kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС ( 68 ЧАСОВ).

Тема урока.

Дата по плану

Дата факт.

Кол-во часов.

Элементы содержания.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Виды контроля.

Домашнее задание.

Введение ( 1 час).

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга  художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги, создатели книги.

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги;

Понимать значение книги, её роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок;

Уметь находить в учебнике необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план.

Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение-вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.

Устное народное творчество ( 2 часа).

2

Русский фольклор. Малые жанры.

1

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора.

Знать малые жанры фольклора: пословицы. Поговорки, загадки.

Понимать язык произведений устного народного творчества, многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический;

Уметь отгадывать загадки; давать определения малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Rак помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка».

3

Детский фольклор.

1

Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, считалки, потешки. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылица как игровой жанр фольклора.

Знать жанры детского фольклора;

Понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность  конкретного текста к определенному  жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку.

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку.

Русские народные сказки ( 7 часов).

4

Сказка как особый жанр фольклора.

1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые.  Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического  в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок. Народная мудрость сказок.

Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки-небылицы, характерные для сказок обороты речи; понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок (народная речь- лексика, ритм, слаженность, напевность), в чём заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей устного народного творчества, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев  с их изображением в живописи и графике.

Определить вид сказки по названию.   Ответить на вопрос: почему  и волшебные сказки, и сказки бытовые  и о  животных называются сказками? Сказывание любимых сказок.

5

Волшебная сказка "Царевна-лягушка".

1

Художественный мир сказки "Царевна-лягушка", Иван царевич, его помощники и противники.  Истинная красота Василисы Премудрой.

Знать, к какому виду сказок относится сказка"Царевна-лягушка"; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры её героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорнрй волшебной сказки (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты); читать волшебную сказку, пересказывать её, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников  с текстом сказки.

Составление плана "Особенности волшебной сказки".  Разгадывание кроссворда "Имя сказочного героя".

6

"Царевна-лягушка"- сказка о мудрости и красоте.

1

Народная мораль сказки. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Изобразительный характер волшебной сказки.

Понимать  тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приёмов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приёмах её создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое, формулировать мораль сказки.

Составить план характеристики главных героев.

7

Сказка о животных "Журавль и цапля".

1

Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки"Журавль и цапля". Животные как герои сказок.

Понимать жанровые особенности сказки о животных.

Анализ сказок по группам: "Жена-спорщица", "Горшок", "Барин и мужик".

8

Бытовая сказка "Солдатская шинель".

1

Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.

Понимать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных  и бытовой сказки от волшебной.

Анализ сказок по группам: "Жена-спорщица", "Горшок", "Барин и мужик".

9

Урок внеклассного чтения.  Мои любимые сказки.

1

Русские народные сказки, собранные для детей Л.Н.Толстым, А.Афанасьевым, В. Аникиным.  Русские сказочники. Секреты мастерства.

Понимать, что жанровые особенности сказки помогают сказителям воспроизвести её содержание; уметь определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие- к композиции, сюжету, доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить её с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа.

Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам.

10

Урок развития речи. Создание волшебной сказки.

1

Сюжет, композиция сказки. Сказочные формулы. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение.

Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра.

Написание чернового варианта сказки.

Оформить сказку письменно.

Из древнерусской литературы ( 1 час).

11

"Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича".

1

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. "Повесть временных лет" как литературный памятник. "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания.

Знать определение понятия "летопись", понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль "Повести временных лет", одной из её частей "Подвиг отрока."; уметь коротко передавать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые  особенности летописи.

Чтение по ролям. Составление цитатного плана.

Из литературы 18 века (1 час).

12

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. " Случились вместе два астронома в пиру.".

1

Краткий рассказ о жизни писателя. " Случились вместе два астронома в пиру." - научные истины в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Понимать значимость личности М.В. Ломоносова, смыслом жизни которого было "утверждение наук в отечестве"; знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы, литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения, читать выразительно.

Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?

Подготовить сообщение о Ломоносове,

Из литературы 19 века (38 часов).

13

Русские басни. Басня и её родословная. Басня как литературный жанр.

1

Жанр басни. Истоки басенного жанра( Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка.

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий "басня", "мораль", "аллегория","олицетворение", истоки басенного жанра; уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни. объяснять отличие басни от сказки.

Чтение  по ролям. Викторина на знание басен И.А.Крылова.

14

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня "Волк и ягненок".

1

Великий баснописец И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Волк о Ягнёнок".

Знать общую картину жизни И.А.Крылова, уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер их поведения.

План рассказа о баснописце. Устное словесное рисование. Какие выражения басни могут использоваться в различных ситуациях?

15

И.А.Крылов. Басни "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом".

1

Образы животных и их роль в басне. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали.

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов.

Инсценированное чтение.

16

И.А.Крылов. Басня "Волк на псарне".

1

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. "Волк на псарне" как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

Знать творческую историю басни, понимать её драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев.

Ответить на вопрос:"Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?" Чтение по ролям.

17

Урок внеклассного чтения. Басенный мир И.А.Крылова.

1

Тематика басен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова. "Бродячие сюжеты" в баснях. Басня прозаическая и поэтическая. Эзопов язык.

Знать  основные мотивы творчества Крылова; понимать нравственную оценку автором взаимоотношений людей из разных слоев населения, отношение автора к социальному устройству общества; близость басни к устному народному творчеству, её иносказательный и обобщённый смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования; сравнивать басни прозаические и поэтические.

Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс "Знаете ли вы басни Крылова?" Презентация своих иллюстраций.

18

Урок развития речи. Сочинение басни.

1

Художественные особенности басни: присутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, чётко сформулированные морали, проявление характеров действующих лиц.

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, использовать олицетворение, аллегорию; понимать, что басня не только эпический. но и сатирический жанр.

Создание басни (черновой вариант).

Оформить басню письменно.

19

В.А.Жуковский. "Кубок".

1

Слово о поэте. Понятие о балладе. История создания баллады "Кубок".Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Знать сведения о поэте, историю создания баллады, определение понятия "баллада", её жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу.

Чтение по ролям.

Сообщение о поэте.

20

В.А.Жуковский сказочник. Сказка "Спящая царевна".

1

История создания сказки "Спящая царевна". Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная.

Знать историю создания сказки, сюжет и героев; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное.

Составление таблицы "Сходство и различие русской народной сказки и литературной". Доказать,  что произведение  Жуковского-сказка.

21

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". борьба добрых и злых сил.

1

Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых  и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке.

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки, понимать систему образов, основные мотивы, уметь отбирать материал для характеристики героев.

Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов.

22

Пушкинская сказка-"прямая наследницы народной".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. »

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС ( 68 ЧАСОВ).

Тема урока.

Дата по плану

Дата факт.

Кол-во часов.

Элементы содержания.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Виды контроля.

Домашнее задание.

Введение ( 1 час).

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.



1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги, создатели книги.

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги;

Понимать значение книги, её роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок;

Уметь находить в учебнике необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план.

Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение-вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.


Устное народное творчество ( 2 часа).

2

Русский фольклор. Малые жанры.



1

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора.

Знать малые жанры фольклора: пословицы. Поговорки, загадки.

Понимать язык произведений устного народного творчества, многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический;

Уметь отгадывать загадки; давать определения малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Rак помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка».


3

Детский фольклор.



1

Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, считалки, потешки. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылица как игровой жанр фольклора.

Знать жанры детского фольклора;

Понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку.

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку.


Русские народные сказки ( 7 часов).

4

Сказка как особый жанр фольклора.



1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок. Народная мудрость сказок.

Знать жанровые особенности , виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки-небылицы, характерные для сказок обороты речи; понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок (народная речь- лексика, ритм, слаженность, напевность), в чём заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей устного народного творчества, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и сказки бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок.


5

Волшебная сказка "Царевна-лягушка".



1

Художественный мир сказки "Царевна-лягушка", Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой.

Знать, к какому виду сказок относится сказка"Царевна-лягушка"; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры её героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорнрй волшебной сказки (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты); читать волшебную сказку, пересказывать её, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки.

Составление плана "Особенности волшебной сказки". Разгадывание кроссворда "Имя сказочного героя".


6

"Царевна-лягушка"- сказка о мудрости и красоте.



1

Народная мораль сказки. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Изобразительный характер волшебной сказки.

Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приёмов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приёмах её создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое, формулировать мораль сказки.

Составить план характеристики главных героев.


7

Сказка о животных "Журавль и цапля".



1

Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки"Журавль и цапля". Животные как герои сказок.

Понимать жанровые особенности сказки о животных.

Анализ сказок по группам: "Жена-спорщица", "Горшок", "Барин и мужик".


8

Бытовая сказка "Солдатская шинель".



1

Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.

Понимать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной.

Анализ сказок по группам: "Жена-спорщица", "Горшок", "Барин и мужик".


9

Урок внеклассного чтения. Мои любимые сказки.



1

Русские народные сказки, собранные для детей Л.Н.Толстым, А.Афанасьевым, В. Аникиным. Русские сказочники. Секреты мастерства.

Понимать, что жанровые особенности сказки помогают сказителям воспроизвести её содержание; уметь определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие- к композиции, сюжету, доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить её с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа.

Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам.


10

Урок развития речи. Создание волшебной сказки.



1

Сюжет, композиция сказки. Сказочные формулы. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение.

Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра.

Написание чернового варианта сказки.

Оформить сказку письменно.

Из древнерусской литературы ( 1 час).

11

"Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича".



1

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. "Повесть временных лет" как литературный памятник. "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания.

Знать определение понятия "летопись", понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль "Повести временных лет", одной из её частей "Подвиг отрока..."; уметь коротко передавать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи.

Чтение по ролям. Составление цитатного плана.


Из литературы 18 века (1 час).

12

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. " Случились вместе два астронома в пиру...".



1

Краткий рассказ о жизни писателя. " Случились вместе два астронома в пиру..." - научные истины в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Понимать значимость личности М.В. Ломоносова, смыслом жизни которого было "утверждение наук в отечестве"; знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы, литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения, читать выразительно.

Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?

Подготовить сообщение о Ломоносове,

Из литературы 19 века (38 часов).

13

Русские басни. Басня и её родословная. Басня как литературный жанр.



1

Жанр басни. Истоки басенного жанра( Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка.

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий "басня", "мораль", "аллегория","олицетворение", истоки басенного жанра; уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни. объяснять отличие басни от сказки.

Чтение по ролям. Викторина на знание басен И.А.Крылова.


14

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня "Волк и ягненок".



1

Великий баснописец И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Волк о Ягнёнок".

Знать общую картину жизни И.А.Крылова, уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер их поведения.

План рассказа о баснописце. Устное словесное рисование. Какие выражения басни могут использоваться в различных ситуациях?


15

И.А.Крылов. Басни "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом".



1

Образы животных и их роль в басне. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали.

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов.

Инсценированное чтение.


16

И.А.Крылов. Басня "Волк на псарне".



1

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. "Волк на псарне" как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

Знать творческую историю басни, понимать её драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев.

Ответить на вопрос:"Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?" Чтение по ролям.


17

Урок внеклассного чтения. Басенный мир И.А.Крылова.



1

Тематика басен И.А.Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова. "Бродячие сюжеты" в баснях. Басня прозаическая и поэтическая. Эзопов язык.

Знать основные мотивы творчества Крылова; понимать нравственную оценку автором взаимоотношений людей из разных слоев населения, отношение автора к социальному устройству общества; близость басни к устному народному творчеству, её иносказательный и обобщённый смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования; сравнивать басни прозаические и поэтические.

Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс "Знаете ли вы басни Крылова?" Презентация своих иллюстраций.


18

Урок развития речи. Сочинение басни.



1

Художественные особенности басни: присутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, чётко сформулированные морали, проявление характеров действующих лиц.

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, использовать олицетворение, аллегорию; понимать, что басня не только эпический. но и сатирический жанр.

Создание басни (черновой вариант).

Оформить басню письменно.

19

В.А.Жуковский. "Кубок".



1

Слово о поэте. Понятие о балладе. История создания баллады "Кубок".Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Знать сведения о поэте, историю создания баллады, определение понятия "баллада", её жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу.

Чтение по ролям.

Сообщение о поэте.

20

В.А.Жуковский сказочник. Сказка "Спящая царевна".



1

История создания сказки "Спящая царевна". Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная.

Знать историю создания сказки, сюжет и героев; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное.

Составление таблицы "Сходство и различие русской народной сказки и литературной". Доказать, что произведение Жуковского-сказка.


21

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". борьба добрых и злых сил.



1

Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке.

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки, понимать систему образов, основные мотивы, уметь отбирать материал для характеристики героев.

Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов.


22

Пушкинская сказка-"прямая наследницы народной".



1

Фольклорные традиции в сказке А.С.Пушкина. Авторская позиция в сказке. Сказка А.С.Пушкина и В.А.Жуковского.

Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное.

Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка--"прямая наследницы народной?" Чтение по ролям. Сравнительная характеристика героев.


23

Урок развития речи. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.



1

Стихи и проза. Стихотворная речь и её признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки.

Знать определение понятий ритм, рифма, строфа; понимать отличие речи прозаической от стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы ; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью.

Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме).


24

В.М.Гаршин. Сказка "Attalea Prinseps".



1

Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки, уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением художника.

Выразительное чтение эпизодов сказки.


25

Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка "Снежная королева".



1

Краткий рассказ о сказочнике, его сказочном мире. Сюжет сказки "Снежная королева". Система образов: Кай и Герда.

Знать: в чём заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; понимать сюжет сказки "Снежная королева", особенности её композиции, деление на главы, уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

Связный ответ "История о зеркале тролля, её смысл и роль композиции сказки". Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы.


26

Два мира сказки "Снежная королева".



1

Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке.

Уметь: рассказывать интересные события из жизни Андерсена, называть признаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки, доказывать, используя примеры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопоставляет; давать характеристику героям с опорой на текст, объяснять, какие черты народной сказки использует сказочник; выявлять общее и отличительное при сопоставлении сказки Андерсена со сказкой Пушкина.

Пересказ "Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?" Составление схемы путешествия Герды в поисках Кая.


27

Урок внеклассного чтения. Писатели- сказочники и их герои.



1

"Бродячие сюжеты" сказок. Любимые страницы русских и зарубежных сказок.

Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет "бродячий", объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов).

Комментирование прочитанных сказок, устное словесное рисование, выразительное чтение.


28

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне".



1

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Стихотворение "Няне"-поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы.

Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. выразительное чтение.


29

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение "Бородино". История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.



1

М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. Историческая основа стихотворения. сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Знать: отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения, понимать его героическую направленность, отношение автора к родине, уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом.


30

Образ простого солдата-защитника Родины в стихотворении "Бородино".



1

Стихотворение М.Ю.Лермонтова- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата-участника битвы. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателя, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного в речевом и образном строе стихотворения, при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий.

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста.


31

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести "Заколдованное место".



1

Краткий рассказ о писателе. История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"."Заколдованное место"-повесть, завершающая "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сюжет. Отражение народных обычаев.

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки",сюжет повести "Заколдованное место", представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставлять свои впечатления и изображённое на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения.

Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы "Язык повести", плана повести.


32

Реальное и фантастическое в сюжете повести.



1

Поэтизация народной жизни в повести Н.В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного. Живописность языка гоголевской прозы. понятие о фантастике.

Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.

Составление таблицы "Способы достижения юмористического эффекта в повести". Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?


33

Урок внеклассного чтения. Урок -презентация повестей сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".



1

Обзор содержания повестей "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь", "Пропавшая грамота". Характерные черты повести: сочетание юмора и лиризма, реальности и фантастики.

Знать, какие ещё повести входят в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды.

Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи (повесть "Ночь перед Рождеством"). Пересказ смешных эпизодов из повести "Майская ночь, или Утопленница".


34

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.



1

Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; теоретико-литературные понятия: сравнение, гипербола, метафора, звукопись, фантастика, юмор, стихотворная и прозаическая речь, роды литературы.

Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий, уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении при выборе ответа.

Тест.


35

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение "На Волге".



1

Краткий рассказ о поэте. Стихотворение "На Волге". Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие "эпитет" (развитие представления).

Знать биографические сведения о поэте, содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Н.А.Некрасов, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина "Бурлаки на Волге".

Выразительное чтение.


36

Мир детства в стихотворении "Крестьянские дети".



1

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства- короткая пора в жизни крестьянина.

Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями.

Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом. Первоначально


37

А.В.Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение "Песня пахаря".



1

Драматизм судьбы и цельность души поэта. Стихотворение "Песня пахаря"-поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.

Знать сведения из биографии А.Кольцова, содержание его стихотворения, понимать идею произведения, уметь объяснить, как стихотворение становится песней, передать в ходе выразительного чтения настроение автора.

Выразительное чтение.


38

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму".



1

Краткий рассказ о писателе. Реальная основа рассказа "Муму".

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа;

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов.


39

И.С.Тургенев. "Муму". Быт и нравы крепостной России в рассказе.



1

Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа.

Понимать значение понятий "крепостное право", "крепостничество",сюжет рассказа, уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников.

Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?


40

Герасим- "самое замечательное лицо" в рассказе. Герасим и его окружение.



1

Духовные и нравственные качества Герасима. нравственное превосходство Герасима над окружением. Литературный герой.

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя.

Пересказ эпизода "Муму в доме барыни". Чтение диалогов. Художественный пересказ "Пропажа Муму и её поиски Герасимом". Составление плана характеристики литературного героя.


41

Герасим и Муму. Счастливый год.



1

Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму.


Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется "Муму"? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму.


42

Авторская позиция и способы её выражения в рассказе"Муму". Подготовка к сочинению.



1

Сострадание к герою. Тургенев- мастер портрета и пейзажа. сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое.

Знать определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь ими оперировать в собственной речи, определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к главному герою, к его окружению, сравнивать главного героя с другими персонажами.

Составление плана характеристики литературного героя. Ответить на вопрос: какую роль в создании характера Герасима играют портрет, интерьер, пейзаж? Подготовка к написанию сочинения.


43

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение "Весенний дождь".



1

Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворении "Весенний дождь". воплощение красоты жизни.

Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояния природы; понимать авторское отношение к природе.

Выразительное чтение.


44

Ф.И.Тютчев-великолепный певец природы.



1

Слово о поэте. Стихотворения Тютчева о временах года. Музыка стиха.

Знать биографические сведения о Тютчеве, понимать выраженное в стихотворении настроение поэта и его мироощущение; уметь объяснять, что природа для Тютчева-живое, возвышенное существо, слышать музыку стиха, сопоставлять произведения разных видов искусств о природе, определять изобразительные средства.

Анализ стихотворения.


45

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль "Кавказский пленник". Сюжет рассказа.



1

Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа "Кавказский пленник". Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа.

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа "Кавказский пленник", ; определение понятий:"рассказ-быль", "сюжет", "фабула", "литературный герой"; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого.

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения.


46

Странная дружба Жилина и Костылина.



1

Изображение внутреннего мира ребёнка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л.Толстого.

Ответить на вопросы: почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины.


47

Два пленника: Жилин и Костылин.



1

Сравнительная характеристика героев. Приём контраста при создании характеров героев. нравственные ценности в рассказе.

Знать понятия "герой", "сопоставление", "противопоставление",; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя.

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода "Неудавшийся побег". Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина?


48

Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.



1

Речевая характеристика персонажей и отражение в ней особенностей их характера и взглядов на жизнь и судьбу. Пейзаж глазами героя.

Понимать простоту и динамику языка "Кавказского пленника"; сдержанную эмоциональность "внутренней" речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы; исследовательская: анализ художественного текста.

Ответить на вопросы: в чём своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживание героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?


49

А.П.Чехов. Слово о писателе. "Хирургия".



1

Краткий рассказ о писателе. "Хирургия" как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе.

Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях, ; понимать, на чём основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создаёт юмористические ситуации.

Чтение по ролям.


50

Урок внеклассного чтения. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.



1

Особенности юмористических рассказов А.П.Чехова. Приёмы создания комического в рассказах Чехова.

Уметь определять такие приёмы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь весёлый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи.

Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование.


Из литературы 20 века ( 13 часов).

51

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ "Косцы". Человек и природа в рассказе.



1

Краткий рассказ о писателе. Рассказ "Косцы" как поэтическое воспоминание о Родине.

Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа "Косцы", понимать авторское отношение к описываемым событиям, уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, сто их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне.

Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?


52

В.Г. Короленко. Слово о писателе. "В дурном обществе".Описание городка Княжье-Вено. Вася и его отец.



1

Сведения о биографии В.Г.Короленко. События жизни писателя, нашедшие отражение в повести "В дурном обществе". Образ серого города и его роль в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына.

Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребёнка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества.

Комментированное чтение главы "Я и мой отец". Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование "Вася и судья на скамейке".


53

Контраст судеб героев в повести "В дурном обществе". Счастье дружбы в повести Короленко.



1

Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень- символический образ мира. Особенности портрета и пейзажа в повести. Композиция литературного произведения.

Знать определение понятия "композиция"; уметь объяснять роль противопоставления образов повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения.

Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с "детьми подземелья" оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?


54

Анализ эпизода из повести В.Г. Короленко "В дурном обществе".



1

Границы эпизода. Его место в повести "Дети подземелья". Роль в структуре произведения..

Уметь определить границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.

Анализ эпизода.


55

С.А.Есенин. слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.



1

Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение родины и родной природы в стихотворениях "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями". Своеобразие языка есенинской лирики.

Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом- размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения.

Выразительное чтение.


56

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ "Заячьи лапы".



1

Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе "Заячьи лапы".

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, понимать взаимоотношения героев, уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображённых в рассказе.

Пересказ, устное словесное рисование.


57

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев".



1

Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки "Двенадцать месяцев". Драма как род литературы. Первая картина сказки: знакомство с героями пьесы.

Знать автора, факты его жизни, определение понятия "драма", понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки; уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение.

Чтение по ролям. Устное словесное рисование.


58

Анализ картины "Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами".



1

Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, её связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками, со "Снежной королевой" Г.Х.Андерсена.

Устное словесное рисование. Инсценирование.


59

А.П.Платонов. слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе "Никита".



1

Краткий рассказ о писателе. Тема рассказа "Никита". Мир глазами ребёнка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика.

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазёра Никиты, фантастический мир детской души.

Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?


60

В.П.Астафьев. Слово о писателе. "Васюткино озеро". Сюжет рассказа, его герои.



1

В.П.Астафьев- русский писатель, "сопричастный всему великому и живому. Автобиографичность рассказа "Васюткино озеро". Поэзия детства и поэзия природы в рассказе.

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа "Васюткино озеро", его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы.

Пересказ истории с глухарём. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота "Игарец".


61

Человек и природа в рассказе.



1

Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и её удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы.

Понимать отношение Васютки к окружающему его миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому.

Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и "Тайга...тайга...без конца..." Чем различаются два описания и в чём причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода "Первая ночь в лесу". Составление лексического ряда , раскрывающего смену чувств и мыслей героя.


62-63

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе.



2

Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Н.М.Рубцов "Родная деревня", И.А.Бунин "Помню- долгий зимний вечер".

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать своё настроение, уметь определять их роль.

Устное словесное рисование. Выразительное чтение.


Из зарубежной литературы (5 часов ).

64

Р.Л.Стивенсон. Баллада "Вересковый мёд".



1

Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады "Вересковый мёд" во имя сохранения традиций предков. Баллада.

Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; понимать, какие черты характера прославляет автор, находить признаки жанра баллады в "Вересковом мёде" Р.Л.Стивенсона.

Выразительное чтение.


65

Марк Твен. Слово о писателе. "Приключение Тома Сойера". Жизнь и заботы Тома Сойера.



1

Краткий рассказ о писателе. время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость.

Знать автора, факты его жизни, сюжет романа; понимать время и место действия, уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе; уметь сопоставлять текст с иллюстрацией художника.

Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ глав 12, 21. Инсценирование эпизодов "Том и тетя Полли", "Том- маляр".


66-67

Том Сойер и его друзья.



2

Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена.

Уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности.

Пересказ эпизода, сравнение Тома и Сида в эпизоде. Анализ сцены "В пещере".


68

Дж. Лондон. Трудная, но интересная жизнь. "Сказание о Кише".



1

Краткий рассказ о писателе. Детские впечатления. "Сказание о Кише"- повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика- опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; уметь объяснять, почему Дж. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой.

Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе.

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 03.08.2015

Номер свидетельства: 224218


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства