№ | Тема урока. | Дата по плану | Дата факт. | Кол-во часов. | Элементы содержания. | Требования к уровню подготовки учащихся. | Виды контроля. | Домашнее задание. |
Введение ( 1 час). |
1 | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. | | | 1 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги, создатели книги. | Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; Понимать значение книги, её роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; Уметь находить в учебнике необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план. | Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение-вот лучшее учение». Составить план статьи учебника. | |
Устное народное творчество ( 2 часа). |
2 | Русский фольклор. Малые жанры. | | | 1 | Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора. | Знать малые жанры фольклора: пословицы. Поговорки, загадки. Понимать язык произведений устного народного творчества, многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; Уметь отгадывать загадки; давать определения малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки. | Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Rак помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка». | |
3 | Детский фольклор. | | | 1 | Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, считалки, потешки. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылица как игровой жанр фольклора. | Знать жанры детского фольклора; Понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку. | Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку. | |
Русские народные сказки ( 7 часов). |
4 | Сказка как особый жанр фольклора. | | | 1 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок. Народная мудрость сказок. | Знать жанровые особенности , виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки-небылицы, характерные для сказок обороты речи; понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок (народная речь- лексика, ритм, слаженность, напевность), в чём заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей устного народного творчества, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и сказки бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок. | |
5 | Волшебная сказка "Царевна-лягушка". | | | 1 | Художественный мир сказки "Царевна-лягушка", Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой. | Знать, к какому виду сказок относится сказка"Царевна-лягушка"; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры её героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорнрй волшебной сказки (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты); читать волшебную сказку, пересказывать её, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки. | Составление плана "Особенности волшебной сказки". Разгадывание кроссворда "Имя сказочного героя". | |
6 | "Царевна-лягушка"- сказка о мудрости и красоте. | | | 1 | Народная мораль сказки. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Изобразительный характер волшебной сказки. | Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приёмов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приёмах её создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое, формулировать мораль сказки. | Составить план характеристики главных героев. | |
7 | Сказка о животных "Журавль и цапля". | | | 1 | Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки"Журавль и цапля". Животные как герои сказок. | Понимать жанровые особенности сказки о животных. | Анализ сказок по группам: "Жена-спорщица", "Горшок", "Барин и мужик". | |
8 | Бытовая сказка "Солдатская шинель". | | | 1 | Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных. | Понимать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной. | Анализ сказок по группам: "Жена-спорщица", "Горшок", "Барин и мужик". | |
9 | Урок внеклассного чтения. Мои любимые сказки. | | | 1 | Русские народные сказки, собранные для детей Л.Н.Толстым, А.Афанасьевым, В. Аникиным. Русские сказочники. Секреты мастерства. | Понимать, что жанровые особенности сказки помогают сказителям воспроизвести её содержание; уметь определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие- к композиции, сюжету, доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить её с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. | Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам. | |
10 | Урок развития речи. Создание волшебной сказки. | | | 1 | Сюжет, композиция сказки. Сказочные формулы. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение. | Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра. | Написание чернового варианта сказки. | Оформить сказку письменно. |
Из древнерусской литературы ( 1 час). |
11 | "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича". | | | 1 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. "Повесть временных лет" как литературный памятник. "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания. | Знать определение понятия "летопись", понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль "Повести временных лет", одной из её частей "Подвиг отрока..."; уметь коротко передавать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи. | Чтение по ролям. Составление цитатного плана. | |
Из литературы 18 века (1 час). |
12 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. " Случились вместе два астронома в пиру...". | | | 1 | Краткий рассказ о жизни писателя. " Случились вместе два астронома в пиру..." - научные истины в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | Понимать значимость личности М.В. Ломоносова, смыслом жизни которого было "утверждение наук в отечестве"; знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы, литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения, читать выразительно. | Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека? | Подготовить сообщение о Ломоносове, |
Из литературы 19 века (38 часов). |
13 | Русские басни. Басня и её родословная. Басня как литературный жанр. | | | 1 | Жанр басни. Истоки басенного жанра( Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка. | Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий "басня", "мораль", "аллегория","олицетворение", истоки басенного жанра; уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни. объяснять отличие басни от сказки. | Чтение по ролям. Викторина на знание басен И.А.Крылова. | |
14 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня "Волк и ягненок". | | | 1 | Великий баснописец И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Волк о Ягнёнок". | Знать общую картину жизни И.А.Крылова, уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер их поведения. | План рассказа о баснописце. Устное словесное рисование. Какие выражения басни могут использоваться в различных ситуациях? | |
15 | И.А.Крылов. Басни "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом". | | | 1 | Образы животных и их роль в басне. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. | Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов. | Инсценированное чтение. | |
16 | И.А.Крылов. Басня "Волк на псарне". | | | 1 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. "Волк на псарне" как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. | Знать творческую историю басни, понимать её драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев. | Ответить на вопрос:"Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?" Чтение по ролям. | |
17 | Урок внеклассного чтения. Басенный мир И.А.Крылова. | | | 1 | Тематика басен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова. "Бродячие сюжеты" в баснях. Басня прозаическая и поэтическая. Эзопов язык. | Знать основные мотивы творчества Крылова; понимать нравственную оценку автором взаимоотношений людей из разных слоев населения, отношение автора к социальному устройству общества; близость басни к устному народному творчеству, её иносказательный и обобщённый смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования; сравнивать басни прозаические и поэтические. | Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс "Знаете ли вы басни Крылова?" Презентация своих иллюстраций. | |
18 | Урок развития речи. Сочинение басни. | | | 1 | Художественные особенности басни: присутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, чётко сформулированные морали, проявление характеров действующих лиц. | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, использовать олицетворение, аллегорию; понимать, что басня не только эпический. но и сатирический жанр. | Создание басни (черновой вариант). | Оформить басню письменно. |
19 | В.А.Жуковский. "Кубок". | | | 1 | Слово о поэте. Понятие о балладе. История создания баллады "Кубок".Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | Знать сведения о поэте, историю создания баллады, определение понятия "баллада", её жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу. | Чтение по ролям. | Сообщение о поэте. |
20 | В.А.Жуковский сказочник. Сказка "Спящая царевна". | | | 1 | История создания сказки "Спящая царевна". Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная. | Знать историю создания сказки, сюжет и героев; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное. | Составление таблицы "Сходство и различие русской народной сказки и литературной". Доказать, что произведение Жуковского-сказка. | |
21 | А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". борьба добрых и злых сил. | | | 1 | Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. | Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки, понимать систему образов, основные мотивы, уметь отбирать материал для характеристики героев. | Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов. | |
22 | Пушкинская сказка-"прямая наследницы народной". | | | 1 | Фольклорные традиции в сказке А.С.Пушкина. Авторская позиция в сказке. Сказка А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. | Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное. | Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка--"прямая наследницы народной?" Чтение по ролям. Сравнительная характеристика героев. | |
23 | Урок развития речи. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | | | 1 | Стихи и проза. Стихотворная речь и её признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки. | Знать определение понятий ритм, рифма, строфа; понимать отличие речи прозаической от стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы ; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью. | Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме). | |
24 | В.М.Гаршин. Сказка "Attalea Prinseps". | | | 1 | Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки, уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением художника. | Выразительное чтение эпизодов сказки. | |
25 | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка "Снежная королева". | | | 1 | Краткий рассказ о сказочнике, его сказочном мире. Сюжет сказки "Снежная королева". Система образов: Кай и Герда. | Знать: в чём заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки "Снежная королева", особенности её композиции, деление на главы, уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | Связный ответ "История о зеркале тролля, её смысл и роль композиции сказки". Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы. | |
26 | Два мира сказки "Снежная королева". | | | 1 | Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. | Уметь: рассказывать интересные события из жизни Андерсена, называть признаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки, доказывать, используя примеры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопоставляет; давать характеристику героям с опорой на текст, объяснять, какие черты народной сказки использует сказочник; выявлять общее и отличительное при сопоставлении сказки Андерсена со сказкой Пушкина. | Пересказ "Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?" Составление схемы путешествия Герды в поисках Кая. | |
27 | Урок внеклассного чтения. Писатели- сказочники и их герои. | | | 1 | "Бродячие сюжеты" сказок. Любимые страницы русских и зарубежных сказок. | Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет "бродячий", объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов). | Комментирование прочитанных сказок, устное словесное рисование, выразительное чтение. | |
28 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне". | | | 1 | Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение "Няне"-поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы. | Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. выразительное чтение. | |
29 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение "Бородино". История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. | | | 1 | М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. Историческая основа стихотворения. сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. | Знать: отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения, понимать его героическую направленность, отношение автора к родине, уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. | Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. | |
30 | Образ простого солдата-защитника Родины в стихотворении "Бородино". | | | 1 | Стихотворение М.Ю.Лермонтова- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата-участника битвы. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. | Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателя, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного в речевом и образном строе стихотворения, при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий. | Устное словесное рисование, комментирование художественного текста. | |
31 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести "Заколдованное место". | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"."Заколдованное место"-повесть, завершающая "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сюжет. Отражение народных обычаев. | Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки",сюжет повести "Заколдованное место", представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставлять свои впечатления и изображённое на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения. | Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы "Язык повести", плана повести. | |
32 | Реальное и фантастическое в сюжете повести. | | | 1 | Поэтизация народной жизни в повести Н.В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного. Живописность языка гоголевской прозы. понятие о фантастике. | Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное. | Составление таблицы "Способы достижения юмористического эффекта в повести". Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести? | |
33 | Урок внеклассного чтения. Урок -презентация повестей сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". | | | 1 | Обзор содержания повестей "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь", "Пропавшая грамота". Характерные черты повести: сочетание юмора и лиризма, реальности и фантастики. | Знать, какие ещё повести входят в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды. | Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи (повесть "Ночь перед Рождеством"). Пересказ смешных эпизодов из повести "Майская ночь, или Утопленница". | |
34 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. | | | 1 | Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; теоретико-литературные понятия: сравнение, гипербола, метафора, звукопись, фантастика, юмор, стихотворная и прозаическая речь, роды литературы. | Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий, уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении при выборе ответа. | Тест. | |
35 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение "На Волге". | | | 1 | Краткий рассказ о поэте. Стихотворение "На Волге". Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие "эпитет" (развитие представления). | Знать биографические сведения о поэте, содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Н.А.Некрасов, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина "Бурлаки на Волге". | Выразительное чтение. | |
36 | Мир детства в стихотворении "Крестьянские дети". | | | 1 | Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства- короткая пора в жизни крестьянина. | Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями. | Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом. Первоначально | |
37 | А.В.Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение "Песня пахаря". | | | 1 | Драматизм судьбы и цельность души поэта. Стихотворение "Песня пахаря"-поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. | Знать сведения из биографии А.Кольцова, содержание его стихотворения, понимать идею произведения, уметь объяснить, как стихотворение становится песней, передать в ходе выразительного чтения настроение автора. | Выразительное чтение. | |
38 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму". | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. Реальная основа рассказа "Муму". | Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; | Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. | |
39 | И.С.Тургенев. "Муму". Быт и нравы крепостной России в рассказе. | | | 1 | Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа. | Понимать значение понятий "крепостное право", "крепостничество",сюжет рассказа, уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников. | Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? | |
40 | Герасим- "самое замечательное лицо" в рассказе. Герасим и его окружение. | | | 1 | Духовные и нравственные качества Герасима. нравственное превосходство Герасима над окружением. Литературный герой. | Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя. | Пересказ эпизода "Муму в доме барыни". Чтение диалогов. Художественный пересказ "Пропажа Муму и её поиски Герасимом". Составление плана характеристики литературного героя. | |
41 | Герасим и Муму. Счастливый год. | | | 1 | Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. | Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму. | Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется "Муму"? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму. | |
42 | Авторская позиция и способы её выражения в рассказе"Муму". Подготовка к сочинению. | | | 1 | Сострадание к герою. Тургенев- мастер портрета и пейзажа. сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое. | Знать определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь ими оперировать в собственной речи, определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к главному герою, к его окружению, сравнивать главного героя с другими персонажами. | Составление плана характеристики литературного героя. Ответить на вопрос: какую роль в создании характера Герасима играют портрет, интерьер, пейзаж? Подготовка к написанию сочинения. | |
43 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение "Весенний дождь". | | | 1 | Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворении "Весенний дождь". воплощение красоты жизни. | Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояния природы; понимать авторское отношение к природе. | Выразительное чтение. | |
44 | Ф.И.Тютчев-великолепный певец природы. | | | 1 | Слово о поэте. Стихотворения Тютчева о временах года. Музыка стиха. | Знать биографические сведения о Тютчеве, понимать выраженное в стихотворении настроение поэта и его мироощущение; уметь объяснять, что природа для Тютчева-живое, возвышенное существо, слышать музыку стиха, сопоставлять произведения разных видов искусств о природе, определять изобразительные средства. | Анализ стихотворения. | |
45 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль "Кавказский пленник". Сюжет рассказа. | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа "Кавказский пленник". Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа "Кавказский пленник", ; определение понятий:"рассказ-быль", "сюжет", "фабула", "литературный герой"; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого. | Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения. | |
46 | Странная дружба Жилина и Костылина. | | | 1 | Изображение внутреннего мира ребёнка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. | Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л.Толстого. | Ответить на вопросы: почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины. | |
47 | Два пленника: Жилин и Костылин. | | | 1 | Сравнительная характеристика героев. Приём контраста при создании характеров героев. нравственные ценности в рассказе. | Знать понятия "герой", "сопоставление", "противопоставление",; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя. | Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода "Неудавшийся побег". Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина? | |
48 | Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения. | | | 1 | Речевая характеристика персонажей и отражение в ней особенностей их характера и взглядов на жизнь и судьбу. Пейзаж глазами героя. | Понимать простоту и динамику языка "Кавказского пленника"; сдержанную эмоциональность "внутренней" речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы; исследовательская: анализ художественного текста. | Ответить на вопросы: в чём своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживание героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением? | |
49 | А.П.Чехов. Слово о писателе. "Хирургия". | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. "Хирургия" как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе. | Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях, ; понимать, на чём основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создаёт юмористические ситуации. | Чтение по ролям. | |
50 | Урок внеклассного чтения. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | | | 1 | Особенности юмористических рассказов А.П.Чехова. Приёмы создания комического в рассказах Чехова. | Уметь определять такие приёмы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь весёлый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи. | Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование. | |
Из литературы 20 века ( 13 часов). |
51 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ "Косцы". Человек и природа в рассказе. | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. Рассказ "Косцы" как поэтическое воспоминание о Родине. | Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа "Косцы", понимать авторское отношение к описываемым событиям, уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, сто их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне. | Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? | |
52 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. "В дурном обществе".Описание городка Княжье-Вено. Вася и его отец. | | | 1 | Сведения о биографии В.Г.Короленко. События жизни писателя, нашедшие отражение в повести "В дурном обществе". Образ серого города и его роль в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына. | Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребёнка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества. | Комментированное чтение главы "Я и мой отец". Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование "Вася и судья на скамейке". | |
53 | Контраст судеб героев в повести "В дурном обществе". Счастье дружбы в повести Короленко. | | | 1 | Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень- символический образ мира. Особенности портрета и пейзажа в повести. Композиция литературного произведения. | Знать определение понятия "композиция"; уметь объяснять роль противопоставления образов повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения. | Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с "детьми подземелья" оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья? | |
54 | Анализ эпизода из повести В.Г. Короленко "В дурном обществе". | | | 1 | Границы эпизода. Его место в повести "Дети подземелья". Роль в структуре произведения.. | Уметь определить границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении. | Анализ эпизода. | |
55 | С.А.Есенин. слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина. | | | 1 | Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение родины и родной природы в стихотворениях "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями". Своеобразие языка есенинской лирики. | Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом- размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения. | Выразительное чтение. | |
56 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ "Заячьи лапы". | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе "Заячьи лапы". | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, понимать взаимоотношения героев, уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображённых в рассказе. | Пересказ, устное словесное рисование. | |
57 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев". | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки "Двенадцать месяцев". Драма как род литературы. Первая картина сказки: знакомство с героями пьесы. | Знать автора, факты его жизни, определение понятия "драма", понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки; уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение. | Чтение по ролям. Устное словесное рисование. | |
58 | Анализ картины "Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами". | | | 1 | Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака. | Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, её связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками, со "Снежной королевой" Г.Х.Андерсена. | Устное словесное рисование. Инсценирование. | |
59 | А.П.Платонов. слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе "Никита". | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. Тема рассказа "Никита". Мир глазами ребёнка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика. | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазёра Никиты, фантастический мир детской души. | Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? | |
60 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. "Васюткино озеро". Сюжет рассказа, его герои. | | | 1 | В.П.Астафьев- русский писатель, "сопричастный всему великому и живому. Автобиографичность рассказа "Васюткино озеро". Поэзия детства и поэзия природы в рассказе. | Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа "Васюткино озеро", его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы. | Пересказ истории с глухарём. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота "Игарец". | |
61 | Человек и природа в рассказе. | | | 1 | Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и её удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы. | Понимать отношение Васютки к окружающему его миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому. | Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и "Тайга...тайга...без конца..." Чем различаются два описания и в чём причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода "Первая ночь в лесу". Составление лексического ряда , раскрывающего смену чувств и мыслей героя. | |
62-63 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. | | | 2 | Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Н.М.Рубцов "Родная деревня", И.А.Бунин "Помню- долгий зимний вечер". | Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать своё настроение, уметь определять их роль. | Устное словесное рисование. Выразительное чтение. | |
Из зарубежной литературы (5 часов ). |
64 | Р.Л.Стивенсон. Баллада "Вересковый мёд". | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады "Вересковый мёд" во имя сохранения традиций предков. Баллада. | Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; понимать, какие черты характера прославляет автор, находить признаки жанра баллады в "Вересковом мёде" Р.Л.Стивенсона. | Выразительное чтение. | |
65 | Марк Твен. Слово о писателе. "Приключение Тома Сойера". Жизнь и заботы Тома Сойера. | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. | Знать автора, факты его жизни, сюжет романа; понимать время и место действия, уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе; уметь сопоставлять текст с иллюстрацией художника. | Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ глав 12, 21. Инсценирование эпизодов "Том и тетя Полли", "Том- маляр". | |
66-67 | Том Сойер и его друзья. | | | 2 | Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена. | Уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности. | Пересказ эпизода, сравнение Тома и Сида в эпизоде. Анализ сцены "В пещере". | |
68 | Дж. Лондон. Трудная, но интересная жизнь. "Сказание о Кише". | | | 1 | Краткий рассказ о писателе. Детские впечатления. "Сказание о Кише"- повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика- опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; уметь объяснять, почему Дж. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой. | Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов. | |