Урок внеклассного чтения во 2-А классе
Тема: "Человек начинается с добра" – по произведениям В.А. Сухомлинского.
Цели: продолжать знакомство с произведениями В.А. Сухомлинского. Развивать способность выражать свои мысли, уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Формировать у детей представление о том, что добрый, чуткий человек всегда помогает другим, уважает, заботится, хорошо относится к родным и друзьям, бережет природу. Учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке. умение слушать и понимать других, умение работать в коллективе. умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, произведения В.А.Сухомлинского, иллюстрации, запись песни «Дорога добра».
Ход урока
І. Организационный момент
1. Приветствие учителя
Очень важно нам, ребята,
Хорошо уметь читать.
А ещё важнее, дети,
Прочитал что – понимать!
Ну, а чтобы всё понять,
Нужно думать, рассуждать,
Быть внимательным, усердным
И друг другу помогать!
2. Беседа с детьми.
- Ребята, давайте прочитаем пословицы, записанные на доске:
- За добро добром платят.
- Добро побеждает зло.
- Кто людям добра желает, тот и сам его добывает.
- Какое слово чаще повторяется в пословицах ? (добро)
- Какого человека можно назвать добрым?
II. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока "Человек начинается с добра"
- Сегодня у нас, ребята, урок необычный. Мы встретимся с героями рассказов В.А. Сухомлинского.
III. Восприятие и осознание учебного материала.
- А что вы знаете о В.А. Сухомлинском?
Имя известного украинского педагога Василия Александровича Сухомлинского вам хорошо известно.
- Какие произведения В.А. Сухомлинского мы уже читали?
- Хочется вам, ребята, добавить, что Василий Александрович проработал 23 года директором Павлышской средней школы в Кировоградской области. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Для вас, ребята, он написал много рассказов, сказок, притч. Его произведения особенные. Они дают информацию к размышлению. В.А. Сухомлинский очень любил детей, очень хотел, чтобы все дети росли чуткими, добрыми, трудолюбивыми, любили и уважали своих родных, людей преклонных лет, друзей, родную землю.
- Послушайте рассказ "Доброе слово" (Чтение рассказа учителем)
- Что случилось с девочкой?
- Что приносили Оле родственники?
- Что принесла бабушка?
- Помогло ли это девочке стать здоровой?
- Так чего Оле не хватало?
Очень часто и в нашем классе тоже не хватает доброго слова в отношениях друг с другом.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
(Дети становятся в круг и говорят друг другу добрые слова)
- Что вы чувствовали, когда слышали в свой адрес комплименты и добрые слова?
- Так давайте чаще говорить друг другу добрые слова.
Физкультминутка под песню: "Добрым быть совсем-совсем не просто"
- Дети, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы своя тема. Прочитайте предложенные вам тексты и выразите своё отношение к поступкам героев рассказов.
1 группа- «Пусть я буду вашей, бабушка…»
2 группа - «Мишкин велосипед»
3 группа - «Отломанная ветка»
Дети самостоятельно читают рассказы. Подготавливаются к чтению вслух.
Выразительное чтение. Обсуждение прочитанного.
РАБОТА ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Дети читают текст «Пусть я буду вашей, бабушка…» для всего класса. После прочтения идет работа по содержанию:
- Что понравилось, а что – нет?
- Назовите героев;
- Кто поступил правильно, почему вы так считаете?
-Кто из героев у вас вызывает жалость, почему?
- А как бы вы поступили на месте девочки?
-Назовите, какой по характеру и своим поступкам была девочка;
- Чему же учит это произведение?
(Учит доброте, что необходимо заботиться о стареньких, что возле нас много живет одиноких людей, которым необходима наша забота, учит милосердию ).
Словарная работа: пояснение смысла слова – МИЛОСЕРДИЕ.
РАБОТА ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Чтение детьми текста «Мишкин велосипед». Остальные дети класса внимательно слушают. После прочтения идет работа по содержанию.
-Что купили родители Мишке?
- Как вы думаете, он очень обрадовался?
-Хотел ли он на нем кататься?
-А почему же он не катался, а катались все ребята, кроме него?
- Как вы оцениваете поступок Мишки?
- Как его поступок оценила мама? Почему ? (Она была рада тому, что вырастила хорошего сына, который уважает товарищей и не жадничает).
- Чему учит нас это произведение?
(Учит доброте к товарищам, учит быть не жадным, учит щедрости)
Словарная работа: ЩЕДРОСТЬ.
РАБОТА ТРЕТЕЙ ГРУППЫ.
Чтение вслух рассказа «Сломанная ветка».
Работа по содержанию.
- Какова, на ваш взгляд. главная мысль рассказа?
- Приведите примеры того, как человек своими неразумными действиями наносит непоправимый вред природе.
- Так чему учит нас В.А. Сухомлинский этим произведением?
( Доброте к окружающему нас миру; тому, что нам надо беречь и охранять природу; тому, что нельзя брать пример с людей, которые поступают плохо). - Какую моральную норму отношения к природе культурного человека можно сформулировать по этому рассказу? ( Ответы детей)
-Верно, дети. Мы все зависим от природы. Беречь и охранять окружающий нас мир – это долг каждого человека на земле.
В этих рассказах вы встретились с разными человеческими качествами: добром и злом, с милосердием, щедростью и безразличием.
- Какие качества вы цените в людях?
- Давайте поиграем! Если ребенок совершает добрые поступки, вы хлопаете в ладони, а плохие - нет.
1. Помогает маме
2. Обижает друзей
3. Кричит, когда кто-то отдыхает
4. Бережет природу
5. Обманывает
6. Хорошо учится
7. Защищает более слабого.
8. Всегда здоровается
9. Помогает друзьям.
- Вы часто видели по телевизору как ведущая задает вопрос гостям в студии.
Предлагаю вам по очереди стать ведущими в студии и задать друг другу вопросы по теме сегодняшнего урока
Игра: "Микрофон"
IV. Домашнее задание
Подготовиться к выставке работ «Добрые дела». Нарисовать свое доброе дело.
V. Итог урока.
-А закончить урок хотелось бы словами В.А. Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир».
Звучит песня «Дорога добра»