даже оживить.
8. Дыхательная гимнастика
9.Вспоминаем басни
***
«Ах, ты пела, это дело…»
-Из какой басни слова?
-Назовите персонажей басни.
-Что осуждается в басне?
***
« В том, - отвечал сосед, -
Чего в тебе, кум, вовсе нет…»
(Инсценирование).
***
«Когда в товарищах согласья нет…»
-Из какой басни слова?
-Назовите персонажей басни.
-Что осуждается в басне?
***
-«Ну, братец, виноват:
Слона – то я и не приметил».
(Инсценирование).
***
- «На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь»
(Инсценирование).
- Но есть ли в них назидательность, поучительность, свойственная произведениям детской литературы 18 века?
- Действительно она скрыта.
- Для басни характерно иносказание (аллегория). Язык басни – это язык усмешки, намека. Неслучайно художественная речь, в которой много иносказаний, недомолвок, иронии, называют Эзоповским языком
10. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Кто является прародителем этого жанра?
- Развивается ли этот жанр в современной литературе?
- Чем запомнился вам этот урок?
- Спасибо за сотрудничество.
11. Д.з. выполнить проект «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова»