“ Мир басен И.А.Крылова”:
Обобщающий урок внеклассного чтения в 5 классе
Задачи урока: обобщить знания пятиклассников по теме “ Басни”; активизировать их познавательную деятельность, создать условия для повышения учебной мотивации; развивать у учащихся навыки выразительного чтения; воспитывать вдумчивого читателя.
Наглядный материал: карточки, иллюстрации к басням, портрет баснописца
Ход урока
Учитель: Более 200 лет прошло со дня рождения великого русского баснописца И.А.Крылова.Но басни его не устарели они продолжают учить новые поколения понимать истинные нравственные ценности.
Учитель читает эпиграф к уроку: “ Люблю, где случай есть пороки пощипать” (И.А.Крылов). Учащиеся по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой объясняют значение слов “пороки” “пощипать”.Далее пятиклассники работают по иллюстрациям к басням И.А.Крылова.
Учитель: Каждая басня имеет своих действующих лиц. Рассмотрим иллюстрации к басням И.А.Крылова и вспомним строчки, которые к ним подходят.
При просмотре басен “Кукушка и Петух учитель обращает внимание на интонацию, выразительность прочтения басен. После работы над выразительностью чтения учащиеся приступают к выполнению разноуровневых заданий.
1 уровень. Герои басен “перепутались”. Попробуйте навести порядок соединив линиями героев одной басни:
Ворона Обезьяна
Стрекоза Ягненок
Зеркало Петух
Волк Лисица
Дуб Моська
Кукушка Свинья
Слон Муравей 2 уровень. Воплощением каких человеческих качеств являются в баснях эти животные?
Лиса- Лев-
Волк- Муравей-
Ягнёнок- Стрекоза-
Свинья- Осёл-
Заяц- Ворона-
3 уровень. Учитель читает отрывок из басни, учащийся продолжает чтение басни наизусть.
В заключение урока учащиеся отвечают на вопросы тестовых заданий по теме <<Басни И.А. Крылова>>.
-
Кто был первым баснописецием?
А) Ж.Лафонтен;
Б) Эзоп;
В)И.А.Крылов.
-
Что лежит в основе басни?
А) олицетворение;
Б) сравнение;
В) аллегория.
3. В какой басне И.А.Крылов воспроизводятся события войны 1812 года?
А) <<Волк и Ягнёнок>>.
Б) <<Квартет>>
В) <<Волк на псарне>>
3) 4. Героями басен И А Крылова были…
А) птицы и животные;
Б) предметы и животные ;
В) предметы, животные и люди
5. Слово << квартет>> обозначает:
А) музыкальное произведение;
Б) группу из 4 человек;
В) ансамбль из 4 музыкантов.
Учитель и ученики подводят итоги урока, делают выводы.
В центре доски расположены портрет И.А.Крылова и изображение памятника великого баснописца, который находится в Санкт-Петербурге. Учитель обращается к учащимся с вопросом: <<За что бы вы преподнесли букет цветов к памятнику И.А.Крылова?>>. Пятиклассники говорят, что они благодарны талантливому баснописцу за точность мысли, мудрость и простоту его прекрасных произведений.